"Средний запад" Украины - пожалуй, общесоюзный лидер по количеству топонимов, вошедших в анекдоты. Здесь взаправду находятся Бердичев, Шепетовка, Жмеринка, Крыжополь. Более того, как минимум в первых трех еще и есть, что посмотреть.
Свое путешествие по Подолии и Буковине я завершил на вокзале в Жмеринке, откуда уехал в Москву на одесском поезде.
Увы, прибыл сюда я в сумерках, поэтому ни город, ни его главную достопримечательность - вокзал, я толком отснять не смог.
Впрочем, внешний вид вокзала в интернете представлен неплохо, а я от тоски как следует заснял интерьеры.
Жмеринка - город (37 тыс. жителей) в 30км от Винницы, известный как одной из крупнейших на Украине узловой станцией. Говорят, в "Укрзализнеце" занято до 1/3 населения Жмеринки, однако сам город не слишком интересен - советские дома, пара кварталов казенных железнодорожных домов, новодельный собор и Алексеевский костел (1910) на окраине. Последние три я мог бы заснять из окна автобуса по пути в Шаргород, но побоялся светить фотоаппарат.
Так что как и у большинства бывавших здесь мое знакомство с Жмеринкой ограничилось вокзалом:
Железная дорога сюда пришла еще в 1866 году в лице третьей в империи крупной магистрали Петербург-Одесса (после Москва-Петербург и Петербург-Варшава), а со временем Жмеринка оказалась в узле железных дорог: здесь соединялись ведущие в Одессу дороги из Петербурга, Москвы и Киева, Варшавы, Львова, и дальше была лишь прямая магистраль до главного порта России. Поэтому в 1899-1904 годах был построен новый супер-вокзал, один из самых роскошных в империи.
Фото
Эдуард Шульга, с сайта "Паровоз ИС".
Правда, с тех пор как снят этот кадр, зачем-то убрали навес над платформой. Вокзал отличается радикально островным расположением, причем и сами пути подняты на несколько метров над площадью. Поэтому площадей тут две: внешняя (с которой снят первый кадр) и внутренняя между двумя виадуками - более маленькая и оживленная:
Остап Бендер таки добыл стулья. Тот еще пройдоха!
Сам же вокзал ЗАПРЕДЕЛЬНО огромен - около 250 метров в длину. Коротая время, я гулял по платформе неспешным шагом, и на каждый круг у меня уходило порядка 10 минут!
Вот другой вид вокзала издалека:
Фото
Эдуард Шульга, с сайта "Паровоз ИС".
Внешнее убранство вокзала роскошно, и если бы не сумерки, отснял бы его подробнее. Ну а так отсылаю к
посту nordprod и "
Замкам и храмам Украины".
Траффик на вокзале довольно мощный - хоть один поезд стоит на путях почти всегда, а моменты, когда можно снять такой кадр, очень редки:
Интересно, что со стороны города всего один путь с одной платформой - я так понимаю, изначально он резервировался для Царского поезда. Но расположен красиво: поезд оказывается над площадью, как на балконе. С другой же стороны еще два или три пути. И что особенно мне понравилось - почти все постройки рубежа 19-20 веков, сталинские и позднесоветские вкрапления если и есть - то не заметны.
Более того, так же хорошо сохранились и внутренние интерьеры. В огромном вокзале пусто и темновато, фотографировал я здесь почти не таясь, просто потому что в большинстве комнат и запретить мне было некому:
Кажется, это самые красивые дореволюционные вокзальные интерьеры в бывшем СССР, включая польско-австрийскую часть:
Обратите внимание и на размер помещений, высоту потолков. А ведь это всего лишь кассовый зал...
Фантастическая аутентичность! Вот скажем касса предварительной продажи:
Но один из самых красивых вокзалов одновременно один из самых запущенных. Грязный пол, неработающие лампы, облупленные стены - хотя эта мрачность лишь усиливает атмосферу живой старины. И отсылает в те времена, когда любое путешествие было долгим и трудным, барышня плакала на перроне под паровозный гудок, а молодой офицер всю дорогу писал ей письмо за купейным столом, задумчиво покусывая перо и сентиментально глядя на проплывающие за окном пейзажи чуждой "немытой Рассеи".
