Брянск - средних размеров (409 тыс. жителей) центр области, вклинивающейся между Беларусью, Украиной, русскими Средней полосой и Черноземьем, в 320 километрах от Москвы. И хотя архитектурным достопримечательностями Брянск, прямо сказать, бедноват и среди областных центров Средней полосы даже явный аутсайдер, всё же город на таком перекрёстке не может не быть интересным. Даже и не город, а от двух до четырёх разных городов, о которых расскажу в совокупности в 6 постах.
...В те благословенные времена, когда я был частым гостем в Киеве и Львове, я проезжал через Брянск много раз, но лишь в марте 2015 года сподобился приехать сюда отдельно - Брянск оставался моим предпоследним (последняя теперь Пенза) непосещённым областным центром Европейской части России. Но в память о бесконечных транзитах начну рассказ с Брянского железнодорожного особо хитрого узла - самого сложного в России то ли после Московского, то ли вообще.
Брянск - из тех городов, самый интересный вид на которые открывается со спутника, нередкий в России (но кажется единственный среди областных центров) пример города, представляющего собой полицентрическую агломерацию с четырьмя сопоставимы по размеру районами и парой примыкающих посёлков. До 1921 года Брянском было только то, что сейчас называется Советским районом (109 тыс. жителей) - ныне это центр с проспектом Ленина и Старым городом, которым будет посвящено два поста соответственно. Володарский и Фокинский районы (по 70 тыс. жителей) выросли, как видно из схемы, у железнодорожных станций на левом берегу Десны, и оба войдут в этот пост. Но самый большой и на мой взгляд самый интересный район - Бежицкий (152 тыс. жителей), фактически являющий собой полноценный город со своим центром, окраинами, вокзалом и двумя внушительными промзонами. А вот Супонево, даром что вплотную прилегает к Советскому району - отдельное село.
2.
Ну а обязан столь мудрёной планировкой Брянск своему железнодорожному узлу, сложившемуся в несколько этапов в конце 19 века.
Ныне он представляет собой неправильную восьмёрку, где бОльшее кольцо имеет двустороннее движение, меньшее - одностороннее, а пути расходятся аж по 7 направлениям (было и восьмое - ныне покойная экзотическая
линия Брянск-Дудорево), из которых я ездил по 5 - московскому, киевскому, смоленскому (до Орджоникидзеграда), гомельскому (до Новозыбкова) и вяземскому (до Людинова):
3.
А в общем, заходя издалека, был с 1146 года (самая популярная дата в Средней России и на Севере, догадайтесь почему!) известен город Дебрянск на северном краю Черниговского княжества, за непроходимым лесом, где свистел на прохожих Соловей-Разбойник. С 1159 года и до нашествия монголов Дебрянск входил в удельное Вщижское княжество, с 1246 в нём (видимо, как наименее постравдшем от нашествия) обитал черниговский князь, а в 14 веке Дебрянск через династический брак отошёл Смоленску, вместе с которым в 1356 году достался Великому княжеству Литовскому, коему и принадлежал до 1501 года, где-то по дороге потеряв слог "де-". Расположенный этаким ключом к Западному поясу, в 18 веке Брянск начал становиться военно-промышленным центром: в 1736-37 годах тут действовала верфь, строившая флот для нападения на турок по Днепру, в 1752 году открылся железноделательный завод, с 1785 года заработал Арсенал... новые заводы, в основном занимавшиеся тяжёлым машиностроением, создавались и в последующие века, и в общем Брянск - город с хорошо заметной индустриальной традицией, сказывающейся и на атмосфере - мне тут иногда казалось, что я где-нибудь на Урале. Впечатляют и колебания Брянска между регионами: Киевской (1709-27), Белгородской (1727-76), Орловской (1776-1920), собственно Брянской (1920-29) губерниями, в 1929-37 входил в большую Западную область (с центром в Смоленске), в 1937 вернулся под крыло Орла, и наконец в 1944 видимо окончательно стал областным центром, ныне заметно превосходя Орёл и размером, и оживлённостью. Но ещё при Орловской губернии окрестностях Брянска одна за другой начали прокладываться железные дороги: в 1868 - Орловско-Витебская (в широком смысле - на Ригу), в 1887 - Полесская (на Гомель), в 1899 - магистраль Москва-Киев. Станция Полпинская у въезда в город со стороны Москвы относилась к последней:
4.
