Моя малая Родина в треугольнике на Соколе. Часть 10.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9. Оставшаяся часть четной стороны Волоколамского шоссе от жилых домов, о которых я писала в прошлой части, до развилки с Ленинградским шоссе в 1951 г. выглядела так, эта территория принадлежала Московскому Авиационному институту (МАИ), который переехал сюда еще в тридцатые годы прошлого века. Трудно поверить, что Волоколамка была такой, без машин, с еще сохранившимися старыми деревянными домиками
Волоколамское шоссе и 5-й корпус МАИ. Фото 1951 г.
Самая же ранняя фотография развилки, имеющаяся в сети, датируется 1939 г. Слева виднеется дом НКВД (
Волоколамское ш.,3), домик крайний справа - контора, где был пункт конечной остановки троллейбуса, а за ним на горизонте уже виднеется один из корпусов МАИ.
Развилка Волоколамского и Ленинградского шоссе в 1939 году.
МАИ в излучине развилки существовало для меня всегда, т.к. институт на этом месте появился задолго до моего рождения. Писать подробно про историю института я не буду, ее должны писать люди, непосредственно связанные с ним, я же с ним связана никогда не была, хотя в нем учились мои одноклассники, коллеги и многие знакомые. Однако, меня как краеведа заинтересовала история его появления здесь, о чем я и напишу, и еще упомяну о некоторых постройках, имеющих отношение к МАИ, которые интересны или памятны лично мне.
В 1930 г. началась реорганизация системы высшего образования, направленная на создание самостоятельных отраслевых институтов? и в том же году было создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), которое было образовано на базе различных факультетов трех вузов, в т.ч. и МВТУ им. Баумана, а к концу года его уже переименовали в Московковский Авиационный институт (МАИ).
Вначале ВАМУ было размещено в помещениях мастерских абажурной фабрики на Ольховской улице (предположительно, д. 14, т.к. по старым справочникам здание принадлежало в 1930-х годах МВТУ, а впоследствии по этому адресу размещался техникум МАИ), где удалось оборудовать лишь несколько учебных аудиторий и библиотеку.
Ольховская, д.14 постройка 1900 г. реконструированное здание. Возможно, первое здание МАИ.
Летом добавилось здание бывшего Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии на 5-й Тверской-Ямской (совр. Фадеева) улице. Но уже к сентябрю численность студентов составила 600 человек, учебные занятия пришлось вести в три смены. Вероятно, МАИ занимал только один из корпусов этого большого комплекса, т.к. иначе здесь бы хватило вполне места всем студентам.
Бывшее здание пансиона-приюта. Фото 1926 - 1927 гг.
В это же время рассматривался вопрос о размещении МАИ на территории Ходынского поля, поблизости от Академии им. Н.Е. Жуковского, с целью создания совместной учебно-лабораторной базы и использования учебного аэродрома для летной практики студентов.
Летом 1931 г. для развития института ему был выделен земельный участок площадью более 30 га между Волоколамским и Ленинградским шоссе, где летом 1931 г. началось строительство главного аудиторного корпуса, двух корпусов студенческого общежития и жилого дома для профессорско-преподавательского состава. До этого на этом участке, где должен был строиться аудиторный корпус, процветало опытное садоводство плодовых деревьев Плодвинсоюза см. карты
здесь). Последний категорически воспротивился уничтожению нескольких сот деревьев. Пришлось первый аудиторный корпус (сейчас корпус №3) перенести вглубь строительной площадки...
В 1933 г. был сдан в эксплуатацию учебный корпус, построены технологический и учебно-лабораторный корпуса, здания общежитий. Осенью начались учебные занятия на новой территории.
Первые корпуса МАИ. ФОТО 1935 - 1940 гг.
А первоначально лаборатории МАИ размещались вот в таких деревянных лачужках.
Моторная лаборатория (в бывшей конюшне). Фото 1933 - 1934 гг.
Первые общежития МАИ, 1934 г. постройки.
В 1935 г. институту было присвоено имя Серго Орджоникидзе. Позднее здесь ему был установлен памятник.
Фото 1950 - 1952 гг.
А ранее на территории института стоял и памятник Сталину И.В. После смерти вождя и реконструкции площади, как пишут, в 1950-х гг. сюда был переставлен памятник Оржоникидзе.
У Московского Авиационного Института. Памятник Сталину И.В. Фото 1941 г.
В 1941- 1943 гг. институт работал в эвакуации (Алма-Ата), 350 его студентов и сотрудников вступили в народное ополчение, свыше 400 трудились на строительстве оборонительных укреплений, 5 участников войны стали Героями Советского Союза. На территории института сооружен мемориал погибшим в Великой Отечественной войне.
В конце 1930-х - начале 1940-х годов был построен корпус МАИ №5. Для меня как человека со стороны, именно, он ассоциируется с институтом, т. к. МАИ я видела только со стороны.
Фото 1995 г.
Рядом расположена проходная, ее видно на первом фото.
