Производственные репортажи - в общем-то гвоздь блогосферы в уходящем году. Приобщусь к ним и я с весьма экзотической темой "КАК ДЕЛАЮТ ЮРТЫ?". Ведь как можно понять
из прошлой части, посвящённой киргизским джайлоо (летним пастбищам), юрта в этой стране вещь не более редкая, чем рыбацкая лодка, и всем им надо было откуда-то взяться.
Как оказалось, на производстве юрт в Киргизии специализируются два села - Кызыл-Туу на Иссык-Куле и Кочкорка в Нарынской области. То есть, это конечно не единственные юртостроительные центры Киргизии, но - крупнейшие. Юрта устроена гораздо сложнее, чем может показаться, поэтому их изготовление устроено по принципу "рассеянной мануфактуры". Кызыл-Туу специализируется на каркасах юрт, Кочкорка - на войлоке и коврах. В первом работают мужчины, во втором - женщины. Об этих двух аилах и о быте киргизского аила вообще - ближайшие два поста.
Как и казахи, киргизы перешли к оседлой жизни лишь в ХХ веке - поэтому их селения так же невзрачны. Простые функциональные дома (как правило белого цвета), высокие заборы, сады, пирамидальные тополя. При этом узкие долины населены очень плотно, аилы тянутся один за другим - в Казахстане я такое видел лишь в окрестностях Алма-Аты и Чимкента.
2.
В крупных аилах - базары, куда народ съезжается со всей округи, и соответственно транспортные узлы с долгими остановками транзитных маршруток и частниками по всем сторонам. В принципе в Киргизии это довольно распространённая логистика - одной маршруткой доехать в базарный аил на трассе, а оттуда на другой вверх по ущелью: прямых рейсов может не быть вовсе, а с такой пересадкой - каждый час.
3.
Да и просто граница между городом, ПГТ и аилом в Киргизии весьма условная. Во многих населённых пунктах, которые мы проезжали, я даже не смог определить статус "на глаз" - уже не аил, но ещё не город:
4.
Думаю, вы на этих кадрах уже заметили обилие гужевого транспорта? Разумеется, повозки, в отличие от машин, я фоткал целенаправленно, но их здесь явно больше, чем даже в
Молдавии, не говоря уж про
Западную Украину, Беларусь или
Литву.
5.
Впрочем, в отличие от последних, в Киргизии не реже, чем повозки, попадаются всадники - мы всё же в Великой Степи, и киргизскую поговорку "конь - крылья человека", я уже цитировал. А, для сравнения, в Казахстане всадники тоже обыденность, но вот повозка - явление редкое.
6.
Как уже говорилось в прошлой части, мы попали сюда в интересный сезон, когда скот перегоняли с джайлоо в долины. В долинах же параллельно убирали урожай, неотъемлемой частью которого были сено и солома. Вот косари на берегу Иссык-Куля:
7.
А вот повозка, гружёная сеном, едет в свой аил - этим сеном будет питаться скотина, которую я показывал половину прошлой части:
8.
Но в целом даже по долинам в горных областях Киргизии преобладает скотоводство, сады и поля почти не заметны. Здесь разительный контраст с остальной страной являют тучные Ферганская и Чуйская долины, где находятся крупнейшие киргизские города и живёт больше половины населения. Вот там хватает и полей, и садов, и плодов:
9.
Однако сельского хозяйства недостаточно, чтобы обеспечить 5,5 миллионам людей достойное существование и работу инфраструктуры, а промышленность в Киргизии почти мертва: результат можно видеть на улицах российских и казахстанских городов, а в разговоре у киргизов всегда вопрос №3 (после "Откуда ты?" и "С самой Москвы?!") - "А в Москве в каком районе живёшь", за которым следует воспоминание, как он в этом районе работал. Впрочем, эту тему я подробнее разберу в традиционном посте "люди и реалии".
А ещё в киргизских аилах очень много детей, и к детям и старикам тут отношение совсем иное, чем у нас:
10.
В общем, после такого вступления (или, вернее, введения в контекст киргизского аила) перенесёмся в конкретный аил - Кызыл-Туу на южном берегу Иссык-Куля, примерно в 70 километрах от Балыкчи (Рыбачьего) - города у западной оконечности озера. Два берега Иссык-Куля, вытянутого между хребтами Кюнгей-Ала-Тоо (Солнечные горы) и Терскей-Ала-Тоо (Теневые горы), очень сильно отличаются, о чём я ещё расскажу в соответствующих постах, и Южный берег - скалист, суров и выжжен солнцем:
11.
До поездки я ничего не знал об этом месте. Даже само название Кызыл-Туу ("Красное Знамя") - одно из самых расространённых в Киргизии и указывает на то, что село было основано в советское время, когда киргизов приучали к оседлости. Теоретически, мы с
d-a-r-k-i-y-a могли здесь оказаться случайно - в 15 километрах от села есть маленькое Солёное озеро (36 промилле - почти как Мёртвое море) в скалах за полкилометра до Иссык-Куля. Но ещё на вписке под Бишкеком мне очень много говорили о том, что мы должны попасть "в Кызыл-Туу, где делают юрты...".
