Ыб и Выльгорт. На юг от Сыктывкара.

Apr 08, 2011 13:00



Южная Коми, то есть древняя Малая Пермь, не сильно отличается от своих соседей - Вологодщины, Кировщины, Пермского края. Деревни здесь стоят довольно часто, в каждом крупном селе - каменная церковь (но как правило обезглавленная), многие сёла испорчены пятиэтажками. Разница лишь в том, что Сыктывкар здесь - единственный город, а почти все древности находятся в деревнях.

В окрестностях Сыктывкара особенно интересны два места: древняя Усть-Вымь, где Стефан Пермский в 1380 году крестил коми-зырян, и село со странным названием Ыб. В Усть-Выми я был в 2008 году, а про поездку в Ыб через райцентр Выльгорт расскажу сейчас.

В Южной Коми главная ось - не Печорская магистраль, а автотрасса Киров-Сыктывкар-Ухта. Южнее столицы она идет параллельно Сысоле, севернее - параллельно Вычегде, и значительная часть населения сосредоточена вдоль неё. Вопреки расхожему мнению, россияне ездят не только в Москву, а кратчайший путь из Коми к Поволжью, Уралу, Сибири лежит именно через Киров... до которого от столицы 8 часов на автобусе. На трассе находятся и оба упомянутых выше места: Усть-Вымь - в 60км севернее столицы, Ыб - в 45км южнее.
От Кировской трассы до Ыба - еще 7 километров. Но мне водитель автобуса посоветовал сойти не на официальном отвороте, а у старой лесной дороги, по которой до села всего 4 километра:



Из которых я прошел от силы метров 500 - хотя формально эта просёлка закрыта для движения, раз в 10-20 минут тут что-нибудь проезжает. Меня подобрала грузовая "Газель", причём я даже не пытался её застопить - просто не принято на Севере оставлять человека одного на лесной просёлке.
Кстати, произношение "Ыб" сразу выдаёт чужака - местные предпочитают не напрягать голосовые связки и говорить "Иб".



В общем-то, Ыб похож на многие другие сёла Сысолы и Вычегды - но при этом действительно "лучший среди равных" благодаря великолепному расположению на высоких холмах у берега Сысолы. Как и многие северные сёла, Ыб представляет собой "куст деревень", важнейшие из которых - Погост и Степановка (Чойпон). Обе они стоят на высоких холмах, а между ними - глубокая ложбина. Оба холма облеплены избами и увенчаны церквями.
Вот так Погост выглядит из Степановки:



А так Степановка из Погоста:



По дороге от трассы путника встречает именно Погост, где находится ампирная Вознесенская церковь (1825-30):



Церкви подобного вида - композиция "корабля", колокольня над входом, ротонда над храмом - в Коми очень распространены. Даже Кирульская церковь в Сыктывкаре - хотя и старше, а выглядит упрощенной копией ыбской. Но последняя - как мне кажется, самый яркий представитель этого семейства храмов. Особенно впечатляет сочетание ампирной ротонды с древнерусским шатром:



Около церкви очень людно - кадр с машинами на фоне заречных далей снят именно у ворот церкви. Некоторые приезжают сюда на службу даже из Сыктывкара. Собственно, с такими прихожанами я отсюда и выбирался - но об этом позже. Церковь стоит на высоком мысу, а вокруг колоритные сельские закоулки:



Вот так выглядит большая часть Погоста - этот вид открывается левее главной улицы. Керки (зырянские избы), прилепившиеся к склонам холмов. Кстати, обратите внимание на ассиметричность: если внешне керка почти не отличается от поморской избы, планировка у нее была совершенно другой. В русской избе жилой была передняя часть, а хозяйственной - задняя, керка же аналогичным образом делилась на правую и левую.



Почти за апсидой церкви, чуть ниже по склону - сельская администрация с флагами России и Коми:



Неподалеку - филиал Серафимовского монастыря, расположенного на соседнем холме. Точнее, именно здесь в 1990-е годы началось создание обители, когда две пожилые монахини Олимпиада и Варвара поселились в этом, тогда еще заброшенном, доме.



