Село Всехсвятское и его постройки. Часть 19. Вокруг м. Сокол.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7.
Часть 8. Часть 9.
Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14.
Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18. За предприятием "Алмаз - Антей" на Ленинградском шоссе расположен 1-й троллейбусный парк, о нем чуть позже. Меня же больше интересует вышивальная (механическая) фабрика Торгового Дома "Мих. Тимашев и Ко", которая по мнению краеведов находилась, примерно, на этом месте.
Про купцов Тимашевых известно немного. Первым основателем фабрики был Тимашев Михаил Илларионович (Ларионович), родившийся то ли в 1829 г, то ли в 1831 г. (в разных источниках сведения разнятся) в г. Сычевки Смоленской губернии. Воспитание получил домашние. В 11 лет был отправлен в Москву для изучения торгового дела, через 5 лет получил должность приказчика. В купечестве состоял с 1860 г. Свою первую собственную маленькую суконную фабрику он открыл в арендованном помещении Лефортовской части г. Москвы по одним данным в 1857 г., по другим в 1867 г.
Возможно, путаница происходит еще от того, что был в это время еще один купец Тимашев Александр Илларионович (Ларионович), который тоже имел свою суконную фабрику на Семеновской ул. в Москве, видимо, родной брат М.И.
В самом начале 1870 годов Тимашев М.И. переезжает в собст. помещение на Покровской (Бакунинской) ул. Д.71 (не сохранился).
Бакунинская улица. Слева от деревянного домика фабрика и дом купцов Тимашевых. Фото 1950 - 1960 гг.
До 1880 года на фабрике вырабатывалась шерстяная, полушелковая и шелковая материя. За это время увеличилось количество ручных ткацких станков с 8 до 300. В 1971 г. на выставке в Париже Михаил Илларионович за свою продукцию получил серебрянную медаль.
С 1880 г. Тимашев переходит с ткацкого производства на производство механического вышивания, по образцу Швейцарских фабрик, по всевозможным тканям. На промышленно-Художественной выставке 1882 г. уже за новую продукцию фабрики М.И. получает золотую медаль. В 1883 г. он открывает ТД "М. Тимашев и К". Компаньоном был принят его племянник Тимашев Семен Павлович.
Купец 1-й гильдии Тимашев Семен Павлович (1861? - после 1908 гг.) окончил Московское Коммерческое училище в 1878 г., в купечестве с 1892 г., получил звание личного почетного гражданина, в разные годы являлся Гласным моск. Городской Думы, товарищем Гильдийского старосты Моск. Купеческой Управы, Попечителем Никольской лечебницы, старостой церкви преп. Сергия Радонежского, членом Братолюбивого общества.
В 1883 г. в Амстердаме ТД "М. Тимашев и К" были получены золотые медали за свои вышивки, в 1885 г. в Антверпенте, а в 1886 г за участие в иностранных выставках фабрика получает Государственный Герб.
В том же году Михаил Илларионович приобретает еще одну фабрику такого же производства в с. Всехсвятском, при которой было еще устроено отбельное и аппретурное производство со всеми новыми усовершенствоваными машинами.
С устройством этих отделений на фабрике, ее продукция могла конкурировать с лучшими зарубежными производствами.
После смерти М.И., в 1892 г., дело переходит к его племяннику Тимашеву Семену Павловичу.
В 1996 г., уже при нем, за выставку в Н. Новгороде фирмой был получен еще один государственный Герб, кроме того, за вышивку платья Е.И.В. Великой Княгиге Ольге Николаевне, была получена золотая медаль на Анненской ленте.
На фабриках ТД вырабатывалось: шитье для белья дамского и детского, обшивки и прошивки, вышитые покрывала на постели, накидки на подушки, вышитые батистовые платья, различные вышивки для платьев по всевозможным тканям. Материалы, из которого выполняли белое шитье, получали из Англии и Швейцарии, шерстяные и шелковые были русского производства. На Покровской фабрике работало 100 мужчин и 200 женщин, при ней имелся приемный покой, постоянный доктор, фельдшер и бесплатная выдача лекарств, а на Всехсвятской фабрике работало 25 мужчин, и 45 женщин, на ней имелось 16 вышивальных машин, 2 паровых котла и 2 паровые машины. По договору рабочие этой фаррики лечились в Никольской лечебнице. Все рабочие фабрик были также застрахованы от несчастного случая на сумму, превышающую в 1000-чу крат получаемого содержания.
