Архангельск. Возвращение.

Jul 07, 2010 15:00



В Архангельске я второй раз. Впервые я приехал в сюда в сентябре-2009, и Архангельск мне тогда очень понравился - особенно контрастом с городами казачьего Юга, по которым в основном ездил до этого.
Сейчас я вновь убедился, что очень люблю Архангельск. При кажущейся серости и недостатке достопримечательностей (только кажущемся!), это один из самых необычных и "атмосферных" городов России. Постоянный ветер, близость Белого моря, гигантское пространство Северной Двины, феерическая запущенность, деревянные мостовые, крики чаек и спокойные, в основном светловолосые и светлоглазые жители - всё это складывается в неповторимый облик.
Архангельск - поморская столица, и это не туристический слоган. От других областных центров он отличается так же сильно, как Казань, Уфа, города Украины и Белоруссии.

В этом посте расскажу о тех местах и свойствах Архангельска, которые упустил в прошлый приезд: о Воскресенском проспекте, непарадных районах центра и северной части набережной. Пересказывать, что где, мне лень - поэтому тем, кто не был в Архангельске очень советую сначала прочитать мои посты об Архангельске-2009 ( центр, набережная), иначе многое будет непонятно.

На всякий случай всё же дам необходимый ликбез: Архангельск на самом деле представляет собой весьма размытую агломерацию. Есть Город - "ядро" Архангельска, ограниченный Двиной, железной дорогой и Кузнечихой. Есть прилегающие к Городу районы (такие как Соломбала) - это еще город, но уже не Город. Есть десяток посёлков, разбросанных в радиусе 20км от Города по островам Двинской дельты и вдоль железной дороги (например Искакогорка). Есть еще два десятка посёлков, разбросанных на той же территории, но административно к Архангельск не относящихся. А также два мощных пригорода: целлюлозно-бумажный Новодвинск (выше по Двине) и военно-судостроительный Северодвинск (на Белом море).
Так вот, в этом посте речь пойдёт только про Город.



На самом деле один из самых ярких пластов Архангельска - это архитектура 1960-80-х годов. Собственно, этот пласт и самый заметный - Высотка на главной площади, гигантский Морско-Речной вокзал, московская этажность Города...
ЖД-вокзал в Архангельске очень унылый (хотя внутри интересные деревянные украшения, которые в стеклянно-бетонном зале смотрятся очень эффектно), зато мне нравится автовокзал в 5 минутах ходьбы от вокзала (влево, если стоять к вокзалу спиной):



Ныне автовокзал - это в основном торговый комплекс. Множество мелких (и весьма убогих) магазинчиков вокруг зала ожидания, маленькая (хотя и уютная) комната с двумя кассами, комнаты отдыха в пристройке, а транспортная функция вроде бы побочная... Такое мне случалось видеть на Украине и в Казахстане, для России же ситуация нехарактерна.
Транспорта в Архангельской области мало, расстояния огромные, 9/10 автобусного потока - по заполнению в Северодвинск и Новодвинск. Оставшаяся 1/10 - в основном очень дальние рейсы.



А прямо от ЖД-вокзала начинается Воскресенская улица:



Город представляет собой почти правильный полукруг, с юга и запада ограниченный Северной Двиной, с севера Кузнечихой, а с востока - железной дорогой. За путям небольшая промзона, а кое-где и болота (не считая кварталов вдоль Двины). Параллельно Двине проходят полукруглые проспекты: Троицкий, Ломоносова, Новгородский, Обводной канал (самого канала нет), которые и пересекает прямая и широкая Воскресенская улица:



В каком-то смысле это Невский 1970-х годов, в конце которого даже своё Адмиралтейство - 24-этажная Высотка дома проектных организаций. То есть, Город виден от края до края. В общем, одна из самых впечатляющих улиц, что я видел, которая несомненно станет достопримечательностью лет через 50-100.



Первая треть (около километра) - от вокзала до площади Дружбы ("ворота" на кадре выше). Далее еще столько же тянется Город Пятиэтажный, но перспектива всё так же ясна.





Ну а после бывшего Обводного канала (служившего границей Города до Революции) начинается Архангельск Деревянный:



Воскресенская улица приводит на ппощадь Ленина. Брежневский ансамбль последней части улицы и самой площади - смотрите по ссылке в начале поста. Эти дома не на Воскресенской, но в тех же краях:



Мы же пойдём в переулки - я осмотрел в сентябре только улицу Чумбарова-Лучинского (местный "арбат", куда деревянные дома свозились целенаправленно из разных частей города), в этот раз же осматривал деревянный Город как  есть.



Больше всего в некоторых местах Архангельск впечатляет своей запущенностью. Да, здесь есть красивые парадные места, но ТАКОЙ запущенности я не видел ни то что в Каргополе, Котласе или Няндоме - не видел даже в Мезени!



Лопухи и крапива в человеческий рост, сгнившие деревянные тротуары сквозь натуральные джунгли, текущие прямо по улицам ручьи в постоянных руслах, обилие грибов (не в июне, конечно)... Среди виденных мной областных центров Архангельск явный лидер по запущенности, среди всех городов вообще - близок к лидерству.
Но при этом тут холодный дождливый Север - поэтому пахнет живой растительностью, а не грязью и гнилью. И мне эта запущенность по душе.



Типичный для Архангельска дома. Каменный или деревянный - не важно, похожая архитектура встречает и у тех, и других. А деревянные часто обиты досками и оштукатурены, от чего их не отличить от каменных.



