В первый день на молдавской земле я проехал от Атаки до Сороки через село Рудь - собственно, именно Рудский монастырь изображён на заглавном кадре. Но так как за 12 дней я объехал эту маленькую страну почти полностью, прежде чем перейти к рассказу о её городах и весях, покажу и Молдавию в общем (без Приднестровья) - это займёт 3 части, соответственно о прошлом (история, архитектура), вечном (село) и настоящем (реалии). И сейчас, пока идём по Мосту Дружбы из украинского
Могилёва-Подольского в молдавские Атаки, расскажу о её истории и архитектурных свидетельствах оной.
Только сразу два предупреждения:
1. Пост получился реально очень большой - но зато представительный: классификация достопримечательностей целой страны.
2. Тем, кто считает, что фотографировать надо только вывески, помойки и пьяных дедушек, под кат лучше не лазить, а то ещё не дай Бог вспомните занудные лекции в универе. Поберегите себя!
На самом деле Республика Молдова - это даже и не совсем Молдавия: под этим название скрывается большая историческая область, которую по самобытности и внутреннему разнообразию можно соотнести с, например,
Западной Украиной, тем более они частично пересекаются. В целом, Молдавия простирается от Карпат до Днестра, и состоит из собственно Молдовы, Бессарабии и Буковины. Причём
Буковина разделена на Северную (Черновицкая область Украины) и Южную, а от Бессарабии довольно сильно обособлен
Буджак... точнее, собственно Буджак и назывался Бессарабией изначально, и лишь под Россией это название распространилось несколько шире. Первой исторической столицей Молдовы был Сирет (1359-85), затем Сучава (1385-1572), затем и традиционно Яссы, но крупнейший город уже как последние полтора века Кишинёв. Граница "внутренней" Молдовы и "большой" Бессарабии проходит по Пруту, то есть нынешняя Республика Молдова - это именно Бессарабия.
Но впрочем, всё это началось лишь в 14-15 веках. А прежде и Молдавия, и Валахия были частью Великой Степи:
2.
К началу нашей эры здесь жили гето-даки - фракийские племена, один из давних соседей античного мира. Точнее, здесь жили просто геты, которых от даков отделяли Карпаты. Они торговали с греками, поставляя им меха и воск, воевали со скифами, и верили в бессмертие и верховного бога Залмоксиса, который встречал людей на том свете. Их язык уже не восстановим, а самое известное гето-дакское слово в современных языках - "брынза", столь популярная в их бывшем ареале. Гето-дакский племенной союз был одним из сильнейших в Ойкумене, расцвета достиг 82-44 годах до нашей эры при царе Буребисте, а последним правителем Гето-Дакии был Децебал (86-106 года нашей эры), убитый Траяном. Римское господство в Дакии было относительно недолгим - всего полтора века, но тем не менее за это время гето-даки успели потерять родной язык и перейти на разговорную латынь - почему это случилось так быстро, остаётся загадкой с несколькими гипотезами. Как бы то ни было, римляне ушли отсюда в 270-75 годах при Аврелии, создав провинцию Дакия на другом берегу Дуная и оставив после себя полукочевой латиноязычный народ. Тем не менее, гето-дакских городищ в Молдове много и ныне - например, Сахарна. Вон там валу на заднем плане около 2000 лет:
3.
Что творилось тут дальше, в Тёмные века, никто толком не знает: если между Карпатами и Дунаем из гето-дакских потомков сложился народ валахов, то Молдавию, судя по всему, вновь поглотила Великая Степь. К 8 веку её заселили тиверцы - славяне, ходившие вместе с Олегом на Царьград. Тиверские городища не спутать ни с чем: небольшое (метров 80 в диаметре) кольцо очень высоких валов. "При жизни" это выглядело примерно так.
4а.
Самые известные тиверские городища - близ сёл Екимауц, Алчедар, Царёвка, Рудь, в основном на Днестре в северной части Молдовы. Например, Турецкая тарелка близ Руди - сквозь деревья можно оценить высоту вала, а ведь он порядком оплыл за тысячу лет.
4.
