Так, вторую и третью часть
начатого на прошлой неделе годового отчета я мужественно ваяю, а пока верну давний долг по книжному флэшмобу дорогой
murzillo.
По условиям флэшмоба нужно было каждый день в течение недели помещать обложки любимых книг, но меня бы точно не хватило на целую неделю, я бы бросила посреди дороги. Ну и выкладывать в очередной раз любимое мне не захотелось, сорри, потому что я уже не знаю, что еще нового я могу сказать о любимых авторах. Но зато я подумала, что могу написать что-нибудь полезное, а не просто отписаться для галочки.
У меня, знаете ли, одна страстишка есть. Люблю отыскивать хороших детективистов. Поэтому в промежутках между чтением моих обожаемых серьезных толстых романов я пачками глотаю детективы, написанные дебютантами или не очень известными авторами. Вот я и решила отчитаться вам о моих успехах на этом поприще за последние 1,5 года.
Сразу говорю, среди меня детектив, в котором я угадала личность убийцы к середине книги, не считается хорошим. Поэтому под катом будет много фырканья в адрес и очень популярных романов. Я почему-то именно по части детективов особенно не совпадаю с окружающими, с серьезной литературой такое реже случается.
А. Дж. Финн, "Женщина в окне"
Скучно, претенциозно, детективная линия просчитывается на раз - и первый большой сюжетный твист, и собственно личность убийцы. Ну и вообще, сколько раз можно исполнять эту старую песню о главном? Идею наблюдения за преступлением из соседнего дома оттанцевали уже все, начиная с Хичкока и заканчивая целой вереницей голливудских режиссеров. Кроме того, автору стоило бы все-таки почитать об агорафобии что-нибудь чуть более серьезное, чем статья в журнале "Космополитен", а то местами прямо неловко за неуклюжие психологические изыски писательницы.
Но я с моим мнением в полном одиночестве, судя по рейтингу и отзывам на Гудридз. Народ вполне доволен.
Сью Фортин, "Девушка, которая лгала"
А это вообще не детектив, а третьесортный любовный роман, слегка задекорированный детективными рюшечками.
Главная героиня возвращается из Лондона в ирландскую глубинку, где ее ждет тень страшной тайны из прошлого и всепоглощающая новая любовь. А дальше вам писательница не нужна, такой сюжет вы можете сами придумать (и у вас даже получится интереснее, вполне вероятно). Ну потому что в этой книге бал правят даже не стереотипы, а стереотипища с большой буквы "С". Разумеется, глухая провинция душевнее холодного Лондона. А механик с большой душой куда круче столичного пижона в качестве потенциального спутника жизни, а как же. И пижон этот вообще хлыщ и враль, разве может быть по-другому? А карьера в городе никому нахрен не нужна, если можно с утра до вечера ишачить в захолустном кафе. Кто ж променяет бесконечные омлеты и грязные тарелки на вечеринки и лондонскую светскую жизнь? Только последние дуры. А наша героиня не дура, нет.
Зато дурой себя почувствовала я, когда все-таки доползла до финала. Мало того, что объелась розовых соплей на год вперед, так еще и детективную, блин, интригу просчитала до последней буквы.
Дж. П. Делейни, "Предшественница"
Про эту книжку все быстро становится понятно: автор решил написать бестселлер, поэтому скрестил "50 оттенков серого" с детективным сюжетом, удобрил это дело скачущей хронологией событий, обильно приправил грошовой психологией и элементами любовного женского романа (хотя автор - мужчина, ага) и вывалил всё это на голову несчастных читателей.
Я, конечно, зубами скрежетала от этого набора клише. Доминантный мужчина, которого хотят все. Женщина с тяжелым детством, получающая удовольствие только от очень жесткого секса. Слабые тетки и сильные мужчины, мужчины-неудачники и тетки-манипуляторши, контракты, интерьеры, витые лестницы, рассыпанные горы жемчуга.
Думаю, будет лишним уточнять, что личность убийцы и здесь просчитывается без труда? Но я уточню. Да, просчитывается. И более примитивной развязки придумать было нельзя, как по мне.
Дарси Белл, "Простая услуга"
Божечки, какая феерическая херня. Ещё одна графоманка, пытающаяся задекорировать детективной канвой мамско-девочковые сопли. Интрига прозрачна, как слеза младенца. Главная героиня - дурища шо пиздец. А некоторые "пикантные" сюжетные линии так противны, что руки хочется вымыть вчера. При этом книжка серьезная, как инфаркт. Нет даже малейшего намека на юмор. Точнее, немного есть, но если это юмор, то я мальчик.
И я видела, что на книжку плохие отзывы, но все равно решила почитать из-за экранизации. До фильма я так пока и не добралась, но уже поняла, что его создатели решили преподнести книжный сюжет в комическом ключе и даже преуспели в этом. Ну что я могу сказать? Молодцы. Сделать из дерьма конфету умеют далеко не все. Так что я посмотрю кино под соответствующее настроение, наверное.
