Городок художников. В. Масловка, д. №9. Жители. Часть 3.

Feb 06, 2023 12:50

                    Городок художников. В. Масловка, д. №9. Жители. Часть 3.
      Часть1. Часть 2.

Первый дом художников на В. Масловке был построен в 1930 - 1931 г.  Его первыми жителями стали как пишет художник-реставратор Хвостенко Т.В. в своей книге "Вечера на Масловке близ Динамо"  - "П. Радимов... , Е.Кацман, Е.Львов, С.Тавасиев, В.Сергеев, Д.Шварц, С.Алешин, Г.Шегаль, П.Покаржевский, К.Молчанов, Б.Иогансон, С.Луппов, И.Чашников, Н.Белянин, Н.Шестопалов, К.Максимов, Ф.Лехт, Е.Ряжский, А.Кибрик, Н.Коршунов, Л.Соловьев, К.Корыгин, А.Немов, П.Шухмин, А.Каневский, Николай Митрофанович и Наталья Яковлевна  Никоновы..." и многие другие. Я не берусь рассказать обо всех творцах, живших в этом доме, а расскажу немного подробнее лишь о некоторых из них.
    В. Масловка, дом №9 - первый дом, построенный в Городке художников.


Свой рассказ о жителях этого дома я начну с Павла Александровича Радимова (1887 - 1967 гг.), легенды Масловки. Во-первых Хвостенко пишет, что квартиру он получил последним, пусть тут будет первым, Во-вторых, именно по его картире мы знаем, как выглядела Верхняя Масловка в тридцатые годы.
       Худ. Радимов П.А. Масловка. 1935 г.


В третьих - знаменитая пивная на В. Масловке ( о ней здесь) именно в его честь в народе именовалась "Радимовкой". И главное - Радимов был интересен как личность, недаром почти во всех воспоминаниях не забывают упомянуть и его.
                                                                    Фешин Н.И. Портрет Радимова П.А.
                                                             

Поэт и художник Павел Радимов родился в семье сельского священника, в его роду все были дьячками или священниками. Окончил рязанскую семинарию затем поступил на филологический факультет в Казанский университет. После окончания университета в 1911 г. Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. Еще до революции выпустил несколько сборников стихов, а впоследствии он стал последним председателем Всероссийского союза поэтов, организации, просуществовавшей до 1929 года.
     Вспоминая Радимова, Хвостенко Т.В. пишет - "Первые книги своих стихов Радимов опубликовал в 1914 году. Как-то в Москве на очередном вечере молодых поэтов, устроенном с целью их поддержки, Радимов прочитал свое стихотворение "Журавли". Есенин похвалил поэта и предложил ему свою дружбу...  ".
    Правда, Маяковский и Н. Гумелев не лестно отзывались о поэзии П.Радимова.
    В статье здесь В. Енишерлова об этом написано - "...целая галерея портретов "крестьянских поэтов", которых стремился объединить и поддержать Городецкий и которых петербургские эстеты обвиняли в "квасном патриотизме", "лапотности" и т.п. Отзвук этого "презрения к поэтам, пляшущим русскую", есть, например, в "Поэме без героя"  у Ахматовой. А в графике С.М.Городецкого мы видим (портреты) С.Клычкова, А.Ширяевца, П.Радимова, С.Есенина, Н.Клюева, А.Ремизова, Н.Рериха…"
     В заметке того же автора здесь упоминается - "В бумагах С.Городецкого нашелся и вариант дружеского шаржа Д.Моора "Поэты", выполненный в 1920-х годах. На нем витийствующего Пастернака внимательно слушают С.Городецкий, Н.Асеев, Демьян Бедный, художник и поэт П.Радимов. Нарисовано остро, свободно и очень похоже".
               Худ. Д.Моор. "П.Радимов, Демьян Бедный, Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Городецкий". Дружеский шарж. 1920-е годы.
                               

