Зачем я продолжаю это эссе? Начало
тут и
тут Две истории с похожими трагическими финалами произошли не так давно в Саратове и в подмосковном Орехово-Зуево. Объединяет их то, что в обоих случаях сыновья лишили жизни своих матерей.
Мужчины, которым уже предъявлено обвинение в убийстве, не страдали алкогольной зависимостью, не злоупотребляли наркотиками, не являлись асоциальными элементами. Оба были вполне добропорядочными членами общества: один преподавал в московском вузе, другой - только начинал свою карьеру в правоохранительных органах. Преступление они совершили потому, что матери, как они говорят, сами просили о смерти: у обеих женщин была четвертая стадия онкологии, когда надежд на выздоровление уже не остается ни у самих больных, ни у их родственников. Но и права уйти из жизни достойно - без боли и страданий - обе женщины тоже оказались лишены, потому что необходимые в таких случаях обезболивающие препараты так и не получили.
А диагноз "рак", по данным Росздравнадзора, ставится в России каждую минуту. За год выявляется около 450 тысяч таких случаев, причем заболеваемость злокачественными новообразованиями год от года растет в среднем на 2 %. Ежегодно примерно 300 тысяч россиян умирают от онкозаболеваний.По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 2020 года в мире ежегодно раком будут заболевать около 20 миллионов человек, при этом 70% из них - в "нищих" странах. К этой категории ВОЗ относит страны, выделяющие на борьбу с раком менее 5% ВВП. У нас на всю медицину выделяется 3,5% ВВП. Выводы делайте сами!
По признанию главы Росздравнадзора Елены Тельновой, средств не хватает, обеспечение наркотическими лекарственными средствами происходит не всех больных. Фактически, чтобы войти в в списки больных, получающих НЛС, нужно получить инвалидность. Но даже инвалидность не гарантирует получения всех необходимых лекарств, в результате - перерывы в лечении, т.к. реальные нужды в несколько раз превышают сегодняшние объемы. Тельнова приводит данные профессора Лункина из Каролинского университета (США): в странах Европы выделяется от 40 до 200 евро на онкологические лекарства на одного больного в год, а в России - 4 евро. Т.е. чиновники от медицины отлично знают об этих проблемах, но и пальцем не шевелят!
В первую очередь больные с запущенными формами рака нуждаются в обезболивании. При распространенных опухолях стойкая боль преследует 45-100% больных. У 20-40% из них купировать болевой синдром общепринятыми методами (НПВС) не удается. Боль в состоянии полностью уничтожить человека как личность. Она несет невыносимые страдания больному и нередко деформирует его психику. При этом у каждого шестого-седьмого онкологического больного из-за боли развивается суицидальная готовность.
Впечатляющим фактом был опрос 30 врачей-онкологов о том, как они поступили, если бы обнаружили у себя злокачественную опухоль. Большинство из них (25 человек) ответили, что, оценив шансы, выбрали бы суицидальный вариант, 50% опрошенных врачей не осудили пациентов, покончивших жизнь самоубийством. Современные врачи недалеко ушли от врачей древности, которые понимали проблему долгого умирания очень хорошо и часто носили при себе яд - для себя, на тот случай, если собственная агония затянется.
Если же к этому присовокупить инструктивный отказ "скорой помощи" выезжать к онкобольным в терминальной стадии заболевания, а также негласный отказ больниц принимать таких пациентов, то вариант суицида не покажется слишком отчаянным или неадекватным.
У нас, чтобы получить трамал или НЛС для онкобольного по рецепту (сильнодействующее НЛС жителям села вообще не получить), нужно часами простоять в очереди к лечащему врачу, к заведующему поликлиникой, к главврачу, потом - в аптеке... А когда родные добираются домой в село, уж и вечер наступит. А ведь дома так ждет это лекарство онкобольной, готовый в каждую секунду наложить на себя руки из-за невыносимых болей.
Но почему же так долго? Причин несколько:
1. Усиление заорганизованности и зарегулированности механизмов назначения НЛС в медицинском обороте наркотиков.
2. Беспрецедентное усложнение процедуры назначения больным НЛС.
3. Непомерное усиление ответственности медработников за погрешности в механизме назначения больным НЛС.
Спасибо Госнаркоконтролю! Ведь доля медицинских наркоманов в общем объеме наркоманий в РФ составляет 2%, но я думаю, что и это их радужные сводки для "улучшения отчетности" .