12.
Мы приехали сюда из Тамги, откуда днём ранее поднимались на 4-километровый Арабельский сырт с его золотыми рудниками Кумтора, и что здесь делают юрты - подтверждали все, вплоть до водителя маршрутки. Но с первого взгляда Кызыл-Туу ничем не отличалось от других аилов, причём большая его часть ещё и в стороне от дороги:
13.
Бурная и по среднеазиатским меркам широкая речка Ак-Терек течёт к Иссык-Кулю - до озера 7 километров, а по правому берегу дорога на Солёное:
14.
Из речки небольшой канал ведёт в садок, из которого киргиз ловит сачком рыбу:
15.
Так же речка, взгляд вверх по течению. Вдали пики Терскей-Ала-Тоо, над которыми зреет гроза. Солнечным и Теневым хребты зовутся потому, что один всегда озарён Солнцем, другой всегда в контровом свете:
16.
Юрта у дороги даже не слишком привлекла наше внимание - мало ли их так стоит?
17.
На заднем плане кладбище, а в стороне одинокий мавзолей - и судя по фигурам батыров на воротах, здесь может покоиться кто-то посерьёзнее колхозного председателя.
18.
И лишь вывеска магазина за речкой дала понять, что видимо мы приехали по адресу (обратите внимание, кстати, что в Киргизии в ходу русский язык, даже там, где русские не живут):
19.
На другой стороне дороги - ещё более интересное заведение - да, здесь действительно продают юрты! Вот только всё оказалось закрыто:
20.
В полдень буднего дня Кызыл-Туу вообще немноголюдно, всё же это небольшой аил без базара. Вот так выглдят его улицы - абсолютно типичные для киргизских селений:
21.
Белые дома, сады за дувалами, дарвазы (ворота) - самые красивые элементы усадеб:
22.
Вот ещё отличный среднеазиатский сюжет - высоченный дувал, достойный крепостной стены, да кизяк - прессованный сушёный навоз, который служит дровами:
23.
В общем, аил как аил... Потоптавшись у трассы, мы направились вглубь села, и первой же проходившей мимо киргизке я сказал примерно следующее:
-Здравствуйте! Мы туристы из Москвы, путешествуем вот по всему Кыргызстану, были в Бишкеке, Караколе, Тамге... а вот к вам приехали посмотреть, как делают юрты! Скажите, где это увидеть можно?
И в течение самое большее 10 минут нас буквально по эстафете сопроводили в один из таких домов:
24.
На самом деле юрта - штука гораздо более сложная, чем может показаться на первый взгляд. Она включает каркас (куда входят "крылья", жерди и тундук), дверь, "подкладку" из чия (тростниковой циновки), войлочную обшивку, огромное количество всяких ремней и верёвочек, покрывающие пол ковры и всякую нехитрую мебель (лежанки, подушки и т.д.). Поэтому юртостроение имеет принцип "рассеянной мануфактуры" - множество узкоспециализированных работников делают что-то своё. В первом доме, куда нас привели, производили жерди - вот из этих палок:
25.
Юрта имеет несколько стандартных размеров, измеряемых в количеств жердей, а вернее "головок" - самые маленькие из "типовых" на 35 головок, самые крупные - на 120. Одна жердь стоит 150-200 сом (100-150р.). Для жердей находят более-менее прямые палки соответствующей толщины, обтачивают, затем распаривают в такой вот печке:
26.
27.
И вот таким вот нехитрым устройством придают надлежающую форму:
28.
Мы попали сюда в не очень удачное время - сезон сбора урожая, поэтому юрточники на короткое время оставили свои мастерские и ушли в поля и сады, а большинство мастерских мы наблюдали "в статике". Тем не менее, хорошо видно, что в Кызыл-Туу народ своё дело любит и поделиться им с гостями очень рад.
29.
Хозяйка сорвала нам пару яблок в своём саду, и хрустя этими яблоками, мы направились в следующий дом - там, если мне не изменяет память, делают тундуки - а жерди, видимо, для проверки (или, также мне запомнилось - здесь деревянные элементы красят):
30.
Сколько стоит тындык, я спросить забыл, но каркас юрты целиком (без войлока) - около 25 тыс. сом, то есть менее 20 тыс. рублей. А вот стоимость юрты со всем наполнением может исчисляться тысячами долларов.
31.
Юрта во дворе - всего лишь летняя кухня:
32.
Юрточные аксесуары - чий (соломенный), всякие завязочки с орнаментами и войлочные ковры. Отсюда не могу определить, какие именно - то ли ширдак (двуслойный), то ли ала-кийиз (однослойный многоцветный, в отличие от одноцветного "просто" кииза):
33.
Наконец, мы пришли в третий дом, где столяры занимались изготовлением дверей - у юрты деревянный хотя бы проём (который может закрываться просто "створкой" из войлока), а в крупных юртах и сама дверь вполне капитальная. Крайнего дядьку слева зовут Ильяс, и собственно это его дом, а справа сидят его дети:
34.
