Павлодар

Dec 30, 2011 09:33



Павлодар на Иртыше - ещё один сибирский купеческий городок, при Советах ставший казахстанским областным центром, шестым по величине городом страны (330 тыс. жителей). Здесь в равной степени интересны купеческая и позднесоветская архитектура, а кроме того, в почти лишённом электротранспорта Казахстане Павлодар слывёт "трамвайной столицей". Да и просто это один из самых приятных городов, что я видел, казахский аналог Белгорода или Ровно - компактный, уютный и очень благоустроенный.

История Павлодара, как и большинства городов в Северном Казахстане, проста и линейна. В древности (9-11 века) тут была "летняя столица" кочевого Кимакского каганата, а затем почти семь веков - голая степь. В 1716 году севернее по Иртышу казаки под руководством Ивана Бухгольца заложили Омск, но этому предшествовала проигранная битва с джунгарами примерно на месте нынешнего Павлодара. Тем не менее, в тот же год чуть севернее была заложена Ямышевская крепость, а в 1720 году - Коряковский форпост, прикрывавший добычу соли на местных озёрах. К 1838 году форпост разросся до станицы Коряковской, а в 1861 - сначала заштатного, а через несколько месяцев и уездного города, который назвали в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. В 1890-е годы развитие Павлодара подстегнул купец Артемий Деров, наладивший добычу угля на озере Экибастуз и даже протянувший оттуда железную дорогу к Иртышу, но в целом к 1917 году здесь жило чуть более 7 тысяч человек. Тем не менее, уже в 1938 году Павлодар стал областным центром, а резко пошёл в рост, как и большая часть Северного Казахстана, с освоением целины. Ныне это один из из главных промышленных центров Казахстана, но рискну предположить, что в первую очередь его кормит, как и сто лет назад, угольный Экибастуз. При этом огромная промзона с нефтезаводом, тракторным заводом, несколькими ТЭЦ видна лишь на карте, где-то за железной дорогой - в центре их влияние никак не ощущается.
Первая же достопримечательность Павлодара - его вокзал:

2.


В кадре - почти весь вокзальный комплекс: Новый вокзал (1981), Старый вокзал (1950-е), часовая башня-стела на площади, трамвайный терминал и автовокзал левее границы кадра. Был ещё деревянный Самый Старый вокзал, построенный в 1924 году, когда сюда пришла железная дорога из Славгорода (Алтайский край), но он сгорел в 1990-е. До 1953 года Павлодар оставался тупиком, пока не построили железную дорогу на Акмолинск через Экибастуз.
В Новом вокзале - очень впечатляющий "космический" интерьер, но зимой невыносимо холодно:

3.


Он же со стороны путей. Павлодарский вокзал имеет практически абсолютного двойника в Сургуте, отличающегося только интерьером (сургутский вокзал изнутри представляет собой что-то вроде амфитеатра). В углу кадра - проволочная дата, вбитая в пол у лестницы, ведущей к главному выходу на платформу.

4.


На привокзальной площади - трамвайное "кольцо", и активности здешних трамваев позавидуют даже Сибирь и Украина. Павлодарский трамвай в цифрах впечатляет: 86 километров путей, более ста вагонов, 19 маршрутов. Эта система самая молодая в Казахстане (1965), но наверное самая разветвлённая и активная. Учитывая, что с электротранспортом здесь полный швах (троллейбусы я видел только в Петропавловске, трамваи теоретически есть в Темиртау, Усть-Каменогорске и Алма-Ате), для Казахстана это настоящая достопримечательность.

5.


Так в основном выглядят трамвайные пути в городе - выделенная линия, огороженные платформы. Павлодар отличается исключительной компактностью, его жилая часть - неправильный прямоугольник размером где-то 6,5х3,5 километра, даже в спальных районах сохранилась дореволюционная планировка с разбивкой на прямоугольные кварталы с длинными прямыми улицами - в общем, трамвай тут действительно идеален.

6.


Интерьер вагона. Несмотря на активность, состояние машин довольно убитое - своих трамвайных производств в Казахстане нет, почему не закупают (ведь есть на выбор Россия, Европа и Китай) - не ясно. Кроме того, обратите внимание на заиндевелые окна, и на то, что пассажиропоток в трамваях небольшой - как и везде, народ предпочитает маршрутки.

7.


Вдоль трамвайных путей я и направился в центр. Это очень просто - у дворца "Шанырак" (он же ДК Железнодорожников) с севера на юг город пересекает широченная улица Кутузова, которая делит Павлодар почти пополам. Почти всё интересное - между этой улицей и Иртышом:

8.


