Моя малая Родина в треугольнике на Соколе. Часть 5.

Oct 17, 2016 12:13

                                    Моя малая Родина в треугольнике на Соколе. Часть 5.
     Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Самый первый студенческий городок на улице Панфилова, 20 построили на окраине Москвы еще  в 1930 г. Он был возведен для института Потребительской кооперации им.Любимова. Первоначально он имел адрес: Волоколамское шоссе, д.21\25. Как я предполагаю, именно, под его строительство и была вырублена часть Б. Всехсвятской рощи.



Свое название институт получил в честь Любимова Исидора Евстигнеевича (1882 - 1937 гг.), революционера и советского государственного деятеля, организатора кооперативного движения (1926-1930 гг.), в эти же годы он являлся Председателем правления Центросоюза, затем - руководитель внешней торговли (1930-1931), нарком лёгкой промышленности СССР (1932-1937). В 1937 г. И.Любимов был арестован и расстрелян.
                                                       

Под его руководством уже к 1928 году потребительские кооперативы обеспечивали 54% товарооборота. Центросоюз стал значимой организацией, финансовые ресурсы и политический вес которой позволили объявить конкурс на строительство собственного здания в центре Москвы. Именно, для этой организации на Мясницкой ул. в 1930-х годах было построено знаменитое на весь мир здание Центросоюза по проекту французского архитектора Ле Корбюзье, победившего в конкурсе.
    Здание ЦСУ СССР со стороны Новокировского проспекта (прежде дом Центросоюза). Фото 1958 - 1965 гг.


Над проектом здания Центросоюза вместе с Ле Корбюзье в 1928 - 1932 гг. работал в Париже и архитектор Колли Н. Я., он же осуществлял архитектурный надзор за его постройкой в 1930 - 1935 годы в Москве.
   По проекту того же архитектора Колли Н.Я. и гражданского инженера Кондакова И.И. было построено здание института Потребительской кооперации на Волоколамском шоссе (кстати, здание Пищевого института, о котором я писала в прошлой части, было возведено тоже по проекту ученика Колли - Калинина В.В.).
    Об архитекторе Колли я уже писала здесь, одной из его первых построек был жилой дом  кооператива "Новая Москва", возведенный неподалеку отсюда, на Ленинградском шоссе (сейчас проспект), д.14, еще об одной его постройке я упоминала  здесь, в связи с не менее интересным, но малоизвестным зданием - складов Центросоюза в Переведеновском переулке.
   История же самого Кооперативного института началась более ста лет назад, с 1912 г., задолго до появления студенческого городка на Волоколамском шоссе.
   Создание вуза началось с кооперативной школы при Московском Народном университете имени А.Л. Шанявского (фото 1913 г.).
      Имея все атрибуты высшего учебного заведения, школа вела  подготовку специалистов для торговой сети потребительской кооперации - управляющих магазинами, бухгалтеров, приказчиков. К обучению допускались, преимущественно, руководители кооперативов с образованием не ниже среднего учебного заведения. Самостоятельным высшим учебным заведением он стал уже после революции, в 1918 г. В вузе преподавали многие известные в России и за рубежом ученые-экономисты - М.И. Туган-Барановский, А.Ф. Фортунатов,  С.А. Каблуков и др. Значительный вклад в развитие учебного заведения внес выдающийся ученый, классик мировой экономической науки, лидер кооперативного движения в России - Александр Васильевич Чаянов.
   В конце 1920-х годов объевляется конкурс на постройку студенческого городка для института Кооперации на Волоколамском шоссе.
   Вариант проекта, 1930 год. Архитекторы: А.Никольский, Л.Хидекель, А.Данилюк, С.Капачинский.


В итоге был реализован проект Колли Н.Я. - Кондакова И.И., имеющий в плане довольно сложную форму, напоминающий выгнутый гребешок с четырьмя зубцами.
                         

Здание построено в конструктивистском стиле, от полукруглой центральной части лучами отходят корпуса. Как оно выглядело первоначально видно на первом фото, когда еще не был возведен жилой дом на углу Волоколамского ш. и ул. Панфилова. Это был жилой компелекс с учебными корпусами и общежитиями, здесь была столовая, детский сад-ясли, гараж и многое другое.