Тем не менее, Тиверщина была переферией Древней Руси, и после её распада стала дальней колонией Галицко-Волынского княжетсва. Собственно, румынский Галац, по одной из версии, основан в 1158 году как Галич-на-Дунае, примерно тогда же на месте дакийской крепости Петродава появился город Оргеев (Орхей). Но древнерусское господство здесь кончилось с нашествием монголов. Бессарабия (вместе с Подолией) стала одним из улусов Золотой Орды, и в.Оргееве появился татарский Шехр-аль-Джедид (Новый город). Фундамент татарской бани начала 14 века в Старом Орхее - пожалуй, старейшее здание Республики Молдова:
5.
А история Молдавии началась и вовсе в Закарпатье, если точнее - в городе
Хуст, которым тогда владела Венгрия. Хустом в 1329 года правил рыцарь Драгош Водэ, которого мадьярский король Лайош I послал в 1351 году бить татар и в идеале - отбросить их до Днестра. Легенда же гласит, что Драгош в Карпатах охотился на тура, загнал его в горную реку (где в процессе утонула и его любимая собака Молда), и внезапно понял, что вышел в новую страну - отсюда название Молдавия и турья голова на её гербе. К тому времени в новоялвенном Молдавском княжестве вновь жили романоязычные земледельцы, видимо перебравшиеся туда из Валахии, и уже в 1359 году Богдан I поднял восстание против венгерских наместников, а к 1365 году создал независимую Молдову. В общем-то, она по европейским меркам очень молода...
В 1371 году из Галича в первую молдавскую столицу Сирет прибыли два православных архипастыря - от Запада Молдова открестилась сразу и резко. И так как "король" мог быть только католиком, для правителя Молдавии появилось своё специфическое название - господарь, что примерно соответствует нашему "великий князь". Вообще, тут вся терминология была очень специфическая, на википедии есть даже
отдельный глоссарий, я же приведу лишь самые ходовые термины:
Цараны ("земляне") - крестьяне.
Пыркэлаб - комендант крепости.
Примар - градоначальник или староста (соответственно, локальная администрация - примария).
Аристократия же здесь традиционно называлась бояре, причём в Румынии - вплоть до 1945 года.
Самые ранние памятники Молдавского княжества в Бессарабии, которая всегда была его периферией - многочисленные пещерные монастыри (Орхей, Цыпова, частично Каларашевка и Сахарна) в скалистых берегах Днестра и Реута:
6.
7.
Неокрепшее государство нуждалось в чьей-то опеке, и первоначально покровителей для него нашлось два - Польша и Валахия. Пётр Мушат в 1385 году перенёс столицу в Сучаву, а в 1387 году принял покровительство Польши и даже арендовал
Покутье, а его сын Роман завоевал Буджак - теперь Молдова простиралась от Хотина до Дуная. Затем, на Стефане I, династия Мушатов пресеклась, и после польско-валашской войны престол занял Александр Добрый (чел Бун), правивший в 1400-32 годах. При нём Молдова умудрялась дружить и с Валахией, и с Польшей, и с Венгрией, молдавские воины участвовали в Грюнвальдской битве, а в 1420 году молдаване даже сумели отразить турецкое вторжение. Однако затем Александр умер, и в 1432-57 годах власть в Молдове 16 раз сменилась между 10 господарями и страна даже распадалось на Цара-де-Жос (Нижняя земля) и Цара-де-Сус (Верхняя земля). В этом вся история средневековой Молдовы - чередование недолгих расцветов и смут. Все расцветы были связаны с личностями конкретных господарей, и самым выдающим из таковых считается Стефан III, он же Штефан чел Маре ши Сфынту (Стефан Великий и Святой):
8.
Он правил в 1457-1504 годах, почти одновременно с нашим Иваном III, и был не менее велик. Это кажется чудом, но маленькая и окружённая врагами Молдавия при нём стала сильным и богатым государством. Более того, это была Великая Историческая Развилка - ведь в те времена, когда правили и Стефан, и Иван III-и, пал Константинополь, и в мире осталось всего два независимых православных государства - Молдавия и Московия. Они были союзниками (хотя Москва в молдавских войнах не участвовала из-за удалённости) - не столько политически, сколько идейно: каждая на своих фронтах защищала православный мир от "латин да басурман". И Третьим Римом вполне могла стать не Москва, а Сучава. В современной Молдове Штефан чел Маре - самый популярный герой, и концепция тут примерно такова: Румыния - преемник Валахии, а Республика Молдова - преемник "той" Молдавии.
