В прошлой части, посвящённой тому, как Остзейский край стал Латвией, я вплотную подошёл к образованию II Латвийской республики, то есть современного государства. Но прежде, чем перейти к рассказу о её людях и реалиях (а такой пост в любой серии самый сложный и провокационный), затрону тему попроще - транспорт, образующий в Латвии очень целостную по духу систему: "эрки", трамваи, автобусы и дороги, морские паромы. На вводном кадре - вид на офис Латвийской железной дороги с перрона рижского вокзала.
Общая протяжённость железных дорог Латвии - 2280 километров, что примерно в полтора раза больше, чем в соседней Литве. Обе (впоследствии) страны впервые услышали паровозный гудок почти одновременно - в 1860 году с прокладкой Петербургско-Варшавской железной дороги, на территории Латвии прошедшей через Режицу (Резекне) и Динабург (Даугавпилс) и далее на Вильнюс. Тогда же, в 1858-61 годах была сооружена частная Риго-Динабургская железная дорога, к 1868 году разросшаяся в Риго-Орловскую (де-юре образована в 1894 году), соединившую балтийский порт с хлебным Черноземьем. В 1871-76 годах образовалась параллельная Либаво-Роменская железная дорога с теми же функциями - только соединяла Балтику не с русской житницей, а с украинской. В 1904 году появилась также Московско-Виндавская железная дорога - эти три линии, от главных портов (Рига, Лиепая, Вентспилс) на восток и стали каркасом латвийских железных дорог, между ними же прошло множество более мелких веток. В общем, из 15 ССР Латвия имела одну из самых развитых железнодорожную сеть, и несмотря на её катастрофическое уменьшение в 1990-2000-е годы, остаётся вполне железнодорожной страной по сей день.
2.
Рига была и крупнейшим в империи центром вагоностроения, и бесспорно один из её символов - RVR, или РВЗ, Рижский вагоностроительный завод, а вернее его продукция - знаменитые "эрки":
3.
В характерной жёлто-бело-синей раскраске они бегают по латвийским рельсам и в наши дни, и электричек других марок я не припомню. В этом качественное отличие Латвии от Литвы - последняя закупает куда как более современные и комфортные польские и чешские поезда, Латвия же придерживается принципа "чужого не держим".
4.
И хотя Прибалтика у меня всегда ассоциировалась с дизель-поездами, в основном это именно электрички. На самом деле электрифицировано в Латвии всего-то 250 километров железных дорог, но если этого не знать - легко подумать, что больше половины. На самом деле электровозные тут лишь главные линии Рига-Тукумс (на которую буквально нанизана Юрмала), Рига-Елгава, Рига-Скулте (вдоль побережья на север) и Рига-Айзкраукле (вдоль Двины). "Эркой" может быть не только электричка, но и дизель, а в Риге водятся и те, и другие:
5.
Вообще, Рижский железнодорожный узел обширен и оживлён, движение пригородных поездов на Риге-Пассажирской не менее интенсивное, чем на любом из крупных московских и питерских вокзалов (тем более что обслуживает она 5 направлений), хотя и сократилось с советских времён в несколько раз. Порядка 70% трафика приходит на линии Рига-Тукумс (поезда в среднем раз в полчаса), Рига-Елгава (в среднем раз в час) и Рига-Айзкраукле, ещё довольно активное движение по тепловозной линии Рига-Сигулда (раз в полтора часа), а все остальные маршруты - не более нескольких раз в день. Вот рядышком дизели на Сигулду (слева) и Даугавпилс (справа):
6.
В направлении Юрмалы и Елгавы электрички безусловно удобнее автобусов, с Сигулдой - 50/50, а по всем остальным направлениям предпочтительнее уже автобус. Народ активно ездит в Ригу на работу (ведь в столицу находится около половины латвийских рабочих мест), а из Риги - к пляжам Юрмалы и Видземского взморья. Оплата проезда та же, что у нас (в кассе на вокзале либо с наценкой у кондуктора), цены по меркам РЖД гуманные (но не будем забывать, что у нас электрички аномально дорогие сравнительно с Украиной и Беларусью). А вот интерьер вагона чуть-чуть отличается - у крайних мест с одной стороны оборудованы держатели для велосипедов (говорят, поставили пару лет назад с большой помпой). Так уютно отремонтированы далеко не все вагонные салоны - я в таком ехал всего один раз и ещё несколько видел на перронах. В большинстве же случаев латвийская электричка от хорошей подмосковной не очень-то отличается (хотя и дырявых драндулетов с коричневыми от пыли стёклами я тут не видел):
7.
