Прошлое и настоящее. Ленинградский проспект. Часть 10.
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4А.
Часть 4Б.
Часть 5. Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Нечетная сторона.
Таким романтичным сегодня увидеть проспект не представляется возможным, а когда-то на этой аллейке стояли лавочки, сидели влюбленные, дети катались на велосипедах, да и я с друзьями в хорошую погоду возвращалась иногда домой пешком из центра.
Ах, как давно это было. Ну да ладно. Продолжаем виртуальное путешествие по проспекту. Для наглядности снова та же карта.
Сохранилась прекрасная фотография Ходынского поля и Петровского парка, снятая с аэроплана. Это фото из музея Авиации и космонавтики, оно датировано 1910 г.
На следующем панорамном фото виден отрезок Петербургского шоссе от Петровского дворца до современной улицы Серегина, ранее Пеговский переулок. На сайте ПастВью
этот снимок датирован 1930 г. Разберем это фото справа налево. Здание крайнее справа - это аэровокзал и командно-диспетчерский пункт 1920-х годов. В 1930-х здесь размещался штаб дальних перелетов.
Оно сохранилось до наших дней, правда неоднократно меняло свой облик.
Дом №37к10. Вот таким мы видим его в фильме 1924 г. "Папиросница от Моссельпрома", когда американский коммерсант прилетает в Москву, его самолет садится на Ходынском поле и мы видим здание аэровокзала. До постройки этого здания в начале 1920-х годов под аэровокзал использовался павильон Московского общества воздухоплавателей ( нем ниже). Вокзальная функция "свалилась" на него просто потому, что оно было ближайшим к главному входу на аэродром.
В числе первых пассажиров этого аэровокзала были также Сергей Есенин и Айседора Дункан. В 1923 году аналогичное путешествие совершили Владимир Маяковский и Лиля Брик.
На фото 1947 г. здание это слева, с большими стеклянными окнами второго этажа и с башенкой на крыше, а в центре въездные ворота на аэродром.
В 1960-х - это вертолетная станция для полетов в аэропорты Москвы. Вот таким этот домик помню я.
Без существенных изменений здание простояло на своём месте 90 лет, до весны этого года, когда её нынешние хозяева коммерсанты разобрали деревянные верхние этажи и выстроили на их месте кирпичный новодел. То есть подлинным остался только кирпичный первый этаж. А сейчас оно стоит заброшенное и никому не нужное, и его трудно узнать.
Далее на панорамном фото 1930 г. видна цепь ангаров, точную их принадлежность восстановить трудно, но по воспоминаниям авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева она была следующая "По краю аэродрома стояло несколько деревянных ангаров. Один ангар - нашего летного отряда, соседний принадлежал советско-германскому обществу «Дерулюфт». Дальше шли ангары, где собирались самолеты Р-1 производства бывшего московского велосипедного завода «Дукс», и еще дальше - ангар Московской школы военных летчиков... Полеты на аэродроме производились редко: было мало самолетов, и летали они только в хорошую погоду".
Длинный ангар, предположительно, школы летчиков, виден справа на фото 1921 г. за самолетом "Илья Муромец".
Расскажу немного об этих самолетах. Под этим названием в 1913 - 1918 гг. выпускалось несколько серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, разработанных под руководством И. И. Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе.
"Илья Муромец" стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На нем имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. Кроме того, на крыше салона у него имелась прогулочная палуба, куда во время движения могли выходить пассажиры.
Эти самолеты принимали активное участие в Первой мировой войне и совершили более 400-х боевых вылетов.
После революции они использовались для почтово-пассажирских перелетов из Москвы в Харьков. Последний раз поднимались в воздух в 1923 г.
Но вернемся к нашим постройкам, снова смотрим панорамную фотографию 1930 г.. Далее виден по характерной крыше один из ангаров фирмы "Дукс". Напомню, по воспоминаниям летчика Россинского, эта фирма поставила свои ангары на Ходынском поле одной из первых, так как они были необходимы для производства аэропланов, которые в последствии здесь же и испытывались, она владела 4-мя ангарами. Фото 1917 г.