Следующая станция Брянск-Ремонтный же зародилась в 1887 году как Брянск-Полесский - крайний восточный пункт казённых полувоенных Полесских железных дорог с управлением в Вильнюсе, и от Полесского вокзала линия вела на Гомель. В 1920-м станцию упразднили, а в 1957 возродили как платформу Деповскую, вскоре ставшую Брянском-Ремонтным - советская власть честно пыталась расплести капиталистический узел, но затянула его едва ли не туже. Старые вокзалы, как и весь город, были разрушены войной, но явно путейского происхождения домики попадаются по всему старому узлу, и на Большом кольце ещё попробуй догадайся, какой железной дороге они принадлежали:
5.
При этом в Большое кольцо заходят все три дороги, поэтому к Брянску-Орловскому - центральной станции - поезда подходят разными путями: Полпинскую и Брянск-Ремонтный видно лишь с тех, для которых Брянск - конечная станция, они проходят кольцо по часовой стрелке. Тразитные, чтобы не менять направление, приходят сюда, наоборот, против часовой стрелки через платформу Мальцевская, возникшую в 1877 году как начальный пункт узкоколейки уникальной колеи 915мм, обслуживавшей Мальцевский промышленный район - десяток частных заводов и карьеров, из которых выросли, например, Фокино, Дядьково или Людиново; в 1929 её перешили на широкую колею. Мальцевская расположена между двумя внушительными заводами - с одной стороны "
Ирмаш" (основан в 1752 как Радицкий железноделательный завод; ныне выпускает дорожно-строительную технику), с другой "
Термотрон" (на 200 лет помоложе - основан в 1965 году и выпускает железнодорожную автоматику). Это, кажется, корпуса "Ирмаша":
6.
Но замкнуто кольцо всё равно на Брянск-Орловский - исходную и центральную станцию этого хитрого узла, открытую в 1868 году на дороге от орловских житниц к рижскому порту. Вид по часовой стрелке, от Полпинской к Мальцевской:
7.
Но Брянский узел запутан не только в пространстве, но и во времени, и в совокупности у Брянска-Орловского было 4 разных здания. Первые два выглядели так, и когда было построено второе, точно не знаю - но возможно, с появлением Полесской или Киевской линий:
7а.
Ещё два здания стоят рядышком ныне - старое (1952) и новое (1981):
8.
Вид со стороны путей. У старого вокзала оба фасада одинаковы:
9.
Строил его, между прочим, Алексей Душкин - автор лучших станций Московско метро, одной из 7 сталинских Высоток и запоминающихся с первого взгляда вокзалов в Сочи и
Симферополе. Брянск-Орловский, впрочем, вида почти типового, почерк мэтра тут как-то не чувствуется.
10.
И даже в интерьерах более всего запоминаются современные панно и витражи - со стороны путей брянские храмы:
11.
Со стороны города - исторические образы от былинных до военных:
12.
Новый корпус хорош во-первых паровозиком над входом:
12а.
А во-вторых инсталляциями на стенах кассового зала:
13.
С одного торца - города, куда можно было попасть из Брянского узла (причём что удивительно - большинство из них и ныне актуальны). Интересны и ассоциативные значки - на большинстве на этом фото вполне читаемы надписи, из неразличимых самый верхний - Горький (то есть Нижний Новгород), справа по мере удаления Калуга, Орёл, Курск, Липецк и Волгоград, крайний правый - Симферополь, а по соседству с Ленинградом Ржев и Смоленск:
14.
С другой стороны - сам Брянск:
15.
Между собой два корпуса и множество платформ связаны опять же хитрым узлом подземным переходов, а на платформах (особенно с обвалом сообщения между Россией и Украиной) больше всего впечатляет разнообразие парка пригородных поездов:
16.
Точно не знаю почему, но Брянская область - давний заповедник разного рода автомотрис и рельсобусов (самоходных вагонов), безусловно тут преобладающих над "длинными" поездами. Самые характерные - чехословацкие
АЧ2 (1984-90):
17.
Новое поколение мотрис красиво зовётся "рельсовыми автобусами", вот например РА1, выпускающийся с 1997 года в Мытищах (а на позапрошлом кадре чуть более современный РА2):
18.
