Зрительные иллюзии. Часть 7.

Apr 26, 2011 03:13

Добрый день,
сегодня мы затронем тему соотношения контраста и подравнивания.

Если сопоставить все сказанное о контрасте и подравнивании, то возникает затруднительное положение. С одной стороны, контраст усиливает и подчеркивает определенное свойство, а среди сходных явлений своеобразие менее заметно. С другой стороны, и сходство оказывает то же действие - оно может усилить сходные свойства и подчеркивает аналогичное по подравниванию.

Спрашивается, если надеть на человека широкое платье, то что получится? Будет ли он казаться тонким по контрасту или толстым по подобию? Как узнать, в каком случае мы получим усугубление определенного свойства и в каком его сглаживание?

Еще не совсем ясно, в каком смысле следует понимать контраст по отношению к качеству линий и форм. Понятно, что большая величина контрастирует с малой, но что противоположно прямой - кривая или ломаная?

В решении этих вопросов мы обратимся к теории художественной формы и живописи в архитектуре. Считается, что линии в рисунке и других зрительных формах могут относиться друг к другу следующим образом:
1. Линии могут противопоставляться одна другой.
2. Линии могут следовать одна за другой или повторять одна другую.
3. Линии могут противоречить одна другой
4. Линии могут переходить одна в другую, изменяясь и модифицируясь.

На рисунке даны образцы таких линий:




a - вертикальная и горизонтальная линии пересекаются под прямым углом, противопоставляются друг другу;
b - параллельные линии повторяют друг друга - повторение линий;
c - если прямая резко перерезает угол - противоречие;
d,e -  мягкое, не резкое соединение кривой линей дает переход.

Конечно, это деление несколько условно. Логически не совсем понятно почему в случае "с"  прямая, соединяющая противоположные по направлению линии называется "противоречащей", а не "переходной", и почему "переходная" подходит для кривых или ломаных линий. В то же время различение противопоставления и повторения не вызывает возражений.

На следующем рисунке указанные соотношения даны в более сложных формах:



На А мы видим повторение (такое совершенное повторение иногда называют гармонией и иногда находят в нем некоторое однообразие).
В В линии противоречат друг другу и дают фигуру с резкими контрастами.
В С мы имеем переходные, мягко изменяющиеся формы (здесь можно усмотреть правило классической эстетики - единообразие в многообразии).

Можно видеть, что и противопоставление и повторение благоприятствуют выделению одних и тех же свойств, и только средние, переходные моменты оставляют их более в тени. В одежде это известно как усиливающее действие повторения и контраста. Например, если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают.

На следующем рисунке верхнее узкое лицо в варианте А кажется еще уже при длинном узком вырезе. В таком же повторяющемся варианте А нижнее широкое лицо кажется еще шире благодаря повторению широких очертаний. В вариантах В и С противоречащие линии резко выделяют отличные от них линии овала лица:



На основании этого обладателям(ницам) слишком круглой или слишком квадратной физиономии рекомендуются переходные линии, образующие длинный овал или длинный прямоугольник.

Лицам, наделенным ртом с опущенными углами, не советуют носить шляп с идущими вниз полями:



В А рот кажется еще более печальным благодаря опущенным полям шляпы. В В лихо заломленный борт по контрасту привлекает внимание к идущим вниз линиям рта, а в С благодаря переходным линиям выражение лица получается менее кислое.
Существует мнение, что даже выражение лица может быть изменено выбором линий шляпы и платья (не в смысле того, что настроение поднялось, поэтому и выражение лица изменилось :)).