Памятник Стефану Великому в Кишинёве - пожалуй, самый известный образец румынской архитектуры (1928) в стране, ну а вообще памятник или улица Стефана Великого тут есть почти в каждом городе. Надо сказать, памятники эти как-то разообразнее и изящнее однотипных славянских истуканов (будь то Ленин, Шевченко или Иоанн Павел II).
9. Новый памятник в Чимишлие.
Более того, и Бессарабия окончательно закрепилась за Молдавией именно при Стефане - по одной из версий, его интересовали здешние леса для строительства флота и выход к морю в устье Днестра. Как бы то ни было, при Стефане были построены 3 крепости на Днестре, изначально деревянные, но отстроенные в камне в 16 веке его сыном Петром Рарешем. Молдавские крепости, которые ни за что не спутать с русскими или литовскими - самые яркие памятники Бессарабии... вот только из трёх две теперь принадлежат Украине.
Хотин в Черновицкой области - на мой взгляд самая грандиозная и зрелищная:
10.
Сорока непосредственно в Молдавии - самая маленькая и изящная:
11.
Белгород (он же Аккерман и Читате-Альба) в Одесской области - самая огромная и сложная. Собственно, цитадель с 4 башнями строили ещё не молдаване, а генуэзцы:
12.
Но после Стефана наступило падение, так называемые "молдавские войны магнатов": в 1504-1636 годах власть тут сменилась 46 раз, одни и те же правители занимали престол многократно, и почти все были чьими-то ставленниками - польскими, валашскими, венгерскими, даже казацкими (гетман Иван Подкова), но чаще всего - турецкими. Это падение ещё пытался удержать в 1527-38 годах уже упомянутый Петр Рареш, но в 1538 году он был свергнут турками, после чего Молдавия на 250-300 лет стала османским вассалом. Именно вассалом, а не провинцией, и как я понимаю, это было что-то вроде татаро-монгольского ига - турки не управляли Молдавией напрямую, но утверждали господарей, собирали дань и т.д. "Каменный пояс" на Днестре замкнулся четвёртой крепостью в Бендерах - этот город турки сделали райей (то есть территорией вассала под непосредственным управлением Порты), фактической столицей Бессарабии вплоть до 1812 года. Юг Бессарабии же и вовсе был отдан крымским татарам как Буджакская орда со столицей в Каушанах.
13. На всякий случай, в первую очередь для Вечно ищущих ангаржированности, напомню, что Бендеры относятся к Приднестровью.
Но несмотря на турецкого иго и чехарду господарей, жизнь продолжалась. Хотя Бессарабия и тогда была молдавской окраиной, и многочисленные шедевры средневековой архитектуры, такие как
Тронная крепость в Сучаве,
Нямецкая крепость 14 века, монастыри
Путна (где покоится сам Стефан),
Сучевица,
Воронец и многие другие так и остались по ту сторону Прута. Молдавская церковная архитектура очень самобытная, непохожа ни на византийскую, ни на русскую. Самая характерная деталь - "молдавский купол" из двух ярусов арок под углом друг к другу:
14.
В Республике Молдове всего 3 средневековых церкви: полуподземная
Успенская в Каушанах (куда я не добрался, построена то ли в 1455, то ли в 1630-е годы, отличается великолепными росписями 18 века), Успенская в Кэприяне (1565) и Дмитриевская (1630-35) в Новом Орхее. Кэприяна в Бессарабии - это примерно как в России Троице-Сергиева Лавра, а в Англии Кентербери, и эта церковь - единственный настоящий средневековый молдавский храм в стране, хотя и с русскими "надстройками". Но планировка очень характерна: однонефная трёхконховая крестово-купольная постройка.
15.
Тогда же, в 15-16 веках, Бессарабия начала обзаводиться своими многочисленными монастырями, которые тут появлялись здесь постепенно вплоть до 18 века. Молдавские монастыри очень характерны - маленькие, уединённые, уютные. У них как правило нет стен, здания стоят просторно, открываясь окружающей природе, и как-то там очень светло и покойно.
16. Монастырь Святого Георгия в Кодрах.
