Продолжаю прогулку по исчезнувшему городу.
В прошлой части я показал его средневековый центр - бывшие Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф. Теперь же речь пойдёт о старейших предместьях, уже к середине 19 века оказавшихся в глубине разросшегося города - Ломзе, Форштадт и Ластадия. Здесь же - о трёх уцелевших мостах из знаменитой "кёнигсбергской семёрки".
Уже в 14 веке три городка начали "колониальную экспансию" на другой берег Преголи. Кнайпхоф основал Форштадт ("Передний город", т.е. "предместье"), Альтштадт и Лёбенихт стали покорять остров Ломзе (прусское "Болотистый"), к которому вскоре стал тянуть ручки и Кнайпхоф. Тем более у Лёбенихта был ещё и Закхайм чуть выше по течению, а Альтштадт свою экспансию направил в другую сторону - где ныне Штайндамм и Трагхайм. Так и выросли 7 мостов, сложившихся в причудливый рисунок, хорошо заметный на довоенной карте:
2а.
Старейшим был Лавочный мост (№1), основанный в 1286 году и последний раз перестроенный в 1900-м. Все они были разводными, и история сохранила с ним вот такой внушительный кадр:
2.
Затем Кнайпхоф прирос двумя мостами в Форштадт, который явно был для него привлекательнее Альтштадта. Оба они запечатлены на этом макете. Ближе - Зелёный мост (№2), возникший в 1322 и в таком виде построенный в 1907, дальше - Хозяйственный мост (№3), который чаще переводят как "Рабочий" (в значении "для работы", а не "для рабочих") или "Потроховый" (в значении - "по которому вывозятся отходы"), основанный в 1377, а в таком виде построенный в 1886.
3.
В 1972 Лавочный и Зелёный мосты поглотила километровая эстакада, проходящая на Кнайпхофом:
4.
5.
В 1397 году Кнайпхоф и Альтштадт связал второй, Кузнечный мост (№3), последний раз перестроенный в 1897 году. Кузнечный и Хозяйственный мосты были разрушены войной, и восстанавливать их было уже нецелесообразно. Однако ещё три моста сохранились.
Деревянный мост в 1404 году связал Лёбенихт и Ломзе, а в нынешнем виде построен в 1904 году. Единственное, что не уцелело - это мемориальная доска с выдержками из "Прусской хроники", повествующей об истории Тевтонского ордена до поражения при Грюнвальде.
6.
В 1520 году был построен самый дальний от центра Высокий мост, связавший Ломзе и Форштадт. Последний раз он возобновлялся с 1882 году, и с тех пор уцелел "домик смотрителя" (на самом деле - подъёмный механизм) и опоры в воде. Но снесли старый мост отнюдь не советы и не случайная авиамбомба, а фашисты в 1938 году. Более того, по тому самому мосту люди ходят до сих пор:
7.
Рядом очень колоритное немецкое здание в стиле "новой вещественности":
8.
Последний из "великолепной семёрки" - мост между Кнайпхофом и Ломзе (1542), который обычно переводят как Медовый: якобы, за его строительство местные купцы ратуше взятку мёдом давали. На самом деле правильнее было бы перевести как "мост Насмешки" (над Альтштадтом и Лёбенихтом) - ведь его появление позволило Кнайпхофу "колонизировать" и Ломзе.
9.
Хорошо сохранился механизм рубежа 19-20 веков:
10.
И более 200 лет в Кёнигсберге существовала загадка - можно ли пройти по всем семи мостам, не ступив ни на один из них дважды. Ни у кого это не получалось, но народ не отчаяивался. Наконец, в 1736 году альбертиновский профессор Леонард Эйлер математически доказал, что это невозможно, попутно создав "теорию графов". Впрочем, разрушить "великолепную семёрку" успели сами немцы, соорудив в 1905 году второй Императорский мост между Форштадтом и Ломзе, причём ближе к центру, чем древний Высокий. После войны он был разобран, а в 2005 отстроен как Юбилейный:
11.
Тут, впрочем, не только мост, а целый район сплошных стилизаций:
12.
Будь то дома в "неоганзейском" стиле:
13.
Или уже ставшая одним из символов Калининграда "Рыбная деревня" (2006), явный намёк на существовавший когда-то Фишмаркт ("Рыбный рынок") - набережную Альтштадта.
14.
"Ропись" торца впечатляет:
15.
Стилизация, конечно, уж слишком очевидная - но всё же лучше, чем стекло и бетон:
16.
Сто лет назад набережная Ломзе выглядела так - характерные "ганзейские" (на самом деле, думаю, 18 века) домики и фахверковые шпайхеры (склады):
17.
Между которыми в 1892-96 годах, почти напротив Кафедрального собора, вклинилась Новая Либеральная синагога - одна из самых больших (46 метров высотой) и красивых в Германии:
18.
