Ирбит. Часть 2, мотоциклетная.

Aug 11, 2010 20:35



Как уже говорилось в прошлой части, Ирбит неофициально именуется "Мотоциклетная столица России", так как здесь находится крупнейший в стране мотозавод, специализирующийся на тяжёлых мотоциклах. При заводе - отличный музей, вокруг неплохой соцгород. А по улицам в дни моего приезда носились байкеры с пиратскими флагами.
Этот пост - последний о Свердловской области в этом путешествии.

В прошлой части мы остановились на улице Советской, в самом дальнем конце которой и расположен Мотомузей. Райончик вдоль Советской на "краю центра" мне показался самым цивилизованным в Ирбите - чистенький, без разрушенных зданий, с нормальными магазинами и кафе.



Однако за железной дорогой, где начинаются многоэтажки, "среднеазиатское" впечатление усиливается - может быть, дело в жаре, но такого упадка я не видел очень давно, а городской базар, который я обошёл по другой стороне улицы, навевает ассоциации с бандитским чтивом 1990-х.
По Советской до Мотослободы идти около получаса пешком, и что цель близко, становится ясно, когда начинаются вот такие дома:



Кстати, обратите внимание на дренаж - похожие штуки я видел в казахстанском Уральске, где их гордо именуют "арыками".
Облик Мотослободы очень узнаваем - характерные домики сразу-послевоенной постройки: ведь Мотозавод сюда был эвакуирован в 1941 году из Москвы, поэтому кому еще строить соцгород, как ни пленным немцам?



Двадцать лет назад здесь, наверное, кипела жизнь. Теперь же дух нищеты почти осязаем:



Ближе к заводу попадаются и более интересные дома - скорее всего, построенные для начальства:





Здесь же есть довольно интересный ДК Мотозавода (судя по всему брежневский) чуть в стороне от улицы, но я его по недоразумению не заснял, а фотографии в интернете найти не могу. А ближе к центру города есть и Мототехникум, открытый в 1944 году и считающийся единственным в России техникумом данного профиля.
По чётной (слева) стороне улицы напротив Мотослободы тянется и сам Мотозавод, отданный под торговлю:



Здесь же и автостанция, а за сквериком - дирекция и проходная:



Перед проходной - стела с установленным на ней мотоциклом "Волк", одним из лучших изделий Ирбитского мотозавода (он же на вводном кадре):



Но если вы думаете, что завод заброшен - зря. Да, на некогда гиганте осталось всего около 150 рабочих, да, ползавода отдано под торговлю, и да, город живёт в непрерывном "начале 1990-х" - но тем не менее завод продолжает собирать мотоциклы штучно, НА ЗАКАЗ. То есть, кому-то значит нужны именно эти мотоциклы.

В самом конце улицы, еще дальше завода, находится Музей Мотоциклов:



Во дворе четырёхэтажки - гаражи, а вход в музей в самом дальнем подъезде. Когда я подошёл, дверь была заперта, и я порядком расстроился - было около 16 часов, то есть музейщики вполне могли уйти раньше времени. Но я всё же для очистки совести постучал в железную дверь, и мне открыл охранник, а следом вышла симпатичная бойкая девица в коротком платьице болотного цвета, стилизованном под спецовку.
Оказалось, всё ровным счётом наоборот - музей уже закрылся, но музейщики не спешат уходить! Видимо, в связи с байкерским слётом у них был особый наплыв посетителей, так как и после меня приходили люди.



История этого музея началась еще в Москве, в 1940-м году, когда Московский мотозавод начал собирать коллекцию зарубежных мотоциклов для их изучения. В 1941 году коллекция переместилась в Ирбит, и продолжала расширяться на протяжении полувека.
Немецкие и английские мотоциклы времён Второй Мировой войны:



И их советские аналоги:



В 1990-е годы, когда началась распродажа Мотозавода, и над коллекцией нависла угроза. За спасение коллекции стоит благодарить в первую очередь Александра Буланова - нынешнего директора музея. Мастер спорта, чемпион мира по мотокроссу. двукратный рекордсмен книги Гинесса, он более 30 лет проработал на заводе в конструкторском отделе, а после упадка завода возглавил борьбу за спасение коллекции. Вскоре вмешался губернатор Эдуард Россель, а затем еще несколько лет ушло на поиски спонсоров и организацию музея. За это время из коллекции не пропал ни один мотоцикл.



Более того, если в советское время коллекция хранилась в запасниках и о ней знал не каждый рабочий, то в 2000-е годы, с получением огласки, нашлось много желающих пожертвовать байк в коллекцию, расширившуюся в итоге до 90 машин.



Я более чем уверен, что в те годы в Сети по этому поводу стоял такой же вой, что и по любому поводу сейчас - уникальная коллекция обречена, потому что Путин. Тем не менее, в 2004 году музей открылся для посетителей - причём как государственный, а не ведомственный.