Со временем Радимов попав под кампанию "раскулачивания кулацких поэтов" перестал писать стихи, но удивительно, с какими разными людьми связывала судьба П.Радимова в эти годы.
     Одновременно Павел Александрович занимался живописью. С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину "Старый мезонин". А в 1918 г. был избран главой Товарищества передвижников, как оказалось в дальнейшем, тоже ств последним главой этого товарищества.
     Вообще, он был человеком необычайной энергии, после революции стал одним из организаторов Ассоциация художников революционной России.
     ХвостенкоТ.В. пишет - "В искусстве, как и в жизни, Павла Радимова отличали удивительная честность, одержимость и трудолюбие... Вместе с другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом он получил творческую мастерскую в Кремле". Видимо, тогда он подружился, работая в Кремле, с Луначарским, Ворошиловым и Буденным. Павел Александрович работал в разных жанрах, он писал как на социальные темы, так и бытовые. Среди его работ есть и портреты вождей  А.В. Луначарского, М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, Клары Цеткин, Василия Коларова, Георгия Димитрова и портреты простых людей.
     Но П.А. Радимов прежде всего пейзажист. У него свой стиль. Есть что-то наивное, безыскусственное в его живописи. Все так просто: и манера письма, и колорит, и сюжеты. Но, небольшие, часто миниатюрные картины П.А. Радимова напоены дыханием русской природы.
     Радимов П.А. Осенний пейзаж. 1937 г.


Радимов П.А. Околица. 1943 г.


Радимов П.А. Весенний пейзаж с рекой. 1960-е г.


Не чужд был Павел Александрович и земных радостей. Нередко, как и другие художники, он посещал знаменитую пивную на Масловке "Радимовку", как вспоминает Хвостенко Т.В., "  - "названная так потому, что Павел Радимов как-то устроил в ней свою персональную выставку для "пьяниц" нашего района. Они, по его уверению, нуждались в духовной пище. Когда часть его работ пропала, он даже обрадовался: раз его картины так быстро стянули, значит, они нравятся народу". В пивной "Радимов, случалось, тоже перебирал, и еле шел домой. По дороге он останавливался около телеграфного столба и, обхватив его руками, читал свои стихи вперемешку со стихами Горация".
      Павел Александрович Радимов был человеком, страстно влюбленным в жизнь. И на склоне лет он, сильный и спокойный, поражал всякого, кто с ним знакомился, своей энергией, веселостью, широтой интересов и увлечений. Он очень любил гостей, вне зависимости от того кем был его гость, и всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, всегда покоряло удивительное и очень искреннее гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества".
                                                   Ильин Е.В. Абрамцевский пан. Портрет Радимова П.А.
                               

Кроме уже перечисленных людей, среди тех, с кем встречался и беседовал Павел Радимов об искусстве, о поэзии, дружил, спорил, - были  М. Горький, В. Брюсов, И. Репин, А. Архипов, С. Малютин, Н. Фешин, Н. Касаткин, Д. Фурманов, А. Головин и А. Нежданова и много других, людей.
     Следующий художник, о котором мне хочется рассказать - это Николай Иванович Шестопалов (1875 - 1954 гг.). Родом он крестьянин из Пензенской губернии. Окончив церковно-приходскую школу, переехал в Санкт-Петербург, учился в школе Общества поощрения художников, а затем в студии княгини Марии Тенишевой у Ильи Репина.
                                                                     Худ. Шестопалов Николай Иванович.
                                                               

Увидев первые работы начинающего художника, Репин начал направлять его путь, во многом сформировав вкус Николая Ивановича. Илья Ефимович, понимая сложность материального положения и важность обучения для молодого таланта, устроил Шестопалова на железную дорогу и позаботился, чтобы ему предоставили график, удобный для занятий живописью, но позволяющий сносно жить.
     Одновременно с обучением в студии Тенишевой, юноша занимается офортом у профессора В. В. Матэ и Л.Е. Дмитриева-Кавказского. писал этюды на природе.
     Получив навыки академического рисунка, графики и живописи. в революционный, 1905 год, Шестопалов вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным основал журнал "Зритель".
     После революции 1905 года, он уезжает в Германию в Мюнхен, где продолжает учиться и работать в студии профессора Г. Книрра. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравший в себя и русскую традиционно-реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.
     Вернувшись в 1907 г. в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок), "Мира искусства" и группы "Новое товарищество художников" (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций.
    В 1914 году художник едет в Италию, где он набирается опыта и впечатлений... Больше всего впечатлений дали ему Рим, Флоренция, Сиена, Генуя.
                                                       Шестопалов Н.И. Флоренция. Ponte St. Trinita. 1914 г.
                                    