ТД имел сбыт своих изделий в собственных магазинах в пассаже Солодовникова на Кузнецком мосту, в Верхних торговых рядах на Ильинке и на складе, расположенном в Теплых торговых рядах. Кроме того, были магазины в С.-Петербурге, Харькове и Одессе.
Женат Семен Павлович был на Антонине Платоновне (ур.Чупятовой?) У них было трое сыновей: Михаил, Виктор и Николай. Семья проживала на Покровской ул,, д.71, рядом с фабрикой.
После смерти мужа Антонина Платоновна Тимашева в 1909 г. вступила в купечество, стала первогильдийской купчихой и продолжила дело ТД "Михаил Тимашев и Ко", была членом-благотворителем московской Покровской общины сестер милосердия.
Ее старший сын - Михаил Семенович, заведовал коммерческой частью ТД "Михаил Тимашев и Ко" , был членом Автомобильного общ-ва. С 1913 г Михаил Семенович уже проживал отдельно от матери и братьев, по адресу Немецкая ул., 13. После революции Михаил Семенович эмигрировал. Скончался 08.09.1939 г. Похоронен в Ницце на кладб. Кокад.
Как сложилась судьба остальных членов семьи неизвестно. Среди захоронений на кладбище Тегель в Берлине упоминается некая Тимашева Антонина Платоновна (ур. Чупятова) - (21.01.1864 - 01.09.1940 гг.). По годам подходит, но та ли это Антонина Платоновна - не понятно.
В справочнике за 1927 г. упоминается, что в здании Покровской фабрики расположилась ф-ка №19 "Рассвет" треста "Москвошвей, затем фабрика "Москвичка". Что стало с фабрикой в с. Всехсвятском не знаю, по крайней мере, в справочнике 1927 г. мне не удалось найти на Ленинградском шоссе, на этом месте, ни одной швейной или вышивальной фабрики.
Правда, есть упоминание, что там был гараж. Приведу еще раз цитату из статьи, посвященной 1-му тролейбусному парку из книги "Северный округ Москвы" - "15 ноября 1933 г. из гаража села Всехсвятского (в настоящее время здесь находится 1-й троллейбусный парк) вышел один из двух первых троллейбусов ЛК-1. Первые троллейбусы заметно отличались от современных. Двери открывались вручную, кабина и салон не отапливались, стеклоочистителей не было". И далее самое важное в этой статье - "Первоначально 1-й троллейбусный парк располагался
в Головановском переулке и имел одну смотровую канаву, вмещающую одну машину. На нынешнюю территорию парк переехал в начале 1935 г.", т.е. до этого на этом месте был просто гараж села.
В июне 1934 г. на 10 км Ленинградского шоссе началось строительство нового гаража-профилактория на 54 машино-места и стоянкой на 84 ед. 10 января 1935 г. сюда были поставлены первые 24 машины ЛК (на инвентаре тогда было 38 машин). Он был достроен только в конце 1938 г. Официально парк открыт 10 мая 1935 г. (по адресу: Ленинградское шоссе, 236а).
Одно из первых зданий парка можно увидеть на ностальгической фотографии 1964 г. - отправка детей в пионерлагерь. В эти же годы, но с другого места, я не раз отправлялась в пионерлагерь и меня также провожали родители. В те годы дальняя поездка на автобусе была целым путешествием.
Еще одна запоминающаяся картинка - это выстроившиеся у парка на ночь троллейбусы, в которые нередко забирались влюбленные парочки, особенно во время дождя или сильного ветра, ведь в те годы вечерами молодежи некуда было пойти, кроме кино. Кафе было немного, да и денег на них особенно не было. Правда, это фото 1984 - 1985 г., более позднего времени, чем то, о котором я пишу.
