О Львове у меня в журнале уже 15 постов: все, кроме одного - с сентября-2010 (первый приезд), ещё
один - с ноября-2011. И как-то так получилось, что все они показывают Львов только снаружи: улицы, дома, в крайнем случае - дворы. Между тем, ещё один львовский пласт - интерьеры. Здесь я расскажу о подъездах Старого Львова и о трёх музеях в роскошных австрийских зданиях
Как уже говорилось
в одном из постов первого приезда, Львов - настоящий "город дверей". Почему-то именно двери здесь выделяются даже на фоне всех прочих мелких деталей, которыми так перенасыщен львовский пейзаж.
2.
Они останавливают на себе взгляд почти на любом старом доме Львова, но попадаются и настоящие шедевры:
3.
Большинство дверей интересно выглядят как снаружи, так и изнутри:
4.
5.
6.
В одну из дверей входит свадьба. Украшать двери сосновыми ветками, иконками и рушниками - ещё одна местная традиция. Как мне обратили внимание в прошлой части, украинским Львов стал лишь в последние полвека, и может именно поэтому украинская культура в её галицком варианте здесь так сильна - экспансия.
7.
За дверями - подъезды, которые часто служат и подворотнями. В нормальном львовском дворе-колодцы от двух до четырёх подъездов, один из которых совмещён с подворотней:
8.
Здесь подъезд цивилен - помимо квартир в нём находится некая организация:
9.
В основном же подъезды как подъезды - грязноватые, тёмные, пропахшие кошатиной... если бы не сецессия! Во многих на полу сохранились дощечки, извещающие, кому принадлежит дом. К слову, этот дом явно австрийской постройки - но на табличке написано не "Lemberg":
10.
Особенно впечатляют мозаичные полы:
11.
12.
Лестницы достойны:
13.
14.
Кованные перила в стиле сецессии - и унылая бело-зелёная стена, как в распоследней хрущобе:
15.
А люди здесь живут самые обыкновенные. Слышимость в австрийских домах хорошая, и за стеной слышишь ровно то же самое, что и в российских домах - только на мове. Кто-то смотрит телевизор, кто-то ругается, кто-то кашляет, кто-то обсуждает ремонт. Вообще, австрийские дома не очень престижны из-за чрезвычайно тесных квартир, а лучшим жилфондом во Львове считаются дома польские (то есть межвоенные):
16.
Теперь пойдём в Старый город. Этот кадр так, сам по себе - уместнее был бы в прошлом посте. Помимо кофе и пива, Львов издавна славился и своим шоколадом, шоколадки "Свiточ" очень вкусны и в наши дни. А тут - огромная конитерская с конфетами ручной работы (в том числе целыми шоколадными замками) и фонтаном жидкого шоколада, из которого их и мастерят.
17.
Но вернёмся к подъездам - в тесном средневековом Старом городе они особенно колоритны. Тёмные подворотни с ренессансными сводами... так и ждёшь "Кошелёк или жизнь!". Польский Львов был городом отнюдь не спокойным, в Австро-Венгрии и II Речи Посполитой он занимал примерно ту же нишу, что Казань в позднем СССР - "столица" мелкого криминала, воров и молодёжных банд. У местной братвы "с понятиями" было даже своё самоназвание - батяры, помимо которых были ещё и рагули - сельские гопники. Первые в итоге ушли в историю, а вторые бродят по брусчатке и ныне, только из мешковины перелезли в абибас:
18.
Большинство дворов в Старом городе очень цивильны и как правило заняты летними кафе - всё же он занимает тут нишу кремля. Но вот такой мрачный "колодец" обнаружился едва ли не на Рынке:
19.
Подъезды здесь таинственны:
20.
21.
Боитесь темноты? Здесь даже не не по себе было:
22.
А это не подъезд, а двор, сфотографированный в темноте со вспышкой:
23.
На этом закончим с подъездами и перейдём к дворцам. Во Львове несколько десятков музеев, и в тот приезд я решил обойти хоть сколько-нибудь... в итоге посетил три. Первым был Национальный музей на проспекте Свободы, по левую руку от Оперного театра. Его здание построено в 1898-1900 годах на месте Низкого замка, и изначально в нём располагался Промышленный музей - ведь Галиция к тому времени была районом нефтепромыслов (5% мировой добычи), порядком разбогатела, и с 1894 года во Львове проходила огромная промышленная выставка-продажа по типу современных ЭКСПО.
24.
Но с профильным музеем как-то не задалось, и до 1941 года здесь размещался просто Городской музей, в итоге оприходованный нацистами. В 1950-90 годах здание занимал местный Музей Ленина, а накануне распада СССР сюда переехал Национальный музей,
старое здание которого я уже показывал в прошлой части. Основал его в 1905 году греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, духовный лидер Галиции в первой половине ХХ века.
