Про Мурмаши, посёлок (15 тыс. жителей) в получасе езды от Мурманска, я узнал случайно. Точнее, само-то название я слышал не раз - здесь находится мурманский аэропорт, но ещё зимой 2009 года, готовясь к путешествию в полярную ночь и совершая плановый облёт Мурманска и окрестностей в Google Earth, я наткнулся на фотографию вот этого деревянного здания совсем дореволюционного вида.
В общем, посёлок при Нижнетуломской ГЭС, основанный в 1934 году, оказался совершенно удивительным архитектурным заповедником предвоенных лет. А сколько таких ещё затеряно на российских просторах?
В Мурмаши из Мурманска каждые 10-15 минут ходит автобус №106, связующий вокзал с аэропортом. Он же проходит и
Колу - на вылазку в оба пригорода я потратил в сумме часов пять. В общем, по сути дальний мурманский район.
Странное название посёлка - вовсе не советское сокращение, а результат цепочки метаморфоз. Некогда здесь безраздельными хозяевами были викинги, или норманны, или, как переиначили их самоназвание поморы - мурманы. От них получило название Мурманское море (с 1851 года известное как Баренцево), и соответственно его берег на Кольском полуострове. Потом об этом все забыли, викинги канули в лету, а селившихся на мурманском побережье лопарей (саамов) называли уже проще - мурмаши. Видимо, здесь было единственное их селение в окрестностях - так и возник погост Мурмаши, где в 1934 году началось строительство Нижнетуломской ГЭС, при которой и вырос первый в Заполярье город энергетиков:
В 1934 году - заложен, в 1938 - основан, то есть сдан "под ключ".
Лучшие виды и на плотину, и на реку открываются с поездов и автобусов:
Но удивительнее другое: вот это например взгляд ВНИЗ по течению. То есть, Тулома ниже плотины шире, чем выше плотины! Никогда ещё такого не видел.
Впрочем, небольшое водохранилище тут тоже имеется - опять же, вид с поезда на ту самую стенку с датами:
Ныне Мурмаши более известны как аэропорт, но последний, по понятным причинам, находится за городом, и проезжая посёлок на автобусе, вполне можно и не заметить тут ничего интересного:
Я слез у этого памятника чуть выше "домов с самолётами" - ещё одно напоминание о страшной и малоизвестной трёхгодичной Битве за Арктику:
Главная улица Мурмашей выглядит довольно уныло:
Особенно под дождём, который в Мурмашах настиг меня единственный раз за всю поездку:
Дойдя до новостроечки (кажется, какой-то банк):
Я свернул во дворы (если ехать от Мурманска - налево), туда, где примерно и должно находиться искомое здание:
Как я понял. это местный "городок специалистов". Вообще, электроэнергетика в те годы была примерно как сейчас IT - в смысле, одной из самых передовых и квалифицированных отраслей, поэтому для энергетиков строились отнюдь не бараки. Я не знаю, есть ли где-то ещё в бывшем СССР домики такого проекта, но выглядят они намного комфортнее, чем финские трёхэтажки того же времени в Никеле:
Эти домики, да ещё и в лесу, занимают целый квартал. Вид у всего этого действительно "финский" - может, и правда их финны строили, а может просто всё лесное и уютное у русского человека ассоциируется с Финляндией. Тем временем, за деревьями показался деревянный дом:
К слову, обратите внимание на количество цветов. Да тут же весна в самом разгаре! Ну и что, скажете Вы, а у нас лето. Так вот именно: в середине июля здесь ещё только ВЕСНА! Это уже третья моя весна в этом году: сначала на Украине, потом в Москве, теперь здесь.
Деревянный дом, к которому я вышел, оказался не тем, который я искал. Весьма вероятно, что это и вовсе новострой. Причём обитаемый - у дверей машина, с обратной стороны в окнах видны и люди в домашней одежде. Знать бы, кто владеет такими хоромами, причём без трёхметрового забора.
А вот и тот деревянный дворец с вводного кадра - в сотне метров от первого дома:
Парк за "финским кварталом" - это бывший санаторий, как я понимаю, созданный вместе с посёлком как Дом Отдыха охотников и рыболовов, а статус санатория получивший в 1947 году. Он действует и поныне, но несколько сместившись, а старые деревянные дворцы так и стоят в городском парке.