Здесь Павлодар - советский многоэтажный город, примечателен разве что вот этот сквер с колоннадой и характерным для Казахстана флагштоком. Это начало улицы Суворова, главной городской оси "запад-восток":

9.


Отсюда недалеко до Новой мечети, также известной как Мечеть имени Махшура Жусупа Копеева, казахского поэта и философа 19 века. Кадр снят с другой стороны (то есть улица Кутузова за мечетью), но отсюда она выглядит особенно впечатляюще - при всей простоте своей композиции, это одна из лучших мечетей Казахстана:

10.


Со стороны улицы Кутузова же открывается вот такой вид, и я очень люблю ракурс, для подавляюще большей части Исламского мира выглядящий оксюмороном - мечеть среди заснеженных сосен. А сосен в Павлодаре правда много - природа здесь совершенно сибирская.

11.


А так мечеть выглядит вблизи, напоминая даже что-то индустриальное, и воздух вокруг неё словно наэлектризован:

12.


В квартале от мечети - не менее впечатляющий Дворец Пионеров (как эти заведения в Казахстане называют сейчас - увы, не в курсе):

13.


Весь комплекс - в общем-то типового проекта (например, недавно почти такой же видел в украинском Луцке), но поставлен и оформлен очень красиво. Всё-таки в Казахстане позднесоветская архитектура отличается собственным неповторимым стилем, в который эти здания хорошо укладываются.

14.


15.


Напротив - Дом Дружбы (к слову, название уже перевожу сам):

16.


И очень симпатичные часики на фоне многоэтажек:

17.


Сверившись с заранее распечатанной картой, я вышел на улицу Сатпаева, параллельную улице Кутузова и берегу Иртыша - это главная магистраль непосредственно исторического центра:

18.


По ней я пошёл на юг, где начинались первые домики уездного купеческого Павлодара:

19.


В том числе ещё одна неожиданная в Казахстане вещь - синагога, принадлежащая люббавичским хасидам (более известны как "Хабад"). Открылась она в 2001 году, но был ли у неё дореволюционный предшественник - предполагать не берусь:

20.


Уездный город в Павлодаре - это буквально несколько кварталов вдоль Иртыша и трёх ближайших к нему улиц. Тем не менее, его застройка сохранилась довольно целостно, и поддерживается в хорошем виде. Ничего сверхвыдающегося нет, но для Казахстана и это немало. Больше всего впечатляют деревянные детали:

21.


Впрочем, традиции художественного оформления фронтонов здесь не изжиты и в наше время:

21а.


У перекрёстка с улицей Луначарского - Белая мечеть (1905) типично сибирской композиции "мусульманская церковь". Таких мечетей немало и в Северном Казахстане, и на юге Западной Сибири, и мне дажее известен их "общий предок" в селе Ембаево под Тюменью. Как и в других северо-казахстанских старых городах, здесь была крупная татарская община.

22.


23.


Дом при мечети:

24.


Есть в Павлодаре и третья мечеть купца Бижана, затерянная на юге уездного центра у перекрёстка улиц Первого Мая и Достоевского. В ней самое интересное - время постройки: 1923 год, то есть судя по всему купец Бижан был татарином, а сама мечеть - одна из нескольких, построенных в лояльной поначалу к мусульманам Советской России к 1000-летию принятия ислама Волжской Болгарией. Восстановили мечеть в 2005 году, и не знаю, много ли в ней осталось подлинного.

25. 2017


Но вернёмся в 2011 год. По улице Луначарского...

26.


...я вышел на улицу Ленина, вдоль которой сосредоточено где-то 4/5 сохранившейся застройки Старого города. Явно новодельные торговые ряды слева так и называют - "Старый город", и появление здесь неокупеческого зодчества не может не радовать. Справа же самое роскошное здание в уездном Павлодаре - Торговый дом Дерова (1896), того самого, основавшего угольные копи в Экибастузе.

27.


Левее границы кадра же, в створе улицы Луначарского - Русский драмтеатр имени Чехова, образованный в 1944 году. Отсюда и необычная композиция: в его основе два здания 1890-х годов, одно из которых в 1920-е стало кинотеатром, а другое - рабочим клубом. Тем не менее, признать здесь театр, если бы не афиши, было бы довольно сложно:

28.


Южнее улицы Луначарского - если я не ошибаюсь, дом купца Охапкина начала ХХ века:

29.


На задворках театра - небольшой заснеженный сквер, живо вызвавший у меня ассоциации с последней сценой "Иглы" (там, напоминаю, дело было в Алма-Ате). У входа - впечатляющий памятник жертвам атомных катастроф:

30.