Герман Кох, "Ужин"
Я, конечно, клюнула на сравнение
с романом "Исчезнувшая" Гиллиан Флинн, за что и поплатилась.
Простите, но как на мой скромный вкус, это омерзительная книга. Уж на что я люблю чернуху и фильмы-книги-сериалы, препарирующие психологию человеческих отбросов, но тут меня реально тошнило от всех персонажей оптом. И очень хотелось сходить в душ после прочтения.
Думаю, отчасти это еще связано с ужасным авторским стилем. Будь это приличней написано, такого сильного отвращения не было бы, я полагаю. И нет, сразу говорю, проблема не в качестве перевода, потому что о том же пишут люди, читавшие на английском.
Кстати, по мотивам книги есть два фильма - американский и итальянский. Итальянцы гораздо круче, судя по рецензиям в сети, но смотреть я это все равно не стану, даже под угрозой расстрела.
Райли Сейгер, "Последние девушки"
Ах, какая была славная идея! Знаете, в фильмах ужасов о массовой резне всегда бывает одна выжившая девица в финале? Так вот, Сейгер решил написать триллер о дальнейшей судьбе трех дам, выживших после нападения трех разных маньяков, а потом решивших, что им стоит поддержать друг друга в процессе адаптации к нормальной жизни. Здорово, да? Вот и я так подумала. Но книга меня разочаровала, увы.
Во-первых, автор так любовно выписывает все гендерные стереотипы о тетках, что сразу понятно, что это мужчина, изображающий пиздострадания сферической женщины в вакууме.
Во-вторых, я всю первую половину книги страдала оттого, что главная героиня такая дура, а всю вторую половину надеялась, что ошиблась с двумя главными твистами и личностью убийцы. Не ошиблась. И нет, это не я гениальная, это книжка - одно сплошное клише.
Но надо сказать, я немного развлеклась, придумывая в процессе чтения разные финалы. Всего сочинила шесть вариантов развязки, включая тот, что случился на самом деле. Без ложной скромности скажу, что пару моих вариантов были удачней, чем у Сейгера. Да, я от скромности не умру, я в курсе.
Рут Уэйр, "В темном-темном лесу"
Кхм, вот не бесталанный же автор, с бойким слогом, но писала бы она лучше женские романы, ей-богу. У нее с чиклитовской составляющей полный порядок (да, с сопливо-розовым подвидом жанра, но и на него есть приличный спрос). Чего не скажешь о составляющей детективной, увы и ах.
Завязка примитивная и надуманная, ружье на стене висело в прямом смысле слова, ну и с момента убийства вся "интрига" стала понятна до мельчайших деталей, до смешного. Я скрежетала зубами и думала, что ж героиня дура-то такая, а ведь она вроде как автор детективным романов.
И, кстати, автор себя явно местами мнила Агатой Кристи (с абсолютно неприличными аллюзиями на "Десять негритят"), а на выходе из нее получилось жалкое подобие Лианы Мориарти. Упс.
Яна Вагнер, "Кто не спрятался"
Конечно, человек, написавший в синопсисе к книге, что это российская версия
"Тайной истории" Донны Тартт, изрядно погорячился. Я все понимаю о грамотном маркетинге, но это уже был перебор. Но при этом роман совсем неплох, я была приятно удивлена.
Добротная интрига, хорошая психологическая подоплека, отлично выписанный бэкграунд героев и вполне реалистичные отношения между людьми. И убийца вычисляется не потому, что сюжет примитивный, нет. Просто автор логично обосновывает поступки своих персонажей. Ими движут реальные мотивы, а не высосанные из пальца.
Короче говоря, хороший детектив в замкнутом пространстве (в данном случае это коттедж в заснеженных горах). У меня к писательнице только одна претензия. Точнее даже не к ней, а к редактору. Я когда читала, периодически ловила себя на мысли "Блин, такой толковый детектив, а язык у переводчика слегка топорный", а потом вдруг вспоминала, что книга написана-то на русском. Очень обидно, что ее не отшлифовали на стадии редактуры.
Российские френды, скажите, Вагнер вообще хороший автор? Ее стоит читать, или мне просто повезло с этой книгой?
Лейла Слимани, "Идеальная няня"
Псевдопсихологический псевдотриллер про идеальную няню из ада, убившую своих маленьких воспитанников на почве глубочайшей кукушечки головного мозга. Читатели в восторге, критики в восхищении, а Баба Яга в моем лице против.
Нет, не из-за темы, у меня нет проблем с тяжелыми темами, если все по делу и оправданно. И завязка с самим преступлением здесь очень мощная. Но потом автор как-то вялотекуще форсировала между феминизмом для чайников, материнством для кофейников и психологией для первокурсников технического факультета, а я все ждала откровения, но не дождалась.
Но композицию я вполне оценила, да. Люблю когда события раскручивают в обратном хронологическом порядке.