25.
Но вот тут - неожиданность... Западенцы очень гордятся, что у них можно свободно фотографировать в храмах - и хотя это истинная правда, доходит до абсурда: "У вас не разрешают фотографировать!" - один из самых распространённых аргументов против Московского патриархата, которые я здесь слышал. К чему я это? К тому, что примерно в половине посещенных мной западно-украинских музеев фотографировать нельзя. В том числе в Национальном...
26.
Вообще, Национальный музей интересен - но пустоват. В огромное и помпезное здание можно поместить в 5 раз большую экспозицию, чем есть:
27.
28.
Уже не помню, кому памятник:
29.
На втором этаже музея - в основном церковное искусство. В Западной Украине в 15-17 веках возникли очень специфические школы православной иконописи - галицкая и волынская. По сравнению с русскими школами - совсем другая, более портретная манера, но особенно впечатляет золотистый тиснёный фон. Волынская школа считается совершеннее галицкой - и в
луцком Музее волынской иконы (где, к тому же фотографировать можно до бесконечности) я в этом убедился в той же поездке. Здесь за туристами следят строго, в каждом зале хотя бы один смотритель... но всё же для сравнения сумел заснять пару кадров - по сравнению с благостными волынскими иконами в галицких хорошо заметен надрыв:
30.
31.
На третьем этаже музея - светское искусство украинских художников 18-19 веков (Тарас Шевченко, Корнило Устьянович, Теодор Копистинский и многие другие). Не помню точно, кто изображён на этой картине - но обратите внимание, насколько украинский типаж лица! Такие лица я видел в своих поездках по Западенщине ежедневно, особенно ближе к Румынии:
32.
Другой музей "первого ряда" - на том же проспекте Свободы. Тарас Шевченко глядит на Банковскую браму - "ворота" из Галицкой кредитной кассы (1890-е) и Пражского банка (1913) в характерном стиле. Бывшая Галицкая касса ныне занята Этнографическим музеем:
33.
Полное его название - Музей этнографии и художественных промыслов Института народоведения НАН Украины, а создан он был в 1951 году. Фактически это два разных музея - собственно этнографии и декоартивно-прикладного искусства. Галицкая касса же отличается потрясающими интерьерами, особенно холлом и парадной лестницей - и в отличие от Национального музея, фотографировать тут можно сколько угодно:
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Этнографическая половина оказалась закрыта на ремонт - поэтому я ограничился Музеем художественных промыслов. Здесь самое впечатляющее - коллекция часов 17-19 веков:
40.
Вот этот стенд меня как географа поверг в катарсис!
41.
Другие произведения искусства:
42.
В тот день была ещё выставка чешских рекламных плакатов первой половины ХХ века, причём они не занимали отдельного зала, и висели по стенам едва ли не в каждом зале:
43.
Очень красивая лестница ведёт на верхний этаж:
44.
Где, миновав несколько пустых залов, я попал на выставку гобеленов "Религии мира" польской художницы Барбары Гуланицкой, от созерцания которых меня здорово отвлекали две пожилые смотрительницы, пытавшиеся развести на разговор о политике в России.
45.
Третий музея я посетил по совету
tin_tina, и он впечатлила меня едва ли не сильнее всех прочих. Он занимает бывший костёл кларисок (1610, башня 1939) напротив Глинянской брамы, открывающий район
Лычаков с его знаменитым некрополем. Единственный в посте кадр с сентября-2010 - во второй приезд снять эту церковь не сподобился:
46.
Одна из немногих во Львове недействующая церковь, она по сей день занята музеем Иоганна Пинзеля (официально - выставочный зал картинной галереи), исключительно самобытного скульптора 1760-х годов, работавшего к тому же в редком жанре деревянной скульптуры. Кем был Пинзель, точно не известно - это не фамилия, а творческий псевдоним. Стиль Пинзеля не спутать ни с чем - я впервые увидел его творения в
Олесском замке, позднее в
Бучаче, но лучшие работы - здесь. Под подлинными расписными сводами:
47.
Я был здесь единственным посетителем, и хотя фотографировать тут тоже запрещено, а без вспышки почти невозможно - всё же снял пару кадров:
48.
49.
...Послезавтра я вновь буду бродить этими улочками. И как ни странно, во Львове осталось немало и на третий приезд, на 17-ю и далее части.
ЛЬВОВ.
Галиция (Галичина). Исторический обзор.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Про жизнь.
Ноябрь-2011
Отдыхающий город.
Львов интерьерный. Подъезды и музеи.
.