Так когда же можно ожидать действия контраста, а когда подобия? Вопрос этот имеет большое значение в физиологии и психологии. Начиная с элементарных ощущений, мы встречаем проявление соответствующих закономерностей. С одной стороны, слабое ощущение делается вовсе незаметным при наличии других ощущений: оно ими заглушается. С другой стороны, если какое-либо ощущение дано одновременно с другими слабыми ощущениями, причем оно не сливается с ними, оно может из вовсе незаметного превратиться в заметное, хотя в одиночку оно сделать это не в состоянии. Т.е. иногда совместная данность зрительных впечатлений делает их явственнее. Для подтверждения обратного положения- одно впечатление заглушается другим, более сильным - не требуется и примеров, т.к. оно понятно само собой.

Общее правило можно сформулировать так: значительные разницы делаются еще значительнее по контрасту, незначительные - подравниваются, сглаживаются. Однако для действия контраста разница не должна быть чрезмерной, иначе исчезнут общий масштаб и то единство восприятия, которые необходимы для контраста (человек среднего роста рядом с малорослым кажется высоким, но рядом с маленькой куклой или спичечным коробком он остается таким же человеком среднего роста).

Для подравнивания благоприятными являются:
1. малая величина различий (в т.ч. малая пространственная разобщенность);
2. все условия, которые содействуют объединяющему восприятию (восприятию как единой фигуры).

Повторение, конечно,  очень важное средство, чтобы усилить или подчеркнуть какое-либо свойство. Повторенное приказание есть усиленное приказание. Однако, чрезмерное повторение может сделать повторяющееся свойство незаметным. Если человека выругать один раз, это произведет на него впечатление. Но если его ругать постоянно, то его чувствительность притупится, и он перестанет обращать на это внимание. Так и в нашей области. Если у человека вздернут нос и в шляпе есть легкое повторение линий носа, то оно может подчеркнуть эту особенность лица. Но если все линии шляпы и платья устремлены подобно носу вверх, то эта особенность носа в этом всем может затеряться. Все, что сказано относительно  частоты повторений, касается и интенсивности повторения. Если в костюме очень сильно повторено какое-либо свойство, то это свойство может быть заглушено этим повторением (правильные черты лица могут показаться незначительными, если их обладатель облачен в очень величественные одежды - отсюда относительная справедливость утверждения, что подобное убивается подобным). В качестве примеров можно привести наряды августейших особ, одежду священнослужителей: за роскошью и богатой отделкой не видно человеческого лица, но зато образ воспринимается как надо.

Кроме того надо помнить, что повторение иногда может принять характер передразнивания и придать внешности карикатурный вид. На следующем рисунке приведен ряд примеров, где повторение линий лица в линиях шляпы ведет к самым плачевным результатам:



Когда практически приходится выбирать между контрастом и подравниванием, необходимо еще считаться с т.н. "абсолютным впечатлением" (т.е. какая-нибудь величина может производить абсолютное впечатление столь большой, что трудно найти для восприятия еще большую, по сравнению с которой она казалась бы малой). Например, при очень крупной человеческой фигуре может оказаться затруднительным приспособить столь большую шляпу, чтобы по контрасту с ней фигура казалась бы маленькой: такая шляпа была бы до невозможности велика.

На самом деле эта проблема очень обширна и переходит  в область эстетического восприятия: когда и при каких условиях художественно более ценно подчеркнуть оригинальные особенности и дать стилизацию и единство, а когда желательно получить большое разнообразие впечатлений.

Какие выводы мы можем сделать для себя:
1. если есть какая-то особенность, к которой мы не хотим привлекать внимания, нельзя использовать по отношению к ней контраст
2. если есть какая-то особенность, к которой мы не хотим привлекать внимания, нельзя использовать по отношению к ней принципа подобия
3. если есть какая-то особенность, к которой мы не хотим привлекать внимания, нужно использовать  по отношению к ней принцип сглаживания