За ним видна вышка Центральной аэронавигационной станции. Фото 1923 г.
Правда, мне непонятно, почему стрелка на сайте
ПастВью указывает в сторону современной гостиницы Аэростар, подскажите, кто знает.
Дом №37к9 - современное здание гостиницы "Аэростар" стоит в глубине проспекта, она была построена в 70-х годах прошлого века к Олимпиаде 1980 года архитектором Меерсоном А.Д., а в начале 90-х годов была полностью реконструирована.
Дом №37к1 и к2 - далее, ближе к проспекту, на этом отрезке сейчас стоят два здания, соединенные переходом - это Ространснадзор (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, д. 37.к1), здание раньше принадлежало МГА СССР, и Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта, соответственно д.37 к2).
Идем дальше. На старой фотографии 1915 - 1917 г. виден следующий отрезок старого аэродрома.
Справа виднеется вышка Центральной аэронавигационной станции, в центре ангары, а слева павильон Императорского московского общества воздухоплавателей (И.М.О.В.). В 1911 при И.М.о.в. была организована Московская школа авиации, где велась подготовка военных лётчиков и механиков, переподготовка лётчиков (освоение новых типов самолётов), а также проводились опытные работы и испытания самолётов и их вооружения.
Здание школы м.о.в. Фото 1915-1917 гг.
Общество было учреждено в 1910 г. Одним из его основателей был профессор Н. Е. Жуковский. В работе М. о. в. принимали участие учёные и изобретатели. М. о. в. имело свой аэродром на Ходынском поле. На поле стоял павильон м.о.в., располагался он напротив современной улицы Пилота Нестерова, левее от ворот, а сами ворота находились как раз напротив этой улицы. Название свое улица получила в честь летчика П. Н. Нестерова, автора знаменитой «петли Нестерова», который летал на специально построенном для него самолете "Моран". Предвоенные газеты июля 1914 г. сообщали, что "штабс-капитан Нестеров совершил несколько полетов на новом аппарате, во время которых поднимался на высоту до 1000 метров, планируя и делая спуск по спирали". Через месяц он погибнет в воздушном бою, впервые применив таран.
Первые въездные ворота выглядели так.
Следующие ворота были построены на средства промышленника Прохорова В.В. Хочется несколько слов написать об этом человеке, хотя достоверных сведений о нем немного.
Василий Васильевич Прохоров, потомственный почетный гражданин, был из рода текстильных предпринимателей Прохоровых (точное родство установить не удалось), предположительно, окончил И.М.Т.У. в 1912 г. по спец. инженер-механик. Женившись на Вере Григорьевне Зиминой, он получил огромное состояние, ее отец - Зимин Григорий Иванович из известной орехово-зуевской текстильной династии, а мать Людмила Викуловна из рода купцов Морозовых. Известно, по крайней мере, о двух его детях - дочери Вере (1908 - 1982 гг.) и сыне Борисе (1904 - 1928) .
Прохоров был одним из первых авиаторов в России. В 1910 г. он уехал во Францию учиться авиации, но во время полётов в По получил серьёзную травму. Вернувшись в Россию, в 1913 году Прохоров получил пилотский диплом. Еще он стал "соавтором" ряда Всероссийских рекордов, летая пассажиром с Габер-Влынским. Ему также принадлежит приоритет в практическом применении самолёта как транспортного средства. Как-то раз, В. Прохоров собирался из своего имения ехать в театр на балет, но лошадей подали поздно и на поезд он опоздал. Недолго думая, Прохоров во фраке и манишке приказал вывести свой "Моран", и во фрачном костюме уселся на пилотское место и улетел в Москву. На Ходынку он прилетел за 20 минут до прихода поезда на вокзал, и с аэродрома преспокойно уехал в театр.
