В прошлой части я рассказал о морском фасаде Лиепаи, её истории и устройстве. Теперь пойдём по вытянутому вдоль берега городу с севера на юг, и первый по пути район - расположенная чуть южнее показанных в прошлой части батарей Либавской крепости, отделённая от остального города Военным каналом Кароста. Или, правильнее сказать, бывший отдельный город Порт Александра III, построенный в 1890-е для главной базы императорского флота на Балтике.
В историю он вошёл как место сбора 2-й Тихоокеанской эскадры перед походом на Цусиму и как родина русского подводного флота. Базой подлодок Балтфлота Лиепая была и в советское время, ну а ныне это самый натуральный город-призрак, пейзажи которого местами напоминают Чернобыль. Мёртвые советские гарнизоны вообще не редкость в Восточной Европе, но здесь - ещё и роскошная архитектура Российской империи.
Да, а неблагозвучное для русского уха название Кароста в переводе с латышского (Kara Osta) значит всего-то Военный порт. А ещё здесь я расскажу о том, что нарваться с "проблемы с органами" можно и в Прибалтике.
Я о Каросте вряд ли сумею рассказать что-то принципиально новое - в своё время основательный и очень мрачный рассказ о ней выкладывал
periskop (
в двух частях) - там и карты, и исторические фото, и гораздо больше мелких деталей. Тем более я гулял тут не дождливой осенью, а ясным июльским днём, поэтому и впечатление не столь мрачное. Но точно так же я запомнил мощь регулярных аллей вдоль широких улиц:
2.
Как уже говорилось в прошлой части, масштабный проект основанного в 1893 году Либавского военного порта имел абсолютно очевидный и обесценивавший всё остальное недостаток - расположение: немцы (которые рассматривались как наиболее вероятный противник уже тогда) могли занять его молниеносным ударом, и таки занимали и в 1915, и в 1941 годах. Версий у этой ошибки много: отставание от прогресса (в 1880-е молниеносный удар на 60км казался в принципе невозможным), шапкозакидательство (дескать, мы сами возьмём Кёнигсберг или хотя бы Мемель молниеносным ударом) и даже распил бюджета (построить крепость где не надо, а потом её ещё и разобрать!). Первый опыт Либавы в морских войнах был столь же безрадостен: в апреле-октябре 1904 года здесь собиралась из кораблей Балтийского флота 2-я Тихоокеанская эскадра, которой предстояло пройти 18 000 миль (33 000км - беспрецедентный случай для той эпохи!), устроить в Северном море в довольно странный
Гулльский инцедент (едва ни стоивший конфликта с Британией) и наконец в мае 1905 года погибнуть в Цусимском проливе.
3.
А в обе Мировые войны Либава фактически была подарком для немецкой армии и против наших использовалась гораздо успешнее, чем нашими. Из Либавы кайзеровские войска высадили десанта на Моонзундский архипелаг (ну, это который сейчас эстонский). Красная Армия не смогла подойти к Либаве ни в 1919 (когда здесь было создано временное правительство Ульманиса под эгидой Антанты, после занятия Либавы немцами заседавшее на пароходе "Саратов" - тем не менее, государственность Латвии началась именно в Либаве), ни даже в 1945-м (когда через Лиепаю шло основное снабжение Курляндского котла и переброска войск на фатерлянд) вплоть до безоговорочной капитуляции Третьего Рейха.
Наконец, исход советских войск в 1993-м подорвал саму сущность Каросты, превратив её из элитной военной базы в захолустный район на окраине.
4.
Сравнение с
Чернобылем (не Припятью!) - конечно же, гипербола, но что-то общее тут явно есть: буйная растительность, поглощающая старые дома, атмосфера Исхода, зловещая тишина и малолюдность. Нынешняя Кароста - это действительно роскошные здания рубежа 19-20 веков, разбросанные среди бескрайних пустырей и зачастую заброшенные и полуразвавлившиеся. На фотографиях это не очевидно, но от здания до здания здесь может быть по несколько минут ходьбы, и это странно действует на психику - кажется, что попал в замедленное кино:
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Кое-что, правда, понемногу восстанавливают, в основном на главном из параллельных морю проспекте Атмодас (Пробуждения):
11.