В послевоенные годы и до сегодняшнего дня институт продолжает расширяться и строить новые корпуса, но как пишет москвовед Рогачев А.В. - "К сожалению, неоднократные расширения и постройки новых корпусов проводились без какой-либо единой архитектурной идеи, и комплекс застройки МАИ невыразителен ни с Волоколамского, ни тем более с Ленинградского шоссе".
В МАИ были сосредоточены кадры первоклассных отечественных специалистов, крупных ученых, талантливых педагогов и организаторов. В разные годы здесь преподавали или читали лекции знаменитые авиаконструкторы A.И. Туполев, П.Д. Грушин, С.В. Ильюшин, Н.П. Поликарпов, А.С. Яковлев и многие, многие другие.
Корпус А (ныне № 3) с пристроенным спортзалом и домом культуры. На переднем плане - жилой барак. Фото 1935 г.
В 1933 г. был сдан в эксплуатацию первый учебно-административный корпус МАИ (в настоящее время - корпус №3), в одной из пристроек которого разместился ДКиТ МАИ. Выпускники инститтута вспоминают - "Старый ДК запомнился в первую очередь фестивалями искусств, которые там проводились. Задорнов, Хавронский, Измайлов, ФРЭЛА, Чародеи, СТЭМ...".
Книга о МАИ, 1940 г. сообщает - "За последние годы в МАИ выросло несколько прекрасных музыкальных коллективов. Больших успехов добился джаз-оркестр, завоевавший первенство в студенческой олимпиаде вузов и втузов 1939 г. и в течение летнего отпуска обслуживший шесть санаториев ВЦСПС.".
МАИ 1930х годов. Студенческий джаз. Фото 1935 - 1940 гг.
Действительно, институт всегда славился своими выпускниками широкого профиля, из его стен вышло много знаменитых людей, которые делали ракеты, самолёты, и всё это летало! Но, кроме того, среди его выпускников были люди, прославившиеся в других профессиях - это дипломат А.Ф.Добрынин, кинорежиссер Э.Климов, певцы М.Кристалинская, Ю. Савичева, М. Покровский (солист группы "Ногу свело"), сатирики-юмористы Л. Измайлов, М.Задорнов и т.д., всех не перечислить.
Стадион МАИ. Фото 1946 - 1949 гг.
В детстве я была здесь на елке, а потом еще в юности пару-тройку раз, но на каких мероприятиях и как он выглядел внутри в памяти не сохранилось. Мне же эта фотография памятна прежде всего катком, сюда мы приходили кататься, когда немного подросли и наш каток у дома стал нам уже слишком мал.
В 1976 г. возвели новое здание ДК МАИ площадью 8000 кв.м. с двумя зрительными залами на 1600 мест (Дубосековская ул., д.4а). Тот же москвовед Рогачев пишет про это здание - "Определенный интерес представляет здание Дворца культуры института, но и оно оказалось в совершенно затесненном пространстве".
Этот дворец я хорошо помню, некоторое время в хоровом кружке занималась моя дочь и выступала на этой сцене.
В разные годы в старом и новом ДК выступали такие знаменитости как Алла Пугачёва, Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Аркадий Райкин. Позже здесь блистали Лев Лещенко, Олег Газманов, Александр Маршал, Александр Градский, группы "Машина времени",. "Ария", "Алиса" и многие другие. А последние три года на этой сцене выступал даже Малый театр, т.к. его основное здание находилось на реконструкции.
Напротив ДК, из зданий памятных мне, сохранился единственный жилой дом, пристроенный к студенческим общежитиям 1930-х годов, в 1954 г.
Вернемся снова на развилку. Посмотрим еще несколько старых фотографий этого места.
Развилка на Соколе. Фото 1939 - 1953 гг.
Эти деревянные домишки сохранялись до конца 1950-х - начала 1960-х годов.
Развилка у Сокола. Фото 1959 г.
Но как говорится "свято место пусто не бывает" и взамен одноэтажным домикам на развилке возвели в 1965 - 1968 гг., рядом с пятым корпусом МАИ, огромное новое высотное здание
Гидропроекта. Его строили в мои школьные годы и мы школьники спорили - сколько будет этажей и чуть ли не кадлый день бегали смотреть, не появился ли новый этаж.
Долгие годы таким это здание выглядело с развилки, но "ничто не вечно под луной" и после постройки эстакады, фото, приведенное ниже, уже тоже частично стало историей. Фото 1983 - 1984 гг.
Напоследок только приведу несколько неосуществленных проектов зданий, которые могли бы стоять на этом месте. Понимаю, кто-то их уже видел, а кто-то нет.
Авторы проекта: архитекторы К. С. Алабян, В. А. Петров и инженер Г. В. Чернышёв.
Авторы проекта К. С. Алабян, Л. Н. Баталов и инженер Г. В. Чернышёв.
Окончание.
Часть 11.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://www.dk-mai.com/istoriya ;
http://vsehsvyatskoye.livejournal.com/160018.html?thread=1357586 ; книга Северный Округ Москвы.