Схема амбулаторного назначения НЛС сегодня выглядит следующим образом:
1. Пациент или родственник пациента, нуждающегося в НЛС, осуществляет определенный маршрут в поисках врача, имеющего возможность легитимно выписывать рецепт на наркотик. Да, не все врачи могут это сделать, а только те, у кого есть допуск наркоконтроля, прошедшие длительную процедуру утверждения и согласования. О том, что ЛПУ тоже должно иметь при этом лицензию на наркотики, я уже объясняла;
2. Врач осуществляет осмотр больного, выясняет степень необходимости назначения НЛС, вынужден запросить выписку о пройденном лечении, первичном диагнозе, заключении онкоконсилиума и т.п., копии всех документов надо подклеить в амбулаторную карту. Отдельного и специального времени врачу на это не выделяется, планы по ОМС колоссальные, пара таких больных на участке - и врач вместо зарплаты получит "голый" оклад;
3. Врач осуществляет выбор рецептурного бланка, поскольку, например, для кодеин-, эфедрин-содержащих препаратов и тр****а/зал****а необходима специальная форма, а для собственно наркотика - "розовый рецепт", который хранится в спецкомнате поликлиники, ключи - только у ответственного лица, осуществляющего выдачу рецепта врачу;
4. Врач осуществляет запись в амбулаторной карте - осмотр с очень подробной записью и запись о назначении НЛС, № рецепта, доза, кратность приема и проч. Заполняет 2 стороны листка "направление на ВК" и (иногда) "решение ВК", т.к. назначение НЛС можно только с подписью всех членов врачебной комиссии;
5. Врач находит ответственное лицо, они вместе идут в спецкомнату, получает рецепт, регистрирует № рецепта в журнале учета, куда делает запись о всех паспортных данных больного (затем еще комиссия должна в другом журнале еще раз зарегистрировать эти действия);
6. Врач указывает в рецепте данные больного, способ употребления, № рецепта, льготу , дату и еще несколько граф, при этом при первичном назначении врач должен выяснить наличие льготы, проверить наличие подтверждающего документа, пройти к оператору "по напечатыванию льготных рецептов" и дождаться, пока он соизволит напечатать рецепт и копии (3 экземпляра) - один из экземпляров нужно вклеить в амбулаторную карту;
7. Врач должен подписать рецепт и копии, поставить свою личную печать, затем идет заверять его подписью главного врача или заместителя главного врача, или заведующего отделением поликлиники - идет "гулять по кабинетам", чтобы собрать три подписи членов комиссии с правом подписывать этот документ, утвержденных приказом по поликлинике (двух врачей + главного врача или заместителя главного врача или заведующего отделением поликлиники). Хотя членов комиссии в этот момент может не оказаться на месте (отпуск, болезнь, совещание, прием, командировка и т.д.). Совершенно очевидно, что в выходные и праздничные дни дежурный врач поликлиники лишен возможности оформить рецепт,
8. Врач должен заверить в канцелярии рецепт штампом и круглой печатью (в канцелярии врача никто не ждет с распростертыми объятиями);
9. Врач должен передать рецепт пациенту или его представителю с пояснениями о приеме НЛС, последний должен расписаться во всех прилагаемых документах максимально одинаково, с расшифровкой ФИО, адреса и № паспорта. Я уже объясняла, зачем. Так наше государство борется с вашей наркоманией, мои дорогие родственники онкобольного...
Чего нет в моей схеме? Правильно, нет этапа сдачи пустых ампул или использованных пластырей, конвалют от таблетированных препаратов. Но он предполагается при каждом следующем обращении в поликлинику. Врач даже разговаривать с родственником не станет, пока пустые ампулы не окажутся на его столе. Это просто дополнение к п.5 моей схемы, но тем не менее отнимает время на записи.
Далее вы тратите время в поисках аптеки, имеющей право на отпуск наркотика по территориальному принципу, при этом рецепт действителен всего лишь 5 дней, что явно недостаточно. Особенно много нареканий вызывает положение о сроке действия рецепта в течение всего лишь пяти дней, так как новогодние, рождественские, майские выходные праздничные дни длятся более пяти дней, когда в поликлинике нет возможности оформить рецепт (подписи, печати и т.д.). Поликлиники и аптеки стараются ослабить этот террор госнаркоконтроля: в праздники выходят всей комиссией, аптеки усиливают охрану, т.к. дверь в спецкомнату будет открыта. Особые трудности испытывают жители сельской местности из-за недоступности аптек.
Аптека для выдачи НЛС должна иметь от территориального ЛПУ список врачей, имеющих право на выписку рецептов наркотических и сильнодействующих ЛС с образцами их подписей, серию и номера специальных бланков формы. Конечно, все это должно быть проделано заранее. Несмотря на обязательный ежеквартальный пересмотр указанного списка врачей, для густонаселенного района с несколькими поликлиниками осуществлять на потоке сверку подписей с образцами невозможно да и незаконно, поскольку подобные действия может осуществлять профессионал - эксперт-графолог, который в штате аптек не предусмотрен. Поэтому ваш фармацевт так долго и тщательно разглядывает рецепт под лупой, прежде, чем вынести вам препарат.
Продолжение следует.