Вернувшись с началом Первой мировой войны из итальянского путешествия в Россию, Шестопалов начинает фиксировать те удивительные образы русской усадьбы, которые к тому времени посчастливилось ему посетить.
       В это время в круг общения Николая Ивановича входили А. Бенуа, Добужинский, Бакст - те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника - привычному реализму, в особенности "социальности" передвижников.
       Однако Шестопалов,  в отличие от того же Александра Бенуа, так любившего Версаль и все "заморское", обращается к картинкам русской провинции, оставаясь приверженцем академических живописных традиций.
                                                                     Шестопалов Н.И. Маска А.С. Пушкина. 1915 г.
                                    

После революции Шестопалов продолжает писать пейзажи, в которых фиксирует образы ушедшей жизни, потерянной навсегда, но такой манящей, сказочной, изображая архитектуру и интерьеры прошлых веков, но теперь уже к сожалению в стол.
                                                          Шестопалов Н.И. Интерьер. Первая четверть XX века.
                                    

С 1922 г., т. е с момента основания, он член АХРР (Ассоциация художников революционной России); она же с 1928 года - АХР (Ассоциация художников революции), участник всех ее выставок. Сам о себе он говорит, отвечая на вопрос "Как Вы восприняли революцию?" во время чистки рядов АХРР: "Относился не враждебно, по-обывательски,  ворчал на некоторые неудобства. Из старых мастеров предпочитаю Веласкеса".
       Удивительо, что даже работая на соцзаказ, он умудрялся изобразить индустриальные пейзажи и даже уже  - цеха, стройки и тому подобно так, что их хочется подолгу рассматривать не отрывая глаз.
                                                                  Шестопалов Н.И. В цехе № 2. 1929 г.    


Проживая в Городке художников, Шестопалов писал и Масловку, с двумя его работами я Вас уже знакомила здесь, а вот еще один его пейзаж этой же улицы.
     Шестопалов Н.И. Зима. Масловка. 1950-е годы.


В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX века.Умер художник в 1954 году, оставив после себя не раскрытые странницы своего творчества.
      Еще один художник, о котором стоит рассказать  - это Нюренберг Амшей Маркович (1997 - 1979 гг.). У него была  удивительно интересная судьба, о которой он написал мемуары "Воспоминания, встречи, мысли об искусстве" (в этой книге он много по кому прошелся, я еще буду цитировать отрывки из нее в дальнейшем).
                                                                        Худ. Амшей  Маркович Нюренберг
                                                                

О. Трифонова-Тангян, внучка художника, пишет о нем - "Амшея в свое время называли "московским Рембрандтом", отмечали в его творчестве элементы импрессионизма...  В 15 лет Нюренберг  выставил в местной лавке бюст Льва Толстого. Скульптуру заметил местный  меценат, господин Бернс - образованный человек, немец по происхождению.  Он захотел познакомиться с мальчиком, тот ему понравился, и Бернс дал  Амшею денег для получения художественного образования. В 1911 году  Нюренберг закончил живописно-скульптурное отделение Одесского  художественного училища по классу профессора Кириака Костанди и в том же  году отправился на поиски счастья в Париж...  Для Нюренберга, как и для многих других живописцев, Париж явился пробным камнем его состоятельности... В Париже Нюренберг делил ателье с Марком Шагалом, с которым подружился на всю жизнь, жил бедно и вернулся в Одессу в 1913 г. с подозрением на туберкулез. В Одессе Нюренберг стал одним из организаторов авангардистской группы, которую сейчас называют "Одесскими парижанами". Художники устраивали сезонные выставки наподобие Осенних и Весенних салонов в Париже. Их работы покупали коллекционеры, о них много писали в прессе.
      Во второй половине 1910-х гг. Нюренберг переходит к кубистическим экспериментам в области формы в духе Сезанна и раннего Дерена, о чем свидетельствуют его картины "Белые паруса" и "Купальщики" (обе 1916 г.)
      Амшей Нюренберг "Белые паруса". 1916 г.