Достопримечательностью Ходынского аэродрома был шикарный прохоровский павильон с ангаром. Над павильоном возвышалась статуя Икара с распростёртыми крыльями, а по углам стояли статуи греческих богинь - покровительниц искусств, под козырьком на фасаде красовалась философская надпись: "Vers les nouveaux de la vie etemele!" ("К новым берегам вечной жизни!"). Застеклённый павильон располагался прямо на крыше ангара. Его устлали коврами и украсили картинами.
Почётными посетителями павильона считались известные театральные деятели В.И.Немирович-Данченко и К.С.Станиславский. В ангаре хранился "Моран", на крыльях снизу была огромная надпись "Прохоровъ". Он часто летал и так же часто терпел аварии. Несмотря на это, на всех без исключения "Ведомостях сдачи аэропланов в полёте" за 1917 - начало 1918 гг. в графе "Директор аэродрома" стоит подпись Прохорова, подкреплённая личным штампом: "Пилот-инженер по сдаче аэропланов фабрики Акционерного общества "Дукс" военному ведомству". После 1917 года, когда ангар Прохорова национализировали, он часто посещал аэродром и наблюдал за полётами. Позже, когда аэродром закрыли, его часто видели на липовой аллее Ленинградского проспекта, откуда он наблюдал за полётами.
Ворота эти в стиле модерн были построены по проекту архитектора Льва Кекушев, сын которого в будущем сам станет известным авиатором.
Напротив павильона общества воздухоплавотелей стояло деревянное здание офицерского собрания. Над ним, как правило, висел полотняный конус - указатель направления ветра и шар или флаг, оранжевый или синий, означавший разрешение или запрет полетов. Справа находились мастерские и подсобные помещения школы авиации и ряд ангаров, где хранились самолеты школы и частных владельцев.
Вид в сторону Сокола от ворот аэродрома. Фото 1915 - 1917 г.
Постепенно полеты стали одним из городских развлечений, и любители их, бывало, ночевали у Ходынского аэродрома, чтобы поспеть к началу полетов. Многие полеты тогда кончались трагично - по традиции на местах падения самолетов товарищи погибших летчиков высевали красные маки, и сверху все Ходынское поле было покрыто красными кругами.
Вид аэродрома справа и слева от ворот. Фото 1913 г.
В конце 1917 деятельность Общества воздухоплавания прекратилась, аэродром получил название Центральный аэродром имени Л.Д.Троцкого, а с 1926 г. имени М.В.Фрунзе.
Вот так выглядел центральный вход после революции.
В своей книге "Края Москвы" Лев Колодный пишет: "Летное поле Ходынки первых лет Октября видело много собраний, митингов, парадов. Первомайским днем 1918 г. на нем состоялся парад воинских частей Московского гарнизона, а также воздушный парад... Отсюда в 1923 г. ушел в Нижний Новгород самолет «Промбанк», начавший пассажирские перевозки в нашей стране. Отсюда взлетали машины по первой международной линии Москва - Кенигсберг. Ходынское поле видело всех наших легендарных летчиков и конструкторов, начинавших тут свой путь, - С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева...
На этом поле произошли многие важные события, поразившие воображение людей. И среди них - полет первого отечественного самолета из металла конструкции Туполева (было это в 1924 г.). В начале 30-х годов появился первый аэровокзал. Центральный аэродром встречал и провожал многих великих наших современников. На это поле было доставлено из Берлина знамя Победы".
После войны здесь на территории аэродрома вместо деревянных вырастают огромные бетонные ангары. А вдоль Ленинградского проспекта стоят одноэтажные домишки, их хорошо видно при увеличении на фото слева,
здесь. Вид площади на отрезке между улицами Пилота Нестерова и Степана Супруна. Фото 1957 -1959 г.
В начале 1960-х годов напротив улицы Пилота Нестерова стали строить новое здание аэровокзала, а справа и слева от него выросли две высотки, но об этом в следующей части.
Продолжение.
Часть 11.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
Википедии;
http://testan.rusgor.ru/moscow/book/kraymosk/10.htm ;
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/2779/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 ;
http://wiki.airforce.ru/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 ;
http://sontucio.livejournal.com/919406.html