Продолжаю рассказ о фабричной Риге.
В прошлой части я показал ближайший к центру промышленный район Гризинькалнс, где находился легендарный Руссо-Балт. Теперь пойдём вдоль железной дороги дальше на запад, к другим легендам старой рижской индустрии - VEF и RVR.
Пярнусская улица, которой я закончил прошлую часть, вывела меня к станции Земитаны - первой от вокзала, если ехать на электричке в эту сторону. Также она известна как Станция-под-мостом, в который переходит улица Александра Чака:
2.
Справа от моста - ещё одна легенда рижской промышленности... Нет, не РВЗ и не ВЭФ, а всего лишь "бальзамка", чай с одним из изделий которой я вот сейчас пью. На самом деле напитки тут делаются разные, в том числе водка, да и сама корпуса построены в 1900 году как государственный водочный склад.
3.
Про рижский чёрный бальзам же я уже как-то писал, но повторюсь - впервые этот напиток на 7 травах (цветы лаванды, листья мяты, розмарина и шалфея, плоды укропа, кора корицы и отдельная настойка шафрана) упоминается в 1752 году, а в 1789 году аптекарь Абрахам Кунце представил чёрный бальзам Екатерине II, после чего он начал массово поставляться в Петербург. Тот бальзамс, впрочем, сильно отличался от нынешнего, даже крепость имел 16%, а нынешний 45%-градусный появился в 1847, когда купец Алберт Волшмидт начал его промышленное производство - сохранилась ли та фабрика, увы, не знаю. Здесь же производство бальзамса началось лишь в 1954 году. У бальзамса очень необычный вкус, который я даже не могу охарактеризовать (и не сладкий, и не горький), но настроение Риги вполне передаёт. Вот такие вот керамические бутылочки в Латвии относительно недороги:
4.
По другую сторону моста - станция Земитаны с типовым послевоенным вокзальчиком - таких немало
на линии Москва-Рига.
5.
А вот навесы, может быть, и дореволюционные:
6.
Земитаны - это не район: до войны станция называлась Александровские ворота, в советское время Ошкалны (в честь Отомара Ошкалнса, просоветского партизанского командира в Латвии), а при II республике была переименована в честь Йоргиса Земитанса, латвийского героя Гражданской войны. Так что кварталы с "внутренней" стороны железной дороги - это всё ещё Гризинькалнс:
7.
Над окрестными домами господствует Троицкий собор (1897-1907) единственного в Латвии православного женского монастыря (а единственный мужской монастырь - в
Екабпилсе), основанного в 1891 году известной меценаткой Марией Мансуровой как приют для девочек и одиноких старух. Годом позже при приюте возникла монашеская община.
8.
Впрочем, до полноценного монастыря дело дошло лишь в 1901 году, когда полным ходом шло строительство собора, то есть по сути это приходской храм. Я проходил здесь как раз к концу службы, и понял, что немногочисленные православные церкви в Риге мягко говоря не пустуют.
9.
Монастырь не закрывался в советское время, и ныне очень велик - в нём живёт около 140 монахинь. Его территория хотя и уютна, и симпатична - а всё же это одно из немногих мест Латвии. где висит знак "No photo!", меня разумеется не остановивший.
10.
Монашеский корпус с церковью Сергия Радонежского:
11.
Вход в монастырь - со стороны улицы Кришьяна Барона, которая проходит между улиц Александра Чака и Бривибас. На последнюю я и решил выйти, но это оказалось непросто - выходы с большинства дворов с той стороны кто-то догадался забрать решётками. Зато, тыкаясь в эти дворы, увидел дворец спорта "Даугава" (при всём сходстве с довоенкой - советский):
12.
И трибуну заброшенного студенческого стадиона, больше похожу на какую-нибудь подстанцию:
13.
Наконец, вышел на Таллинскую улицу (как говорилось в прошлой части, она главная на Гризинькалнсе):
14.
А по ней на Бривибас как раз позади Новой кирхи Гертруды - туда, где закончил
в одной из прошлых частей рассказ об "имперке". Вид в направлении центра, нам в противоположную сторону:
15.
Высокий жёлтый дом запомнился барельефами на фронтоне, посвящёнными спаиванию малолетних:
16.
