Итак, все прошлые 9 частей я показывал Вильнюс времён Великого княжества Литовского - собственно Старый город и его многочисленные предместья. Но ВКЛ было поглощено Россией в 1795 году, и хотя Вильно достался нам третьим по величине городом после Петербурга и Москвы (53 тыс. жителей), а в 19 веке, утратив столичность, он рос относительно медленно, всё же к началу ХХ века с населением 157 тысяч человек он ещё входил в первую двадцатку городов Российской империи. На холмах западнее Старого города вырос Новый город, губернский Вильно, и его лицо пусть и совсем другое, чем у старых районов - но такое же неповторимое.
О Новом городе - следующие три части.
Довольно забавно, путешествуя на автомобиле, заезжать посмотреть на вокзал - но без вокзала впечатление о любом городе будет неполным. Железная дорога подводит южную границу и Старому, и Новому городам, а за ней предместье Науйнинкай с несколькими церквями (в т.ч. старообрядческой) и историческими кладбищами, на одном из которых,
кладбище Россу - покоится сердце Юзефа Пилсудского. На привокзальной площади находится также и автовокзал, и в принципе вид у неё оживлённый. Но хотя Вильно был одним из первых губернских городов, услышавших паровозный гудок - в 1860-62 годах тут прошла Петербургско-Варшавская магистраль - вокзал здесь довольно невзрачен:
2.
В принципе ничего удивительного в этом факте нет - в Риге и Таллине вокзалы так вообще советские "коробки". Но в Вильнюсе тут своя предыстория: 19 января 1945 года станция была разрушена взрывом поезда, перевозившего взрывчатку, при этом погиб 91 человек: в принципе случай на войне не редкий и далеко не предельный (
в Галифаксе в 1917 году, например, аналогичная катастрофа унесла несколько тысяч жизней). Старый вокзал 1860-х годов постройки, судя по фотографиям, примерно повторял очертания нынешнего:
2а.
Несмотря на скромные размеры Литвы и ограниченность её железных дорог (восток вне зоны интересов, на западе колея другая), трафик тут в принципе большой: дальние прямые поезда на Москву и Петербург, транзитые туда же и ещё в несколько городов из Калининграда, дневные в Клайпеду, Шяуляй и Минск, множество электричек в Каунас, Тракай, Кяну и многие другие места. Самое дальнее, откуда можно уехать поездом - Адлер и Челябинск. А вот на Ригу и Таллин, как ни странно, прямых поездов тут нет.
3.
Забавная штуковина в холле вокзала - похожее я видел
в Кишинёве:
4.
Подробно обследовать вокзал я поленился, но на платформу всё-таки вышел. С этой стороны, надо сказать, я уже видел гораздо больше зимой, из
окна поезда Москва-Калининград - многие здания, заснятые там, здесь в кадр так и не попали (скажем, огромное "царское" депо). Тем более, насколько я понимаю, для фотографа вероятность быть заподозренным в чём-то нехорошем на литовских вокзалах хоть и очень мала, но есть, а за мной ненавязчиво приглядывал охранник. Тем не менее, вот сам вокзал со стороны путей - сохранился навес, что не может не радовать:
5.
Польский рельсобус - ныне основной транспорт на Литовских железных дорогах. Ещё тут есть чешские двухэтажные вагоны, а на заднем плане видна привычная русскому глазу рижская электричка. Весь подвижной состав выкрашен в красно-серые цвета (как, впрочем, теперь и у нас!). Вообще, на "Лиетувос Гележинкелеяй" много интересного, я бы мог сделать отдельный "железнодорожный" пост, но всё же рассказывать о железных дорога, путешествуя на автомобиле - профанация.
6.
Вдалеке внушительных размеров паровоз - опять же сверхтипичный для бывшего СССР памятник. Но здесь обратите внимание на сетчатые заграждения и на запломбированный спуск с виадука на прошлом кадре - это платформа для калининградских поездов. Мало того, что забор - там ещё и камеры через каждые несколько вагонов, в общем мышь не проскочит!
7.
Взрыв поезда в 1945 году, судя по всему, случился примерно на месте нынешнего виадука - советские там сам вокзал и примыкающее с той стороны здание (кажется, почтово-багажный терминал). С другой стороны административный корпус станци вполне аутентичен с 1860-х годов. На крыше символ Вильнюса Железный Волк "завывает, как сто волков" (эту легенду я пересказывал
в самом первом посте о Вильнюсе).
8.
Практически от вокзала видны доходные дома Нового города, здесь донельзя напоминающие Петербург:
9.