Еврейская община Кёнигсберга известна с 17 века, и центром её успели побыть Трагхайм (1680-1756), Форштадт и Ломзе. Община была небольшая (около 3000 человек в начале ХХ века, то есть 1,2% населения), но богатая - видимо, сказывалось участие в торговле с Россией, где соплеменников жило несколько миллионов. При этом,
судя по этой карте, кёнигсбергские евреи говорили на "западном наречие" идиш (как например евреи Праги), то есть к германским евреям были ближе, чем к Идишланду. В основном евреи тут были "либерального" толка, из 5 кёнигсбергских синагог лишь одна принадлежала ортодоксальным иудеям. В Новой синагоге, например, был орган:
18а.
Как нетрудно догадаться, кёнигсбергские синагоги были разгромлены в Хрустальную ночь, но всё же сами их здания простояли до 1944 года, а затем разделили судьбу всего остального Старого города. Новую синагогу собираются воссаздавать. Рядом с ней уцелел Израэлитский сиротский приют (1904) - одно из двух довоенных зданий на Ломзе (вид с Медового моста):
19.
Изначально Ломзе было сельскохозяйственным предместьем, где купцы устроили сады и огороды для снабжения города - именно поэтому им так основательно старались завладеть все три города. Местность периодически затапливалась, а застраиваться началась лишь в 1650-е годы, когда вдоль берега была насыпана Ивовая дамба (Вайдендамм). Успело Ломзе побыть и фабричным районом - в 1829 году у Высокого моста появился сахарный завод (один из первых в мире - об истории производства сахара из свёклы я уже
рассказывал в Киеве), в 1830 - крупнейшая в Восточной Пруссии машиностроительный фабрика Штайнфурта, в начале ХХ века переехавшая в Растхоф (ныне завод вагонов-самосвалов), их цеха ныне занимают заброшенные, но не сданные штатским склады Балтфлота. Облик Ломзе в те времена был соответствующий - мрачноватые рабочие улицы с доходными домами и дымящими трубами не спутаешь ни с чем:
20.
Теперь Ломзе (Октябрьский остров) выглядит так:
21.
Вообще, Октябрьский остров тянется далеко за город - его длина около 10 километров, и это лишь первый в цепочке трёх таких островов. В черте города большая его часть - пустыри, лишь между мостами стоит многоэтажный квартал. В его глубине - один из интереснейших храмов Калининграда, Крестовоздвиженская церковь, или Кройцкирхе (1930-33):
22.
Редкий пример церкви в стиле "новой вещественности", при Советах она использовалась как фабрика рыбацких сетей. Не самая поздняя кирха Кёнигсберга, безусловно самая футуристическая.
23.
Над церковью проходит Второй Эстакадный мост длиной 1883 метра - его начали сооружать в 1985 году, затем на полтора десятилетия эстакада превратилась в долгой с заброшенными пролётами над Преголей, и лишь в 2006-2011 годах достроена. Ограждение с птичками на вводном кадре - тоже её. Прямо под эстакадой - пробитая ещё при немцкая артезианская скважина (по другой версии - всего лишь отвод водоканала), очень популярная в народе:
24.
А фактическим это уже глухая окраина - дальше на восток Октябрьский остров не застроен. Справа хорошо видна высокая чёрная труба бывшей электростанции Коссе (1901) с газовым заводом, ныне ТЭЦ-1 и ЦБК-1 соответственно. Красный дом слева - место, где к Преголи выходит Литовский вал (можно разглядеть бастион на берегу). Внутреннее кольцо Кёнигсбергской крепости пересекает и остров, но там вроде бы сохранился только ров. Совсем вдалеке, отсюда не видный, находится
Берлинский мост (1938), одна из двух ниток которого в 1945 году была навсегда "разведена" взрывом.
25.
Вид в сторону центра. Многоэтажки на месте Старого города:
26.
А вот Форштадт и продолжающий его Хаберберг в общем-то неплохо сохранились, и облик их очень узнаваем... но вглубь Фортштадта пока не пойдём, дабы не перегружать и без того здоровенный пост.
27.
Скажу лишь, что на Форштадте находилась Старя синагога, основанная в 1756 году, сильно перестроенная в 1811-15 годах, а судя по "мавританскому" облику - и в конце 19 века. Улица, где она стояла, так и называлась - Синагогенштрассе, и в 1893 году ещё одну синагогу по соседству построили ортодоксы, недовольные "либеральностью" общины. Ещё были синагога хасидов, синагога "Полниш шул"... но их фотографий я уже не находил.
27а.
Вообще, на первой схемке хорошо видно, что Форштадт к началу ХХ века был крупнее всех трёх частей "старого города", вместе взятых. И если вот этот дом глядит на Рыбную деревню:
28.