Чуть дальше по Бривибас - ещё один знаковый памятник рижской промышленности, Велосипедная фабрика Александра Лейтнера (1886) - как водится, первая в Российской империи с оговоркой на то, что "изобретали велосипед" у нас много раз весь 19 век (
старейший образец - на Урале). Корпус с надписью и три домика рядом построены в 1895 году, более крупный на заднем плане - в 1907.
17.
А велосипедостроение сто лет назад было вполне себе хай-теком. Так, на московском велосипедном заводе "Дукс" в 1909 году был впервые на территории России построен самолёт; Лейтнер же экспериментировал с мотоциклами, мопедами и даже автомобилями - как уже говорилось в прошлой части, "Руссо-Балт" не был первым автомобилем Российской империи вообще, а лишь первым крупносерийным. Лейтнер начал производство на 10 лет раньше Русско-Балтийского завода, но наклепал всего 7 машин. В Первую Мировую его фабрика была эвакуирована в Харьков, корпуса ныне заняты всякой всячиной.
18.
Ещё в этом районе, чуть ближе к центру, находится знаменитая кондитерская фабрика "Лайма" (1939), известная с 1870 года - но я её как-то упустил. Впрочем, как и в прошлой части, по этим местам прошёлся в своё время
bambuch, к
очень качественному обзору которого я отсылаю. Я же дальше по Бривибас пешком так и не ходил, а лишь проезжал с Янисом
d-jonis.
19.
Так что следующая остановка - Воздушный мост. Старейший в Риге (1904), он расположен всего в полукилометре от Земитанского моста. Да и в принципе дореволюционную эстакаду над железной дорогой я вижу едва ли не впервые (ну, кроме Москвы и Питера, наверное):
20.
У моста с "внутренней" стороны - трамвайное депо №5 (1900-01), одно из трёх в Риге, построенных одновременно и по одному проекту. Конка в Риге существует с 1882 года, а запуск электрического трамвая стал одним из первых проектов мэра
Джорджа Армистеда, который сам на этом трамвае и ездил до конца жизни и карьеры. Вообще же, нынешний Рижский трамвай не чета московскому и питерскому - сеть по крайней мере не уменьшается, действуют 9 маршрутов (из 11 существовавших за всё время), на которых работают в том числе современные "трамвайные поезда" - про всё это я писал в
обзоре транспорта Латвии.
21.
Тут трамвайчик старенький, но несколькими минутами ранее в депо заползла блестящая четырёхвагонная "гусеница". Обратите внимание, что у рижских (а также даугавпилсских) трамваем не пантографы, а штанговые токосъёмники. Это для нас рижский трамвай - "как троллейбус с одним рогом", а для рижан все остальные трамваи "как электричка".
22.
Вид со стороны железной дороги... дальше по Воздушном мосту, впрочем, пойдём чуть позже:
23.
Новые корпуса трамвайного парка - дальше по улице Клияну, которая проходит между промзоной и
Большим кладбищем.
24.
Последнее, основанное в 1773 году - самое "престижное" в Риге, и на нём покоятся например Армистед, или лидеры Атмоды фольклорист Кришьян Барон и писатель Кришьян Вальдемар, а также десяток выдающихся архитекторов, строивших "имперку", в том числе основоположник латышской архитектуры Бауманис. На кладбищенской опушке - домики, напомнившие мне предместья Кёнигсберга - даже не знаю, сталинки это или довоенка:
25.
Вообще, этот район через улицу Бривибас от Гризинькалнса имеет своё название Браса, но о его истории я так ничего и не нашёл. Но если Гризинькалнс - это мрачная рабочая слободка, то Браса - скорее, "тихий центр".
26.
Впрочем, северную часть Брасы и прилегающий район за железной дорогой занимают сплошь больницы (в том числе психиатрическая) и кладбища, а между ними затесалась небольшая Брасская тюрьма (1907) -
одна из четырёх в Риге.
27.
Напротив которой - станция Браса с дореволюционным вокзальчиком, следующая после Земитан. Железная дорога здесь разделяется на пассажирскую линию, уходящую на север вдоль побережья, и грузовую ветку, ведущую к Рижскому порту; линия на Петербург отходит ещё раньше, между Брасой и Земитанами. За Брасой же дорога ведёт в район Саркандаугава (Красная Двина) - одно из самых глухих и колоритных рабочих предместий, о котором ещё напишу отдельный пост.
28.
