Рецензия на «Предательство» Гарольда Пинтера в театре Станиславского

Mar 01, 2009 11:34


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Жена - Анна Чурина
Литературный агент - Андрей Мерзликин
Издатель - Максим Суханов
Вчера был на означенном представлении. В афише оно было означено как «премьера», однако сейчас есть хорошая традиция обзывать премьерами спектакли даже на 5-6 сезоне. Однако неожиданно выяснилось, что это - почти реальная премьера, то есть второе представление. Возможно, из-за этого небольшой зал театра был почти полностью заполнен, а публика, в отличие от других спектаклей Мирзоева, из зала почти не уходила.



Снято мобилой на финальных аплодисментах, но примерное представление о реквизите составить можно

Эта пьеса Нобелевского лауреата ставится весьма часто, возможно, из-за того, что там - всего три актера, да и играть им есть что. Типа психологическая драма. Главный персонаж - литературный Агент - дружит с издателем. Некое время (далее под катом - сюжет!)они дружат семьями (у них - жены и по паре детей), однако потом агент вступает в длительную любовную связь с женой издателя. Они снимают квартиру, где регулярно встречаются. Однако через несколько лет, когда Издатель с Женой были на отдыхе в Венеции, Издателю на почте по ошибке предложили взять письмо от Агента к его Жене. При объяснении в номере Жена все рассказывает мужу, однако они об этом Агенту не говорят, и по возвращении в Лондон все остается по-прежнему. Через пару лет связь Агента и Жены прерывается, потом Жена заводит себе другого любовника, а еще через пару лет вызывает на встречу Агента и рассказывает, что вчера ночью она говорила с мужем, все ему рассказала, и они разводятся. Агент в ужасе - зачем она рассказала, ведь уже все давно кончено, и как он дальше будет встречаться с Издателем? Он встречается с Издателем, и тот рассказывает, что он уже много лет все знает, повергая Агента уже в запредельный ужас.

Для пущего интереса пьеса разворачивается в обратной временной последовательности. После одной-двух сцен действие переносится на несколько лет назад, потом - еще дальше.

Интересная такая короткая камерная пьеса с действием (по тексту) на час, рассчитанная на тонкую психологическую игру актера. Все действо построено на психологических нюансах, а Агента должен играть человека эгоцентричного, разрушающего жизнь окружающих, но при этом такого яркого, что ему все прощают и не могут с ним расстаться, а для него самого эта «игра» тоже приводит к разрушению - он начинает много пить, становится уже не тем… Да еще и такая эволюция обратном временном направлении…

Однако актеры не играют психологическую пьесу - им некогда, они кунштюки выкидывают. Во время действия они производят массу немотивированных физических упражнений - то все чесаться начнут, то стену красить, то апельсины собирать, которые им служители из-за сцены выкатывают… Особенно много упражнений с водой, которая, явно служит фрейдистски-физиологической иллюстрацией измены, а также того, что второй ребенок Издателя - от Агента, хотя Жена это и скрывает от них обоих. То Агент, то Издатель берет бутылку с водой и начинает переливать воду в одну из стоящих на сцене стеклянных ваз. Агент выжимает апельсин в гигантскую рюмку с водой, в которой потом Издатель начинает умываться… Одна из сцен вообще происходит в душе на «тайной квартире», для чего выставлена переносная душевая кабина…

Так что это достаточно похоже на легендарный авангардистский театр «Колумб» из «12 стульев», но уже в более символическом обрамлении. Там было все просто - Подколесин ходил колесом, а вместо Яичницы выносили сковороду с яичницей. Тут еще надо голову себе поломать…

Для любителей «клубнички» замечу, что все эротические сцены исполнены с любопытным сочетанием целомудренности и похабности, как та же сцена в душе, где они моются вдвоем, но в подштанниках. Постельная сцена на тайной квартире решена так - Жена в свитере и рейтузах валяется на спине на полу, а Критик в спущенных штанах (но в полосатых плавочках) с жутким остервенением бодает ее головой в живот, сопровождая физкультупражнения сладострастными воплями.