При этом военные отсюда не то чтобы совсем ушли: просто раньше здесь стоял флот сверхдержавы, а теперь - маленькой страны, и по сути военная база ужалась до одного-единственного здания с пристройками:
12.
Это бывший Дворец Офицерского морского собрания, а ныне Учебный центр военно-морских сил Латвии, но только я этого не знал и без всякой задней мысли фотографировал объект вероятного противника:
13.
Вот несколько фотографий другой стороны тогда (2007 год) ещё не отреставрированного дворца от
d-jonis.
14.
15.
16.
Само здание дворца потрясающе изысканно, я бы скорее подумал, что это усадьба какого-нибудь остзейского барона из числа первых лиц Российской империи, построившего у себя электростанцию с трубой из любви ко всему современному.
17.
Да и здания с прошлых кадров - дворцы дворцами. Будто бы тут и не Порт Александра III был, а конгломерат баронских усадеб поближе к морю:
18.
Завершение всей этой системы - Никольский Морской собор (1900-03) высотой 54 метра (хотя "на глаз" я был дал и все 70), возможно крупнейший православный (купольный) храм всей Прибалтики. Как и тёзку в Кронштадте, его строил Василий Косяков. Обратите внимание на центральный крест-якорь:
19.
Особенно интересен собор изнутри - у него бесстолпный зал, поддерживаемые арками в форме гигантской полусферы... но когда я достал фотоаппарат, ко мне подбежала смотрительница и без всякой агрессии, но очень проникновенно сказала что-то вроде: "Пожалуйста, не снимайте здесь! Это Божий храм, а не музей!", и мне не хватило ушлости и самоуверенности наплевать на просьбу. Надо заметить, Латвийская православная церковь мне вообще показалась довольно недружелюбной (более всего похоже на "московские" епархии Западной Украины), а в Лиепае мне не разрешили снимать помимо православного собора ещё и в одной из кирх. Достойных фотографий интерьера Морского собора я не нашёл и в интернете, но в общем оказавшись здесь - обязательно зайдите вовнутрь:
20.
Недалеко от собора есть и скромный памятник погибшим в Цусиме, и я даже честно пытался его найти, но так и не нашёл - однако
несколько фотографий есть у Перископа.
21.
А собор, кто бы что ни говорил, хорош. Я вообще не люблю эти псевдорусские стилизации, в 9/10 случаев они банальны и примитивны, но здесь всё-таки почерк мастера:
22.
За собором начинается советский военный городок - вот таких, как я понимаю, по бывшим странам Варшавского блока разбросано очень много, вплоть до Восточной Германии.
23.
Облезлые, а часто и заброшенные пятиэтажки, как в каком-нибудь депрессивном городке на Урале при закрывшейся шахте или обанкротившемся заводе:
24.
Люди в Каросте живут весьма своеобразные:
25.
26.
27.
Причём во-первых уже не только русские, а во-вторых тут хватает и детей. Вот жизнеутверждающая зарисовочка - старый моряк играет с внучкой:
28.
Отсюда я сходил на Северный мол (о чём было в прошлой части) и дальше по запутанной траектории, которую уже не воспроизведу, отправился к Подплаву, то есть удаляясь от моря. Одно из самых запоминающихся зданий Каросты - так называемый Красный гастроном. На фото Перископа он ещё заброшен, а сейчас вновь занят магазином одной из популярных в Латвии сетей:
29.
В целом же восточная половина Каросты ещё мрачнее западной. Застройка ещё более разреженная, растительность ещё более буйная, а здания за ней могут быть не видны от соседних:
30.
