Я подумала, что раз уж написала вчера
пост о детективах, то подведу кратенько книжные итоги за прошедший год.
Итак, всего было прочитано 73 книги (30801 страница, средний объем книги - 421 страница). Из них 63 книги - в первый раз. А еще десяток перечитывались, иногда далеко не в первый раз, но мне нужно с этим бороться, потому что на новинки времени не хватает, а очень хочется, чтобы хватало.
Вот здесь можно посмотреть на мой красиво оформленный книжный год. Если навести мышкой на обложки книг, высветится моя оценка. Но если вам лень тыкать курсором в каждую картинку отдельно,
топайте на эту страницу. Там всё наглядно показано. Нажмите на оранжевую полоску напротив нужного года и увидите все книги с оценками.
Под катом я перечислю главное за минувший книжный год, но обзоров практически не будет, сил у меня нет. Все-таки нужно сразу писать о прочитанном, а не спустя время, ага. Это было бы хорошим обещанием на новый год, но я зареклась смешить мироздание своими планами,
как я уже говорила в посте о фильмах за 2018-й год.
Сначала объясню свою систему оценок, чтобы не было вопросов, почему всего три звезды у хорошего романа, например. Меня в прошлые годы слегка замучили этим вопросом, так что я сейчас себе соломку подстелю.
Книги я оцениваю по шкале Goodreads. Кто не в курсе, она выглядит следующим образом:
Пять звезд: it was amazing
Четыре звезды: really liked it
Три звезды: liked it
Две звезды: it was ok
Одна звезда: did not like it
В переводе с английского на мой личный язык это означает следующее:
Пять звезд
Это либо откровенные литературные шедевры, либо книги, выстрелившие лично в меня по сугубо внутренним причинам.
Пятизвездочные книжки - самая спорная категория, нужно сказать. Нет, не по части шедевров (с ними как раз все понятно), а по части выстреливающих книг. У каждого из нас свои триггеры, вы же понимаете.
Ну и иногда сюда попадают произведения из серии "Боже, как же мне хорошо от этой книжки, мимими". Да, грешна, люблю, когда писатели мне делают приятно и красиво, пусть и не слишком затейливо.
Четыре звезды
Это очень хорошие или даже отличные книги. От пятизвездочных их отличает только то, что у меня от них в зобу дыханье не спёрло, или они у меня не умили до полного кукареку.
Три звезды
Здесь живут хорошие книги, они мне понравились. Никакого негативного оттенка у этой оценки нет. Под этой категорией проходит вся качественная литература, просто доставившая мне удовольствие, а не нажавшая на какие-то особые точки в моем организме.
Две звезды
Сюда попадают две категории книг. Во-первых, это не самые плохие, но необязательные книжки, которые вполне можно прочитать один раз, а можно и не читать. Необязательные для меня лично, это важный момент, у вас может быть по-другому. А во-вторых, таки откровенно плохие книги, но с проблесками интересных идей или таланта у автора.
Одна звезда
Это приговор. Книжки, которые мне категорически не понравились. При этом некоторые из них вполне читабельные, но чем-то оскорбляют мой интеллект или чувство прекрасного. Так что ситуация "Прочитала роман залпом, было даже интересно, но в итоге поняла, что он фиговый и поставила одну звезду" для меня вполне реальна.
Так, с оценками разобрались, поехали дальше.
Если вы хорошенько присмотритесь к списку прочитанного, сразу уведите, что это был не только год дрянных детективов, но и 12 месяцев добротных семейных саг. Но это неудивительно, жанр у меня один из любимейших. Так что я постоянно рою в этом направлении, ища новых авторов и перечитывая старых.
Из старых моих знакомцев в списке есть перечитанный под настроение роман "Средний пол" Евгенидиса, а среди новых для меня авторов на первом месте
Элена Ферранте с ее "Неаполитанским квартетом", разумеется. И у меня большие надежды на дебютанта Нейтана Хилла, автора романа "Нёкк".
