Покинув показанное в прошлых частях
Орехово-
Зуево, вскоре мы с
dima1989 на его серой "Ладе" достигли границ Подмосковья, въехав в тихую древнюю Владимирскую область. Но впереди - ни одной древнерусской церкви, ничего белокаменного и златоглавого, ни слова про князей, святых и монголо-татар. Лишь шуховская башня в Петушках, конструктивизм в Лакинске, Маркс-экстремист да жуткие Коридоры в Собинке... У Владимирщины, как у Луны, есть тёмная сторона - пролетарские городки за 105-м километром, часто мрачноватые, но на "интеллигентское кино" не похожие просто потому, что редко в них бывают гости, готовые их запечатлеть.
...Нагулявшись по Орехову-Зуеву, в машине я задремал и сам не заметил, как проспал
Покров - ближайший к МКАДу (наряду с калужским Балабановом) город за пределами Московской области. Но не сказать, что об этом желаю - близ Покрова у моего отца дача, поэтому городок этот я с детства неплохо знаю и с детства же не люблю, даром что родина покровских пряников (исторически) и отечественных шоколадок бренда "АльпенГольд" (ныне). А вот в легендарные Петушки (14 тыс. жителей) прежде заезжать не случалось, и хотя ехали мы на машине - всё же начнём (в третий раз подряд!) у вокзала, теперь - чтобы воздать дань памяти Ерофеевскому маршруту электричек (тем более Веничка тут на самом деле прожил пару лет):
2.
Да и собственно вокзал тут не только отправная точка, но и суть: в 1861 году открылась станция Петушки в нескольких километрах от одноимённой деревни, в начале ХХ века при ней тоже пытались создавать какие-то фабрики, но не особо успешно, в 1926 году образован ПГТ Новые Петушки (так как со Старым Петушками, той исходной деревней, он так и не сросся), в 1965 ставший городом. А железная дорога ныне - основной ход из Москвы на восток, по сути дела часть Транссиба, и на пристанционные посёлки
где-то в Западной Сибири Петушки и ныне похожи больше, чем на среднерусский городок.
3.
А полосатая штуковина через квартал от вокзала - не что нибудь, а верхушка местной Шуховской башни, одной из десятков типовых водонапорок, что построил великий инженер в 1920-е годы по своей опередившей время на полсотни лет гиперболоидной конструкции. Верхушка её, правда,
раньше была куда колоритнее:
4.
Башенка - чуть дальше от Москвы, а чуть ближе к Москве (но тоже в квартале от вокзала) - деревянная церковь Афанасия Ковровского (2000-2002), как и в Орехове-Зуеве напоминающая о новомучениках и исповедниках.
Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, был из вторых - за неприятие как воинствующего атеизма, так и лояльных большевикам первых лиц церкви он прошёл Соловки, Туруханскую ссылку, Беломорканал, Мордовские лагеря, но всё пережил и как деклассированные элементы на 105-м километре, поселился в Петушках, где в 1962 году и умер стариком. Канонизировали его в 2000-м, сразу же построив храм его имени, где покоятся теперь его мощи.
5.
В общем, окрестности вокзала тут разом и исторический центр. В основном же пейзажи Петушков предельно унылы, вот повстречался один примечательный домик:
6.
Старые Петушки же начинается по трассе сразу за городом, они так и остались обычным селом, и примечательны Успенской церковью (1904-10), построенной на деньги московского фабриканта Ивана Кузнецова с совсем не сельскими элементами модерна,
в том числе внутри, но внутрь нам попасть не удалось. Она никогда не закрывалась, а в 1910-54 годах, то есть пережив и революцию, и воинствующий атеизм с репрессиями, и самого Отца Народов, служил один и тот же батюшка Пётр (Покровский):
7.