В мотоциклах я не только не спец, но и дилетант, поэтому ничего конкретного сказать не могу. Но ясно, что экземпляры тут встречаются очень интересные.
Экспериментальные машины как Ирбитского завода:



Так и других стран:



Авторские изделия, сконструированные энтузиастами (конкретно этот мотоцикл собрала мастерская "Демоны Спокойствия" из пермского город Чайковский):



Спортивные мотоциклы чемпионов:



Мотоциклы 19 века, к сожалению, только на картинках - коллекция ведь изначально задумывалась как "прогрессивная":



Однако начиная с 1940-х годов представлены практически все эпохи, в том числе много и современных машин.
И конечно гордость Ирбитского мотозавода - мотоцикл "Волк" (2000г.), который они в основном и делают по заказу (один экземпляр купил даже Сам):



В общем, я не в состоянии в полной мере оценить эту коллекцию. Не в состоянии и эффектно сфотографировать всякие колёса, глушители, моторы и прочее, чтобы читатель глядя на фото услышал правильное "Рмм-рррмм-ррммммр!!!" и запах бензина. Я в состоянии только рассказать об этом музее, который, кстати, собирается переселять в новое здание около Пассажа.



Первый мотокросс в Ирбите прошёл в июне 1945 года, а ныне ежегодно проходит байкерский фестиваль. Увидев стаю байкеров на улице первый раз, я не поверил глазам. Потом увидел еще и еще - и подумал, что у них тут место паломничества. Потом увидел на байке парня в косухе и с хаером, которого замечал на трассе по дороге в Ирбит. Заснять этих ребят я пытался много раз - но просто не успевал, всё-таки байк - штука быстрая. Лишь в музее я узнал, что фест проводится как раз в эти дни в 30км от города, но денег на такси у меня уже не было, а тормознуть байкера и попросить довезти не получилось.



Из музея я вернулся в центр автобусом, и пешком направился к последней достопримечательности - Троицкой церкви, шпиль которой нависает над окраиной города у выезда на Екатеринбург.

Церковь оказалась кладбищенской, а кладбище пугающе огромным:



Троицкая церковь (1832-38) не закрывалась при Советской власти:



А само кладбище запомнилось мне обилием богатых надгробий 19 века - видимо, это могилы купцов:



Дальше я вдруг ощутил какое-то странное насыщение, и понял, что не хочу больше ничего видеть - спустился к улице Орджоникидзе, где высадился с автобуса утром, и пошёл на вокзал через старые предместья и частный сектор:



В Свердловской области невероятно поражает контраст между Екатеринбургом и глубинкой. Екатеринбург - по-моему, самый успешный из провинциальных городов, вплотную приблизившийся к двум столицам; большинство мелких городов, за редким исключением (из виденных мной Полевской и Краснотурьинск) поражают своей нищетой, разрухой и люмпенизацией. Конечно, в городе-заводе вся жизнь привязана только к заводу, и благоустройство города пропорционально объёмам производства - но сам контраст удручает. Люди ездят на работу в Екатеринбург за 150-200км от дома. В то же время, хвалёной разрухи в уральских сёлах я не увидел - среднерусские и северо-западные деревни намного хуже. И только одно я так и не смог понять - почему же "Москва - это другое государство", а Екатеринбург - нет? Между Мск и Екб разницы намного меньше, чем между Екатеринбургом и Ирбитом или даже Нижним Тагилом. Скорее всего, эти люди, ни разу не бывавшие в Новой Москве, искренне верят, что там каждый второй имеет деньги купить у них на Урале металлургический комбинат.



Из Ирбита я уехал в Москву напрямую: поезд №007 Тавда-Москва идёт до столицы 36 часов (от Тавды - 40), то есть два дня и две ночи. В некондиционированном вагоне меня чуть не хватил сердечный приступ, но зато мне очень повезло с попутчиками и за разговорами дорога пролетела незаметно.

Тем не менее, в завершение "Уральской были-2" я хочу рассказать о своей "малой родине" в окрестностях Перми. Не о "своём детстве", а именно о местах, с которыми оно было связано - Закамск, Краснокамск, Нытва, деревенька Сосновка на Каме.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пролог №1. Хохловка.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Пролог №2. Ильинский.
Свердловская область.
Полевской (Северск). По городу.
Полевской (Северск). Северская домна.
Полевской. По городу.
Алапаевск.
Коптелово.
Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.
Ирбит ярмарочный.
Ирбит мотоциклетный.
Малая родина.
Судозавод (район Перми).
Краснокамск и Нытва.
Сосновка - деревня на Каме.

"Уральская быль", дорожное, Урал, Свердловская область, Ирбит

Previous post Next post
Up