Как я уже писала, я вижу в нем явного продолжателя традиций большого американского романа.
Кроме того, в нише семейных саг еще есть симпатичные романы "Дом на краю ночи" Кэтрин Бэннер и "Зимний дом" Джудит Леннокс, хотя они чуть попроще и на любителя (особенно второй).
А вот роман "Жена башмачника" Адрианы Трижиани меня откровенно разочаровал, хотя там была задумка на отличную сагу. В итоге вышла мыльно-оперная хрень. Две звездочки я поставила исключительно за описание жизни и быта в довоенной северной Италии.
Самое сильное впечатление, до мороза по коже, на меня произвела книга "Толстая тетрадь" Аготы Кристоф. Я после ее прочтения едва дышала, а потом еще несколько дней ходила под впечатлением, как пришибленная.
Если вы книгу не читали, вам нужно знать о ней три факта. Во-первых, это не один роман, а трилогия ("Толстая тетрадь", "Доказательство", "Третья ложь"), и если прочитаете только первую часть (ну, вдруг наткнетесь на старое издание), получите совершенно ложное представление о сочиненной автором истории. Весь сюжетный пазл там складывается буквально в последних абзацах третьей части.
Во-вторых, это охренительная книга, начисто вынесшая мне мозг.
В-третьих, особам с тонкой душевной организацией и впечатлительным мамашкам не приближаться к произведению Кристоф на пушечный выстрел. А лучше даже не думать о ней, ага. И вообще, я ее никому не рекомендовала, если что. Но если рискнете, не читайте предварительно спойлеров, иначе лишите себя возможности пережить эффект редчайшего читательского офигения.
У меня в 2018-м случилось сразу несколько новых авторов, которых я буду с удовольствием читать дальше. Помимо уже названных Ферранте и Хилла, это еще два писателя. Во-первых, Фредрик Бакман, купивший меня с потрохами "Второй жизнью Уве". Еще две книги я запланировала на самое ближайшее время.
Во-вторых, нигерийская писательница Чимаманда Нгози Адичи, пишущая невероятно пронзительную прозу об истории своей страны, человеческих судьбах и проблемах самоидентификации. Я прочитала два романа пока - "Американха" и "Половина желтого солнца". Первый мне очень понравился, а от второго вообще дух захватило, хотя книга и тяжелая невероятно.
А еще, чтобы мне мало не показалось, я затеяла большой проект - перечитывание в оригинале книг любимых авторов. Весьма преуспела с Ником Хорнби, одолела три огромных кирпича Кинга (к переводчику Виктору Веберу теперь такую неприязнь испытываю, что не могу не только жрать, но и спать тоже). А вот с обожаемым Кадзуо Исигуро притормозила после "Never Let Me Go", поскольку и после второго прочтения книга не оставила живого места от моей психики. Исигуро невыносимо прекрасен, но как же больно он мне делает, это словами не описать.
Выяснилось, что я читала очень мало нонфикшена в 2018-м. Очень не похоже на меня, обычно он составляет чуть ли не треть списка.
Ну и это был год больших потерь для мировой литературы, увы. Ушли Владимир Войнович, Урсула Ле Гуин, Филип Рот и Амос Оз. Смерть Рота и Оза - очень личные потери для меня. Это авторы из моего внутреннего литературного пантеона, сделавшие много хорошего и важного для меня, любимой. Не только для меня, как читателя, но и как для человека.
Я закончу на этом, пожалуй. Если у вас будут вопросы по книгам из списка, я с удовольствием отвечу. Там еще много интересного и достойного внимания, как на мой вкус.
Здесь можно посмотреть на мой 2017-й книжный год.
А здесь - на 2016-й. А на 2019-й я поставила себе целью прочитать 70 книжек. Хотелось бы больше, но тут уж как карта ляжет. Сон, еду и работу пока никто не отменял, увы.