За троллейбусным парком расположен Инженерный центр ОКБ им. А. И. Микояна РСК "МиГ" и опытное производство. Меньше месяца осталось до момента, когда этому предприятию исполнится 76 лет. Оно возникло, когда после анализа войны в Испании в 1938 - 1939 гг. заставило руководство страны принять срочные меры по укреплению Кр.Армии и особенно ВВС. Было решено организовать новые КБ, которые получили бы задание построить опытные самолеты и лучшие из них выбрать для серийного производства. В этой программе принимали участие многие ведущие конструкторы, такие как Яковлев, Лавочкин, Сухой, Поликарпов и др.
А в 1939 г. был объявлен конкурс на создание истребителя, обладающего оптимальными характеристиками на высотах более 6 тысяч метров. Первое исследование в рамках этой программы была проведена рабочей группой конструкторов Микояна А.М. и Гуревича М.И. в ОКб Поликарпова на Авиационном заводе №1. На основе этой группы 8 декабря 1938 г. и был создан сначала самостоятельный Опытно-конструкторский отдел, потом бюро. А в 1940 г. Артем Микоян стал главным конструктором завода № 1 им. Авиахима. Дальнейшую историю предприятия, которое не раз меняло свое название, и его знаменитые МИГи описывать не буду (не моя тема), кому интересно без труда найдет информацию об этом, скажу только, что на эту территорию оно перехало после эвакуации в 1942 г. В книге "Северный округ Москвы, территория эта описана так - "Здесь находилось несколько бараков, два одноэтажный производственных строения, 2-х этажное здание и котельная". Фото из музея ОКБ 1943 г.
В этом 2-х этажном здании (на фото справа) первоначально разместились все отделы и службы ОКБ. Здесь же с 1942 по 1962 работал авиаконструктор А.И. Микоян (два крайних левых окна на 2 этаже его кабинет). Здание до сих пор существует, его хорошо видно из окна троллейбуса. Как пишут знатоки "Среди сотрудников оно именуется "директорским" корпусом, хотя никакого директора там давно нет".
На фото 1955 г. виднеются крыши каких-то производственных построек этого предприятия.
Вот они же, только с другого ракурса. Фото 1959 г. Кстати по справочнику 1928 г. , где-то у виадука Бел.-Балт. ж.д. находился Автоклуб и при нем лыжная станция. Возможно в одном из домиков, которые видны на фото.
Здесь не видно новых корпусов, но если сместиться чуть левее вдоль полотна ж\д. становится видна застройка предприятия. Фото 1963 - 1964 гг. Корпус слева сохранился.
Современный вид Инженерного центра ОКБ им. А. И. Микояна РСК "МиГ".
Рядом с ОКБ Микояна, в 1943 г., над путями Рижского направления Московской ж\д был построен двухскатный путепровод, это произошло в тот момент, когда в войне наступил решающий перелом в пользу СССР, поэтому мост, сооруженный, вблизи тех мест, где осенью сорок первого был передний край обороны Москвы, украшают скульптурные композиции, получившие название "Триумф Победы" (скульптор Н. Томский, арх. Д. Чечулин, инж. П. Ермолин), С одной стороны моста на ростральных колоннах в медальонах были изображены фигуры Сталина и Ленина.
А с другой стороны моста на высоком постаменте были установлены две статуи воинов - мужчины и женщины, в память о героизме солдат, остановивших и разгромивших врага на пороге Москвы.
В начале 1960-х годов старый путепровод был реконструирован и расширен, а практически построен заново по проекту инж. И. Ю. Аршавского и арх. К. Н. Яковлева, но при этом главные украшения старого моста - скульптурные композиции - были сохранены, а затем уснановлены уже на новый путепровод, правда, те из его ростральных колонн, которые имели медальены с изображением фигуры Сталина, видоизменились.
На этом я закончу свое путешествие по четной стороне бывшего с. Всехсвятского, т.к. за мостом начинается уже история района Коптево, включающий в себя нескольких поселений, таких как Старое Коптево, Новое Коптево и др., о них в другой раз.
А на другой стороне Лениградского шоссе расположились бывшие Коптевские выселки, о них я упомяну в конце своего рассказа о селе Всехсятском, а в следующей части я продолжу свой рассказ о постройках и достопримечательностях, расположенных на нечетной стороне бывшего села.
Продолжение.
Часть 20. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
Викимапия; книга "Северный округ Москвы"; Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398 - 1898 гг. и др.