Сталинки советской ВМБ - она была, конечно, не второстепенной, но и не флагманской, как царская.
31.
Названия этих улиц вполне современные, и среди прочего тут есть даже улица Британского флота (на фото не она): с одной стороны, именно последний прикрывал пароход "Саратов" с первым латвийским правительством, а с другой - есть конечно особый понт назвать так улицу в бывшем гнезде российского и советского ВМФ. Впрочем, это гораздо изящнее, чем многочисленные улицы Дудаева в восточно-европейских городах.
32.
Так, не торопясь (здешние расстояния можно только прочувствовать!), я добрался до Каростинской тюрьмы - одного из самых внушительных.зданий бывшего Порта-Александра. Вернее, это даже и не "гражданская" тюрьма, а корпус дисбата. В современной Латвии же из неё сделали анекдот в стиле "развесистая клюква":
33.
Вот хоть забор. Я конечно понимаю, что с точки зрения евро-обывателя советскую тюрьму, в которую приезжает teplushka (кстати, где она?!) может окружать только такой вот zabor iz gnilyh dosok, но например мне ничего не стоило сделать кадр через него. В общем, серьёзным препятствием для побега или передачи чего-нибудь запрещённого такая штука служить не могла:
34.
Ворота... нет, ну хотя бы видно, что люди старались, однако поручили это дело явно молодым латышам, знавшими об СССР по фильмам с Джеймсом Бондом:
35.
Американский (судя по белой звезде) девайс-амфибия, видимо, приехал спасать узников:
36.
Но главный фейспалм меня ожидал внутри. У нас вот экстремальную ночь можно получить совершенно бесплатно, скажем, 31 числа каждого месяца на Триуфмальной, а уж шоу там даже не элементы. Ещё можно взять фотоаппарат и сделать прау-тройку кадров в метро Ташкента, Баку или Тбилиси (в последних двух, впрочем, как повезёт). Только там будет настоящий экстрим, а не пародия.
37.
Внутри хотя и не выветрился тяжёлый дух и эхо неприятно гулкое, носятся дети. открыто кафе... В общем, извините, но я считаю - с такими вещами не шутят.
38.
Посмотрите для сравнения
Пермь-36 (это о том, реабилитирован ли сталинизм в России) или
Девятый форт Каунаса. Впрочем, можно и без развлекательного элемента такого пафосу нагнать, что клюква получится ещё бОльшая - как скажем в казахстанской
Долинке. Интересно, что с обратной стороны Каростинская тюрьма смотрится вполне убедительно:
39.
А сквозь дыру в забре на заднем дворе просматриваются старые казармы и убогий современный быт:
40.
Ещё какие-то заросли, заброшки, мрачная тишина:
41.
Где-то, впрочем, попадаются и более благовидные "островки" - видимо, всё от жильцов зависит:
42.
Некоторые улицы, как например Лазаретная, впрочем ремонтируются. Водонапорная башня с котельной насосной станции стоит уже на улице Генерала Баложа - главной в Карсоте из перпендикулярных морю:
43.
По которой я вышел в Тосмаре - восточную половину бывшего Порта-Александра III. Как я понимаю, если Кароста была городком собственно военных, то группировавашаяся вокруг гавани и судоремонтных заводов Тосмаре - городком осблуги у судоремонтного завода. Её особенность - многочисленные железнодорожные ветки, одна из которых запечатлена на вводном кадре:
44.
Сюда же заходит Подплав - хорошо заметное
на карте (см. прошлую часть) прямоугольное ответвление военного канала, и в общем-то именно Подплав - самое интересное, что здесь есть: Порт Александр III считается родиной подводного флота России, которого в Холодную войну так боялась Америка.
