В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Вышел 36 роман А.Марининой, пока - только первая часть. Не писала она целых 2 года: для писателя ее типа - это много. Роман предваряет предисловие, в котором Маринина рассказывает, как ей не хотелось писать, как она страдала, мучилась, как ей помогал супруг и подруга, и как она все же себя преодолела и выпустила новую книгу. Осталось непонятным, для чего женщина себя так истязала: раз так не хотелось - не писала бы.
Роман не детективный, как и несколько предыдущих. С Марининой происходит то же, что и с очень многими писателями: достигнув популярности за счет одной темы, они перестают ею заниматься, считая, видимо, недостаточно серьезной для себя. То же бывает и с актерами, которые хотят поменять амплуа. Но беда в том, что публика не хочет читать их книги на новые темы, видеть их в других ролях. Здесь и инерция восприятия и то, что новое не очень-то у них удается: мало у кого получается, на самом деле. Маринина вот забросила Каменскую, которая дала ей все, что она имеет, и пишет на нравоучительные темы. У нее и в детективах было заметно желание морализировать, но оно искупалось интригой. Теперь и того нет.
«Взгляд из вечности» и вовсе задуман как философский роман. Четверо старинных приятелей - Камень, Ветер, Ворон и Змей смотрят сериалы, обсуждают их, спорят. Думаете, это чьи-то прозвища? А вот и нет: это настоящие мыслящий камень, ворон и т.д. Камень к тому же еще и все время болеет, у него кашель, хрипы. Ворон умеет проникать во «временные дырки» и рассказывать, что он там видел. Камень умеет изменять события. Змей дает камню хорошие советы, а для чего там нужен Ветер, я не поняла. А «сериал» - это жизнь какого-нибудь человека или семьи, которой эти приятели смотрят и обсуждают. Ворон летает в разные времена, подсматривает, а потом рассказывает об увиденном Камню. Камень это обдумывает и обсуждает со змеем. Для чего нужна такая сложная конструкция - трудно сказать. Скорее всего, во второй части Камень что-то изменит. Но ради этого посвящать четверть страниц идиотским взаимоотношениям и разговорам Камня со Змеем, Вороном и Ветром? «Змей плотнее прижался к Камню, на несколько мгновений замер, потом приподнял голову:
- Тебя, по-моему, знобит. И бронхи у тебя забиты мокротой, я слышу. Да ты, брат, простыл! Чем тебя полечить?
-Только Ветром, больше меня уже ничего не берет. Вот если он прилетает из Сахары, тогда мне хорошо помогает».
А «Колдрекса» дать? А чаю с малиной? А сухой горчицы в носки насыпать? Спросите, какие у камня могут быть носки? А какие у него могут быть бронхи? И это- «брат», «мил-друг» - как-то очень фальшиво.
История, которую собираются смотреть вечные персонажи - это история взаимоотношений мужчин и женщин. Если совсем кратко, то:
«Он думает, что ее давно уже совсем не любит, а любит другую, а на самом деле любит… Другая пара: она его любит, а он в это не верит, хотя сам ее тоже любит. Третья пара: они любят друг друга, но все остальные в этом сильно сомневаются. Четвертая пара: он ее любит, но она не верит, что он ее любит, а сама…» Заявка неплохая, но пока можно угадать только первую пару. Может быть, в романе будет книг восемь?
У происходящего есть теоретическая подкладка. Женщины и мужчины придумывают идеальные образы супруга, которые не встречаются в действительности. Из-за несовпадения реального супруга с идеалом они страдают, а их идеал невозможен в принципе, потому что противоречив. Так женщины хотят, чтобы мужчина был одновременно добытчиком и нежным, чутким, понимающим человеком. А это невозможно, потому что добытчик должен быть агрессивным, что исключает нежность и участие. И наоборот. Правда, можно притворяться, т.е. агрессивный может притвориться чутким, но ведь женщины не хотят притворства. Тем более, что однажды он сорвется - и начнутся страдания. Нежному же мужчине труднее быть добытчиком: чувства можно симулировать, а силу - нет. Но он может стать шакалом, т.е. начнет воровать или мошенничать, ввязываться в авантюры, чтобы угодить жене. Однако это уголовно наказуемо. А мужчины хотят, чтобы жена была кухаркой на кухне и блядью в постели, но это тоже трудно совместимо. Надо выбирать что-нибудь одно. Получается, что они хотят, чтобы женщина имела яркую индивидуальность в сексе, но во всем остальном полностью им подчинялась, растворялась в муже. А индивидуальность или есть, или ее нет, она не может проявляться выборочно - только в сексе и больше ни в чем. В результате браки или распадаются, или нужное качество добирается на стороне - у любовника, любовницы.
Для иллюстрации этой теории рассказывается история одной детской компании,
которая жила в дачном поселке в конце 50-х годов. В первой книге в основном действует Люба, вышедшая замуж за Родика. Люба - красавица и идеальная домохозяйка. Родик - чувствительный мужчина, не - добытчик. Но семью обеспечивает Любин папа . Он как раз из добытчиков и, разумеется, милицейский генерал. Родик изменяет Любе, т.к. спать с женой ему надоело. У него большая страсть с молодой девушкой, но уходить из семьи он и не думает, потому что любит детей , и ему очень нравится, как жена ведет дом, он привык ей рассказывать о работе, слушать ее похвалы своему уму и талантам. Люба обо всем догадывается, но виду не показывает, а решает ответить на чувства одного давнего воздыхателя , тоже моложе ее. На этом первая часть романа заканчивается. Есть еще немного про Любину сестру, Тамару. Тамара - девушка с индивидуальностью, но некрасивая. Замуж она вышла поздно, но зато за человека, который ее полностью понимал, с которым у нее были одинаковые взгляды на жизнь и вкусы. Есть еще 2 персонажа, но пока они себя особо не проявили. Возможно, они еще встретятся в других частях книги, а может быть, там речь будет идти о Любиных детях. У нее мальчик и девочка.
Пока я бы сказала, что это - самый слабый роман Марининой.