Ветка от Брасы же снова раздваивается в западной части центра, частично уходя в порт, а частично - к складам на улице Пулквежа Бриежа, которые незадолго до моего приезда начали сносить - заснял лишь один пока ещё уцелевший.
29.
Здесь же старый дрожжевой завод. И это, между прочим, ещё не порт, до которого ещё пара кварталов и парк, а отдельная промзона... от которой по улице Пулквжа Бриежа рукой подать до
квартала Эйзенштейна.
30.
Пока же вернёмся на Воздушный мост, к другим старым заводам. Вот справа лифторемонтная фабрика - я было подумал, I республики (и архитектура характерная, и башня для испытания лифтов в наличии), но по словам местных, до недавнего времени это был цементный завод:
31.
Слева, напротив трамвайного парка - бывшая велосипедная фабрика Густава Эренпрейса (1927), более известная как "Сарканас Звайзгне" ("Красная Звезда") - под таким названием она выпускала в 1958-98 годах известные во всём СССР
мопеды "Рига". В 1998 году завод закрылся и ныне почти разобран, кроме высокого цеха 1936 года постройки.
32.
За Воздушным мостом улицу Свободы (то есть Бривибас) сменяет проспект Свободы, уходящий к самой окраине. Здесь по разные стороны расположены, пожалуй, самые известные после "Руссо-Балта" рижские заводы - справа ВЭФ, слева РВЗ, флагманы электротехники и вагоностроения Российской империи соответственно.
33.
Как ни странно, история русской электротехники началась не в Риге, а в Петербурге, с заводами которого под эгидой основанного в 1866 году Русского технического общества связаны все первые электротехнические опыты и достижения России в 1870-е годы, там же работали все эти герои школьного учебника по физике Яблочков, Лодыгин, Пироцкий... Однако, если развитие электротехнологий в России шло тогда наравне с мировым, с внедрением и массовым производством как всегда были проблемы - не было ни инфраструктуры, не потребителя, и уже к концу 1880-х российские города электрифицировал немецкий "Сименс", отечественная электропромышленность же была представлена в основном мелкими фабриками и мастерскими. Одну из таковых в 1887 году основал на окраине Риги купец Генрих Детман, и его инициативой почти сразу заинтересовался "Русско-Балт". В 1888-98 году предприятие называлось Русско-Балтийский электромеханический завод, затем - "Унионъ", и наконец "Всеобщая компания электричества", к началу ХХ века сделавшаясь флагманом и почти монополистом своей отрасли в России.
34.
Корпуса на "красной линии" построены в 1899 году - административный (трёхэтажный с башенкой) и производственный с Зевсом на фасаде. Последний очень в стиле своей эпохи - "мы теперь повеливаем электричеством, подобно Гровомержцу!". Однако в целом это едва ли не самое красивое промышленное здание, что я когда-либо видел:
35.
В 1915 году ВКЭ был эвакуирован в Москву и Харьков, где из него выросли ещё две легенды уже советской промышленности -
Электрозавод и
ХЭМЗ. Рижские цеха же пустовали недолго - в 1919 году основана государственная мастерская для ремонта электрических средств связи, дела на которой пошли столь удачно, что вскоре она начала выпускать собственную продукцию - телеграфы (1921), телефоны (1922), радиоприёмники (1924), и наконец в 1927 году разросшись до приличных размеров завода переехала в эти корпуса. Первоначально завод назывался PTVGD («Главная мастерская управления почты и телеграфа»), а нынешнее название (Valsts Elektrotehniskā Fabrika - "Государственная электротехническая фабрика") получил в 1932 году. Вообще, Первую Латвию не зря часто сравнивают с Беларусью, и то, что крупнейшее её предприятие было государственным - очень показательно. Продукция ВЭФа для своего времени была одной из лучших в Европе - например, в 1935 году здесь начался выпуск самых компактных на тот момент фотоаппаратов "
Minox", и в общем создание такого завода - это в Латвии определённо повод гордиться своим прошлым. "ВЭФ" выпускал незаменимую технику и для Красной Армии, и для вермахта, и для советского потребителя - даже я, в сознательном возрасте СССР не заставший, с детства слышал о радиоприёмниках "Спидола", а в моей комнате много лет стояли рижские электронные часы. Однако закрытость СССР взяла своё - ВЭФ отстал от прогресса, утратил связи с европейскими поставщиками, и независимость Латвии встретил уже не конкурентоспособным... да и Вторая Латвия оказалась не чета первой и спасти завод не смогла. Ныне от "ВЭФа" остались лишь отдельные мастерские, а его огромную территорию занимает всякая всячина (который раз уже применительно к Риге пишу эту фразу?). Внутрь без проблем можно зайти, чем мы с Янисом и воспользовались:
36.
