Галиция сельская

Sep 23, 2010 22:35



Самым сильным впечатлением от Галиции для меня стали не кривые улочки Львова и не роскошь костёлов и замков, не древности Галича и не красоты Трускавца. Самым сильным впечатлением для меня стало галицкое село в своей повседневности.
Я видел, наверное, и более богатые сёла - но никогда еще не видел сёл настолько ЖИВЫХ.

Все кадры из этого поста сняты в двух районах: Олеско-Подгорцы (Львовская область) и Галич-Крылос (Ивано-Франковская область). Но в целом сельские пейзажи почти одинаковые по всей Галиции. Является ли такая глубинка свойством только Галиции или же всей Западной Украины, судить не берусь.

Для начала - просто несколько пейзажей:







Первый снят от Олеского замка, второй - от Подгорцев, третий - от Крылоса. В общем, сёла почти везде одинаковые. Больше всего бросаются в глаза три вещи:
1. Неимоверная плотность населения. До этого я видел подобное лишь в Подмосковье - населённые пункты тянутся вдоль дорог почти непрерывно, а необжитых пейзажей нет вообще.
2. Обилие добротных каменных домов.
3. Обилие церквей.

Вот так выглядит здесь обычная сельская улица:



А так - дома:





При поверхностном взгляде может сложиться впечатление о чрезвычайном благополучии западенской деревни. Но если приглядеться внимательнее, станет ясно, что мы имеем дело с иной системой координат. Вот например дом, который в России потянул бы на "новорусскую дачу"... а во дворе этого дома, за кустами, можно различить старенький "Жигуль":



Впрочем, "Жигули" - это еще не худший вариант. Чаще попадаются и вовсе аутентичные "Запорожцы", а то и гужевой транспорт:



Во дворах этих "коттеджей" - обыкновенные огороды, по дворам часто бродят куры, хозяева работают в полях. Более того, возраст этих домиков тоже может ввести в заблуждение. Например, когда по-Вашему, могла быть построена вот эта хата? Редко-редко на фронтонах можно увидеть дату, и любой из показанных здесь домов вполне мог быть построен еще в 1970-е годы:



В общем, деревня Западной Украины - не то чтобы очень богатая, а просто НАСТОЯЩАЯ. Работа в полях, сбыт продукции, натуральное хозяйство - всё это здесь нормальный источник средств к существованию. Многие селяне ездят на заработки в Россию и Европу. Но разница в том, что преуспев в родном селе, россиянин или житель Восточной Украины поедет в город, а житель Западной Украины будет строить новый дом.



При этом, Западенщина не считается Черноземьем. Причины такой сельской культуры, мне кажется, две.
Во-первых, сюда не дошла коллективизация 1930-х годов, и сам по себе класс собственников здесь остался крепче. Но еще важнее, мне кажется, то, что здесь так и не сложилось крупной промышленности, сельское хозяйство осталось основной специализацией Западенщины, то есть в принципе иначе строятся отношения между Селом и Городом.



Второе, что бросается в глаза - религия. Церквей в сельской Галиции ОЧЕНЬ много. То есть - ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГО.



Кажется, здесь в принципе нельзя найти точку, с которой было бы не видно хотя бы 2-3 храма. Возраст большинства из них мне определить сложно, но слышал о том, что сразу после распада СССР здесь начался настоящий храмостроительный бум, и подавляющее большинство сельских церквей были построены в начале 1990-х. В основном они очень похожи друг на друга, почти типовой проект. Основная религия - греко-католичество, иногда "непризнанное" православие (Киевский патриархат и Автокефалия).



Много на Западенщине и деревянных церквей характерной для Украины трёхсрубной конструкции. Деревянные церкви тут встречаются гораздо чаще, чем в России - но шедевров среди них существенно меньше.



При этом, кроме деревянных церквей (которые в основном довольно старые), деревянное зодчество здесь просто отсутствует. Только ближе к Карпатам появляются деревянные сараи и детали хат (типа балконов или карнизов). После русской деревни это выглядит непривычно.... и к слову. в русских деревнях легче встретить каменный сарай, чем каменный дом.
Извиняюсь за грузовик в кадре - снималось на ходу из окна автобуса:



Как уже говорилось в постах про Львов, западенцы - народ очень набожный. В воскресную службу трудно найти свободное место даже на площади перед храмом. Пройти мимо храма и не перекреститься - на грани неприличного. Нет и никакого разделения на "верующих", и "неверующих", религия - такая же часть жизни западенца, как семья или работа. Говорят, люди здесь еще и очень суеверные.
Галиция поражает не только обилием церквей - но и разного рода "малыми формами", которые стоят вдоль дорог каждые несколько километров. Например, вся приведённая ниже подборка снята в двух сёлах под Галичем, и в ней показано далеко не всё из того, что я в этих двух сёлах видел.

