Рига. Часть 9: фабрики за Петербургским форштадтом

Nov 17, 2013 17:00




Продолжаю рассказ о фабричной Риге. В прошлой части я показал ближайший к центру промышленный район Гризинькалнс, где находился легендарный Руссо-Балт. Теперь пойдём вдоль железной дороги дальше на запад, к другим легендам старой рижской индустрии - VEF и RVR.

Пярнусская улица, которой я закончил прошлую часть, вывела меня к станции Земитаны - первой от вокзала, если ехать на электричке в эту сторону. Также она известна как Станция-под-мостом, в который переходит улица Александра Чака:

2.


Справа от моста - ещё одна легенда рижской промышленности... Нет, не РВЗ и не ВЭФ, а всего лишь "бальзамка", чай с одним из изделий которой я вот сейчас пью. На самом деле напитки тут делаются разные, в том числе водка, да и сама корпуса построены в 1900 году как государственный водочный склад.

3.


Про рижский чёрный бальзам же я уже как-то писал, но повторюсь - впервые этот напиток на 7 травах (цветы лаванды, листья мяты, розмарина и шалфея, плоды укропа, кора корицы и отдельная настойка шафрана) упоминается в 1752 году, а в 1789 году аптекарь Абрахам Кунце представил чёрный бальзам Екатерине II, после чего он начал массово поставляться в Петербург. Тот бальзамс, впрочем, сильно отличался от нынешнего, даже крепость имел 16%, а нынешний 45%-градусный появился в 1847, когда купец Алберт Волшмидт начал его промышленное производство - сохранилась ли та фабрика, увы, не знаю. Здесь же производство бальзамса началось лишь в 1954 году. У бальзамса очень необычный вкус, который я даже не могу охарактеризовать (и не сладкий, и не горький), но настроение Риги вполне передаёт. Вот такие вот керамические бутылочки в Латвии относительно недороги:

4.


По другую сторону моста - станция Земитаны с типовым послевоенным вокзальчиком - таких немало на линии Москва-Рига.

5.


А вот навесы, может быть, и дореволюционные:

6.


Земитаны - это не район: до войны станция называлась Александровские ворота, в советское время Ошкалны (в честь Отомара Ошкалнса, просоветского партизанского командира в Латвии), а при II республике была переименована в честь Йоргиса Земитанса, латвийского героя Гражданской войны. Так что кварталы с "внутренней" стороны железной дороги - это всё ещё Гризинькалнс:

7.


Над окрестными домами господствует Троицкий собор (1897-1907) единственного в Латвии православного женского монастыря (а единственный мужской монастырь - в Екабпилсе), основанного в 1891 году известной меценаткой Марией Мансуровой как приют для девочек и одиноких старух. Годом позже при приюте возникла монашеская община.

8.


Впрочем, до полноценного монастыря дело дошло лишь в 1901 году, когда полным ходом шло строительство собора, то есть по сути это приходской храм. Я проходил здесь как раз к концу службы, и понял, что немногочисленные православные церкви в Риге мягко говоря не пустуют.

9.


Монастырь не закрывался в советское время, и ныне очень велик - в нём живёт около 140 монахинь. Его территория хотя и уютна, и симпатична - а всё же это одно из немногих мест Латвии. где висит знак "No photo!", меня разумеется не остановивший.

10.


Монашеский корпус с церковью Сергия Радонежского:

11.


Вход в монастырь - со стороны улицы Кришьяна Барона, которая проходит между улиц Александра Чака и Бривибас. На последнюю я и решил выйти, но это оказалось непросто - выходы с большинства дворов с той стороны кто-то догадался забрать решётками. Зато, тыкаясь в эти дворы, увидел дворец спорта "Даугава" (при всём сходстве с довоенкой - советский):

12.


И трибуну заброшенного студенческого стадиона, больше похожу на какую-нибудь подстанцию:

13.


Наконец, вышел на Таллинскую улицу (как говорилось в прошлой части, она главная на Гризинькалнсе):

14.


А по ней на Бривибас как раз позади Новой кирхи Гертруды - туда, где закончил в одной из прошлых частей рассказ об "имперке". Вид в направлении центра, нам в противоположную сторону:

15.


Высокий жёлтый дом запомнился барельефами на фронтоне, посвящёнными спаиванию малолетних:

16.