По краям - каменное зверьё:

31.


А в центре... Как оказалось, памятник Ленину в Караганде - всё-таки не единственный уцелевший в казахстанских облцентрах. Правда, в Павлодаре Вождь миниатюрный, но зато памятник ему один из старейших в Союзе, и поставлен был, судя по всему, местными татарами - вообще, парадокс, но именно уральские и сибирские татары были в авангарде строительства памятников Ленину, причём зачастую ваяли Вождя очень нетривиально (Уфа, Челябинск).

32.


Но вернёмся на улицу, и пойдём теперь на север. Дом Дерова (торговый ряд и пристроенный далее особняк) ныне занят краеведческим музеем:

33.


Чуть дальше - хотя и позднесоветский, но довольно интересный Дом Печати. Был бы он не 1960-х, а 1920-х годов - цены б ему не было!

34.


Здесь я свернул к Иртышу мимо педколледжа, выросшего из Владимирского училища (1888). Утверждается, что его основал в 1872 году опять же Деров - только видимо не Артемий, а его отец:

35.


Ещё один образец неокупеческого зодчества:

36.


И лестница, ведущая на заиндевелый иртышский пляж:

37.


Иртыш в Казахстане проявил истинно сибирское упрямство, наотрез отказавшись замерзать в 25-градусный мороз. На закате река представляла собой инопланетное зрелище:

38.


Иртышский закат стал для меня едва ли не самым ярким впечатлением Павлодара:

39.


40.


А видели бы вы, какое там течение! Немудрено, что Иртыш, будучи шириной с Москву-реку, полноводностью сравним с Камой или Печорой - вода здесь несётся быстрее бегущего человека:

41.


С другой стороны хорошо видны новостройки, за которыми притаился Благовещенский собор. Близко к нему подойти я не успел, снять с более удобной точки - тоже:

42.


Вот так он выглядит вблизи, и судя по открыткам да магнитикам, стал символом Павлодара:

43. 2017


До революции главным храмом Павлодара был Троицкий собор (1893), построенный, разумеется, на деньги Артемия Дерова, а также мещанина Дмитрия Асямова.

43а.


Дальше я опять вернулся на улицу Ленина. В перспективе виден дом Сорокина (1890), ныне музейное фондохранилище:

44.


Деревянный Народный дом (1902), фактически кафе-чайная, где проводились всякие мероприятия для скучающих уездных жителей:

45.


Деревянный Павлодар тоже интересен:

46.


47.


Но как и вся уездная часть - слишком уж камерный, всего несколько домиков. За домом Сорокина уездная застройка прерывается, улица снова входит в панельный многоэтажный город, поднявшийся на освоении целины. На главной площади - небольшая высокая набережная, с Иртыша наползает ледяной туман, из-за которого я и не заснял церковь. За Иртышом же - пустота, нет даже дач, не говоря уж о каких-то городских предместьях.

48.


Главная площадь выглядит примерено так: в центре - всякие весёленькие фенечки, по краям - официозные дома. Это, если я не ошибаюсь, городская администрация, за которой пристроилась областная библиотека:

49.


А это - областной Акимат времён поднятия целины:

50.


Чуть дальше по улице Сатпаева - Почтамт 1970-х годов (увы, точную дату не нашёл) с часовой башней, самое оригинальное советское здание в городе, живо напоминающее ранний конструктивизм:

51.


52.


Рядом - также довольно интересный "Темирбанк" за памятником Канышу Сатпаеву:

53.


Вот таким мне запомнился Павлодар, место встречи Казахстана и Сибири:

54.


Дальше я поужинал в очень приятном ресторанчике "Тарелка" на перпендикулярной Иртышу улице Лермонтова, на который набрёл совершенно случайно. Из-за короткого светового дня и отсутствия апетита по утрам, завтракал я стабильно с наступлением темноты, и не сказать, чтобы это было особенно мучительно - зато на еде с вечера не экономил. Кстати, в казахстанских ресторанах принято включать чаевые в счёт - это 10%. Ну а после я сел на трамвай и ещё четыре часа кантовался на холодном вокзале, ожидая поезда в Семипалатинск.

О Семипалатинске, самом историческом городе Северного Казахстана - следующие три части. Но это уже после Нового года, с которым всех и поздравляю. Впрочем, до полуночи 31 декабря я ещё кое-что напишу, как минимум традиционное подведение итогов.

ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.

железнодорожное, татары, дорожное, Павлодарская область, транспорт, Казахстан, деревянное, трамваи

Previous post Next post
Up