В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Когда мне было лет 5, моя мама истязала меня, читая стихи «Семерых ощенила сука». Я всегда так плакала! Как она потом объясняла, она хотела меня закалить для будущих житейских трудностей.
А еще без конца ставили пластинку с песней «Ты жива еще, моя старушка», которую в итоге выучилась петь и часто пела моя бабушка. Мамины друзья после застолья пели «Грубым дается радость, нежным дается печаль, мне ж ничего не надо, мне ж ничего не жаль». Эта песня была повеселее, хотя и бабушкино пение и пение гостей мне не больно-то нравились.
Тогда Есенин был очень моден. Только что вышел его большой сборник. Люди накупили его портретов (такие овальные, лаковые) и повесили их на стенку. Там он такой красивенький. К кому не зайдешь - а там Есенин висит.
Может быть, из-за всего этого Есенин мне так никогда и не стал близок, хотя я признаю, что у него есть очень хорошие стихи. Читателям он больше нравится своими сентиментальными стихами, стихами про любовь, но ведь он был и новатором, авангардистом.
Наверное, каждый находит в нем что-то свое. Может быть, тем девчонкам, которые переписывали тогда его стихи в тетрадь (сборника Есенина, вышедших огромным тиражом, все равно на всех не хватало), его лирический герой напоминал кого-то из знакомых парней - беспутного, но такого нежного, любящего, но запутавшегося? Таких всегда так хочется перевоспитать.
Недавно я прочла рассуждения Д.Быкова о Есенине, что к концу жизни он деградировал. В качестве примера он приводил строки из «Черного человека»:
«Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица,
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь».
Быков об этих строчках пишет: «пьяный бред, сильный, кто бы спорил, но лишенный уже всякого смысла и внутренней логики».
Вот так я поняла, что у счастливчика Быкова никогда не болела голова. Я и раньше встречала таких людей, взять хоть одну из моих теток. Эх, Быков, Быков: это не бред, это - истинная правда. Именно такое я чувствую, когда голова болит. Очень точно описано. И вовсе не спьяну, я вот не пью, а голова все равно часто болит.
Ну, и когда-никогда я напеваю, разумеется, про себя и «Отговорила роща золотая» и «Не жалею, не зову, не плачу» - лучшие, на мой взгляд, в русской поэзии стихи о проходящей жизни, о ее мимолетности и бесцельности, о том , как безумно жаль, но не ухватить и не остановить. Костер красной рябины, которая не может согреть - это самая удачная метафора красоты и жестокости мира, одиночества человека в нем.
Хорошо, что у нас был такой поэт.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.