Ленинградский проспект. Стадион ЦСКА. Прошлое и настоящее. Часть 11.
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4А.
Часть 4Б.
Часть 5. Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Нечетная сторона.
В 1965 году, на месте прежних ангаров, на противоположном участке от улицы Пилота Нестерова до ул Степана Супруна на Ленинградском проспекте возводится новое здание городского аэровокзала, дом №37к6 (еще об одном здании аэровокзала расскажу, когда дойдем до этого места).
Чуть позднее двух двенадцатиэтажных высотных зданий по бокам, в одном из них №37к3 располагалось Министерство Гражданской авиации, а в другом №37к5 гостиница Аэрофлот. Построен комплекс был по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, Ю. Р. Рабаева и других.
Не знаю, как для остальных, но для жителей района было очень удобным расположение вокзала. Всегда можно было без проблем добраться в любой аэропорт, практически каждые полчаса от аэровокзала отправлялись автобусы в Шереметьево, Внуково, Домодедово, и также вернуться обратно.
Я и сама неоднократно пользовалась этими услугами.
При аэровокзале был ресторан, в котором отдыхали авиапассажиры, а москвичи любили справлять здесь всевозможные банкеты, тут я гуляла на свадьбе своей подруги. В ресторан можно было попасть как из самого здания аэровокзала, так и по лестнице (на фото слева за автобусом) с улицы. Вот нашла меню этого ресторана за 1967 г., выложенное в посте
здесь у уважаемого
valaamov_osel . Презабавное чтиво, например, севрюга горячего копчения за 55 коп. или вот, молоко кипяченое за 8 коп. (учитывалось, что в ресторан могут с родителями придти дети, которым нужно молоко).
Внутренние интерьеры аэровокзала были оформлены З.К.Церетели в соавторстве с Г.М.Аджиашвили.
В зале аэровокзала были выставлены модели самолетов с прозрачной обшивкой с одного борта, и можно было рассмотреть пилотскую кабину и салон, и даже людей, "бродящих" по салону.
В книге "Москва. Путеводитель по районам" 1981 г. издания сообщалось "Преобразился Московский городской аэровокзал. Заново перепланированы и отделаны его интерьеры, заменены оборудование и мебель. Здесь появились помещения, в которых разместилась автоматизированная система продажи билетов и бронирования мест "Сирена".
В начале двухтысячных годов из-за пробок на дорогах и безопасности аэровокзал был переоборудован в очередной торговый центр под названием "Авиасити".
Сам аэродром, расположенный за зданием аэровокзала, откуда брали старт первых рекордных полетов многие прославленные советские летчики, последние годы использовался как испытательный полигон. Последним крупным испытанием новой техники, проведенным на Центральном аэродроме, стал полет аэробуса Ил-86 в 1976 году.
Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии. В том же году аэродром, вошедший в историю авиации, был закрыт, на остатках взлётной полосы расположена брошенная авиационная техника. На этом месте планировалось организовать "Музей авиации на Ходынском поле", однако этим планам не суждено было сбыться. По состоянию на октябрь 2012 года, часть несостоявшихся экспонатов разрезана на металлолом, а наиболее хорошо сохранившиеся выкуплены частным Музеем техники.
Из двух 12-этажных зданий, одно сейчас занимает трехзвездочная гостиница "Аэрополис", бывшая перестроенная гостиница "Аэрофлот".
Другое сейчас Московский областной банк. В результате нарушен единый ансамбль, теперь здания смотрятся разнородными.
Такой вид, видимо, тоже будет радовать не долго, сейчас планируется построить вот это. Информация
отсюда.
Далее по проспекту, за комплексом зданий аэровокзала, разместилась спортивная база ЦСКА.
Для наглядности, размещаю карту, чтобы было понятно, где какое здание стоит, хотя и на ней не удалось вывести все здания с номерами.
Дом №39к9. Самой первой постройкой на этом месте был плавательный бассейн, который начал строиться в начале 1950-х годов по приказу
сына Сталина - Василия, в то время являющимся командующим ВВС Московского военного округа, штаб ВВС находился по соседству, об этом в следующем посте.