Пола Хокинс, "В тихом омуте"
Хорошая идея, бойкое начало, несколько многообещающих персонажей, а в итоге - пшик, увы. Я первую треть книги прямо радовалась, что автор растет над собой, что это явно лучше "Девушки в поезде". Но рано радовалась. Гррр.
Дорогие молодые авторы, ну нельзя писать детективы так, чтобы читатель просчитывал все до единого твисты, как по нотам. Убийца дворецкий и грошовый фрейдизм, ага. Но еще одну книгу автора всё равно прочитаю. А вдруг мироздание все-таки троицу любит?
Жоэль Диккер, "Правда о деле Гарри Квеберта"
Я знаю, многим нравится дебютный роман Жоэля Диккера, но у меня с ним не очень срослось. В пользу книги скажу одно - прочитала галопом, чтобы понять, куда писатель эту кривую козу выведет. И да, задел был прекрасным. В остальном - большое желание написать офигительный триллер, обернувшееся пшиком. Клише на клише сидит и клише погоняет.
Еврейская мама 52 лет из Нью-Йорка - типичная клуша из местечковых анекдотов, раздраженный честный коп, скопище насквозь прозрачных тайн маленького городка, бульварная сентиментальщина и банальное непонимание швейцарцем особенностей американской глубинки. И да, большую часть интриги (без деталей, я не экстрасенс) я разгадала страниц за 250 до финала. Я могу еще долго распинаться, но если коротко - автор пока графоман херов, но с большим потенциалом. Поэтому я для себя решила, что послежу за его книгами. И последила. Мда.
Ага, я прочитала его второй роман, "Книга Балтиморов".
Ну что вам сказать? Я совершенно искренне уверена, что эта книга тоже будет иметь приличный успех (всем любителям санта-барбар с криминальным душком приготовиться к катарсису), но не среди меня, увы. Думаю, следующий опус автора я не буду торопиться читать. Но непрошенный совет юному швейцарскому дарованию дам.
Жоэль, дорогой, вытащи голову из мыльных опер и не пытайся превратить читателей в хор греческих плакальщиц на похоронах. И будет тебе счастье, зуб даю. Слог-то у тебя бойкий, а вот психологическая база хреновенькая и фантазия избитая по самое не могу. И если в случае с триллером это еще как-то прокатило, то семейная драма с потугами на глубину оказалась тебе не по зубам от слова "совсем".
И да, прием "все умерли, ай-ай-ай" иногда вызывает у читателя прямо противоположный ожидаемому эффект - нервный смех вместо горьких слёз. А злоупотребление скачками во времени - перманентное головокружение с вопросом "Где я, бля?". И это при том, что я люблю игрища с хронологией событий.
Хотя народ на "Гудридз" рыдает и по пять звезд лепит, как настоящий, так что и так сойдет для многих, я смотрю. Но лично мне будет жаль, если просрется такой писательский потенциал.
Кстати, народ, а кто смотрел сериал по первой книге? Стоит на него время тратить? С одной стороны, я соскучилась по Патрику Демпси, а с другой - времени нет совсем, да и вторую пару глаз никто не выдает, а эта с нагрузкой не очень справляется.
Брижит Обер, "Четверо сыновей доктора Марча"
Отличная завязка (служанка находит дневник одного из сыновей хозяев и понимает, что парень серийный убийца, а потом начинается жуткая игра в кошки-мышки), но с авторской реализацией идеи у меня возникли проблемы.
Очень много натуралистичных подробностей, описанных с не слишком приятным оттенком смакования, но при этом художественный стиль оставляет желать лучшего. В итоге вместо того, чтобы пугаться, сопереживать, раздражаться и пытаться вычислить убийцу, я все время злилась на автора за старательно-ученические попытки написать крутой триллер.
Убийца, кстати, таки вычисляется. Как и главный твист романа. И это даже вполне любопытный сюжетный финт ушами, но я была так раздражена к концу книги, что мне уже было всё равно.
Джоанна Кэннон, "Среди овец и козлищ"
Очень приличный роман для дебюта. Такой английский-английский, аж душа радуется. Маленький городок, эксцентричные соседи, вагон и маленькая тележка секретов за кружевными занавесками и заборчиками палисадников. И такое ощущение, что из-за поворота вот-вот вынырнет мисс Марпл. Я решила запомнить автора и последить за ее следующими книгами.
Джоанна Кэннон, "Три факта об Элси"
А это как раз следующая книга Кэннон. И она ни разу не детектив, конечно, хотя некая тайна из прошлого там присутствует, да и стиль повествования держит в напряжении. На самом деле, это очень неплохой роман о старении, о переучете мыслей и желаний на закате жизни, о любви и дружбе, о горечи одиночества и неизбежной финальной точке.
Грустная книга, местами по-настоящему тяжелая, но у меня осталось приятное послевкусие. Буду ждать новые книги писательницы.