То самое примечательное здание фортштадта, Новая биржа, лучше всего смотрится с Первого Эстакадного моста:
29.
Вообще, так повелось, что Зелёный мост и соответственно Зелёные ворота (возраст этой башни так и не нашёл, в одном месте упоминается конец 16 века, но не очень-то верится) были местом встречи гонцов, превозивших корреспонденцию, в том числе деловую, следствием чего стало строительство биржи в 1619 году. В 1699 году своя биржу открыли и в Альтштадте, но как вы уже заметили, самыми хитрыми в Кёнигсберге были кнайпхофцы, потому при объединении трёх городов Альтштадтская биржа не прижилась. Кнайпховская биржа несколько раз перестраивалась, предпоследнее здание - 1801 года:
30.
То же самое место в начале ХХ века я уже показывал в прошлой части (
кадр №44). Не припоминаете? Немудрено - в 1870-е весь этот комплекс, включая Зелёные ворота и Старую биржу, был снесён для расширения улицы, а Новую биржу (1875) воздвигли на противоположном берегу. Это крупнейшее, после собора, здание в бывшем Старом городе (73 на 23 метра), в советское время ДК Моряков, а ныне Дворец Молодёжи:
31.
Часть здания заходит прямо в реку и держится на 2200 сваях. Слова "биржа" и "баржа" созвучны не случайно: по старинным законам, сделки, заключённые над водой, не облагались налогами, так как водная поверхность не принадлежала ни одному городу или селению. Альтштадтская биржа так и была на судне и даже меняла местоположение. Хотя может быть это только легенда и просто строить было больше негде?
32.
У входа - очень красивые чугунные львы:
33.
Вид на нынешний Фортштадт из Музея мирового океана. Примерно на месте подводной лодки 300 лет назад пришвартовалась Альштадтаская биржа. Видны Эстакадный мост, Новая биржа, "ворота" Ленинского проспекта, а у правого края - Янтарная мануфактура, подробнее показанная
в посте про янтарь.
34.
Дальше в сторону порта - колоритные старые пакгаузы. Судя по всему, здесь находился речной порт, где перегружались с поездов на баржи:
35.
Очень симпатичная контора - не бывший ли Речной вокзал?
36.
В пакгаузах же ныне вещевой рынок:
37.
Раньше основной район складов находился как раз на месте Музея Мирового океана. Сам этот район называется Лицент, склады - шпайхеры, протока - Хундегатт ("Собачья"), а к чему относится название Ластадия, я так и не понял. В музее мирового океана говорится, что ластадиями называли сами эти склады, да и в других ганзейских городах ооно встречается. Как бы то ни было, это выглядело очень живописно:
38.
При всём "ганзейском" облике, в основном они строились в 18-19 веках:
38а.
Но просто фахверк оказался столь совершенной для Средневековья технологией, дешевой, красивой и прочной, что предложить что-то лучше смогли лишь в эпоху промышленной революции.
39.
Пожалуй, самый живописный район Кёнигсберга сгорел в августе 1944, под бомбами английской авиации. Уцелели лишь два кирпичных пакгауза, которые я покажу в посте про Музей Мирового океана.
40.
На этом месте же - Памятник рыбакам (1978, в широком смысле - морякам промыслового флота, к коим как научный сотрудник относится и, например, мой отец) со скульптурой Николая Чудотворца, покровителя моряков (2010):
41.
И донельзя позднесоветский спорткомплекс "Юность", где, как скажет любой калининградец, прошёл последний концерт Высоцкого (2 июня 1980 года), на котором ему стало плохо:
42.
На самом деле последний концерт Высоцкого был чуть позже - 16 июля 1980 года, и тоже в Калининграде... только другом, который сейчас Королёв.
42а.
А вообще, конечно, впечатляет, что на крошечной Преголе, которая даже в "полном" русле меньше Москвы-реки (а уж протоки и вовсе типа Фонтанки) было активное судоходство, и её протоки были просто забиты разнокалиберными судами. Впрочем, морской дух тут неистребим и сейчас. На месте вон той посудины с двумя мачтами теперь стоит "Витязь", уцелел и пакгауз, выглядывающий рядом из-за края кадра. А всего остального больше нет.
43.
В следующей части - про районы, выросшие в 18-19 веках в пределах Внутреннего кольца укреплений:Трагхайм и Росгартен.
ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Кольца Кёнигсберга. Фридландские ворота - Южный вокзал - Преголя.
Кольца Кёнигсберга. Фридрихсбургская крепость - Северный вокзал.
Кольца Кёнигсберга. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Кольца Кёнигсберга. Внешнее кольцо.
Марауниенхоф, Тиергартен, Девау.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.