Часовня (бывают и очень красивые, но чаще вот такие функциональные):



Скульптуры (чаще всего Дева Мария или ангелы, а здесь они еще и вместе):



Придорожные кресты:



И самое потрясающее - кресты во дворах! Причём всегда обращённые к улице, чтобы и прохожий тоже мог помолиться:



Все ухоженные, с цветами, часто и свечами-склянками. Ни малейших признаков вандализма. Галиция буквально пронизана религией. Под стать часовням - и кладбища, которые тут обычно небольшие, но каменные, ухоженные и всегда на хорошо заметных местах:



Встречаются и просто роскошные кладбища, похожие на Лычаковский некрополь в миниатюре - со скульптурами, огромными каменными крестами, часовнями... Я видел их из окна автобуса, но заснять адекватно не смог. Вот так тут выглядит бедненькое и простенькое кладбище:



Еще один распространённый элемент "малых форм" - это памятники "Борцам за волю Украины". Тут и Сечевые стрельцы, и бандеровцы, и (изредка) СС "Галичина". Небольшой мемориал - почти в каждом селе:



Впрочем, памятники красноармейцам тоже попадаются, и около них тоже лежат цветы. Этих памятников на порядок меньше, их не афишируют - но хотя бы видно, что за ними ухаживают:



Впрочем, крестьянам не до политики - у них урожай созрел!





И самое потрясающее здесь то, как кипит работа в полях. Техники на Западенщине очень мало - меньше, чем в России, не говоря уж про Белоруссию. Да и та в основном примитивная - комбайнов не видел ни разу, и даже старенькие трактора всего пару раз:



Почти вся работа делается вручную, дедовским способом:





Здесь понимаешь, что значит "горбатиться, не разгибая спины":



Но награда за это - добротный дом, ухоженная земля, радующая глаз повсеместно. Города после села в Галиции выглядят холодными и мрачными каменными мешками.



Впрочем, слышал мнение, что в этих сёлах много показухи. Не "потёмкинских деревень", а самых что ни на есть сельских амбиций. Например, скопив денег на заработках в Польше или Италии, крестьянин строит большой дом, а потом вдруг обнаруживает, что ему едва хватает средств на отопление и освещение одной комнаты. Так это или не так - судить не берусь.



Но вопреки расхожему мнению, крестьяне произвели на меня гораздо более приятное впечатление, чем жители малых городов. Простоватые, улыбчивые, они всегда искренне рады гостю, а тем более гостю издалека. Только один раз столкнулся с неприязнью какого-то деда с единственным зубом: "Шо ты по нашей земле ходишь?", но и тот сразу успокоился, когда я сказал, что ходил к церкви. Сам же он в этой церкви ни разу не был - хотя жил в километре от неё! В основном же улыбнутся, подробно объяснят дорогу (а если несколько - то еще и наперебой), а может и немного поговорят, расспросят, кто, куда и откуда. Многие не владеют русским языком, но если владеют - всегда переходят на русский. Впрочем, говоря на разных языках, русский и украинец вполне могут понять друг друга.



Здесь особенно ярко видишь, что такое конфликт Деревни с Городом, и что этот конфликт сделал с Россией, Белоруссией, Восточной Украиной. Вряд ли государство помогает селу на Западной Украине сильнее, чем на восточной. Но на восточно-украинские сёла, где ветхие хаты всё еще кроют соломой, мне было просто больно смотреть. Можно выехать на механизации и прочем АПК (как Белоруссия и некоторые регионы России), но здесь...
Здесь люди просто привязаны к своей земле, и не дожидаются, пока за них вспашет поля Государство.



Структура населения накладывает отпечаток и на транспорт. Основной транспорт на Украине - маршрутки, привычные нам большие автобусы в межгороде редкость. Маршрутки - в основном "Богданы", то есть нечто среднее между ПАЗиком и "Газелью". Но главное - ходят они как правило очень часто, и основная их функция - связь между сёлами. Скорости в среднем 30-40км/ч из-за множества остановок, и как правило контингент пассажиров почти полностью обновляется километров за 20. Выехав из, например, Золочева во Львов (60км), вполне можно ехать в почти полном "Богдане", где иногда появляются даже стоячие пассажиры, и при этом остаться единственным проехавшим маршрут из конца в конец.



(торговля мётлами у трассы)

Но вообще, по Западенщине приятно путешествовать пешком. От города до города - в среднем день пешей ходьбы.

ГАЛИЦИЯ-2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
ЛЬВОВ.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Другие районы
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Про жизнь.
ГАЛИЦКАЯ ГЛУБИНКА
Жолква.
Галиция сельская.
"Золотая подкова"
Олеско.
Подгорцы и дорога к ним.
Золочев.
Прикарпатье.
Ополье.

Западная Украина, дорожное, украинцы, Галиция, деревянное, этнография, "Другая сторона"

Previous post Next post
Up