Вернее, начиналось всё во Владивостоке в годы русско-японской войны, для которой Российская империя спешно покупала или заказывала подлодки со всего света, проектировала свои и отправляла их туда поездами. Названия их были подводными, но совсем не грозными - "Дельфин", "Скат", "Сом" и даже "Форель" и "Налим", однако свою задачу они выполняли, и их наличие было не последней причиной того, почему японцы не напали на Владивосток. К 1906 году, когда Николай II подписал указ о выделении подлодок в самостоятельных класс боевых кораблей, у России их было 19 (в точисле 13 на Дальнем Востоке - у победительницы-Японии для сравнения - всего 6). Однако Учебный отряд Подводного плавания был создан именно в Либаве - на Балтике это было особенно актуально (ведь лидером подводного флота была Германия, и в случае большой войны надо было как-то прикрыть Петербург), но опять же - почему здесь, а не, скажем, в Ревеле или на Моонзундах? Базой подводных лодок Либава служила и при СССР... и проходя мимо подплава, я обнаружил вдруг открытый проход и направился туда по заросшей колее. На берегу подплава сидели-общались какие-то девицы школьного возраста (не фотографировал) и стояло опустевшее "гнездо" подводной лодки непонятного возраста:
45.
На той стороне - старые корпуса судозавода:
46.
Один из которых - совершенно грандиозного размера:
47.
В поисках как можно более удачного вида, пребывая в уверенности, что тут всё всем пофиг, я пошёл вдоль берега. Судоремонтный завод, похоже, действует, а вдалеке три трубы металлургического завода:
48.
Вдруг мне преградила дорогу девушка в полицейской форме, красивая как в американских боевиках - пышные белые волосы, чёрные очки, рация и кобура на крепких бёдрах. Увидев её, я решил дать задний ход, но она меня окликнула по-латышски. Я развёл руками, сообщил, что я турист из России, извинился, что не владею латышским, забрёл сюда случайно и теперь ищу выход. Девушка вежливо сказала, что проводит меня к выходу и повелела следовать за ней, но что-то сообщила по рации, и даже не владея латышским, суть я примерно понял, ибо подобные разговоры слышал на русском, украинском, казахском и молдавском (хотя и без раций) не раз, и они не сулили мне ничего хорошего. В общем, понимая, что тут как бы всё равно постсоветское пространство, при этом "вероятный противник", и вдобавок зная немало историй о том, как даже в самых цивилизованных странах типа Германии, Финляндии или Канады полицейская машина редко, но всё-таки давала сбои в работе и калечила судьбы вполне в тоталитарном стиле, я ощутимо напрягся. Однако всё оказалось проще: во-первых, я забрёл не на завод и не на военный объект, а на что-то транспортное; во-вторых, мужик-"главный", ждавший нас на вахте у таки действительно выхода, был расслаблен и доброжелателен, и мы с ним успели неплохо поговорить за жизнь, пока всё та же девушка переписывала мои паспортные данные, пообещав никуда их не передавать без надобности. Главный припомнил, что в советское время всё было иначе и как его отец, тогда сельский мужик, забредя куда не надо провёл под арестом несколько дней, ожидая пока все инстанции согласуют, что он не опасен. Сильнее всего латвийских охранников озаботило отсутствие в моём паспорте "персонального кода" - у нас ведь его действительно нет. Самым же постсоветским моментом было то, почему я беспрепятственно прошёл на территорию (а объясняя, как это вышло, я упирал на принцип "что не запрещено - разрешено", а запрещающих знаков не было) - знак "проход запрещён" недавно украли как цветной лом...
Но в общем, всё было сделано корректно и цивилизованно, и заняло минут 20, а затем мне вернули паспорт и выпроводили к главной улице у здания дирекции СРЗ, где я сел на подошедший автобус (новенький) и уехал в центр.
49.
Вид на СРЗ через Военный канал:
50.
Да нефтехранилища на его южной стороне - возможно, ещё дореволюционные:
51.
В следующей части - о промышленных районах Новой Лиепаи.
Лиепая
Морской фасад.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.
.
Другие посты о Латвии - здесь.