Село Всехсвятское и его постройки. Часть 16. Вокруг м. Сокол.

Oct 24, 2015 10:10

                           Село Всехсвятское и его постройки. Часть 16. Вокруг м. Сокол.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15.

В прошлых постах я уже писала, что в первые десятилетия после революции было характерно бережное отношение к имевшемуся жилому фонду, поэтому новая застройка велась в глубине от центральных дорог на месте трущоб или пустырей.
    Дом №27\12. На противоположной стороне от Изоучилища перед ВОВ войной в 1939 (?) г. построили 6-ти этажный жилой дом. Сейчас дом стоит на другом углу Часовой и Балтийской ул., но в то время улиц этих еще не существовало, они появились только в 1958 г.


    Дом был построен на месте части Балтийского поселка, который возник как поселок железнодородников, свое название он получил в начале 20-х годов прошлого века, до этого назывался поселок Владимировка.
     Дополнение. В одном из комментариев к другому моему посту мне прислали материал о купцах Владимировых. Вот ссылка на этот материал См. здесь.
   Балтийский поселок. Вид в сторону Ленинградки. Снято из дома №27\12. На дальнем плане ВИЭМ (о нем ниже). Фото 1946 - 1947 гг.


Вокруг нового дома довольно долго сохранялась старая жилая застройка.
    Балтийский поселок. Вид в сторону Ленинградки. Снято из дома №27\12. На дальнем плане просматривается одно из зданий будущего "Алмаза" (Ленинградский пр.80). Фото 1946 - 1947 гг.


Архитектор этого здания неизвестен. Иногда пишут, что дом был построен как общежитие для Изоучилища, так ли это - не знаю.
    При строительстве Алабяно-Балтийского туннеля, которое велось рядом с этим зданием, дом в 2013 г. дал трещину, которая прошла по всем этажам и квартирам, через потолки, стены и полы. Как пишут - "у многих через трещину в полу можно было спокойно разговаривать с соседями, даже видеть свет в комнатах на соседнем этаже".


   Одно время на месте ресторана здесь было замечательное детское кафе-мороженное. Помню как мы с детьми отмечали здесь их День рождения.


Вид на дом со стороны двора.


   Пройдем по нечетной стороне Часовой ул. и свернем в 1-й Балтийский переулок. Для наглядности карта маршрута.


Прежнее название этого переулка -  1--й переулок или 1-й проезд Новая стройка, но не по развернувшемуся в этом районе строительству, а по находившемуся здесь еще до революции дачному поселку с одноименным названием. В каком-то из старых справочников мне встретилось, что были 1-й и 2-й пер. (пр.) Новая Стройка,  и еще улица Новая Стройка, позднее переименнованные в Балтийские переулки.
   В этом переулке стоит дом №4, на первый взгляд обычная пятиэтажка, но если присмотреться, то как-то не верится, что он 1940 г. постройки, правда указано, что он построен по индивидуальному проекту.


Предполагаю, что два первые его этажа были построенны значительно раньше. а в сороковом году он был надстроен еще тремя этажами.
                                  

   Центральное окно, сейчас переделано и частично заложено.
                                  

    Видимо, и некогда большое окно с обеих торцов дома также переделано.


Краеведы, а что думаете Вы, какого года дом?
    Вид здания со стороны двора.


    Выходим на ул. Усиевича. Здесь до недавнего времени стояло типовое школьное здание, построенное в 1956 г. (дом №24), пусть и не шедевр архитектуры, но со своим лицом.


      Школа построена по проекту 1951 г. Архитекторы Л.А. Степанов и С.Д. Юсин.


Теперь оно обложено дурацкой плиткой и совершенно обезличено. Самое страшное, что такой плиткой сейчас обкладывают и многие старинные дома и уже не узнать, что за постройка за ней скрывается.


Напротив этого здания, стоит еще одно учебное заведение, сейчас колледж архитектуры и строительства №7, а прежде строительный техникум или ПТУ. Один из первых его корпусов, ул. Усиевича, д.№31к2, был построен в том же 1956 г.


Здесь у забора техникума долгие годы стояла деревянная будка чистильщика обуви, который проработал тут почти всю свою жизнь. Все старожилы района его помнят. Вот так она примерно выглядела.


За этими зданиями проходит Головановский переулок, названный по имени домовладельца. Переулок этот один из немногих в этом районе, если не единственный, сохранивший свое дореволюционное название.
   С одной стороны переулка стоит дом №22 (числится по ул. Усиевича, но фасадом обращен в Головановский пер.), построенный тоже в 1956 г. В нем сейчас размещается Институт повышения квалификации информационных работников. Как мне сообщили в комментариях, дом № 22 построен по проекту С-1. Этот типовой проект был разработан архитектором Г. В. Вязьминым для школы на 880 учащихся.
                         

   А вот напротив него стоит неприметный домик (Головановский пер. д. №17), В интернете указано, что он 1937 г. постройки. Предполагаю, что это неверно, его центральная часть была построена в 1933 г., а первый этаж дома может быть построен еще раньше, т.к. я помню окна 1-го этажа были украшены какими-то наличниками (тогда не было заложенных окон),  а где-то в 70-х - 80-х гг. прошлого века его надстроили третьим этажом и увеличили с обеих торцов, сбили наличники и заложили некоторые окна. Здание  это запомнилось мне не случайно.


Мимо него меня когда-то водил дедушка в детский сад и рассказывал, что здесь был раньше 1-й троллейбусный парк. Естественно, в это время никакого парка тут уже не было, но яма сохранялась, т.к. здесь находилась какая-то авторемонтная мастерская, эта-то яма мне и запомнилась.
   А недавно я нашла этому подтверждение. В книге "Северный округ Москвы" в статье, посвященной 1-му троллейбусному парку читаю - "Уже 10 ноября 1933 г. завершилось строительство первой линии троллейбуса в Москве, от Белорусско-Балтийского вокзала по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе до моста Окружной железной дороги. При этом на всем семикилометровом пути имелись только три остановки: «Ипподром», «Аэропорт» и «Село Всехсвятское». 15 ноября 1933 г. из гаража села Всехсвятского (в настоящее время здесь находится 1-й троллейбусный парк) вышел один из двух первых троллейбусов ЛК-1. Первые троллейбусы заметно отличались от современных. Двери открывались вручную, кабина и салон не отапливались, стеклоочистителей не было".
   Троллейбус ЛК-1. Фото


И далее самое важное в этой статье - "Первоначально 1-й троллейбусный парк располагался в Головановском переулке и имел одну смотровую канаву, вмещающую одну машину. На нынешнюю территорию парк переехал в начале 1935 г.". На сайте "ПастВью" были большие дискуссии, почему на этой фотографии провода идут поперек, теперь это становится понятным,  в то время там был проезд к этой самой канаве.
   Старая застройка Ленинградского шоссе. Фото 1933 г.


Сама канава находилась между этими домиками (слева, поздняя пристройка с торца старого дома, раньше он был короче). Сейчас ее нет, тут какая-то контора, занимающаяся канализацией в районе..


.
   Продолжение. Часть 17.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: книга "Северный округ Москвы"; http://bookz.ru/authors/aleksei-roga4ev/moskva-_318/page-10-moskva-_318.html ;

старая Москва, архитектура, училище, старые фото, Сокол, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up