После смерти Иосифа Виссарионовича, скончавшегося 5 марта 1953 г., менее чем через два месяца был арестован и его сын - Василий Сталин, кроме обвинения в антисоветской пропаганде и агитации, он был обвинен и в растрате и приговорен в 8-ми годам тюрьмы.
Вот, что он сам рассказывал на допросе об этом строительстве "Бесспорно, что я занимался не своим делом и никто, конечно, мне не поручал строить водный бассейн. Одной из побудительных причин к этому явилась мастер спорта по плаванию моя сожительница Васильева Капитолина (спортсменка, неоднократная чемпионка СССР по плаванию, заслуженный тренер СССР - гражданская жена В.И. Сталина. Кстати, здесь можно
посмотреть передачу с ее воспоминаниями о себе и В.Сталине). Васильева меня подбила на сооружение водного бассейна и, желая угодить ей, а, также рассчитывая популяризировать себя сооружением бассейна, я поставил перед собой задачу осуществить эту затею. Бассейн строился на территории одного из ангаров Центрального аэродрома без утвержденного технического проекта и смет. И только после начала строительства, в конце 1951 г., я решил добиться в Военном министерстве получения ассигнований на сооружение бассейна. В ноябре 1951 г., обратившись за получением денег на строительство бассейна к военному министру Советского Союза Василевскому, я ввел его в заблуждение, сказав, что мне поручено отцом организовать спортивную работу в ВВС, Василевский отпустил на это строительство вначале 700000 рублей, а затем, в конце января 1952 года, по моему настоянию он же дополнительно утвердил расходы еще на 1 миллион 500 тысяч рублей. Как я уже показал выше, это строительство так и не было закончено, и в августе 1952 года, т.е. к тому времени, когда я был освобожден от занимаемой должности, работы по постройке водного бассейна находились только в начальной стадии. Помимо сооружения водного бассейна я занимался и другими строительными делами."
Одна из сцен телесериала "Московская сага" с участием сына вождя и его возлюбленной Капы снята именно в интерьере армейского бассейна.
Постройка закрытого плавательного бассейна для воинов-спортсменов была завершена только в 1954 году, он стал первым в столице бассейном олимпийского стандарта - 50 метров и был рассчитан на две тысячи зрителей.
Он был построен по проекту Б.И. Аверинцева, Н.И.Гайгарова и инженера-конструктора П. Аксёнова.
На фронтоне фасада размещен скульптурный мозаичный картуш - украшение в виде полуразвернутого свитка, работы выдающегося художника В.А. Фаворского и его помощников, скульпторов А. Зеленского и Д. Шаховского. Мало кто знает, но этого панно на здании могло бы и не быть. Вот как об этом пишет Ю.Гайгаров - "Отделочные работы по фасадам были закончены, оставалось только смонтировать уже готовый рельеф, от которого руководство строителей готово было отказаться: "Мол и так хорошо". Но на наше счастье на расположенный рядом аэродром как-то приземлился самолет Министерства обороны СССР. Маршал Советского Союза А.М.Василевский вышел из самолета, сел в машину и подъехал к строительству, где руководство доложило, что все готово к сдаче бассейна, но вот осталось только установить рельеф, который задерживает сдачу всего здания. Маршал внимательно выслушал, и узнав, что рельеф готов, сказал: «Ну что же, будет еще красивей, надо ставить» - сел в машину и уехал. Слова маршала были равносильны приказу и панно с мозаикой через несколько дней установили".
Внутри и снаружи в оформлении здания присутствует водная и армейская тематика. При реконструкции 60-70 годов в холл были добавлены многочисленные китчевые полотна на спортивную и военно-спортивную тему. В этом году бассейн был отреставрирован и вновь открыл свои двери.
Для меня это здание является самой любимой постройкой на территории ЦСКА, в юности я сама неоднократно его посещала, а затем здесь несколько лет занималась моя дочь.
Даже сегодня бассейн ЦСКА - один из лучших в Москве.