Ильяс гостям очень обрадовался, и вызвался свозить нас (за деньги, конечно) на Солёное озеро. Времени было маловато, и мы решили, что подумаем. Тогда он позвал нас в дом, накрыл стол, и далее последовал полдник в киргизской семье. Семья - это Ильяс с женой, несколько детей разных возрастов, ещё какой-то дядька (наверное, брат хозяина) и конечно же апа, то есть очень старая и почтенная бабушка, которая оказалась не киргизкой, а неясно как оказавшейся в этих краях башкиркой. Сидели на веранде на подушках за низеньким столом без ножек - это не от бедности, просто здесь (и даже в сельском Казахстане) так привыкли. Еда - почти вся собственного производства, кроме разве что хлеба и лепёшек, да и то не уверен - может и сами пекут. Вообще же рацион киргиза довольно прост: яйца, каймак (так и не понял, чем он отличается от масла), яблоки и прочие садовые плоды, мёд и варенье, чай и айран. Мяса ни разу не видел - его (в живом виде), наверное, берегут для особых дней. Кстати, как видите, птицу тут тоже держат - но в аилах, на джайлоо ей делать нечего.
35.
С мобильной связью у киргизов всё в порядке, а вот интернет здесь реальная роскошь - я ни разу не видел в кыргызстанских домах не то что интернета, а даже просто компьютера (сейчас говорю про города, а не аилы). А вот детская игрушка - всё же мы были в доме столяра:
36.
В итоге решили всё-таки ехать к Солёному озеру. Ильяс снарядил старый "Жигуль" и пошёл за бензином - тут всегда заправляются только перед поездком. Потом обнаружил, что "Жигуль" неисправен, и укатил к кому-то чиниться, провозившись с ремонтом так долго, что мы успели передумать, а вернее понять, что если поедем - то в Кызыл-Туу придётся оставаться ночевать. Дозвониться Ильясу мы не смогли, поэтому когда он вернулся с заправленным на 300 сом баком, всё же заплатили ему 500 и попросили просто нас покатать по аилу к другим юрточных дел мастерам.
Скажу сразу, самого интересного - производства войлочной обшивки - мы так и не увидели. Вообще, в Кызыл-Туу с войлоком работают очень мало, а про Кочкорку мы тогда ещё даже не знали. Тем не менее, в одну ковроткацкую мастерскую Ильяс нас завёл:
37.
Вернее, тут уже не мастерская - работают на дому. Тут, кстати, в кадре ширдак (слева) и ала-кийиз (справа):
38.
Поэтому самым интересным местом, куда возил нас Ильяс, стал один из домов на главной улице - "мозговой центр" Кызыл-Туу, куда юрточники разных специальностей свозят готовые изделия.
39.
Здесь лежит несколько юрт в разобранном состоянии:
40.
Туристы сюда захаживают нередко, вот даже сувениры нам вынесли, и чёрную сумочку с красным орнаментом я даже купил за 500 сом (300р.):
41.
А ещё за 500 сом хозяева показали нам процесс сборки и разборки небольшой юрты (на 35 головок, то есть двухместной) - его я заснял в деталях и выложу отдельным постом. Собственно, это и было главное, что показал нам Ильяс и одно сильнейших впечатлений поездки.
Пока же - лишь ещё пара кадров с тындыком:
42.
Тындык (или у казахов шанырак) - не просто деталь юрты. Это - один из главных символов Степи. Круглое окно, под которым очаг и за которым небо; то, к чему сходятся все жерди. В общем, тут и общее небо, и круглый стол, и путь к Богу - штуковина не только практичная, но и философская. В старину тундук был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, считалось не к добру его уронит или положить вверх дном, и в то же время если на тундук попадала кровь - его полагалось уничтожить. Всё же древней религией Степи было тенгрианство, Тенгри - это Небо, то есть тенгрианам тундук был крестом, алтарём и иконой. Сейчас к нему относятся проще - но тоже с почётом, взять хоть
флаг Киргизии или
герб Казахстана.
43.
Когда мы вышли, началась буря - ещё не лило. но ветер поднял пыль:
44.
Ильяс отвёз нас к остановке. Ветер с гор превратил улицу в пескоструй:
45.
А вон на той машине ехал интеллигентный человек, то ли географ, то ли геолог, который нас подобрал за секунду до ливня. С ним мы доехали до Балыкчи, по дороге сделав пару фотостопов и заехав на вокзал (удивительно, но железная дорога подходит к самому Иссык-Кулю), он всё же взял с нас немного денег, но в Балыкчах передал в другую машину, набиравшую пассажиров в Нарын.
46.
К ночи мы были в Нарыне, следующую ночь провели на Таш-Рабате в гостевой юрте (об этом см. прошлую часть), и там узнали про Кочкорку, в которой находится "женская" часть юртостроения - производство войлока и ковров, и решили на обратном пути заехать туда. О Кочкорке - в следующей части, а о сборке юрты - через одну.
КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу.
Как делают юрты? Кочкорка.
Как делают юрты? Собрать и разобрать.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокруг озера Иссык-Куль.
Нарынская область.
Дорога Бишкек-Ош.
Южная Киргизия.
.