Теперь я постараюсь привести конкретные примеры:
  • подчеркивание и сглаживание линий фигуры
Вполне очевидно, если мы будем обтягивать нежелательные выпуклости (контрастные перепады по обхвату) на фигуре, от этого они будут еще больше бросаться в глаза. Задача заключается в том, чтобы сгладить эти контрастные перепады.
В частности, вариант решения проблемы слишком сильно выдающихся бедер. Это бросается в глаза из-за значительной разницы между талией и бедрами и/или бедрами и коленями, существенную роль в визуальном впечатлении может сыграть невысокий рост и бедра-галифе. В этом случае надо, чтобы линия одежды немного спрямляла силуэт, чтобы не было этих резких контрастов:
 - полуприталенный (не приталенный) силуэт, т.е. не делать контраст на талии;
 - завышенная талия поможет сгладить перепад между естественной линией талией и бедрами;
 - не делать сильного заужения в районе коленей;
 - не делать дополнительного объема и акцентов по бедрам;
 - использовать удлиненный силуэт, т.е. вариант мини не подходит, лучше использовать длину "ладонь за колено" или до середины икры (вообще, с длинной все более индивидуально);
 - не разбивать силуэт по цветовому контрасту ("светлый верх темный низ" нарушит цельность восприятия линии);
 - если речь идет о брюках, то не стоит использовать скини, сужающиеся к низу брюки, клеш от колена так же противопоказан.
Нет:

 
(слишком облегающий силуэт, контраст на талии)



(слишком облегающие брюки, последние дополнительно слегка клешатся)

(подчеркнутая талия и дополнительный объем юбки делают разницу талия-бедра еще более заметной, рисунок ткани усугубляет ситуацию)

(дополнительный объем на бедрах из драпировок, акцент на талии, сильное сужение у колен - все это не создает плавности)

(с юбками типа годе нужно быть очень осторожными, они могут улучшить силуэтную линию, но в  большинстве случаев усугубляют ее)

Да:

(брюки свободно идут от бедер, создавая плавную линию)

(полуприталенный силуэт, талия явно присутствует, но на ней нет акцента)


(завышенная линия талии помогает сгладить контрастный переход от естественной линии талии к бедрам и далее)

  • подчеркивание и сглаживание особенностей контура лица
Если контур лица имеет слишком выраженную особенность, то ситуацию можно визуально исправить или усугубить вырезом горловины, выбором прически, головного убора, украшениями. Важную роль играет контрастность по цвету.

Длинные, ниспадающие вниз волосы визуально усугубят ситуацию и без того вытянутого лица, и напротив, убранные с лица, собранные сзади волосы сгладят эту особенность (конечно, в данном случае роль очков в контрастной оправе очень важна - они как бы делят лицо, тем самым визуально расширяют его):




А вот типичная работа контраста ("шар" прически и "овал" лица):


Широкое лицо можно сделать Уже или еще шире с помощью прически:



Или с помощью выреза (макияж и прическа тоже играют далеко не последнюю роль), на последнем фото самый удачный вырез (хоть это и часть белья, но идею можно использовать и в собственно одежде), на котором мы видим работу переходных линий (контур кружева создает этот эффект):





А посмотрите, какой контраст утонченной внешности на фоне крупной фактуры и как угловато проявляется абрис лица:


В данном случае принцип подобия очень мило подчеркивает внешность Джоди Фостер:


А как у Мерил Стрип похожи характер локона и линия скулы, линия подбородка, все смотрится как одно целое:


и насколько странно она смотрится в таком виде:


  • сглаживание контуров горловины
Я хочу вынести это отдельным пунктом, т.к. в официальной одежде часто получается треугольный вырез (например, треугольник образуют лацканы жакета, особенно это критично на цветовом контрасте темной ткани и кожи), и с плавными линиями лица это выглядит негармонично. В этом случае для сглаживания можно использовать шейный платок или декор блузы с переходной контрастностью от цвета кожи до цвета жакета.



еще про завязывание платков)

На этом пока все. Если есть пожелания разобрать варианты сглаживания других особенностей, жду ваших предложений в комментариях.

Предыдущий материал:
часть1
часть2
часть3
часть4
часть5
часть6

стиль в деталях

Previous post Next post
Up