В 1915 году Нюренберг приехал в Москву навестить своего друга, художника Виктора Мидлера. Здесь он и познакомился со своей будущей женой... Дед сразу влюбился и женился". Не помешало браку даже то, что Нюренберг был евреем, а его жена Полина Мамичева была дочерью московского купца-старообрядца, владевшего магазинами фруктов на Сретенке. До конца жизни у нее над кроватью висела икона старообрядцев 18 века, полученная ею в подарок от матери.
      "Полина была красива. Вначале она мечтала о карьере балерины, но под влиянием мужа стала писать картины в стиле кубистов и выставлять их на одесских выставках. Ее "Натюрморт с зеленой бутылкой" (1918) стал в последнее время часто упоминаться как ранний образец русского кубизма.
                                             Мамичева-Нюренберг П.Н. Натюрморт с зелёной бутылкой. 1918 г
                                  

Сразу после революции Нюренберг некоторое время был комиссаром искусств в Одессе, отвечая за сохранение культурных ценностей, а в 1920 г. окончательно перебрался с женой-москвичкой в Москву. Он работал в Окнах РОСТА Маяковского, преподавал во ВХУТЕМАСе французское искусство. Дед много рисовал Ленина, однажды с натуры, когда организовал его визит во ВХУТЕМАС. Гипсовый бюст Ленина стоял у него дома на подоконнике. И даже свою дочь он назвал Нинель, что в обратном порядке читалось как Ленин".
      В 1924 году выпустил книгу - А.М.Нюренберг "Поль Сезанн", типография ВХУТЕМАСа, Москва.
      Далее опять О. Трифонова-Тангян - "После возобновления дипломатических отношений с Францией в 1926 г. был послан Луначарским в Париж "культурным послом" для чтения лекций о новом советском искусстве. В Париж Нюренберг отправился вместе с женой Полиной и дочкой Нелей. Снова посещал Марка Шагала, так что моя мама в детстве тоже его видела. Бабушка потом говорила, что им не надо было возвращаться в Россию. Мне кажется, большая часть жизни Нюренберга и Мамичевой в Москве была омрачена страхами. Они скрывали ото всех, даже от меня, тот факт, что одесский коллекционер Яков Перемен увез их ранние работы в 1919 году в Палестину (их обнаружили лишь в 2006 г. и выставляли в Израиле, Америке и Украине). Нюренберги старались не упоминать имя Шагала, когда в России начались нападки на авангард, на французское искуство, на импрессионизм.
       Нюренберг А.М. Одесская набережная 1961 г.