Административное здание - вид с обратной стороны. Завод есть завод, даже мёртвый:
37.
Над площадкой довлеет Высокий корпус - вроде бы это его устояшвееся название, и
виден он действительно издалека. Я бы подумал, что это памятник уже непосредственно ВЭФа 1930-х годов, но всё куда интереснее - корпус построен в 1912-14 годах по проекту самого
Петера Беренса - немецкого основоположника современной архитектура: дело в том, что одним из акционеров ВКЭ была немецкая фирма AEG, чей берлинский завод считается известнейшим произведением Беренса.
38.
Более ранние цеха у главной заводской "улицы" - масштаб тут конечно огромный, "готический корпус" московского Электрозавода хотя и выше, но существенно меньше по площади:
39.
Какие-то ещё постройки:
40.
Вроде как Беренс построил два корпуса ВКЭ - второй наверное вот этот, в глубине заводской площадки:
41.
И в нём даже что-то теплится. Можно заглянуть в цех, понаблюдать за работой, но вот сфотографировать незаметно я не смог, а в открытую постеснялся.
42.
Очень странное всегда чувство от созерцания этих мёртвых гигантов ушедшей эпохи.
На площадке есть даже план бывшего ВЭФа, правда север на нём снизу, а юг сверху. ТЦ "Домина", до которого мы так и не дошли, поглотил какие-то корпуса целиком - подобное я наблюдал уже
в Каунасе. Про "Домину" же вся Рига знает, что основал её какой-то ни то итальянский, ни то испанский мафиози, оставивший грязные делишки на родине.
43.
За ВЭФом проспект Свободы застроен в основном сталинками, и в этой части Рига местами очень напоминает Харьков - только трамваев таких в последнем не водится.
44.
Здесь же, уже на другой стороне проспекта - ДК ВЭФ (1960), один из крупнейших в Латвии образец сталианса. Там обитали и обитают театр, хор, фольклорные ансамбль, киностудия, всякие художественные мастерские, а также музей ВЭФа с коллекцией его изделий - увы, я про этот музей не знал, да и был здесь под вечер:
45.
И хотя ДК принадлежит ВЭФу, территориально к нему прилегает другой легендарный завод RVR (или РВЗ), на "продукции" которого многие из нас ездили на дачу или на работу. Как ни странно, Рижский вагонзавод - это не Руссо-Балт, хотя и не совсем чужд последнему: был основан в 1895 году одним из русско-балтовских акционеров Оскаром Фрейвиртом как завод "Феникс", однако довольно быстро (и явно не без согласия "Руссо-Балта") перетянул вагонное производство на себя, став крупнейшим производителем подвижного состава в Российской империи.
46.
В 1915, как и многие другие, он был эвакуирован (точно не знаю, куда), однако латыши к 1930-м годам наладили здесь автомобильное производства по лицензии "Форда", крупнейшее в Прибалтике. Да и ВЭФ к концу 1930-х начал в довершение к электронике собирать самолёты.
47.
Как на РВЗ идут дела сейчас, я так и не понял, хотя мне честно пытались объяснить. Вынес только примерно следующее: завод ни жив ни мёртв, Латвия что-то пытается с ним сделать, но толком не понимает, чего именно, а интерес к заводу проявляют хоть "Шкода", хоть "Северсталь".
48.
А вообще, история рижской промышленности была совсем не простая - например, в 1899 году здесь случилось едва ли не первое в Российской империи восстание рабочих, охватившее весь город ("
рижский бунт") - при его подавлении погибло 93 человека. Будущее же даже не туманное - его просто нет. Активная индустриофобия - одна из отличительных черт постсоветских "стран, устремлённых на Запад".
В следующих двух частях осмотрим другой рижский фортштадт - Московский: сначала относительно цивильную часть между вокзалом и Высоткой, затем - стрёмное местное "гетто" Маскачку.
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ - здесь.
Понравился материал? Поддержите следующие!
Для чего здесь эта кнопка. Реквизиты
для перевода непосредственно через банк.
От
Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли дальше про Казахстан?".