Самые дальние дизели ходят в Резекне и Зилупе, а единственный условно-международный - в Валку, ведь этот город разделён латвийско-эстонской границей, и станция находится на эстонской половине. Дальние поезда остались в Москву (два), Петербург и Минск, а через Резекне и Даугавпилс проходит поезд Вильнюс-Петербург. В советское время из Риги было около 30 маршрутов по всей западной части СССР, в том числе в Крым и Адлер, последний из таковых, поезд Рига-Воронеж, сняли в 2001 году, и ныне у Риги нет прямого железнодорожного сообщения даже с Вильнюсом и Таллином, и тем более со странами "стефенсонской" колеи.
"Эрка"-мотриса другого цвета на станции Крустпилс (Екабпилс):
8.
А вот грузовое движение в Латвии довольно активное, есть немало даже чисто грузовых линий. Узловые станции, как водится в Прибалтике, забиты российским транзитом в порты. Грузовых тепловозов РВЗ не выпускал, поэтому их парк тут в основном довольно архаичен:
9.
Но немало и внутрилатвийских грузов. Обратите внимание - надписи на вагонах продублированы на русском языке. Прислушивался - железнодорожники между собой общаются также почти исключительно по-русски. Интересно, с чем это связано?
10.
Чем ещё мне запомнилась Латвия - это замысловатой архитектурой вокзалов. Едва ли не самый унылый (архитектурно) вокзал страны - сама Рига-Пассажирская:
11.
Много здесь и типовых послевоенных вокзальчиков (в таких вся
Московско-Виндавская железная дорога) - по-моему один из самых симпатичных проектов:
12. Станция Земитаны в Риге.
И нетиповых - как сталинских, так и дореволюционных. Вот скажем лишившийся пассажирского движения вокзал в Вентспилсе - конечный пункт Московско-Виндавской железной дороги:
13.
Причём многие старые вокзалы своим обликом куда больше напоминают немецкие, чем русские - вот скажем Тукумс. Кабы не цвет электрички, легче подумать что это где-то
в Калининградской области.
14.
Какого времени вот это вокзал станции Торнкалнс ("Башенная горка") в Риге, первый от центрального за Двиной - я не знаю, но здесь находится развилка на Елгаву и Юрмалу. Вообще, сколько в Риге малых станций, я даже не считал, но о них вполне можно сделать отдельный пост.
15.
К фотосъёмке отношение не сказать чтобы совсем пофигистическое - на меня по крайней мере поглядывали довольно пристально, и как мне кажется, хотя и с гораздо меньшей вероятностью, но поиметь неприятностей с охраной или полицией тут всё-таки можно.
15а.
Типовой остановочный пункт на линии Рига-Елгава:
16.
Но снимать тут есть что: самое интересное - это крайне специфическая архитектура вокзалов. Причём образцов её реально много - сказались масштабы пережитых в ХХ веке войн. Их облик сложен, но не претенциозен; планировка намного ближе к российской, чем к германской. И почему-то среди них нет ни одного крупного.
17.
На первый взгляд кажется очевидным, что это вокзалы I республики... эту ошибку я допускал не раз, в том числе и в первой редакции данного поста. Но всё немного сложнее: они действительно построены в архитектурной традиции Первой Латвии... но уже в СССР! Это местный феномен - довоенная архитектура неплохо захлёстывает в 1940-50-е, и существовала здесь параллельно со сталинской. Особенно - именно в вокзалостроении, видимо сказывался традиционной железнодорожный консерватизм:
18.
19.
20.
А в качестве бонуса - вокзал станции
Пыталово в России: в 1920-30-е этот район как
Новая Латгалия входил в состав Латвии и ныне является спорной территорией. Станция приграничная, фотографировать тут особенно рискованно:
21.
А вот немецкого вида вокзал станции Цирава на параллельной морю линии Лиепая-Вентспилс (1912-13, изначально колеи 600мм) теперь жилой дом:
22.
Местная вохра:
23.
А сама линия с 2009 года выглядит так. Вокзал без путей - в Латвии тоже не редкость - на самом деле с 1991 год в стране железнодорожная сеть сократилась на треть, а длина пассажирских маршрутов - вдвое:
24.