Монастыри в Молдавии располагаются двумя большими скоплениями. Первое - в Кодрах западнее Кишинёва: Кэприяна,
Хынку,
Варзарешты,
Гырбовец,
Гыржавка,
Кондрица и ещё несколько уж совсем небольших. Второе - на севере вдоль Днестра: К
аларашовка, Рудь, Косэуць, Жабка, Сахарна и
Цыпова. Эти обители гораздо крупнее и почти все с пещерными храмами. Связующее звено между ними - группка монастырей на Реуте: несколько в Старом Орхее и один в
Курках. Я среди них целенаправленно посетил Рудь, Жабку, Сахарну и Кэприяну, случайно - Кондрицу, а вот куда надо было съездить обязательно, но я не успел - в Цыпову (очень труднодоступна) и Курки (их я как-то упустил при подготовке).
17. Монастырь Жабка. На заднем плане Приднестровье.
...Полтора века магнатских войн кончились (вернее, прервались, чтобы возобновиться с новой силой) правлением Василия Лупу (1634-53), при котором Молдова вновь окрепла и жила в мире с соседям. При этом Лупу вёл даже не двойную и не тройную игру - например, его послы в Москве тайно оповещали русского царя о турецких и татарских планах. Но опять же - в первую очередь при нём строились Яссы (куда в 1572 году из Сучавы была перенесена столица княжества), а в Бессарабии он отметился тем, что перенёс Орхей на 20 километров, где город с таким названием стоит и поныне. В Новом Орхее сохранилась Дмитриевская церковь - единственный в Молдавии памятник эпохи Лупу:
18.
Тут стоит сказать, что вплоть до того, как этим регионом занялись англичане, Россия для Молдавии была страной, на которую возлагались надежды. Проекты объединения с Россией здесь появлялись не раз - нужно было лишь дожить до того момента, когда русские войска перейдут Днестр! Впервые это сделал в 1711 году Пётр I, и последний собственно молдавский господарь Дмитрий Кантемир годом ранее в Луцке заключил с императором договор о принятии Молдавии в русское подданство. Но как известно, Прутский поход был проигран, и если для России это была просто одна из неудачных зарубежных кампаний, то для Молдавии - катастрофа. Кантемир бежал в Россию, где его сын Антиох прославился как поэт, а Молдавии конкретно закрутили гайки: господари теперь не избирались, а назначались, и на эту роль турки ставили фанариотов - богатых стамбульских греков. В то же время, фанариотский период был для Молдовы относительно стабилен (не считая русско-турецких войн, когда молдаване вновь обращались к России), и сколько-нибудь массовое каменное строительство в Бессарабии началось именно тогда.
В Молдове десятки, если не сотни приходских церквей фанариотской эпохи, и сферическая в вакууме молдавская церковь 18 века выглядит так - композиция та же, что и в Кэприянах, но более сглаженная:
19.
К этому периоду относится, например, Покровская Мазаракиевская церковь (1757) - старейшее здание Кишинёва:
20.
Интересно, что в Бессарабии уцелело около полусотни деревянных церквей, в основном 17-18 веков. Старейшая из них - в селе Ротунда под Единцом (1600), куда я не добрался, но переснял фотографию в кишинёвском музее. Типичная "церковь хатного типа", характерная для Буковины - в условиях ига и бесконечной войны главным достоинством храма становились незаметность, прочность и восстановимость:
21а.
Ещё пара деревянных церквей 18 века есть под Кишинёвом, в сёлах Ворничаны и Городиште. Причём ворничанская церковь ещё и, кажется, наполовину саманная:
21.
А самая, пожалуй, интересная Вознесенская церковь (1642) из Теленештского района недавно стала первым экспонатом будущего Музея села на окраине Кишинёва. Тут архитектура вообще интересная - гибрид "хатного типа" с
марамурешской готикой:
22.
Или вот каменная церковь в Атаках, на украинской границе и под явным украинским влиянием. Интересно, что даже под османским игом Молдова была полностью православной страной - на территории нынешней Республики нет ни одной (!) исторической мечети (да и современных, вроде бы, тоже).
23.
Зато были другие общины. Самыми заметными немолдаванами в старой Молдавии традиционно были армяне. Они пришли сюда, как и в Западную Украину, двумя волнами - в 11 и 14-15 веках, спасаясь от турок, и хотя турки нагнали их здесь, армянские селения в Молдове оставались вплоть до 20 века. Собственно, сам Кишинёв состоял из трёх сёл - молдавского, армянского и липованского, и по легенде, взятка армянских купцов и предопределила его губернскую роль. Впрочем, сейчас армянского присутствия тут не заметно.
24. Армянский собор в Кишинёве (1804-17).