На заднем плане - правительство Архангельской области:



Перед ним - рынок:



А неподалёку конец Чумбаровки и дворец спорта, который в посте по ссылке я обозвал Чудо-Юдо-Рыба-Дом. Здесь мы выходим к набережной, и опять же советую сходить по ссылке в начале поста, чтоб было понятно, где что.



Набережная - безусловно, главная достопримечательность Архангельска, как из-за видов на Двину, так и из-за своей архитектуры. Её общая длина 6км (от моста через Двину до моста через Кузнечиху), и условно её можно разделить на несколько участков:
1. От моста до Морского-Речного вокзала - отдельные интересные здания (в том числе университет).
2. Район МРВ - красивая и довольно разнообразная архитектура прилегающей площади, главный в городе транспортный узел и морские суда у причалов (в том числе ледокол "Диксон").
3. От МРВ до ПРВ (Пригородный Речной вокзал, внутригородские рейсы) - старая промзона вдоль берега и сам ПРВ.
4. От ПРВ до Пур-Наволока - Морской музей, большой советский Дворец Пионеров, а также район Двух Подворий:



Около Морского музея на набережную выходят два монастырских подворья начала ХХ века - Соловецкое и Николо-Корельское. А к подворьям с живописными храмами прилегает небольшой квартал двухэтажной застройки конца 18 века. Хотя здесь всего пара улочек, смотрятся они здорово, чем-то напоминая двухэтажное Замоскворечье:



(фото 2009).

В прошлый приезд я не углублялся в квартал, сейчас же решил восполнить этот досадный пробел.
Театральный переулок, вид в сторону Двины. В перспективе - дворец пионеров с обсерваторией в башне и подворье Николо-Корельского монастыря:



А вот Банковский переулок - ну чем не Старая Москва?





Подворотня ведёт во двор у Соловецкого подворья:







В общем, хотя цельной исторической застройки в Архангельске нет, этот островок из двух переулков и двориков украсил бы любой город.
Далее - еще метров 300 мимо драмтеатра, и перед вами мыс Пур-Наволок:



Именно здесь, на Пур-Наволоке, где изгибается Северная Двина, и был в 1583 году официально основан русский Архангельск (но уже лет 20 тут были фактории европейских купцов). Ведь в 17 веке через Архангельский порт шло 80% внешней торговли России, наследством чего стал Гостиный двор (1668-82):



Гигантский корпус имел периметр более 1,5км, делился на "русскую" (т.е. экспортную) и "немецкую" (импортную) части, между которыми располагался Каменный город - небольшая крепость... Увы, с основанием Петербург такой двор стал не нужен, и за 300 лет от него осталось менее 1/3. Тем не менее, и эта 1/3 очень внушительна! В сентябре я застал её в аварийном виде, и мне было очень приятно увидеть, что идёт реставрация:



А было так.



А было так.

Внешнюю сторону же и вовсе не узнать - я не могу найти этих окон на своих прошлогодних кадрах... За двором видны и бывшие губернские здания - их тоже начинают реставрировать:



Продолжаем путь вдоль Двины - здесь у набережной широкий пляж, и сложно поверить, что это река, а не море:



Но купаться холодно. Не из-за воды, которая по меркам северных рек весьма тёплая, а из-за ветра:



Напротив Вечного огня недавно появился памятник тюленю с надписью "О, сколько ты народа спас от голода и холода!". Местоположение не случайно: во время войны в Архангельске (который сильнее других городов зависел от внешнего снабжения) от голода умерло около 40 тысяч человек, а норма выдачи хлеба составляла 125г в день. Тюленье мясо (невкусное, но очень сытное), жир, шкуры (очень тёплые) спасли много жизней. К 65-летию победы и появился "памятник тому, кого съели".



Вообще, тут много красивых памятников - и Вечный огонь, и погибшим морякам... В конце этого отрезка набережной - Успенский собор, очень красивый (особенно внутри) новодел по мотивам разрушенной церкви 18в.:



В прошлый приезд я не ходил дальше собора, рассудив, что там ничего интересного. В этот раз всё-таки прошёлся - и подумал, что немного интересностей там всё-таки есть, но действительно ничего выдающегося:





Здесь же был снят заглавный кадр - поставленный так же ко Дню Победы памятник адмиралу Николаю Кузнецову. У подножья набережной, где этот памятник стоит, кто-то выложил "вавилон" наподобие соловецких:



В основном набережная в этой части такая - впереди постоянно маячит Соломбала:



Застройка в основном весьма уныла и скрыта деревьями. Пара интересных видов всё же нашлась:



В башне - областной архив, рядом старинный ликероводочный завод:



Устье Кузнечихи - одной из двинских проток. Обратите  внимание на лодочный паркинг:



В Соломбале - завод "Красная Кузница", выросший из петровских верфей. Судна "Фёдор Вараксин" на стапеле в сентябре я там не помню:



А вот и "фасад" Соломбалы, обращенный к Городу (точнее, району Кузнечиха):



О Соломбале и поездке в Новодвинскую крепость также есть мои прошлогодние посты.
В Архангельск я в эту поездку заезжал дважды по несколько часов - транизтом из Каргополя в Мезень и из Мезени в Москву.
Впереди долгий рассказ о дороге на Мезень через Пинегу - основная часть этой экспедиции.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги.
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Мезенский тракт. Архангельск-Пинега.
Пинега.
Мезень.
.

Архангельская область, "К студёным морям", Русский Север, дорожное, рыбацкое, Архангельск

Previous post Next post
Up