Крустпилс, или другая сторона Екабпилса.

Aug 06, 2013 23:18



Откровенно говоря, под названием Екабпилс (26 тыс. жителей) скрываются два совсем разных города, с разной историей и разной современностью, объединившихся для простоты управления лишь в 1962 году. Разделяет их, как нетрудно догадаться, Западная Двина, и на её латгальском берегу - Крустпилс, выросший вокруг основанного в 1237 году епископского замка Крейцбург, а на курляндском берегу - купеческий город Якобштадт (собственно Екабпилс), столица Селии. Для начала, в завершение латгальской темы, покажу Крустпилс, до которого (не до Екабпилса!) у меня был билет из Вараклян.

Город начинается очень постепенно, выступая своими микрорайонами из латгальских полей. Минут за пять до прибытия автобус оставляет по левую руку Никольскую церковь (1908-10), на мой взгляд не самый худший образец семейства "муравьёвок":

2.


Как  часто бывает, название Крустпилс сохранено за железнодорожной станцией, и многие автобусы, идущие в Ригу по правому берегу Даугавы (скажем, из Резекне) на автовокзал, расположенный за рекой, в принципе не заезжают - поэтому и на автобус билеты продают до несуществующего ныне города. Здание вокзала настолько унылое, насколько в принципе может быть унылым зданием вокзала - однако трафик тут по латвийским меркам неплохой, можно доехать напрямую из Москвы.

3.


Депрессивного вида привокзальная слободка. На том берегу, кстати, железная дорога тоже была -  но узкоколейная и закрылась в 1972 году.

4.


Центр от пристанционного посёлка отделяет Замковый пруд с фонтаном:

5.


Главная на правом берегу Рижская улица проходит по плотине, ниже развалины водяной мельницы:

6.


Выхожу на берегу Даугавы - здесь её русло содержит несколько островов и потому довольно мудрёно. Посмотрев в обратную сторону, можно было бы увидеть мост - но он обманчив, так как ведёт не за реку, а на Двинский остров (Даугавсала).

7.


Здесь же - не по-латгальски крупная и старая кирха (1820), куда более характерная для остальной Латвии. Дело в том, что иезуиты уболтали не заигрывать с лютеранством далеко не всех латгальских господ, и владевшие Крейцбургом с 1585 года бароны Корф сохранили верность Реформации. Латгалии эти пол-города принадлежат лишь потому, что входили в Инфлянты Польские и Витебскую губернию (а не Шведскую Ливонию и Лифляндску губернию) - внешне же это скорее Видземе:

8.


Двор кирхи оказался заперт, адекватный вид на неё снять из-за забора почти невозможно. Вот как она выглядит с той стороны:

9.


А в прямой видимости от кирхи - собственно замок Крейцбург, один из самых больших и сложных во всей Латвии. Тут взгляд назад - вид на него по ходу нашего движения был на вводном кадре:

10.


История его также была непростой - как уже говорилось, этот замок был "епископским", то есть принадлежал не собственно Ливонскому ордену, а Рижскому архиепископству, бывшему классическим "церковным княжеством", где духовный владыка был по совместительству феодалом. Ливонскую конфедерацию частенько потрясали войны между Орденом и четырьмя епископствами, и Рижское, как самое сильное (да и вдобавок столица была одна на двоих), конфликтовало с Орденом особенно часто. Дата "1237" многими считается легендарной - более достоверные упоминания относятся к 1250-80-м годам, первой крупной орденско-епископской войне. Ну а в последующие века ливонские рыцари разоряли замок больше раз, чем литовцы. шведы и русские, вместе взятые. Но и против шведов в 17 веке это был передний край обороны Речи Посполитой, определивший границу Латгалии. Опустошенный войнами, Крейцбург превратился в поместье, и как населённый пункт вновь пошёл "в рост" лишь в 1861 году, с постройкой Риго-Динабургской железной дороги, и как всегда I республике, в 1920 году, получил статус города. Корфы покинули Прибалтику в Первую Мировую войну, в замке с 1921 года располагались военные всех трёх владевших этим краем армий, и лишь в 1994 году открылся музей. На заднем дворе у пруда - хозяйственные постройки, а когда-то там был обширный парк:

11.


История замка, связанные с ним легенды и его устройство детально разобраны на сайте Ренаты Римша. Нынешний замок построен в основном в начале 18 века взаимен разрушенного в Северную войну, с его фрагментами и примерно по его образцу - но и предшественника полностью перестроили в 17 веке, так что от Средневековья тут лишь фрагменты стен да своды подвалов. Самое старое здание - белая надвратная башня, начатая возможно в 16 веке.

12.


Но прошлое кое-где так и рвётся из стен:

13.


Показателен и масштаб замка. Как заметила renatar, замки латгальских магнатов-католиков в основном куда скромнее - неподобало графу строить дом для себя роскошнее, чем дом для Бога, в католических городах самым красивым зданием должен был оставаться костёл. Лютеране, к коим относились Корфы, же не имели таких предрассудков и строили кто во что горазд.

14.


В замковый музей я не пошёл, а направился дальше по Рижской. Жизнь в призамковой слободке:

15.


Прошёл мимо здоровенного Дома культуры (1954-59)... по архитектуре, впрочем, типичная I республика, но в целом использование довоенных не проектов так приёмов в Латвии 1940-50-х не редкость.

16.


Почти напротив - мост на следующий остров Адамсона, гораздо более маленький и близкий к берегу:

17.


Тут есть летняя сцена (говорят, два рукава Даугавы создают особую акутистику), стадиончик и вот такие вот забавные штуковины. "Исторический центр Екабпилса из-за Даугавы. Воздух, вода, земля, деревья, кирпич, камень, металл. 2013"

18.


В кадре, кстати, православный Духов монастырь, основанный белорусским купцами - доминанта Екабпилса. Собор с колокольней построены в 1888 году, Никольская церковь под двускатной кровлей - в 1772, и в совокупности это крупнейший памятник православной культуры в Латвии за пределами Риги.

19.


Вернёмся на Рижскую. Чуть дальше сюрреалистического вида воинский мемориал:

20.


Да одинокая пушка без лафета в кустах чуть поодаль:

21.


Ну а дальше начинается собственно старый Крейцбург - по сути одна улица (всё та же Рижская), но прекрасно сохранившаяся:

22.


Направо - дамба у Даугавы:

23.


Налево - хрущовочки:

24.


А прямо - красота!

25.


26.


27.


28.


29.


30.


Подворотня:

31.


Переулки у Даугавы:

32.


Но это всё - буквально несколько сот метров. На переднем плане - въезд на мост, а Рижская уходит к даугавпилсской трассе:

33.


Вид с моста на Двину:

34.


Но то, что за рекой - всё же не совсем Курземе: будучи одной из трёх исторических областей Латвии, она сама делится на три исторические области поменьше - с запада на восток Курляндия, Семигалия (Земгале) и Селия. Последняя представляла собой ещё более глухой угол, чем Латгалия с едва ли не большим религиозным плюрализмом. И вот её-то столицей и был Якобштадт.

35.


О нём - в следующей части, а напоследок вид с той стороны на Крустпилс. Прощай, Латгалия!

36.


ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига (будет около 15 постов).
Видземе.
Цесис. Уездный город.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Арайши.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Курляндия (будет около 20 постов).

замки-крепости, Видземе, дорожное, ВКЛ, "Другая сторона", "Балтийские ветры", "Раскол", Латвия, Екабпилс

Previous post Next post
Up