И так дикий ход пьесы перебивается и перемежается пластическими этюдами. Например, Издатель (Суханов) появляется с косой а-ля Смерть и начинает с нею прыгать и крутить ею в разные стороны, отчего зрители находятся в напряжении - оттяпает ли он во время очередной эскапады себе ухо или нет? В результате наличия подобных гимнастических упражнений пьеса идет (с антрактом) почти 3 часа.

Наиболее популярный вид упражнений - Суханов начинает прыгать на палочке, как мальчик на лошадке, при этом дико крутя головой и гримасничая. При этом те, кто были не на первом Мирзояновском спектакле, знают, что это - атрибут неизбежный. И если в «Укрощении строптивой» или «Короле Лире» можно было считать, что это герой на лошади скачет, то здесь это уже полная отсебятина.

В результате несмотря на энергичное действо на сцене публика начинает дремать и просыпается только тогда, когда на сцене появляется сам Суханов. В отличие от двух других актеров за ним следить интересно, и не только потому, что эти кунштюки он выкидывает с видимым удовольствием. Его фишка - в полной неадекватности. Если двое других еще пытаются изобразить какие-то подходящие по случаю эмоции, то Суханов величественно неадекватен, например, в сцене сурового объяснения он может быть безмятежно-счастлив. Эта неадекватность подчеркивается и дикими костюмами. Так, в сцене встречи с Критиком он появляется в прозекторском халате, о который вытирает окровавленные руки. Значительную часть действа он одет в фиолетовые треники и шикарную ливрею. Майки и рубашки, естественно, отсутствуют.

Есть, правда, единственная сцена, когда актеры действительно выказывают положенные эмоции - это объяснение в номере в Венеции. В качестве постели там имеется груда подушек, в которую Издатель запихивает Жену, а потом по которым начинает колотить тростью. Видно, что Жена действительно боится Издателя, из-за чего и сознается. А то - фигачит он по подушкам, которыми прикрывается Жена, тяжелой тростью со всей силой, аж пыль столбом летит, а подушки все время сползают - может и мимо подушки въехать.

В общем, традиционная и ожидаемая (для тех, кто знает творчество Мирзояна) пьеса. Сам Мирзоян - фигура любопытная. Он 57 года рождения, проучился пару лет в педе, откуда сбежал в ГИТИС. По окончании немного играл и ставил что-то детских утренников, но в 89 году делает гениальный ход - эмигрирует в Канаду. Там он, как сказано в его биографии, «занимается неквалифицированным физическим трудом» и параллельно ставит что-то любительское. В 1994 году делает второй гениальный ход - возвращается, и, как человек, имеющий мировую известность, начинает ставить спектакли в лучших московских театрах. Некое время в театре Станиславского был даже главным, но потом опять - просто режиссер.

Если считать успешность режиссера по тому, насколько к нему ходит зритель, то Мирзоян - режиссер провальный, если по тому, насколько вокруг него много шума - то успешный.

Уже в качестве собственного мнения выскажусь, что преимуществом репертуарных театров является то, что они могут позволить себе таких «режиссеров для режиссеров», однако и тут должен бросить упрек, что он стал очень повторяться.

Лично я неожиданно получил массу удовольствия, однако окружающим ходить в Станиславского на этот спектакль не советую. Дело не в эстетике - дело в технике безопасности.

В одной из сцен Жена на тайной квартире жарит огромный кусок мяса (метра два длинной), похожий на язык (очередной прозрачный символ), на гигантском мангале. В процессе выяснения отношения с Агентом мангал опрокидывается на сцену, и огромные языки пламени начинают гореть уже прямо с пола. Тут сбоку выскочил человек с каким-то покрывалом, накинул его на огонь, и ему вместе с актерами удалось его сбить и потушить.

Потом, когда зажегся яркий свет, стало ясно, что это и было так задумано - на полу остались лежать какие-то шланги с дырками, по которым подавали газ и которые и давали языки пламени. Однако в этих старых театрах с узкими переходами и обилием дерева страшен не только пожар - страшна и паника. Если бы этот спецчеловек задержался еще бы на полсекунды, то я бы успел сгрести жену в охапку и с воплем «Пожар» побежать к выходу.

Критика

Previous post Next post
Up