Ыб известен с 1586 года - как с гордостью пишут в путеводителях, "старейший в России населенный пункт с названием на букву Ы". Впрочем, тогда это были два погоста - Иб Большой и Иб Меньшой. Но известна легенда о том, как здесь язычники в 1383 году чуть не закидали камнями Стефана Пермского. К тому времени миссионер, уже ставший епископом и духовным предводителем крещенных коми, крестил последние очаги язычества и плыл вверх по Сысоле в село Вотча. В Ыбе проповедь не удалась, и Стефану пришлось ретироваться, чем карма этого места оказалась испорчена ровно на 500 лет. Но коми не зря называли "евреями Севера" - в конце 19 века даже такую легенду они сумели обратить себе во благо.



В 1893 году ыбские крестьяне совершили крестный ход из уже упомянутой Вотчи с иконой Стефана Пермского - как бы в знак покаяния. Принеся икону в село, они срубили деревянную часовню-времянку, спустя три года сильно расширенную и перестроенную - ныне она хорошо видна на краю холма. Задумка удалась - в Ыб потянулись паломники (к тому же в селе еще и несколько святых ключей), и он сделался одним из духовных центров Коми и оплотом православия в советское время. Вознесенская церковь была одним из трех действующих храмов на всю Коми АССР.



В 1996 году началось строительство монастыря на горе вокруг часовни Стефана Пермского. Его первой игуменьей стала Серафима - родная мать нынешнего епископа Республики, первым монахинями - уже упомянутые Олимпиада и Варвара. В начале 2000-х годов монастырь обзавелся каменной церковью Серафима Саровского, деревянной Иверской часовней и тремя корпусами:



От храма до храма - минут 15 ходьбы:





А за оврагом Ыб плавно переходит в следующей село Каргорт:



В отличие от переполненной Вознесенской церкви, Серафимовский монастырь - это действительно Обитель. Расположенная на горе, пустынная и уединенная:



Я беспрепятственно вошел в монастырь через открытую дверь - и вокруг, и внутри было совершенно пусто.



Иверская часовня у входа:



Серафимовская церковь в центре обители:



А часовня Стефана Пермского стоит чуть в стороне, за отдельной оградой, на острие мыса:



Рядом с ней - могилы сестер и игуменьи Серафимы:



Сама же Стефановская часовня - наверное, красивейший деревянный храм в Коми: республика удивительно бедна деревянным зодчеством. Деревянные храмы в основном очень примитивны, а количеством уступают каменным; керки колоритны, но также очень просты.



От часовни как на ладони весь Ыб, и в первую очередь Погост на соседнем холме:



Вознесенская церковь - между ней и монастырём словно натянут невидимый провод:



Безлюдие, низкое небо, гул ветра в церковных крестах, уединение на вершине горы - мне редко случалось видеть монастырь, столь же сильно соответствующие образу "обители". Не от мира сего - и одновременно над миром. Обитель парит над избами села, и с холма словно ближе до Бога. С крыльца часовни я увидел двух старых монахинь, которые по очереди вышли из одного корпуса и зашли в другой. В общем-то, я был готов к тому, что меня отсюда прогонят - но здесь это не казалось мне неправильным. Монастырь - это всё-таки действительно не музей, а настоящий режимный объект.



Из Ыба я выбирался автостопом - идти до трассы 7 километров мне было лень. Сначала вернулся к Вознесенской церкви, поспрашивали водителей, стоявших у входа - почти все привезли сюда прихожан, и ни у кого не нашлось мест. В итоге я пошёл пешком, но вскоре меня нагнал минивэн. В салоне мест не было, но водитель предложил мне ехать в багажнике (где не было кресла, но вполне можно было сидеть). Чуть позже выяснилось, что они и сами едут в Сыктывкар - так, в багажнике, я и проехал 35 километров до поселка Выльгорт.
Кстати, услышать язык коми в Ыбе мне не довелось - вдоль трассы на нём почти не говорят. Если сто лет назад коми-зыряне составляли в этих краях 90% населения (даже в самом Усть-Сысольске), теперь в среднем 30-40% - приехало очень много людей с юга: сначала в теплушках под конвоем, потом - поднимать промышленность. Впрочем, говорят, дальше от трассы, в Усть-Куломском или Койгородском районах ситуация совершенно иная, и язык коми там живой и повседневный. На автовокзале Сыктывкара" я слышал разговор не по-русски двух бабушек, ехавших в Усть-Кулом.