Чуть дальше по Бривибас - ещё один знаковый памятник рижской промышленности, Велосипедная фабрика Александра Лейтнера (1886) - как водится, первая в Российской империи с оговоркой на то, что "изобретали велосипед" у нас много раз весь 19 век ( старейший образец - на Урале). Корпус с надписью и три домика рядом построены в 1895 году, более крупный на заднем плане - в 1907.

17.


А велосипедостроение сто лет назад было вполне себе хай-теком. Так, на московском велосипедном заводе "Дукс" в 1909 году был впервые на территории России построен самолёт; Лейтнер же экспериментировал с мотоциклами, мопедами и даже автомобилями - как уже говорилось в прошлой части, "Руссо-Балт" не был первым автомобилем Российской империи вообще, а лишь первым крупносерийным. Лейтнер начал производство на 10 лет раньше Русско-Балтийского завода, но наклепал всего 7 машин. В Первую Мировую его фабрика была эвакуирована в Харьков, корпуса ныне заняты всякой всячиной.

18.


Ещё в этом районе, чуть ближе к центру, находится знаменитая кондитерская фабрика "Лайма" (1939), известная с 1870 года - но я её как-то упустил. Впрочем, как и в прошлой части, по этим местам прошёлся в своё время bambuch, к очень качественному обзору которого я отсылаю. Я же дальше по Бривибас пешком так и не ходил, а лишь проезжал с Янисом d-jonis.

19.


Так что следующая остановка - Воздушный мост. Старейший в Риге (1904), он расположен всего в полукилометре от Земитанского моста. Да и в принципе дореволюционную эстакаду над железной дорогой я вижу едва ли не впервые (ну, кроме Москвы и Питера, наверное):

20.


У моста с "внутренней" стороны - трамвайное депо №5 (1900-01), одно из трёх в Риге, построенных одновременно и по одному проекту. Конка в Риге существует с 1882 года, а запуск электрического трамвая стал одним из первых проектов мэра Джорджа Армистеда, который сам на этом трамвае и ездил до конца жизни и карьеры. Вообще же, нынешний Рижский трамвай не чета московскому и питерскому - сеть по крайней мере не уменьшается, действуют 9 маршрутов (из 11 существовавших за всё время), на которых работают в том числе современные "трамвайные поезда" - про всё это я писал в обзоре транспорта Латвии.

21.


Тут трамвайчик старенький, но несколькими минутами ранее в депо заползла блестящая четырёхвагонная "гусеница". Обратите внимание, что у рижских (а также даугавпилсских) трамваем не пантографы, а штанговые токосъёмники. Это для нас рижский трамвай - "как троллейбус с одним рогом", а для рижан все остальные трамваи "как электричка".

22.


Вид со стороны железной дороги... дальше по Воздушном мосту, впрочем, пойдём чуть позже:

23.


Новые корпуса трамвайного парка - дальше по улице Клияну, которая проходит между промзоной и Большим кладбищем.

24.


Последнее, основанное в 1773 году - самое "престижное" в Риге, и на нём покоятся например Армистед, или лидеры Атмоды фольклорист Кришьян Барон и писатель Кришьян Вальдемар, а также десяток выдающихся архитекторов, строивших "имперку", в том числе основоположник латышской архитектуры Бауманис. На кладбищенской опушке - домики, напомнившие мне предместья Кёнигсберга - даже не знаю, сталинки это или довоенка:

25.


Вообще, этот район через улицу Бривибас от Гризинькалнса имеет своё название Браса, но о его истории я так ничего и не нашёл. Но если Гризинькалнс - это мрачная рабочая слободка, то Браса - скорее, "тихий центр".

26.


Впрочем, северную часть Брасы и прилегающий район за железной дорогой занимают сплошь больницы (в том числе психиатрическая) и кладбища, а между ними затесалась небольшая Брасская тюрьма (1907) - одна из четырёх в Риге.

27.


Напротив которой - станция Браса с дореволюционным вокзальчиком, следующая после Земитан. Железная дорога здесь разделяется на пассажирскую линию, уходящую на север вдоль побережья, и грузовую ветку, ведущую к Рижскому порту; линия на Петербург отходит ещё раньше, между Брасой и Земитанами. За Брасой же дорога ведёт в район Саркандаугава (Красная Двина) - одно из самых глухих и колоритных рабочих предместий, о котором ещё напишу отдельный пост.

28.


Ветка от Брасы же снова раздваивается в западной части центра, частично уходя в порт, а частично - к складам на улице Пулквежа Бриежа, которые незадолго до моего приезда начали сносить - заснял лишь один пока ещё уцелевший.