Есть, впрочем, на вокзале и советские элементы. Здесь я пустил в ход вспышку - никаких шансов, что кто-то заметит, не было. Надо было еще и спуститься по этой лестнице - там
тоннели к дальним платформам, напоминающие Лондонское метро в 19 веке:
И наконец феерически гигантский и полупустой зал ожидания:
Вход - только по билетам, но при этом тут всё равно сновали бомжи и торговки, а уборщик оказался непривычно хамоват, и вполне мог обложить пассажира матом. Вообще, еще до поездки
bolshoymike написал мне
совершенно жуткий коммент о Жмеринке с вот такими цитатами:
В это время в стороне раздались шаги, крики, кряхтение. И из темноты на перрон выползли десятки бомжей. Некоторые дрались между собой, кто-то тащил черные вагонные мусорные пакеты, на ходу поглощая их содержимое. Бомжеватой нечисти хватило бы на массовку для "Вия" или, на худой конец, на вокзале в Жмеринке можно было бы снять новую версию "От заката до рассвета".
-Пассажиры! А ну-ка, все в вагон! - Рявкнул наш проводник. Другие проводники тоже принялись загонять своих пассажиров по вагонам. Закрывая на ключ вагонную дверь, он пробормотал: - Не дай Бог здесь потеряться, сожрут нахуй, прямо на перроне разделают...
Одним словом, дух и творчество Николая нашего Васильевича Гоголя витают на станции Жмеринка и по сию пору. Кстати, неплохая идея для экстремального туризма по Украине. Они могли бы на этом зарабатывать, да".
Коротая вечерние часы на вокзале, я честно ЖДЛАЛ такого зрелища, уже прикидывая, как буду эту фотографировать из вагона. Увы, мне не повезло - но бомжей тут и правда неадекватно много. В сочетании с малолюдностью это давит особенно сильно.
Стулья на переднем плане я впервые увидел в Ивано-Франковске, и подумал: "О, сецессия!". Потом я видел их в Черновцах, Хмельницком, Жмеринке... Что и за стулья и откуда они - не знаю. Судя по всему, современная стилизация.
Сев в самом дальнем конце зала ожидания, я смог и немного поработать зумом:
На вокзале я просидел около трех часов - но мне не привыкать. Я сидел на вокзалах и по 6 часов, и больше, и как-то научился просто отключаться от времени, воспринимать ожидание как самоцель. Осмелев, даже гулял по платформе и "внутренней" привокзальной площади, где затарился пирожками и соком. На перроне ко мне подошел мужик и очень вежливо спросил, не сидел ли я в тюрьме, и получив отрицательный ответ, так же вежливо мне поведал, что сидел 10 лет на строгом, после чего сразу исчез в темноте.
Потом подошел поезд, светлый чистый вагон с ковром на полу и пьяным проводником. В плацкарте ехали три барышни в Москву на свадьбу подруги, причем одна из них оккупировала мою нижнюю полку, и я решил поиграть в джентльмена. И после двух недельных путешествий по Западной Украине было очень непривычно говорить с людьми, которые не любят бандеровцев, доверяют Януковичу, воспринимают Россию союзником и гарантом, и считают, что бардак хуже диктатуры.
Однако я еще не рассказал про Буковину, которую посетил между Чертковом и Каменцем.
ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог.
О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород. Еврейское местечко.
Жмеринка. Интерьеры вокзала.
Буковина (Черновицкая область).
О Буковине в общем.
Черновцы. К западу от Главной.
Черновцы. К востоку от Главной.
Черновцы. Изнанка и детали.
Черновцы. Гореча.
Топоровцы.
Хотин. Город.
Хотин. Крепость.
Белая Криница.