Но путешествовал я, конечно, не только по рельсам. И из России, в которой как известно две беды, не совсем очевидно, что в Латвии реально плохие дороги. Заметно хуже, чем в Литве и Беларуси, и более того - чем во многих регионах России. Ещё в мае литовско-латвийскую границу я не заметил глазами - но ощутил пятой точкой. При этом что отличает латвийские дороги от российских и украинских - на них мало колдобин, но уму непостижимое количество "заплат":
25.
Впрочем, ремонтируют их сейчас очень активно, особенно в направлениях Рига-Лиепая и Рига-Вентспилс. Но тут интересный момент: в Литве 80% дорожного бюджета выделено под междугородние дороги, а в Латвии - под городские, и в городах ситуация меняется на противоположную: в Литве - яма на яме, а в Латвии доходит до пижонства:
26.
Чем ещё запомнилась Латвия - это грунтовками. "Великолепная грунтовка" - звучит как оксюморон, но здесь это действительно так: широкие и ровные, они зачастую приятнее для езды, чем асфальт, и их в латвийской глубинке немало. Как такие делают и почему в других странах я подобных не видел - загадка:
27.
Ну а в целом латвийцы очень недовольны состоянием своих дорог и особенно - системой дорожного налога, который во-первых непропорционально большой (вроде бы порядка 90 лат, то есть 200 долларов, в год), а во-вторых неизбежный - например, если ты не пользовался машиной год, в следующем году придётся платить за два года. На Литву и особенно Эстонию тут в этом плане смотрят с нескрываемой завистью.
UPD: нет, разумеется не все дороги в Латвии плохие -
вот подборка моих же фотографий хороших дорог, собранная
renatar.
28.
С междугородними автобусами, которыми я в основном и ездил в Латвии всё одновременно и хорошо, и плохо.
Хорошо - что в основном это сверкающие новизной машины с кондиционером и бесплатным вайфаем. Списанные старые автобусы конечно попадаются на пригородных линиях, но всё же в целом латвийскими автобусами восхищался даже немец - мой сосед по рижскому хостелу. Сеть их маршрутов куда более разветвлённая - от Москвы до Лондона.
29.
Плохо - то, что на большинстве направлений их слишком мало. В среднем интервал между автобусами на Ригу составляет 3-4 часа (единственные исключения - Вентспилс, Сигулда, Цесис, там примерно каждый час и Елгава - там и того чаще), и одно из первых впечатлений от Латвии - как я 3 часа ждал автобуса на Ригу в Лиелварде (40км от столицы) и уехал автостопом. Маршруток и тем более частников в Латвии почти нет (кроме пригорода), и в общем под график автобусов нужно хорошенько подстраиваться. А также учитывать, что большинство "автовокзалов" в Латвии выглядят так:
30.
Ещё зачастую автовокзалы тут совмещены с железнодорожными - вот например в Лиепае. Интересно, что латышское "Autoosta" дословно переводится не как "автовокзал", а как "автопорт".
31.
Причём в стране попадаются такие вот типовые автопорты, которые у меня также отождеставлялись с Первой республикой... и также оказались послевоенным продолжением её архитектуры. Тем не менее, выходит, довоенных автовокзалов нет и в Латвии - на постсоветском пространстве мне они попадались только в бывшей Финляндии (
Выборг,
Сортавала) и вроде бы где-то сохранились в Литве.
32.
...и Лиепае - фасад с обратной стороны такой же, но тут автобусов давно уже нет:
33.
А например в Екабпилсе, Вентспилсе, Кулдиге, Алуксне - отдельные здания. Посадка на автобус иногда (не каждый раз) проходила непривычным для России способом - водитель начинал громко объявлять по номерам места, и обладатели соответствующих билетов заходили в салон. Ну а вообще одно неоспоримое преимущество латвийских автобусов перед нашими - отсутствие этой тётеньки-контроллёра, которую вечно ждёшь на холоде и жаре, когда автобусы уже пора бы отправляться: билеты и проверяет, и выписывает сам водитель.
И ещё, даже несмотря на малочисленность, в основном латвийские автобусы ходят полупустыми (кроме утренних в Ригу, конечно).
33а.
Теперь о городском транспорте - в Латвии это в основном, как и везде, автобусы и троллейбусы. Причём процент новых машин тут заметно выше (хотя и не 100%, конечно), чем в любой известной мне постсоветской стране, включая Литву - как в Риге:
34.