По Генеральному плану начала 50-х годов планировался полный вывод отсюда авиации с превращением всей свободной площади поля в озелененную "рекреационную" зону, предназначенную для отдыха жителей столицы, но со временем планы ликвидации аэродрома были "отставлены", тем не менее комплекс ЦСКА продолжал расширяться.
Дом 39с11. (расположен напротив бассейна перед д.39с7). Здание, в котором располагается армейский гимнастический зал, - самое пожилое из всех спортивных объектов ЦСКА на Ленинградском проспекте. Более того, первые два десятка лет своего существования оно не имело никакого отношения к спорту. Ведь построенный в 1935 году самолетный ангар принадлежал военному аэродрому, причем поговаривают, что в нем даже квартировал личный воздушный транспорт самого Василия Сталина. Затем на некоторое время сюда перевели и разместили автомотокоманду.
И только после реконструкции в 1958 году сооружение преобразовалось в гимнастический зал. В 60-е годы минувшего века этот зал стал тренировочной базой не только для армейских спортсменов, но и для гимнастической сборной СССР.
Дом №39с41. Первый Ледовый дворец был построен в начале 60-х гг. Сейчас, чаще всего, в интернете можно встретить дату - 1964 г. Однако в путеводителе Ф. Курлата, 1975 г. издания, называется 1962 г. постройки, а в книге "Москва. 850 лет. САО", 1997 г. издания, сообщает "В октябре 1961 года открылся Дворец спорта ЦСКА, предназначенный для соревнований по хоккею с шайбой, в котором блистали армейские спортсмены, а также для баскетбола, ручного мяча, волейбола и других игр".
В конце 70-х ггодов с обратной стороны у Ледового дворца обрушились раздевалки. Повезло, что случилось это ночью, никто не пострадал.
В 1991 г. на этом месте был построен новый Ледовый спортивный дворец. Рассчитан он был на 5600 мест. В нем два тренировочных зала .
Кроме хоккеистов из основной команды ЦСКА на льду ежедневно занимались воспитанники детско-юношеских школ олимпийского резерва по хоккею и фигурному катанию. В 2006 г в соседнем здании выстроили еще один каток.
Сейчас собираются на этом же месте построить новый, третий по счету дворец на 14000 мест для зрителей.
Следующие здания на стадионе стоят в глубине проспекта, но числятся все равно по Ленинградскому проспекту, поэтому расскажу и о них.
Дом №39с12. (расположен на карте за д.39с27). В1966 году здесь появляется еще один уникальный спортивный объект - это Дворец Тенниса, он возводился по спецпроекту под патронатом тогдашнего министра обороны СССР Андрея Гречко. Сферическая конструкция перекрытий Дворца позволила поднять потолок на высоту 17 метров - достаточно для крученых и не очень «свечей», постоянно "зажигаемых" теннисистами на корте. Впрочем, и без "свечей" здесь светло: тщательно продуманная система освещения подобрана настолько удачно, что электрические лампы ни под каким углом зрения не слепят игроков, а, напротив, равномерно насыщают зал светом. Во Дворце два основных и один тренировочный корт.
Дом №39с27. Несколько позднее, в 1971 году, соорудили Дворец тяжелой атлетики, включающий также залы для борьбы, бокса и фехтования. Кроме того, универсальный спортивный зал до Олимпиады 80-го года был одним из залов, подходящих для проведения международных соревнований по баскетболу, волейболу, фехтованию, акробатике и пр., много лет он также являлся тренировочным залом женской сборной СССР по баскетболу, тренером которой в то время был А.Я.Гомельский.
Сейчас он называется Дворец спортивных единоборств, в шести его залах на сегодняшний день занимаются представители вольной и греко-римской борьбы, бокса, мужского и женского дзюдо, самбо, фехтования.
Два следующий спортивных объекта появились здесь к Олимпиаде -80.
Дом №39с1 разместился за аэровокзалом вдоль улицы Авиаконстрктора Микояна - это одно из самых грандиозных специализированных сооружений российской столицы Легкоотлетическо-футбольный клуб (ЛФК). Впечатляет ЛФК прежде всего своими размерами: 318 метров в длину, 190 - в ширину, 21 - в высоту. Здесь под одной крышей соседствуют футбольное поле практически стандартных размеров и просторный манеж для легкоатлетических экзерсисов, меньшими параметрами никак не обойтись. Тем более что здесь же нашлось место еще для двух залов - художественной гимнастики и мини-футбола.