Потом была война, после войны борьба с безродными космополитами. Все это Нюренберг выдержал.Страшным ударом явилась для него смерть единственной дочери - Нелечки".
      Здесь надо пояснить. Дочь Нюренберга Нинель стала оперной певицей, была солисткой в Большом театре, выступала под всевдонимом Нинель Нелина (1923 - 1966 гг.). Ее вторым мужем стал писатель Юрий Трифонов (1925 - 1981 гг.).. Он жил в этом доме в пятидесятые годы и прожил тут около шести лет. (о других адресах Юрия Трифонова я писала здесь и здесь). В этом браке у них родилась дочь Ольга (впоследствии Трифонова-Тангян, ее воспоминания я тут и цитирую). В браке они прожили пятнадцать лет, но потом у обоих наступил творческий кризис и отношения разладились. Вот, что пишет об этом их дочь (об отце) -  ".. устав от слишком экстравагантной жены - красавицы и оперной дивы". (о матери) "Моя мать обладала взрывным характером, была резкой на язык и не щадила самолюбий. Это, конечно, осложняло ее работу в Большом театре, отношения с друзьями и даже с отцом".
      И далее она же в одном из интервью говорит - "Когда мама умерла, я была подростком, и, как Вы понимаете, никто мне о Берии не рассказывал - ни отец, ни бабушка с дедушкой. Однако позже до меня дошел слух, что после разоблачения сталинизма в Большой театр поступил большой список певиц и балерин, которых привозили в особняк Берии, где значилась и моя мама. Жизнь моей мамы эта неприятная история не поломала и на отношения с отцом не повлияла. На самом деле, конфликты у матери с отцом происходили совсем на другой почве. Главная проблема состояла в том, что оба были творческие личности. И оба очень рано стали успешными. Но в 1960-е годы оба переживали творческий кризис. Оба нервничали и не щадили самолюбия друг друга. Теща настраивала дочь против мужа, свекровь "не одобряла" невестку. Отец сумел преодолеть кризис, нашел в себе силы начать все заново. Мама не смогла. Она была слишком экспансивная, невыдержанная. У отца были крепче характер, крепче нервы. Но он сознавал, что не смог поддержать маму, оставил ее наедине с самой собой, эгоистически махнув на все рукой. Почему она оказалась одна в Друскининкае? Почему он не приехал, когда она попросила его об этом по телефону? Совесть мучила его очень долго, создавая ту почву, на которой выросли его лучшие произведения".
     Сам Трифонов, думая о своей рано умершей жене, писал - ". Мы прожили с ней пятнадцать лет до ее  внезапной смерти на литовском курорте…   Летающие любовники Шагала - это  мы все, кто плавает в синем небе судьбы. Я догадался об этом позже".
      Трифонов же был до последнего времени  единственным хроникером жизни художника. Он уважал его и неизменно интересовался его богатой биографией. Образ Нюренберга  появляется в московских повестях Трифонова: в "Обмене", "Долгом  прощании", "Другой жизни". Нюренбергу посвящен рассказ Трифонова "Посещение  Марка Шагала"
     ..Дед Нюренберг вначале был рад и горд тем, что его зять - известный писатель, лауреат Сталинской премии. Он вел с ним бесконечные беседы об искусстве и литературе. Его отношение к отцу полностью испортилось после смерти мамы. В рассказе "Посещение Марка Шагала" Трифонов кратко охарактеризовал отношение тестя: "сначала меня любил, потом возненавидел".
       Как и многие другие художники, Нюренберг тоже писал Масловку, я уже знакомила Вас с этими его работами, но приведу их тут еще раз.
       Нюренберг А. Зима на Масловке. Пасмурный день. 1950 г.


Нюренберг А.М. Зима на Масловке с коньками. 1950 г.


Амшей Маркович Нюренберг умер в Москве в 1979 г. в возрасте 91 года. Незадолго до смерти в 1974 г. Нюренберг еще раз встретился с Марком Шагалом, когда тот, овеянный славой, по приглашению советского правительства приезжал в Москву.
    В отличии от Нюренберга, который хотя и всю жизнь боялся, но дожил до глубокой старости и умер своей смертью, судьба некоторых других жителей этого дома оказалась трагичной.
    Речь идет о художнике Максимове Константине Ивановие (1893 - 1939 гг.). Первоначальное художественное образование он получил в студии худ. П.А. Власова  в Астрахани. В 1913 г. приехал в Москву и стал работать в студиях М.В. Леблан и И.И. Машкова, а затем в 1914 г. поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917 г. по мастерской К.А. Коровина и С.В. Малютина. С 1918 г. в течение нескольких лет вел художественно-педагогическую работу. С 1918 г. в течение нескольких лет вел художественно-педагогическую работу. Участвовать на выставках начал с 1917 г. В 1922 г. вступил в АХР и участвовал на всех выставках Ассоциации.
    Арестован 17 июня 1938 года. Инкриминировано создание и руководство контрреволюционной террористической организацией, куда входили художники Г. Д. Лавров и А. В. Григорьев. Приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР (2.03.1939). Приговор приведен в исполнение на следующий день. Захоронен в Коммунарке. В 1956 г. был реалибитирован, однако, жизни уже не вернешь.
   Картины Максимова К.И. хранятся в Русском музее, Музее революции и др., но мне удалось найти только одну его картину.
    Максимов К. И. Детский сад, 1930 г.


Заканчивать рассказ о жителях этого дома на такой трагической ноте мне не хочется, поэтому в следующей части я расскажу еще о некоторых его жителях..
     Верхняя Масловка, дом №9.


Продолжение в следуюшей части.

Городок художников. В. Масловка, д. №9. Жители. Часть 4.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Ольга Трифонова-Тангян; Амшей Нюренберг. Воспоминания, встречи, мысли об искусстве; https://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1046 и др.

старая Москва, Динамо, Петровский парк, Прогулки по Москве, Городок Художников на Масловке, достопримечательности

Previous post Next post
Up