Почти 12 лет ведения этого журнала блоггерская активность стабильно проходила мимо меня. Индексируемость поисковиками есть, закрытые двери порой открываются, пожертвования читателей в Варандей-Фонд приходят - так что ещё надо? И всё же когда летом 2019 года меня таки позвали на "НеФорум", главное ежегодное событие блогосферы, я с радостью принял приглашение.
И вот, в третий раз за это холодное лето я оказался в Мурманске...
Помимо собственно "НеФорума", здесь расскажу о дороге в Мурманск, получившейся весьма богатой на встречи с интересной техникой.
Собственно, первая такая встреча произошла уже на Белорусском вокзале - вот на путях стоит "Иволга", официально ЭГ2Т - новая городская электричка от Тверского вагонзавода. Пара таких составов была сделана в 2014-15 годах, а серийное производство развернулось позже: по идее, "Иволги" готовились под МЦК, но теперь их поставок ожидают Московские диаметры. Главное свойство "Иволги" - чрезвычайно странная морда, которая многим кажется уродливой, но по мне так - главное, что узнаваема.
Подробнее про "Иволгу" читайте у
periskop, а я спешил на "Аэроэкспресс", стоящий поодаль - в отличие от Домодедова и Внукова, он тут одноэтажный и старенький, так как двухэтажному поезду дальнейшую дорогу преграждает старый мост:
2.
Шереметьево, через которое я не летал давно, в очередной раз поразило своей бескрайностью. Тем более что летел я из "терминала B domestic", ранее более известного как Шереметьево-1: он расположен с другой стороны лётного поля и напрямую с терминалами A, D, E и F не сообщается. Вернее, не сообщался раньше: к прошлогоднему Мундиалю под лётным полем проложили натурально линию метро:
3.
Или скорее фуникулёра, хотя и сугубо горизонтального: по 2-километровому тоннелю курсируют 2 состава без машинистов и моторов, приводимые в движение канатом. В их вагончиках есть логотипы "Сименса", но судя по всему, относятся они к каким-то частностям - строила систему австрийская компания "Доппельмайер". Есть и вторая линия - багажная, она длиной без малого 5 километров, и вместо вагонов по ней курсируют тележки.
3а.
В до забавного маленьких вагончиках Шереметьевского метро я оба раза ехал в середине состава, и тем самым упустил главную "фишку" - возможность смотреть по тоннелю вперёд. Как попасть в крайние вагоны, я поначалу так и не понял, и лишь позже прочёл, что просто на поезд есть 2 разных входа - из общей и "чистой" зон.
Так что и тут за более подробным рассказом отсылаю к
periskop.
4.
На обратном пути я протестировал ещё и ночные автобусы, и это оказалось чертовски удобно, особенно с учётом того, что живу я прямо на Рязанском проспекте. Москву пришлось пересечь по диаметру, с пересадкой на площади у метро "Китай-город", где находится общий терминал всех ночных рейсов, но в общем от остановки у термниала D до дома путь занял пару часов. В ночных автобусах, по сравнению с дневными, как-то особенно душевно, потому что основной их контингент - транзитные пассажиры да ночные гуляки.
5.
Досмотры, рамки, переодевания ремня. Пугающие ценники - и всех тех сотен аэропортовских кафе ни в одно я так и не решился зайти. На борту - обмен селфи в чатике НеФорума, и вот уже я понял, что тут пол-салона блоггеров, в том числе ЖЖисты
kiki-morok,
pamsik и
lozga. Взлетаем над Зеленоградом:
6.
Я сидел на самом дальнем от иллюминатора месте, да и внизу, стоило было подняться чуть выше, сгустилась синяя дымка. Поэтому виды с самолёта в этот раз не сказать, чтобы очень удачные - и всё же вот мы пересекаем Волгу:
6а.
Какое-то большое озеро - может, Ильмень, а может Ладога или Онего:
6б.
Тысячи мелких озёр Карелии:
7.
Чаще рваных, чем правильно круглых:
7а.
Затем начинается Белое море:
7б.
А в нём ещё и Соловецкие острова... увы, не попавшие мне в кадр целиком, так как при меньшем зуме фотоаппарат упорно фокусировался на пыльном стекле иллюминатора:
7в.
Летели мы, кстати говоря, на Сухом Суперджете. Или Суперджете Сухого? Словом, на SSJ-100, хотя в предполётных приветствиях название "первого постсоветского авиалайнера" предпочли не произносить перед пассажирами - недавняя катастрофа в Шереметьево (о которой я узнал, сидя во Внуково
в ожидании вылета в Баку) случилась именно на линии Москва-Мурманск. И в общем не секрет, что отечественный тут только планер и сам проект, что эту машинку с самого начала её разработки окружают скандалы, что на экспорт она в итоге не прижилась... и всё же наклепали "Суржиков" уже порядка 200, побольше некоторых советских самолётов.
8.