25. Армянский собор в Бельцах (1910-14).
Другими беженцами, правда с совсем другой стороны, в Молдавии стали русские староверы, которых тут традиционно называют "липоване". Собственно, к западу от России возникло 3 старообрядческих анклава: в Молдове селились поповцы, в Полесье - те, кто позже стали "беглопоповцами". в Латгалии - беспоповцы. За Украиной остались главные очаги молдавского старообрядчества -
Белая Криница на Буковине, где в 1830-е годы официально оформилась Русская Православная Старообрядческая Церковь (её представителей русские староверы ещё долго называли "австрийцами") и
Вилково на Дунае, а за Румынией - Браилов, куда митрополичья кафедра в 1941 году переехала из Белой Криница (причём два центра РПСЦ - в Москве и Браилове - друг друга не признают). Старейшим липованским селом в Бессарабии считается
Кунича... где я даже был, но 300-летнего старообрядческого монастыря с несколькими церквями древней библиотекой так и не увидел. Но старообрядческие храмы есть во многих городах (Кишинёв, Бельцы, Орхей и другие), и особенно впечатляют изнутри невероятным обилием древних икон - в приходской церкви у староверов их может быть больше, чем у нас - в кафедральном соборе. Староверы довольно закрыты, но в целом доброжелательны. И - главное - абсолютно не поддаются ассимиляции. Этого человека я сфотографировал у бельцкой церкви, а в Куниче мне люди такой внешности (и одежда, и лица) попадались не раз:
26.
И если армян в Молдове догнала Турция, то липован - Россия. После многих войн, через сто лет после Прутского похода, в 1812 году в завершение шестилетней русской-турецкой войны Кутузовым был подписан Бухарестский договор, по которому России отошла Бессарабия. Возможно, тогда был шанс занять всю Молдову до Карпат, но вторжение Наполеона сделало Россию сговорчивее. Вообще, не вполне очевидно, что Османская империя всегда была негласным союзником Англии и Франции. Тогда ещё никто не знал, что присоединить Яссы, Браилов и Сучаву России уже не суждено, и Бессарабия так и останется самой по себе. В 1818 году создаётся Бессарабская область (с 1873 года губерния - в областях, в отличие от губерний, губернатор был военным), село Кишинёв становится губернским городом, а ещё несколько сёл - уездными городами. Собственно, городов-то тут было всего ничего: Хотин, Орхей, Бендеры, Измаил и Белгород. По логике вещей губернским городом должен был стать кто-то из них, и почему для этого решили повышать в статусе молдавско-армянско-липованское село, теперь уже никто не знает. Особую роль в присоедении Бессарабии сыграл епископ Гавриил (Бэнулеску-Бодони) - молдавский священник и монах, которую большую часть жизни провёл между Россией и Яссами, в 1799-1803 был Киевским митрополитом, а в 1812-21 годах первым "московским" митрополитом Молдавии (до этого, ясное дело, входившей в Константинопольский патриархат).
27. Кафедральный собор в Кишинёве (1830-36).
До 1835 года Бессарабия имела некоторую автономию, затем упразднённую. Она так и осталась периферией, только теперь уже на самом краю гигантской империи. Не случайно в 1820 году сюда ссылали Пушкина, ну а в целом в 19 веке Бессарабия стала этаким придатком Одессы. Архитектура её постепенно утрачивала специфику - если в начале 19 века церкви строили так:
28.
То в конце - уже так. Церквей в Молдове ныне около полутора тысяч, и 9/10 из них примерно такие. Но так как Молдова была в составе Румынии в 1920-30-е годы, здесь почти ничего не снесли при Советах, и количество этих церквей просто непостижимо:
29.
Гражданская архитектура же была вполне типична для всей Российской империи, особенно Новороссии... и ведь в Республике Молдова вообще нет зданий старше 1812 года, кроме крепостей и храмов!
30.
В Кишинёве был особенно популярен неовизантийский стиль, шедевры которого здесь создавал Александр Осипович Бернардации, как например здание Городской думы. Кроме того, в Кишинёве родился и вырос Алексей Щусев, гений исторической стилизации (например, в
Почаевской Лавре) и автор Мавзолея Ленина.
31.