Там скрываются старейший за пределами Старого города
костёл Святого Стефана (1600) бывшего монастыря мариавиток, о котором я узнали лишь по возвращении и бывший ДК Железнодорожников, ещё один обязательный атрибут станций постсоветского пространства. Закорючка на фасаде намекает, что ныне это рок-клуб "Крюк" ("Каблис""), вотчина виленских панков,
колоритную историю которого в комментах рассказал
glebo-lj:
10.
Но при взгляде на эти доходники обольщаться тоже не стоит - от вокзала они тянутся всего на пару кварталов, а дальше ещё на добрый километр центр Вильнюса выглядит так:
11.
12.
13.
14.
Грязноватый частный сектор, деревянные домики, депрессивного вида фабрики и дома, едва отличимые от фабрик, и только появляющиеся в этой части города новостройки. Раньше здесь находились машиностроительные заводы всесоюзного значения - если помните, "нишей" Прибалтики тогда была всякая электроника, но прибалтийскую промышленность постигла та же участь, что и промышленность всего СССР. Губернский Вильно явно имел несколько центров роста (вокзал, Погулянка, Лукишки, Старый город), а эти районы оказались между ними - в общем от вокзала до Новогрудской улицы толком и смотреть нечего. Но именно в этом районе мы и жили, в гостинице "e-GuestHouse" на улице Тараса Шевченко - вместе с несколькими офисами отель расположен в бывшей промзоне, но: недорого (45 евро в сутки за двухместный номер с раскладушкой для третьего), очень чисто, на завтрак шведский стол, в общем неплохой вариант.
15.
Центр же начинается постепенно, если идти на восток (к Старому городу) или север (к Погулянке). Надо сказать, в нетуристических местах Вильнюс не сильно отличается от российских миллионников типа Екатеринбурга, присутствуют и облезлость, и вытоптанные газоны, и фантики с окурками:
16.
Здесь преобладает "кирпичный стиль" конца 19 века, причём бросается в глаза материал - не более привычный красный, а исключительно жёлтый кирпич, покрытый въевшейся за полтора века сажей. Как пояснил
vyrud, этими домами Вильнюс обязан кирпичным заводам в предместье Дварчёнис, работавших с 1888 года на местной жёлтой глине. В таком облике здесь целые кварталы и улицы:
17.
18.
19.
Прошли по краешку старого города близ улицы Пилимо:
20.
Как мне нравятся эти ветхие, но уютные виленские дворы! Тут каждая вторая подворотня - "дверь в лето":
21.
Атмосферный город, всё-таки:
22.
По этой узкой улочке мы и вышли на Погулянку. Вид в сторону Старого города, в перспективе Францисканский монастырь:
23.
При Речи Посполитой здесь, на песчаных холмах, был уютный сосновый бор и поляны, куда виленцы из тесноты старого города ходили погулять - отсюда и название. Надо сказать, "погулянки" вообще характерны для русскоязычных городов Речи Посполитой - этот топоним есть как минимум в Даугавпилсе и во Львове, но в Вильно звучит как-то особо органично. Ближе к концу 19 века территория пошла под застройку, и здесь сложился ещё один центр Нового города вдоль улиц Большой и Малой Погулянки (ныне соответственно Басанавичюса и Калиновского). Басанавичюс - "отец" литовской независимости, в ноябре 1905 года организовавший
Великий Вильнюсский сейм, а 16 февраля 1918 года подписавший акт восстановления литовской государственности. Большая Погулянка, в Вильнюсе занимавшая нишу Тверской (тем более она и переходила в дорогу на Каунас и Клайпеду), его именем названа не случайно. Вверх, в сторону Нового города, открывается такой вот донельзя московский вид (справа, к слову, не абы что, а Министерство культуры - они тут все какие-то камерные):
24.
Чуть выше - один из редких польских домов. Как я уже замечал, польской межвоенной архитектуры в Вильно крайне мало (как, кстати, и румынской в Кишинёве).
25.
Но главная доминанта этой части улицы - 7-этажное управление Литовской железной дороги (1907), строившееся как дирекция Полесских железных дорог (пересекавших нынешнюю Беларусь несколькими линиями с юга на север до Ровно и Брянска). Масштаб впечатляет даже по меркам Москвы, Петербурга или Киева.
26.
Справа - украшения одного из доходных домов дальше по улице, слева - памятник "Мальчик с галошей" (2007) условно-французскому писателю
Ромену Гари, который на самом деле был простым виленским евреем Романом Кацевым из дома по соседству (но во Францию переехал ещё подростком в 1928 году).
27.
Напротив очень симпатичный Театр на Погулянке (1912-13), строившейся в губернской Вильне как польский, а ныне русский. В польское время он успел побыть местным Большим театром.
28.