Маленький "Суржовый" салон с непривычно-асимметричной компановкой кресел (2 + 3). При этом в ней почему-то нет ряда C, который видимо можно развернуть складными стульчиками в проходе. Впрочем, шутки шутками, а в общем "Сурж" - обычный пассажирский самолёт, по ощущением от полёта ничем не отличающийся от "Боингов" и "Эмбрайеров".
9.
Мурманский аэропорт (1974-76) даже на фоне других провинциальных аэропортов России выглядит маленьким. Прибывших пассажиров,
как где-нибудь в Нарьян-Маре, привозят в небольшой пункт выдачи багажа на краю территории, а основное здание содержит исключительно зону вылета:
10.
Хотя и весьма симпатично своими витражами и торцевыми панно:
11.
Второе - уже в чистой зоне:
12.
А на самом видном месте - здоровенная матрёха: в последнее время по зиме весь Китай снимается с места и разделившись на две группы, едет в Мурманск и Тромсё северное сияние смотреть.
12а.
Мурманский аэропорт называют ещё Мурмаши, но сами
Мурмаши - посёлок с весьма колоритной раннесоветской архитектурой, - по дороге в город остаётся в стороне. В зоне прилёта нас ждали волонтёры, сверявшие блоггеров со списком и указывавшие на большой автобус. Который вскоре и повёз нас в ставший мне уже таким привычным серый город:
13.
В гостиницу "Арктика" (1978-84) - 18-этажный "трилистник", высочайшее здание мирового Заполярья (72 метра), буквально господствующее над центром города. В свои первые приезды в Мурманск в 2007, 2009, 2011 годах я видел её закрытой на ремонт, казавшийся бесконечным. В 2014 году слишком огромное для Мурманска здание открылось как бизнес-центр, в котором гостиница "Азимут" занимает лишь несколько верхних этажей. Напротив - жёлтое здание другой гостиницы "Меридиан", а между ними - Пять Углов, главная площадь Мурманска. Словом, по своему расположению "Азимут" можно сравнить даже не с московской "Россией" до её сноса, а натурально с питерским Адмиралтейством.
14.
Гостиница столь огромна, что даже её фойе находится лишь на втором этаже, рядом с рестораном "Арктика". В последнем отличный шведский стол, это при том, что на собственно "нефорумных" фуршетах кормили ещё интереснее. Треска, форель, сёмга, оленина, какие-то креветки и гребешки - налегал я на всё это аки римский обжора. Сильнее меня, впрочем, растолстел мой рюкзак - "НеФорум" вообще и ЖЖ в частности вручали гостям по две бумажные сумки подарков, в том числе пару толстовок, шапку и плед.
15.
Так как гостиница занимает верхние этажи, лифт до них ходит только по карточке гостя. Жили мы довольно кучно - по вечерам в "Y" коридора я регулярно встречал людей из команды ЖЖ, а почти что напротив меня остановилась Татьяна
moscow-i-ya и супругом.
16.
Номер тесноват, но это пожалуй единственный его недостаток, заложенный ещё советскими архитекторами. Несмотря на две кровати, я поселился один - это на "НеФоруме" привилегия лекторов.
17.
Тут есть электрочайник, пакетики с чаем, кофе и сахаром и каждый день обновляется бутылочка питьевой воды. Вот только сама по себе вода в Мурманске ужасного качества, поэтому вкусного чаю за всё время поездки у меня не случилось. В общем, здесь жить приятно, но всё же сколько раз бывал я в солидных гостиницах - а по сравнению с эконом-классом не увидел ничего принципиального, за что был бы готов платить больше.
18.
Из окон трилистника открываются виды либо на Пять углов и проспект Ленина, либо на залив и портовые краны, либо опять же на проспект, упирающийся в сопку. Мне достался последний вариант - на кадре ниже вид из окна номера. И хотя я планировал обойти несколько домиков, упущенных в прошлые приезды, в итоге так этого и не сделал. Это странное, новое для меня ощущение - быть в чужом городе и никак не взаимодействовать с ним.
19.
Площадью "НеФорума" же стал бывший пассажирский порт в 10 минутах ходьбы от гостиницы через привокзальный виадук над составами с углем:
20.
В мурманском суровом колорите этот праздник жизни выглядел особенно эффектно:
21.
Перед ледоколом "Ленин" могучие чукчи призывали песца:
22.
По крайней мере так мне объяснили суть их ритуала, на который я попал далеко не к началу:
23.
Чукчи пользовались успехом у гостей форума, в том числе, видимо, у самих мурманчан:
24.
Общий вид площади с трапа "Ленина" - перед синим зданием морского вокзала, давно потерявшего свою пассажирскую функцию, были выставлены белые шатры:
25.
С названиями "Диксон", "Певек", "Тикси", "Бухта Провидения", "Игарка" и "Дудинка". Сами названия вселяли надежду, что я увижу здесь чумы и яранги, но это было бы, кажется, уже чересчур. На заднем плане - стильная схема площади:
26.
Внутри шатра. Странные штуковины на переднем плане - это обогреватели, по сути дела огромные газовые горелки, нынешним летом весьма актуальные не только в Заполярье.
27.