29.


Здесь же старый дрожжевой завод. И это, между прочим, ещё не порт, до которого ещё пара кварталов и парк, а отдельная промзона... от которой по улице Пулквжа Бриежа  рукой подать до квартала Эйзенштейна.

30.


Пока же вернёмся на Воздушный мост, к другим старым заводам. Вот справа лифторемонтная фабрика - я было подумал, I республики (и архитектура характерная, и башня для испытания лифтов в наличии), но по словам местных, до недавнего времени это был цементный завод:

31.


Слева, напротив трамвайного парка - бывшая велосипедная фабрика Густава Эренпрейса (1927), более известная как "Сарканас Звайзгне" ("Красная Звезда") - под таким названием она выпускала в 1958-98 годах известные во всём СССР мопеды "Рига". В 1998 году завод закрылся и ныне почти разобран, кроме высокого цеха 1936 года постройки.

32.


За Воздушным мостом улицу Свободы (то есть Бривибас) сменяет проспект Свободы, уходящий к самой окраине. Здесь по разные стороны расположены, пожалуй, самые известные после "Руссо-Балта" рижские заводы - справа ВЭФ, слева РВЗ, флагманы электротехники и вагоностроения Российской империи соответственно.

33.


Как ни странно, история русской электротехники началась не в Риге, а в Петербурге, с заводами которого под эгидой основанного в 1866 году Русского технического общества связаны все первые электротехнические опыты и достижения России в 1870-е годы, там же работали все эти герои школьного учебника по физике Яблочков, Лодыгин, Пироцкий... Однако, если развитие электротехнологий в России шло тогда наравне с мировым, с внедрением и массовым производством как всегда были проблемы - не было ни инфраструктуры, не потребителя, и уже к концу 1880-х российские города электрифицировал немецкий "Сименс", отечественная электропромышленность же была представлена в основном мелкими фабриками и мастерскими. Одну из таковых в 1887 году основал на окраине Риги купец Генрих Детман, и его инициативой почти сразу заинтересовался "Русско-Балт". В 1888-98 году предприятие называлось Русско-Балтийский электромеханический завод, затем - "Унионъ", и наконец "Всеобщая компания электричества", к началу ХХ века сделавшаясь флагманом и почти монополистом своей отрасли в России.

34.


Корпуса на "красной линии" построены в 1899 году - административный (трёхэтажный с башенкой) и производственный с Зевсом на фасаде. Последний очень в стиле своей эпохи - "мы теперь повеливаем электричеством, подобно Гровомержцу!". Однако в целом это едва ли не самое красивое промышленное здание, что я когда-либо видел:

35.


В 1915 году ВКЭ был эвакуирован в Москву и Харьков, где из него выросли ещё две легенды уже советской промышленности - Электрозавод и ХЭМЗ. Рижские цеха же пустовали недолго - в 1919 году основана государственная мастерская для ремонта электрических средств связи, дела на которой пошли столь удачно, что вскоре она начала выпускать собственную продукцию - телеграфы (1921), телефоны (1922), радиоприёмники (1924), и наконец в 1927 году разросшись до приличных размеров завода переехала в эти корпуса. Первоначально завод назывался PTVGD («Главная мастерская управления почты и телеграфа»), а нынешнее название (Valsts Elektrotehniskā Fabrika - "Государственная электротехническая фабрика") получил в 1932 году. Вообще, Первую Латвию не зря часто сравнивают с Беларусью, и то, что крупнейшее её предприятие было государственным - очень показательно. Продукция ВЭФа для своего времени была одной из лучших в Европе - например, в 1935 году здесь начался выпуск самых компактных на тот момент фотоаппаратов "Minox", и в общем создание такого завода - это в Латвии определённо повод гордиться своим прошлым. "ВЭФ" выпускал незаменимую технику и для Красной Армии, и для вермахта, и для советского потребителя - даже я, в сознательном возрасте СССР не заставший, с детства слышал о радиоприёмниках "Спидола", а в моей комнате много лет стояли рижские электронные часы. Однако закрытость СССР взяла своё - ВЭФ отстал от прогресса, утратил связи с европейскими поставщиками, и независимость Латвии встретил уже не конкурентоспособным... да и Вторая Латвия оказалась не чета первой и спасти завод не смогла. Ныне от "ВЭФа" остались лишь отдельные мастерские, а его огромную территорию занимает всякая всячина (который раз уже применительно к Риге пишу эту фразу?). Внутрь без проблем можно зайти, чем мы с Янисом и воспользовались:

36.