Следующая церковь - тридцатью километрами далее, но тоже в селе на въезде в другой малый город - Лакинск (15 тыс. жителей). Село это носит звучное имя Ундол (безусловно, нерусского происхождения, хотя каторжане, шедшие вдоль этой дороги "далеко-далеко за Байкал", и называли его между собой Унылым долом), а Казанская церковь (1693) осталась от усадьбы Суворовых, и сам Александр Василич, покоритель
Измаила и альпийских перевалов, тут жил в 1784-85 годах. Но кроме церкви ничего не сохранилось:
8.
В Лакинске я, между прочим, во второй раз - в мае-2014 мы с
a-krotov и ещё несколькими АВПшниками приезжали сюда присматривать место для слётов на берегу Клязьмы, и слёт там таки прошёл осенью, но уже без меня. Тогда я был без фотоаппарата, но хорошо помню, как разбившись на две группы (Антон со товарищи ушёл вдоль железной дороги, а я со другие товарищи - вдоль шоссе) мы шли мимо этих домиков:
9.
Хотя вообще такие домики тут именно в Ундоле, и видимо это каменные избы крестьян, преуспевших на придорожной торговле. Впереди, за едущими в какую-то дальнюю даль фурами и глубокой долиной Ундолки возвышается очередная текстильная фабрика, основанная в 1889 году купцами Бажановыми. Обратите внимание - трасса проходит сквозь город, но ни единого здания не стоит на её "красной линии":
10.
Вид фабричных корпусов необычен, какой-то переход от модерна к конструктивизму, и фабрика действительно была построена в 1923-27 годах. Такая крупная стройка на заре пятилеток - событие нерядовое, и открывал новую фабрику лично Куйбышев:
11.
Посёлок при ней до революции назывался Бажановкой, а ПГТ Лакинском стал в том же 1927 в честь убитого черносотинцами в 1905 году местного активиста Михаила Лакина. Городской статус же посёлок получил ещё позже Петушков - в 1969-м:
12.
У фабрики - первая достопримечательность, весьма неожиданный в маленьком городке, но крайне уместный на такой трассе подземный переход, слегка напоминающий внутри скриншоты из классической "стрелялки" Doom2:
13.
Одинокая казарма у трассы:
14.
А мужичок тащит бутылки не случайно - в этой же казарме есть пивная лавка, впечатлившая меня ещё в первый приезд. В маленьком городке есть столь же маленький пивзавод, из продукции которого я (ибо не любитель пива) оценил только очень приличный лимонад на розлив, а пиво тутошнее оказывается некоторые всерьёз считают "лучшим в мире".
15.
Поклонный крест за трассой отмечает воинский мемориал и заменяет, видимо, вечный огонь - вот я как-то напрочь упустил момент, когда они по всей глубинке угасли:
16.
Выше мемориала и казармы - собственно, центр городка. Пара многоквартирных деревяшек с наличниками:
17.
Сквер с конструктивистским ДК:
18.
И всякими фигурами:
19.
20.
Площадь с двумя школами - обычной (да, это именно школа!):
21.
И искусств. Все постройки - конца 1920-х:
22.
Но самое интересное сооружение Лакинска мы с Кротовым нашли совершенно случайно, возвращаяся кратчайшей дорогой с поляны на Клязьме, и чтобы к нему попасть - надо сразу же за фабрикой повернуть направо (если едешь от Москвы), что мы с Димой и сделали, даром что на машине. Это роскошный однопролётный мост через Ундолку, даже не знаю каких лет - не времён ли постройки магистрали?
23.
24.
А вот вокзал (станция Ундол) в Лакинске никакой (коробочка с евроремонтом) и расположен буквально на другом конце города. Менее очевидно, что Лакинск на самом деле образует двойную систему с расположенной в стороне от трассы, на другом берегу Клязьмы за приречными лугами городком Собинка (18 тыс. жителей), который оказался самым интересным и вместе с тем самым мрачным из вошедшей в этот пост тройки.
25.
Начался он конечно же с текстильной фабрики, что построили в 1856-58 годах братья-купцы Матвей и Лука Лосевы на Собинской пустоши, и это, слава богу, последняя текстильная фабрика в эту поездку:
26.