Выльгорт



Село Выльгорт (11 тыс. жителей), как и Ыб, известно с 1586 года, а в 18-19 веках было вторым по величине населенным пунктом Малой Перми после Усть-Сысольска (то есть Сыктывкара) и Яренска (ныне в Архангельской области). К столице он примыкает почти вплотную, и является классическим городом-спутником.



Через весь поселок тянется улица Домны Каликовой - так звали национальную героиню Советской Коми, революционерку и партизанку, убитую белыми. Ее странное имя - вовсе не дань индустриализации: она родилась в нищей крестьянской семье под Выльгортом, все ее близкие еще до Первой Мировой войны умерли от голода, сама Домна много скиталась по стране, трудилась где придётся (например, корабельной прачкой в Архангельске), в Ленинграде вступила в ВКП(б), а в Гражданскую войну вернулась в родные края, одержимая идеей пойти в партизаны. Что и сделала, переодевшись мужчиной, а после отличилась в нескольких боях. И несмотря на то, что убили ее довольно скоро, образ Домны Каликовой вошел в литературу и фольклор коми.



Другой женский образ, связанный с Выльгортом - Раиса Сметанина, великая спортсменка, едва ли не лучшая лыжница ХХ века. Хотя родилась она на Ижме, стадион имени Сметаниной находится также в Выльгорте. Из Сыктывкара туда очень часто (как по городским маршрутам) ходит автобус №101, проезжающий поселок насквозь. Большая часть Выльгорта - частный сектор и пятиэтажки, и лишь в центре небольшой квартал с административными зданиями (на кадрах выше), Домом Культуры с памятником участникам войн ХХ века:



А кроме того, в этом квартале находятся сразу две впечатляющие деревянные постройки. Бывшая школа (1913), ныне занятая музеем - пожалуй, самый яркий образец дореволюционного деревянного зодчества в Республике Коми. Такое здание не потерялось бы даже в Томске или Вологде!





Чуть дальше - огромный и полностью современный Центр народных ремёсел в характерном мифологическом стиле (у подножья - тот самый минивэн со следами моего вылезания из багажника):



Вместе со стадионом Раисы Сметаниной этот Центр превратил в общем-то заурядный Выльгорт в одно из самых посещаемых мест Республики Коми. На стадион я тоже доехал - но это отдельная история, которую я расскажу в одном из постов про Ижму.



В целом же, Южная Коми показалась мне не слишком впечатляющей. Больше всего она похожа на север Пермского края - но лишенная той заповедности. На Русский Север - но без архитектурных чудес типа монастырей Вологодщины или деревянных церквей Архангельской области. Это периферия областей, лежащих южнее.
Хотя в Южной Коми есть и еще несколько примечательных мест: Стефано-Ульяновский монастырь под Усть-Куломом (хотел туда доехать, но не хватило сил), и село Кажим в Койгородском районе, где сохранился едва ли не самый аутентичный ансамбль уральского заводского поселка времен расцвета (то есть рубежа 18-19 веков) - руины старого завода, контора, барочная заводская церковь, плотина, а главное - отсутствие в маленьком селе вкраплений ХХ века. Добраться в Кажим очень сложно, но хочется думать, что когда-нибудь я это сделаю - а значит, еще вернусь в Сыктывкар.

Напоследок - памятник "зырянскому Страдивари", лучшему в России конца 19 века мастеру балалаек Семену Налимову в центре Выльгорта:



Куда сильнее меня впечатлили Средняя и тем более Северная Коми. Туда в следующей части и отправимся - продолжим путешествие по Печорской магистрали.

КОМИ-2011
" Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма и ее обитатели.
Ижемские сёла.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.

Русский Север, дорожное, "К студёным морям", Урал, Югория, этнография, деревянное, Республика Коми, коми

Previous post Next post
Up