Авторы проекта Ю. Кривущенко (руководитель), А. Чекмарев при участии Г. Антимонова, Д. Рагозина и др.. Был сдан в эксплуатацию в 1979 году.
Лев Колодный в своей книге "Края Москвы" восторженно пишет об этом сооружении "Иной масштаб, иная отделка, иная архитектура, хотя и родственная прежней, но более радостная, светлая, раскованная, крупномасштабная. Эту архитектуру можно было бы назвать олимпийской. Архитектура, забывшая о стеснявших ее конструкциях. Над полем построено здание, чья крыша (размер 320Х120 м) легла на стены, разбежавшиеся друг от друга на сотни метров. Внутри не видно ни одной опоры. Да и крыша кажется с земли золотым крылом. Стены из белого камня и стекла со стороны поля выглядят театральной сценой, где на зеленом ковре цвета майской травы мы видели олимпийские состязания. Под одной крышей - футбольное поле и легкоатлетический манеж. Иду вдоль прозрачной стены. С одной стороны ветер, снег, а с другой - зеленый ковер, бордовые беговые дорожки, красные и желтые трибуны, способные принять 12 тыс. зрителей!"
Дом №39с3 - это универсальный спортивный комплекс ЦСКА имени А. Я. Гомельского. Он имеет спортивную арену (с трибунами на 5 000 мест) для проведения международных соревнований по баскетболу, мини-футболу, волейболу, гандболу, теннису, гимнастике спортивной и художественной, боксу, борьбе, фехтованию, восточным единоборствам и другим видам спорта.
Авторы проекта Ю. Кривущенко (руководитель), Г. Шерман при участии А. Андрющенко. и др.. Был сдан в эксплуатацию в 1979 году.
Дом №39с76. Последник крупным спортивным объектом, построенном здесь в 2008 г. является универсальный Спортивный зал (УСЗ) Он выделяется современной, легкой архитектурой (так написано на сайте ЦСКА. но лично мне так не кажется), а также своим оснащением и продуманностью.
В XXI веке на проспекте как грибы стали расти всевозможные офисные здания.
Дом №39а.Так, в 2003-2004 гг. здесь, слева от касс ЦСКА появляется бизнес-центр с выставочным комплексом "Мерседес-Бенц Плаза", построенное по проекту Б. Левянт и др. Объект состоит из двух объемов - стилобатной 2-х этажной части, вытянутой вдоль Ленинградского проспекта и возвышающейся над ней 9-ти этажной башни, треугольной в плане.
Несколько лет назад, мне удалось побывать в этом здании, там проходила какая-то фотовыставка. Оттуда открывается красивый вид на город, а Ходынское поле видно как на ладони, но поклонницей таких зданий я все же не являюсь.
С правой стороны от касс появилось сразу два новых здания.
Дом №39с14. В первом здании расположен "Горбачев фонд". Оно построено в 1999 году, архитекторы: Александр Локтев, Евгений Шурчков, Евгений Ковалев.
Дом №39с79 - а второе бизнес-центр "Скай Лайт", построенный совсем недавно. Его два, квадратные 27-этажных здания представляют собой две функционально независимые башни, объединенные пятиэтажным стилобатом, между собой они также соединены переходом на высоте 20 этажа. Сдан в эксплуатацию в 2012 г.
В одной
из статей в интернете прочла, что проект башен-близнецов выполнен германской фирмой "Мюллер" в сопровождении "Группы АБВ", а в Архитектурном атласе П. Кноха, 1913 г. издания, написано, что авторами проекта является компания "Эллер + Эллер", кто прав не знаю.
Продолжение.
Часть 12.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
Википедия;
http://www.etovidel.net/sights/city/moscow/id/_barelef,_bassejn_cska,_i_istoriia_ego_stroitelstva. ;
http://www.cska.ru/about.html и др.