Административное здание - вид с обратной стороны. Завод есть завод, даже мёртвый:

37.


Над площадкой довлеет Высокий корпус - вроде бы это его устояшвееся название, и виден он действительно издалека. Я бы подумал, что это памятник уже непосредственно ВЭФа 1930-х годов, но всё куда интереснее - корпус построен в 1912-14 годах по проекту самого Петера Беренса - немецкого основоположника современной архитектура: дело в том, что одним из акционеров ВКЭ была немецкая фирма AEG, чей берлинский завод считается известнейшим произведением Беренса.

38.


Более ранние цеха у главной заводской "улицы" - масштаб тут конечно огромный, "готический корпус" московского Электрозавода хотя и выше, но существенно меньше по площади:

39.


Какие-то ещё постройки:

40.


Вроде как Беренс построил два корпуса ВКЭ - второй наверное вот этот, в глубине заводской площадки:

41.


И в нём даже что-то теплится. Можно заглянуть в цех, понаблюдать за работой, но вот сфотографировать незаметно я не смог, а в открытую постеснялся.

42.


Очень странное всегда чувство от созерцания этих мёртвых гигантов ушедшей эпохи.
На площадке есть даже план бывшего ВЭФа, правда север на нём снизу, а юг сверху. ТЦ "Домина", до которого мы так и не дошли, поглотил какие-то корпуса целиком - подобное я наблюдал уже в Каунасе. Про "Домину" же вся Рига знает, что основал её какой-то ни то итальянский, ни то испанский мафиози, оставивший грязные делишки на родине.

43.


За ВЭФом проспект Свободы застроен в основном сталинками, и в этой части Рига местами очень напоминает Харьков - только трамваев таких в последнем не водится.

44.


Здесь же, уже на другой стороне проспекта - ДК ВЭФ (1960), один из крупнейших в Латвии образец сталианса. Там обитали и обитают театр, хор, фольклорные ансамбль, киностудия, всякие художественные мастерские, а также музей ВЭФа с коллекцией его изделий - увы, я про этот музей не знал, да и был здесь под вечер:

45.


И хотя ДК принадлежит ВЭФу, территориально к нему прилегает другой легендарный завод RVR (или РВЗ), на "продукции" которого многие из нас ездили на дачу или на работу. Как ни странно, Рижский вагонзавод - это не Руссо-Балт, хотя и не совсем чужд последнему: был основан в 1895 году одним из русско-балтовских акционеров Оскаром Фрейвиртом как завод "Феникс", однако довольно быстро (и явно не без согласия "Руссо-Балта") перетянул вагонное производство на себя, став крупнейшим производителем подвижного состава в Российской империи.

46.


В 1915, как и многие другие, он был эвакуирован (точно не знаю, куда), однако латыши к 1930-м годам наладили здесь автомобильное производства по лицензии "Форда", крупнейшее в Прибалтике. Да и ВЭФ к концу 1930-х начал в довершение к электронике собирать самолёты.

47.


Как на РВЗ идут дела сейчас, я так и не понял, хотя мне честно пытались объяснить. Вынес только примерно следующее: завод ни жив ни мёртв, Латвия что-то пытается с ним сделать, но толком не понимает, чего именно, а интерес к заводу проявляют хоть "Шкода", хоть "Северсталь".

48.


А вообще, история рижской промышленности была совсем не простая - например, в 1899 году здесь случилось едва ли не первое в Российской империи восстание рабочих, охватившее весь город ("рижский бунт") - при его подавлении погибло 93 человека. Будущее же даже не туманное - его просто нет. Активная индустриофобия - одна из отличительных черт постсоветских "стран, устремлённых на Запад".

В следующих двух частях осмотрим другой рижский фортштадт - Московский: сначала относительно цивильную часть между вокзалом и Высоткой, затем - стрёмное местное "гетто" Маскачку.

ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ - здесь.

Понравился материал? Поддержите следующие!

Для чего здесь эта кнопка. Реквизиты для перевода непосредственно через банк.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли дальше про Казахстан?".

немецкое, железнодорожное, дорожное, "Балтийские ветры", "Молох", транспорт, Латвия, Рига, трамваи

Previous post Next post
Up