Выше всё на том же перекрёстке - огромный и грузный доходник (1897-1900), который своей историей как нельзя лучше отражает образ Северного Вавилона - им владели староверы Пименовы, в 1915 году (при немцах) в нём открылась первая литовская гимназия, а в 1925 - Еврейский научный институт (ныне базируется в Нью-Йорке).... впрочем, о еврейском наследии Вильнюса расскажу в отдельном посте.
29.
Донельзя виленская подворотня:
30.
А двор примерно как в Москве - опрятный и бездушный:
31.
Новый город вполне можно было назвать и Верхним. В перспективе Погулянки видны купола и колокольни Старого (нижнего) города:
32.
На высшей точке тогдашней Вильны в 1913 году (300-летие Романовых) построена Романовская церковь Константина и Михаила - и это было символично, ведь начатая ещё при Владимире Красно Солнышко и Ярославе Мудром русско-польская борьба, в Великую Смуту едва не кончившаяся превращением России в польскую колонию типа Украины, была выиграна именно при Романовых - удивляюсь, как эту церковь не снесли при Пилсудском подобно собору в Варшаве? Ну а сейчас её даже реставрируют, за лесами что-то рассмотреть невозможно, фотография из википедии:
33.
Портал на фоне новостройки. До чего же приятна в Литве современная архитектура!
34.
Идём дальше. Двери Нового города:
35.
Жилые дома - так и не догадаешься, сталинские или польские. Обратите внимание и на поток машин - и Погулянка, и окрестные улицы в тот вечер стояли в глухой, почти московской пробке.
36.
Вид делается всё провинциальнее:
37.
На дороге вдруг вырастает часовня Святого Гиацинта, или Яцека (1901, основана в 1501 году). Яцек Одровонж - легендарный миссионер, выходец из Моравии, отправившийся на восток из Польши, за время пути снискавший славу чудотворца и обросший легендами. Но достоверное, например, что в 1228 году он ухитрился основать доминиканский монастырь в Киеве (см.
в этом моём посте).
38.
Ветхо, уютно, провинциально:
39.
А вот уже и городская застава (1819), с 1929 года занятая трансформаторной будкой. Здесь заканчивался губернский Вильно.
40.
Дальше мы переместились на Малую Погулянку, вернее продолжающую её улицы Чюрлёниса (Закретскую). Тут стоит сказать, что как и на Антоколе, мы упустили в этом районе очень много, а если точнее - толком не осмотрели саму Малую Погулянку, в окрестноситях которой есть, например, памятник Фрэнку Заппе, разрушенное при Советах
лютеранское кладбище с часовенкой (а надо было всего-то Романовскую церковь обогнуть!), одно из зданий Еврейского музея... Но ещё раз говорю - такой город за такой короткий срок не увидеть и не воспринять целиком.
41.
На улице Чюрлёниса одну сторону занимали всевозможные посольства (они вообще любят такие тихие зелёные места у центров), а другую... В общем, мы попали не абы куда, а на местные Воробьёвы горы:
42.
Как и Московскому в своё время,
Виленскому университету к середине ХХ века стало тесно в корпусах Старого города, и значительная его часть переехала на зелёные холмы ближе к окраине. Корпуса в основном типовые сталинки (кроме корпуса на кадре выше - он построен в 1860-е годы для
Виленского военного училища, закрытого в 1918 году), а на лужайке вот какая-то студенческая движуха:
43.
Из построек больше всего запомнилась обсерватория. Главная обсерватория университета (1969) же располжена под Молетаем примерно в 80км от Вильнюса, и ныне её называют не иначе как Литовский космодром - в 2007-2009 годах при ней открыли
Музей этнокосмологии научно-фантастического облика.
44.
С университетской территории неплохой вид на город - внизу Нярис, справа высотки Лукишкеса... а вот основной "даунтаун" в Шнипишкесе отсюда за ними не виден:
45.
Улица Чюрлёниса же ведёт в крупнейший виленский
парк Вингис в излучине Няриса, возникший на месте усадьбы Закрет (основана Радзивиллами, сгорела в войну 1812 году, уцелела Репнинская часовня - первый русский храм Вильно, 1796), более всего известный как место проведения литовского Праздника Песни - думаю, что-либо пояснять об этой красивой традиции всех трёх стран Прибалтики не требуется. Но дело было к вечеру, хотелось успеть побольше, и мы пошли обратно в сторону центра. Мимо задворков университета:
46.
Каких-то особнячков за заборами (к слову, в советское время улицу Чурлёниса предпочитали всякие партийные шишки, чем пользовались студенты, периодически вывешивая разные протестные плакаты там, где "адресат" их точно заметит):
47.
Под гору в Лукишкес, за костёлом которого маячат те самые небоскрёбы Шнипишкеса:
48.
О Лукишкесе и проспекте Гедемина, этом виленском Крещатике - в следующей части.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Природа и этнография.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.