А сюрпризы Собинка начинает преподносить сразу за мостом - чего стоит остановка-мяч, построенная к Олимпиаде-1980:
27.
Когда въезжаешь в город, всё интересное от моста прямо или направо, но кое-что и слева затерялось, а именно - пара церквей. Историческая Воскресенская (1884) с советских времён занята школой:
28.
По соседству - новодельчик церкви Державной Божьей Матери. Есть ещё
Воскресенский молебный дом, заменявший общине церковь при Советах и ныне не действующий, но мы его уже не особо искали:
29.
Общий вид главной площади с фабрикой и ДК я показал заглавном кадре поста, так что здесь - лишь отдельные здания:
30.
Ещё один воинский мемориал:
31.
Но главная достопримечательность города (без преувеличения) - Маркс-Экстремист (1923), шедевр доморощенного авангардизма. Делают его, конечно, вот эти ребята - и в принципе, после недавних событий вполне понимаешь, что самый правильный революционер - это гопник с дубиной, а то что один собирается зашибить другого за спиной у третьего - и подавно проза революционных реалий.
32.
Экстремистом же собинского Маркса обозвал
nordprod вот за эту цитату на обратной стороне:
33.
Ещё один воинский памятник у фабрики (как предположил в комментах
homalegens, тот общегородской, а этот фабричный) и серп-и-молот на торце одного из её корпусов:
34.
А у фабрики, как водится, квартал казарм. Здесь их называют по-своему - Коридоры, или даже (видел в каком-то обсуждении) Калидоры, и если официальная (как "дом №") нумерация у них сквозная, то в народной топонимке всё хитрее - они все чётные, но только вместо "второго" - "первый" (за которым сразу "четвёртый"):
35.
Специфическое название как-то накладывает на всё отечаток: столь колоритных и вмеместе с столь окаянных рабочих казарм я не видел давно. Мы обошли весь их квартал:
36.
37.
38.
39.
39а.
У одного из Калидоров оказалась открыта дверь, я заглянул внутрь. Первый этаж у них не жилой и там нет ничего, кроме лестничной клетки, зато на следующем - действительно КОРИДОР. Но всё вполне прилично:
40.
Вскоре нам попалась ещё одна открытая дверь, и там всё было уже по-другому - это самый стрёмный подъезд, что я когда-либо видел (а уж запах там....). Надо сказать, в Собинке и в целом контингент малоприятный даже по меркам 105-го километра, но тут какое-то просто днище:
41.
42.
43.
Хотя самое удивительное знаете что? Что ведь теоретически за какой-нибудь из этих дверей (но разумеется не за всеми и не за каждой второй) вполне может скрываться вполне приличная квартира с вполне достойными и по уездным меркам обеспеченными хозяевами. Это всяко не более удивительно, чем трёхэтажные особняки у грязных разбитых улочек на окраинах российских городов.
44.
Напоследок - ещё пара остановок, внимание к которым - одна из фишек Собинки.
Тут есть их полный обзор. Чувствуется, что с полвека назад Собинка была городом, который любили.
45.
Хотя за пределами Коридоров тут может и сейчас не всё так плохо:
46.
Напоследок - ещё пара кадров с трассы, снятых уже на обратном пути. Легендарная Владимирка, Сибирский тракт, по которыму ехали купчины за китайским чаем и сибирским мехом, чиновники за взятками вдали от всяких ревизоров, переселенцы за лучшей долей, географы и путешественники за неизведанной землёй да каторжане понуро брели за Байкал... Вот ведь странно - до Москвы рукой подать, а вообще-то уже веет Сибирью, не зря же этот тракт был не только Владимиркой, но и Пекинкой...
47.
48.
Мы же покинули Собинку уже в сумерках, успели полюбоваться красным древнерусским закатом над Владимиром с его объездной и дальше гнали что было сил к Нижнему Новгороду, из которого предстояло съездить ещё по трём сторонам. Но на обратном пути заехали ещё в Гороховец, один из моих любимых малых городов, о котором - в следующей части.
ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Чкаловск. Город советской легенды.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.