А вот чего в Молдавии совсем мало - это старопромышленной архитектуры. Собственно, кроме Красной мельницы в Кишинёве я ничего и не припоминаю. Даже крупнейшие в мире винзаводы Криково и Милешти-Мичь были созданы в советское время. Это был крестьянский регион, снабжавший всю империю фруктами, виноградом и садовыми ягодами.
32.
Тут пора вспомнить о ещё одной немолдавской общине - это, конечно же, евреи. Селиться в Молдавии и Валахии они начали ещё с 16 века, видимо из-за традиционной османской веротерпимости, и под Россией, попав в "черту оседлости", тем не менее стали самым влиятельным бессарабским меньшиством, причём что интересно, многие из них (около 12%) жили в сельской местности и занимались фермерством. В Кишинёве к концу 19 века их было 48%, а многие уездные города типа Бельц или Сороки были еврейскими процентов на 70%. Не случайно именно здесь в 1903 году случился самый кровавый в империи
Кишинёвский погром, в котором было убито 49 человек и ранено более полутысячи, а уж каков был психологический эффект по всему миру... Под румынией евреям жилось немногим лучше, а Холокост в Бессарабии пережили лишь те, кто успел её покинуть - из 300 тысяч бессарабских евреев до конца войны на её территории дожило лишь несколько сотен человек... но ещё несколько десятков тысяч спаслись в глубине Советского Союза и вернулись в послевоенные годы. В Молдавии доля евреев была 3% - самая высокая среди ССР. Окончательно евреи ушли отсюда в 1980-90-е годы, но по всей Молдове осталось множество синагог, в основномо очень невзрачных:
33.
Самая красивая в стране синагога - пожалуй, в Чимишлии (1921):
34.
А некоторые всё-таки действуют - как например в Кишинёве:
35.
Что касается других общин, то как и во всей Новороссии, в Бессарабии селились немцы и поляки, которыми были основаны многие сёла. Однако католичество в Молдове заметно немногим более, чем ислам - помимо Кишинёва единственный костёл тут есть в Орхее. Кроме того, селились тут и православные народы - в первую очередь болгары (их центр - Тараклия, а прежде - Болград, да и вообще в украинском Буджаке их 20% населения) и гагаузы - православные тюрки.
36. Костёл в Орхее.
С распадом империи, в 1917 году, была провозглашена Молдавская демократическая республика, просуществовавшая, впрочем, недолго: её парламент Сфатул-Церий (Совет Страны) уже в ноябре 1918 года провозгласил присоеднение к Румынии. Молдаван тут можно понять: на востоке бушевала Гражданская война, хотя уже тогда было ясно, что ничего хорошего из союза с Румынией не выйдет. Молдавия и Валахия обрели независимости в 1848 году до Крымской войны были российским протекторатом, а в 1859 году объединились под властью молдавского господаря Александра Кузы, и изначально Объединённое княжество Молдавии и Валахии воспринималось как "Валахия присоединилась к Молдавии", однако уже в 1866 году Куза был свергнут, и господствующая роль перешла к валахам. Новое государство сразу стало ориентироваться на Британию, в 1860-е годы кириллический алфавит был переведён на латиницу, а многие славянские слова были заменены синонимами из западно-романских языков. И хотя Молдовлахия окончательно стала независимой благодаря России в 1878 году, она стала одним из самых непримиримых противников России в Восточной Европе. В 1881 году Молдовлахия стала Румынией, и как уже говорилось, многие считают Румынию наследником Валахии, а Молдову - наследником господарской Молдавии.
37. Здание одной из кишинёвских гимназий, в 1917-18 годах Сфатул-Цэрий.
Как бы то ни было, доверие молдаван румыны не оправдали, начав лечить их от русскости. Особых репрессий не было, но закрытия школ, запрета служить на церковно-славянском языке, жестокого подавления славянских восстаний (в 1919 - в Хотине и Татарбунарах, в 1924 - в Бендерах), и главное - общего отношения как к людям второго сорта молдаване не могут румынам простить до сих пор. Тот период здесь вспоминают без особого энтзиазма, и несмотря на языковую близость и более высокий уровень жизни, из встреченных мной молдаван присоединения к Румынии не хочет никто.
Да и памятников румынской архитектуры в Молдавии относительно мало, с Черновицкой областью не сравнить. Хотя Кишинёв в Румынии был вторым по величине городом (114 тыс. жителей, на пятки наступали Черновцы), к 1940-му он по сравнению с 1917 практически не вырос. Лучше всего румынское зодчество представлено в Бельцах.