Так и в провинции (Резекне):
35.
Цены на проезд, впрочем, тоже. Разовый билет, купленный у водителя, в Риге стоит 1 евро, и хотя система тут гибкая, всё же общественный транспорт в Риге где-то на четверть дороже, чем в Москве, при том денег у рижан явно меньше, чем у москвичей. В провинции цены на проезд чуть ниже московских и выше, чем в большинстве российских миллионников (кроме разве что Новосибирска). В Лиепае, скажем, около 25 рублей на наши деньги. Есть, правда, маршрутки, причём как новенькие "Мерседесы", так и убогие "Газели" (вот уж не подумал бы, что их сюда поставляют!), однако проезд в них обычно дешевле, чем в мунициальных автобусах - в Риге скажем это 1 доллар. Впрочем, в Латвии и бензин дорогой - порядка 2 долларов за литр.
36. Маршрутка в Вентспилсе.
А ещё Латвия - пожалуй, самая трамвайная страна в бывшем СССР: трамваи тут есть в трёх городах при 2 миллионах населения. И все три системы непохожи друг на друга.
Старейшая система - в Лиепае (1899), причём она метровой колеи (в России такие есть в Калининграде и Пятигорске, на Украине - во Львове, Виннице, Житомире и Евпатории) и с привычным нам пантографом над вагонами:
37.
В Риге и Даугавпилсе у трамваев ширина колеи уже стандартная, но есть другая особенность - штанговые токосъёмники. Объяняя на пальцах, это трамвай с троллейбусным "рогом", причём единственным. Вроде бы такого нет больше нигде на постсоветском пространстве:
38.
Трамвай в Даугавпилсе - самый молодой (1946), он отличается от рижского красно-белой раскраской и совсем другим парком вагонов - только здесь в Латвии остались раритетные
трамваи РВЗ (я их, впрочем, не видел, хотя их парк самый большой - 16 вагонов) и имеются вагоны Усть-Катавского завода. В общем, он тут наиболее приближен к российскому:
39.
Рижские трамваи - синие. На электрическую тягу здешняя конка (основанная в 1882 году) перешла в 1901 году, и ныне рижский трамвай кажется мне одним из лучше на постсоветском пространстве. Из 11 маршрутов сохранилось 9, работает 3 депо, а ходят трамвайчики достаточно часто - всего тут порядка 250 вагонов, все без исключение чешские. Наиболее многочисленны (160 вагонов) старенькие (1960-89) "Татра Т3А":
40. Обратите внимание на старомодную мостовую, в которую вбиты трамвайные рельсы.
Ещё около 40 вагонов (все в одном депо) - более новые "Татра Т6В5" (1983-98):
41.
Ну а самые новые вагоны в Ригу с 2010 года поставляет уже не "Татра", а "Шкода", и их тут уже 26, в том числе 6 "трамвайных поездов" по 4 вагона - выглядят очень впечатляюще, но в кадр так и не попали. В принципе подобное (других марок) есть ещё в Питере и Минске, но в Риге - как-то заметнее, а 4-вагонных трамвае вроде бы нет больше нигде в бывшем СССР.
42.
Ну а напоследок - о международном сообщении. Гордость Риги - её аэропорт, известный своими лоу-костами - но ими мне воспользоваться не довелось. А вот пассажирские суда видел не раз - и Морской вокзал в Риге используется по самому прямому назначению, а расположен практически в центре на Даугаве. Мимо вот этой махины мы ехали ощутимый отрезок времени:
43.
Или вот в Вентспилсе над набережной нависал такой вот "отличный вместительный сундук" под названием "Шотландский Викинг":
44.
Который на моих глаза завёл мотор и тихонько пошёл:
45.
Всё-таки путешествовать на морском судне - для человека из насквозь континентальной России почти книжная романтика. Как пояснил
igrok-golos, на самом этот паром возит в основном гастрбайтеров - дальнобойщиков, строителей и прочих работников из Латвии в богатые страны Европы:
46.
Но провожая взглядом паром или лайнер, всё равно вдруг понимаешь, что океан - Мировой:
47.
Балтика же, насколько я понимаю, вообще один из главных районов современного пассажирского судоходства, и если с востока в Латвию попадают по рельсам, с запада - морем:
48.
ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.