Чуть в стороне - круглый, хоть чуть-чуть похожий на ярангу ВИП-шатёр для участников НеФорума:
28.
Где тоже вкусно кормят в режиме свейского стола:
29.
По краям - киоски со всякой всячиной:
30.
И отдельные шатры для детских мастер-классов и научно-популярных опытов:
31.
32.
Над площадью реяли воздушные змеи. Большинство людей на площадке - местные: арктический "НеФорум" превратился в городской праздник, что в сером Мурманске - вдвойне теплей.
33.
А на заднем плане краны грузили чёрный уголь и по заливу проходили разноцветные суда:
34.
Портрет молодого блоггера:
35.
Я на этом празднике жизни:
36. фото
nasedkin.
И журналисты местного телеканала, задавшие мне несколько вопросов:
37.
Закрытая часть "НеФорума" же проходила прямо на борту "Ленина":
38.
Хотя первый в мире атомный ледокол давно стал музеем, экскурсантам показывают лишь его малую часть, а дальше в бесконечных судовых коридорах скрыто множество секретных локаций:
39.
Например, небольшой конференц-зал:
40.
Где нон-стопом шли научно-просветительские лекции:
41.
Вот например Виталий
zelenyikot, главный
популяризатор космонавтики в блогосфере, рассказывает о своих опытах космической археологии и целой эпопее с запуском на Луну микроспутника.
42.
Маша
fotomanya и Аня
a-nouchka - наш организатор и местами спаситель положения:
43.
Алексей
nasedkin пишет
вот этот пост:
44.
На выходе с ледокола нас встречал Аргус в современной интерпретации:
45.
Слева направо - популяризатор науки (в первую очередь атомной и космической) Филипп
lozga, уже знакомая нам Маша
fotomanya, Татьяна
tanechka-s - один из организаторов НеФорума и популяризатор переезда в Краснодар, Наталья
pamsik, Аня
a-nouchka, на которую свалился очередной срочный организационный вопрос, и Ханна
tuteyshaya из Беларуси, а также Мария
windtravel. Я большую часть фотосессии стоял сбоку, но пару кадров быстренько заснял:
46.
Здесь в кадре между двумя Марьями - Инга
kiki-morok:
47.
А в центре композиции - собственной персоной Капитан Лобусов
dmitry-v-ch-l. Капитан крупнейшего в мире атомного ледокола тоже ведёт ЖЖ! Буквально на следующий день он отправлялся в рейс:
48.
А его ледокол "50 лет Победы" в своё время заснял мой папа с борта исследовательского судна "Профессор Бойко":
48а.
В шатре "Дудинка" передо мной выступал Артём Акшинцев не знаю точно с каких блогплатформ. Но рассказывал интересно, и даже резинку с волос снял в качестве наглядного пособия:
49.
Я же выступал на тему "Познавательный туризм на Крайнем Севере. Теоретия и практика". То есть - о том, как и зачем по Северам не в походы ходить и не на турбазах совершать возлияния, а путешествовать по населённым пунктам и кочевничьим стойбищам. Удалась ли лекция - не знаю, но по выходе мне было сказанно: "Да вы же странник!".
На фото с экрана -
Пустозерск:
50. а это фото от Натальи
annataliya.
А под вечер снова была вечеринка, и несмотря на обилие бокалов, я к ним, как водится, оказался почти непричастен. Вечеринка блоггеров - судя по всему, довольно специфический жанр, где мало движения, но много стримов. Хотя сама по себе концентрация интересных людей на квадратный метр впечатляет - так, пообщался я здесь с Игорем
zavodfoto, приехавшим в Мурманск самостоятельно, чтобы посетить плавучую АЭС "Академик Ломоносов". Или с Валерием
masterok, но не о науке и технике, а о происходящем в современной блогосфере. Но в целом глубины упадка ЖЖ яснее всего ощущаются именно в блоггерской тусе: мы - заметно старше, а при словах "я из Живого Журнала" у инстраграмщиков да ютуберов глаза на лоб лезут "Он что, ещё существует?!". И я каждый раз терпеливо объясняю, что преимущества ЖЖ - в индексиуремости поисковиками и в том, что твой контент, даже не "выстрелив" в первые минуты после публикации, будет жить спустя и 5, и 10 лет. Коллеги, когда я им посетовал на такую реакцию, лишь развели руками: "Мы привыкли!", а кое-кто подметил, что весьма вероятно, все эти удивляющиеся регулярно находят ЖЖшные посты (в том числе, если путешествуют - мои) в поисковиках, но вряд ли обращают внимания на их происхождение. По сути дела Живой Журнал по состоянию на конец "нулевых" - это уже не блог-платформа, а конфедерация сайтов, по сравнению со стендалонами дающая гораздо более эффективную обратную связь. И в общем хотя весь рунет трубит "раз ты сидишь в ЖЖ - значит, прошло твоё время", чего бы мне здесь не сидеть, если это удобно? "Я остаюсь, чтобы жить!".
51. фото Алексея
nasedkin.
Генеральный партнёр всего этого праздника жизни - "
Росатом". На один из объектов которого съездим в следующей части.