Но оно очень характерное и узнаётся сходу. В 1920-30-е в Румынии были популярны два стиля - функционализм:
38. Бельцкий университет.
И "необрынковянский" (или просто "национальный") стиль, обыгрывающий мотив средневековой Валахии:
39. Здание в Кишинёве.
Однако крупных зданий такого типа мне попадались единицы. В основном же румынское наследство - частные дома:
40. Домик в Сороках
И как ни странно - вокзалы. Если верить panoramio (сам я по ЖД Молдовы толком не поездил), добрая половина станций тут имеют румынские вокзальчики, своим устройством похожие на
австрийские в Западной Украине.
41. Станция Страшены.
42. Западный вокзал в Бельцах (второстепенный).
Румынские церкви же попадаются в некоторых сёлах, а вот в Кишинёве, скажем, нет ни одной. Зато разу несколько в Бельцах:
43.
44.
Как известно, в 1940 Румыния, посмотрев на участь Польши, решила отдать СССР Буковину и Бессарабию по-хорошему, причём последнюю СССР уже тогда резделил на Молдавскую ССР и Измаильскую область Украины (видимо, из-за разницы этнического состава), а Хотин отдал Черновицкой области (видимо, для её укрупнения). Через год румыны вернулись сюда и за Днестр, в Румынии всё больше обсуждалась идея овладеть всем Причерноморьем, а к 1942 году уже начанли говорить о Румынской империи до Урала... Кончилось всё это Ясско-Кишинёвской операцией, которую в западной историографии называют Ясско-Кишинёвские Канны (отсылка к Ганнибалу): одна из самых совершенных советских военных операций, для немцев значиавшая примерно то же, что для нас - Вязьма. Красная армия потеряла убитыми в 10 раз меньше противника, а в Румынии началось антифашистское восстание, и король Михай I велел арестовать Иона Антонеску. Румыния перешла на сторону союзников, а Бессарабия вернулась к СССР.
45.
Сталинской архитектуры в Молдове мало, и в основном она довольно простая. С натяжкой можно назвать ансамбль бульвара Штефана чел Маре в Кишинёве (главная улица столицы), а из зданий самое интересное - опять же кишинёвский вокзал (1948) с ярко выраженными валашскими мотивами:
46.
Кроме того, во многих молдавских городах есть целые кварталы вот таких вот типовых сталинских малоэтажек:
47.
Но в общем, в позднесоветское время Молдова была одной из самых благополучных и комфортных республик СССР. В позднесоветской архитектуре выделяются творения Семёна Шойхета в Кишинёве:
48.
Типовой советский райком, который можно видеть едва ли не в каждом райцентре. Конкретно этот в Орхее, памятник перед ним Василию Лупу - тоже, кстати, румынский:
49.
О Перестройке, Приднестровье и прочем я пока рассказывать не буду - впереди ещё пост, отдельно посвящённый молдавским реалиям, к коим относится и современная история. Пока же закончу с архитектурой.
50.
Новостроек в Молдавии мало, и едва ли не 9/10 из них сконцентрированы в Кишинёве - всё же перебраться в столицу, где есть работа, для многих молдаван есть основная цель заработков за границей. Но современная архитектура тут какая-то никакая: не раздражает, но и не запоминается.
51.
При том, что молдаване весьма религиозны и проходя мимо церкви, непременно остановятся и перекрестятся трижды с поклоном, новых церквей тоже почти не видел... впрочем, как уже говорилось, тут и старых немерено. Те же, что строятся, в основном стилизованы под зодчество Внутренней Молдовы:
52.
Хотя вообще-то в авангарде современной архитектуры Молдовы - цыгане, и если что и останется там интересного с нашей эпохи, так это особняки цыганских баронов, в Сороках и Атаках слагающие целые кварталы.
Кстати, напомню - всё это я рассказывал, пока мы пересекали Днестр по Мосту Дружбы. Ну вот и пришли - дальше про Атаки.
МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
Ворота Молдовы
Могилёв-Подольский. Ещё на Украине.
Молдавия в общем. История и архитектура.
Атаки. Приграничное торжище.
Молдавия в общем. Молдавия сельская.
Рудь. Село, монастырь и городище.
Молдавия в общем. Люди и реалии.
Северная Молдова
Кишинёв
Поездки из Кишинёва
Приднестровье
.