В 1935 г. вуз был переименован в Московский институт советской кооперативной торговли (МИСКТ). Во время ВОВ институт был эвакуирован в Казахстан, а после войны просуществовал на этом месте до 1959 г., а затем был переведен в г. Мытищи м.о., где существует и по сей день как Российский университет кооперации.
   Однако, в других источниках упоминается, что уже с 1952 г. здания и сооружения кооперативного института были переданы МАИ, которые об­разовали учебный корпус № 6. После выполнения ремонтных работ сюда переведены радиофакультет, военная кафедра и инженерно-экономический факультет.
    В моей памяти эти общежития МАИ сохранились вот в таком виде, покрашенные серым цветом. На фото один из корпусов общежития (ул. Панфилова 20к5), вид со двора.


В этом корпусе я была на грузинском студенческом Дне рождении, на которое мы попали совершенно случайно. Как-то через маму подружки, которая работала комендантом соседнего общежития Пищевого института (см. прошлую часть), мы познакомились со студентом из Грузии, который пригласил нас на свой День рождения. Мы с неперпением ждали назначенной даты, готовили подарок, для нас девчонок 15 -16 лет, это было первое приглашение на студенческий  праздник. Наконец, он наступил, нас встречали как дорогих гостей, комната общежития была набита юношами и девушками, коих было не менее тридцати. Здесь же присутствовали родители юбиляра и сестры. Стол ломился от явств и напитков, было множество грузинских национальных блюд. Больше всего меня удивило, что за каждого гостя отдельно произносился тост, в т.ч. и за нас сопливых девчонок, однако, никто не напился, все было чинно и прилично. После окончания праздника каждую из нас проводили до дома. Прошло много лет, я не помню даже имени того студента, но ощущения этого светлого и удивительного Дня рождения я пронесла через всю жизнь.
    Ул. Панфилова, д.20к4. Вид с о двора.


Тот же корпус с торца здания.
                              

МАИ в начале 1950-х. Вход в 6-й корпус.


Общий вид со стороны проходной. Современное фото.


Не так давно комплекс общежитий был признан объектом культурного наследия регионального значения, а вскоре была произведена реконструкция зданий и теперь корпуса выглядят так.


Но вернемся в тридцатые годы прошлого века. Вид на Волоколамское шоссе. Фото 1930 г.

  Вскоре здесь, у пересечения Волоколамского шоссе с Окружной ж\д появится конечная остановка первой троллейбусной линии, проходившей первоначально по маршруту: Тверская застава - Окружная ж\д., позже линию продлили до пл. Свердлова - Пл. Революции. В те годы - троллейбусный круг располагался у поселка Коптевские выселки (у начала совр. ул. Константина Царева).
   Троллейбус на конечной "Окружная ж.д.". Фото 1934 г.


В октябре 1933 г. вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию (двухпутный участок пролегал только от заставы до стадиона "Динамо" им. Томского) длиной 7, 5 км. В селе Всехсвятское построили небольшой гараж с мастерскими на четыре места (о нем и его местонахождение я писала здесь). А к 1935 г. построили новый 1-й Троллейбусный парк, существующий и поныне.
   Фото 1933 г. называется "А это - троллейбус № 2".

Знатоки с сайта ПастВью дают объяснение этому казусу, почему первая троллейбусная линия, а троллейбус № 2. На самом деле это номер машины. Дело в том, что накануне дня открытия этого первого троллейбусного маршрута, одна из них стала обкатываться на линии, но, по возвращении в депо, пол гаража не выдержал, проломился под тяжестью машины, и троллейбус, провалившись в яму, сломался (официально он находился на "испытаниях"). Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина N 2. В результате 15 ноября 1933 в 11 часов утра ЛК-1 (Лазарь Каганович) под номером 2 вышел в свой первый рейс по Москве.
   Чуть позже здесь стал ходить двухэтажный троллейбус, о котором часто вспоминала моя бабушка, она рассказывала, что если у нее было время, то она всегда дожидалась, именно, этого троллейбуса, чтобы ехать на втором его этаже и любоваться окрестностями.
    Довоенный троллейбус. Фото 1935 - 1938 гг.

   Как видим, Волоколамка, тогда была еще застроена деревянными домишками, часть из которых застала еще и я, но все же с поялением транспорта местность по обеим сторонам от шоссе стала интенсивно застраиваться, но об этом уже в следующих постах.

Продолжение. Часть 6.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Википедия; http://www.ruc.su/university/history/ ; и др.

старая Москва, архитектура, Всехсвятское, достопримечательности, конструктивизм, старые фото, Прогулки по Москве, Сокол

Previous post Next post
Up