Удивительное здание! Если бы я не знал, что сам посёлок основан в 1934 году - подумал бы, что оно дореволюционное. Ведь типичнейший деревянный модерн! О его истории я так и не смог ничего найти - но может, это и правда дореволюционка, что-нибудь связанное со строительством Романова-на-Мурмане? Или стилизация уже позднесоветских времён?
Как бы то ни было, здесь это здание выглядит как гость из другого мира:
Снова выходит к главной улице, буквально в паре сотен метров ниже места, где свернули, около здания "Колаэнерго" - местного филиала РАО ЕЭС:
Напротив - памятник Кирову. Вообще, в Мурманске и окрестностях Сергей Мироныч даже популярнее, чем Владимир Ильич, не знаю, почему. Но как минимум Мурманская железная дорога в 1934-59 годах (от ликвидации Кирова до ликвидации дороги как отдельного управления) называлась Кировской.
За спиной Мироныча - вокзал и ГЭС:
Но сначала посмотрим левее, вглубь сквера:
Это ДК Энергетиков, построенный в 1936 году, сгоревший в 1997, и буквально за пару недель до моего приезда поставленный на реконструкцию. Здание не менее потрясающее, чем "терем" по ту сторону главной улицы. Чем? Сюрреалистическими барельефами.
Не секрет, что и ГЭС, и посёлок для её сотрудников строили заключённые - на Северах да в 1930-е годы редко бывало иначе. Эти барельефы и памятник Кирову сделал именно кто-то из зэков. Кто именно - однозначно не известно, хотя и есть легенда, что гению-невольнику после этого дали свободу.
Есть мнение, что их автор - не очень известный художник Георгий Гамон-Гаман, потомок датчан (то есть опять же викингов!), почти всю сталинскую эпоху проведший в лагерях. Творить он начал ещё до революции (например, участвовал в оформлении Пушкинского музея в Москве), но окончательно его стиль сложился именно за колючей проволокой - рисовал полярные сияния, лагерные пейзажи и быт и прочее. Известно, что в 1936 году он как раз был отправлен на Тулому.
Ныне об этом художнике почти ничего не известно - даже статьи в Википедии нет, да и "Яндекс" молчит. Не известна и судьба многих его произведений - что-то хранится по архивам (в том числе коллекция полярных сияний), и до сих пор то и дело его картины обнаруживаются в обыкновенных домах Мурманска.
А жизнь он прожил долгую - несмотря на лагеря, на забвение в 1950-60-е годы, на нищету, умер он в 1964 году в возрасте 84 лет. Мне вспоминается
Инта в республике Коми, удивительную архитектуру которой создал также заключенный, швед Артур Тамвелиус. И неизбежно возникает вопрос: а существуют ли капитальные строения, спроектированные узниками нацистских трудовых лагерей? Зарождались ли в нацистских трудовых лагерях театры? Хотя бы просто - есть ли картины, написанные там? (подчёркиваю - вопрос именно о трудовых лагерях, а не о "лагерях смерти", прямых аналогов которых СССР вообще не имел).
Ниже - станция той самой линии Кола-Никель, самой северной на Земле. Дорога была построена в 1951-58 годах, на закате эпохи сталианса. Вокзал в первоначальном варианте имел шпиль, когда он был утрачен - не знаю.
Сама же станция Мурмаши - пожалуй, самая капитальная на этой заповедной дороге. Вид в сторону Мурманска:
И в сторону Никеля:
На платформу я не спускался, но в тот же день ехал здесь на поезде. За платформой - территория ГЭС (туда же и путепровод ведёт), впечатляющий и очень понятный памятник:
Ну а в основном Мурмаши выглядят так - обычный советский городок, довольно опрятный (что в Мурманской области привычно):
Вид с поезда через Тулому - уже знакомые многоэтажки с самолётами:
А дорога уходит дальше - на Печенгу, к норвежской границе. Туда и лежал мой путь:
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры. Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая.
Никель.
Печенга и окрестности.
Баренцево море.
Дополнение.
Полярная ночь-2009.
.