Увы, рельсовые автобусы в России пока что зашли в тупик - из-за раздела гигантской РЖД на множество самостоятельных субъектов оказалось, что для пассажирских дирекций, у кого нет собственных заводов и мастерских по обслуживанию рельсобусов, содержать такую штуковину выходит намного дороже, чем длинную электричку. Но здесь - прижились.
19.
Покидаем вокзал. Как таковой привокзальной площади у Брянска-Орловского и нет - его фасад обращён в сквер на берегу Десны, главной достопримечательностью которого для меня стал жук-плавунец, выползший на асфальт в первых числах марта (!):
20а.
Тихая Десна - от вокзала минут пять пешком до моста, но - по грязной обочине вместо тротуара, то есть пешком оттуда в Старый город ходить как-то не принято. Подробнее
о Брянске-Орловском и
о тех зданиях за Десной можно почитать у
darriuss - на него я сошлюсь ещё не раз, так как он своё время написал о Брянске аж 11 (!) частей.
20.
Ещё сюжет с моста. В принципе многие бывавшие в Брянске обращали внимание, что на его улицах можно увидеть повозки - нередкий сюжет в Беларуси, Западной Украине, Молдавии, но крайне нехарактерный в России. На самом деле так колесят не заезжие жители сёл, а цыгане в поисках металлолома:
21.
Но пока что Десну пересекать не будем. Окрестности Брянска-Орловского и вообще Большого кольца известны как Володарский район, объединённый (и между собой, и с городом) в 1921 году из множества станционных и фабричных посёлков, центральным из которых была Привокзальная слобода. По разные стороны Брянска-Орловского стоит пара Ильичей - по прямой между ними дай бог метров 300:
22.
Второй Ильич стоит в Ленинском сквере, куда приводит пешеходный путепровод, там же Вечный огонь и братская могила Гражданской войны. Напротив - администрация Володарского района, которая вполне могла потянуть на управу какого-нибудь ПГТ:
23.
Чуть поодаль, на соседней улице - Брянский кукольный театр, с 1970 года занимающий районный ДК (вот не могу понять, что это - "сталинизированный" конструктивизм 1930х или "ободранная" сталинка 1950х):
24.
За театром, с обеих сторон - весьма чудного вида парк "Юность":
25.
26.
А за парком завод "Брянскпиво", устроенный в 1956 году в корпусах военного сухарного завода (1896), через здешний узел снабжавшего сухпайками бесчисленные гарнизоны западных губерний. Старые корпуса - на кадре выше, а советский корпус годно стилизован под немецкие пивзаводы Прибалтики
или Пруссии:
27.
В основном же Володарский район какой-то такой - малоэтажки 1950-х годов, памятники (в данном случае Пушкину):
28.
Силикатные хрущобы и брежневки с узорными балконами (последние весьма характерны для Украины, в России же Брянск - их главный "заповедник"):
29.
Главная улица - Никитинская, пересекающая переходящими один в другой мостами железную дорогу и Десну:
30.
На дальнем её конце - ДК имени Горького, видимо построенный как районный взамен нынешнего кукольного театра:
31.
А от бывшей Привокзальной слободы помимо сухарного завода остались и кое-какие старые домики, наредкость невзрачные:
32.
33.
Самым же странным зданием района мне запомнилось вот это - деревянный функционализм с наличниками (!) на улице Красный Маяк. Что это, когда и зачем построено - остаётся лишь гадать.
34.
За более
подробным рассказом об этом районе отсылаю опять же к Дарриусу, мы же на Красном Маяке поймали маршрутку да поехали в другой экс-привокзальный посёлок - Фокинский район, и путь до него выглядел вполне загородным - многоэтажки, частный сектор, промзоны и склады, лес, болота, дамбы и железная дорога, вновь промзоны и склады, частный сектор, многоэтажки, сталинки.
35а.
Фокинский район, как мне показалось, заметно отличается от Володарского, причём в лучшую сторону - просторнее, современнее, чище. До 1921 года он назывался Льговским посёлком, разросшись на рубеже 19-20 веков в узле Полесской и Киевской дорог, коим стал Брянск-Льговский с Малым кольцом. Впрочем, район не только железнодорожный, есть тут и своя промышленность, в том числе такая экзотическая, как литиевый завод. Нынешний район группируется вокруг фигуры, напоминающей перевёрнутый крест-анх - с юга на север его пересекает железная дорога с кольцом, с запада на восток - самая длинная улица Брянска, Московский проспект:
35.
У их пересечения - площадь с памятником местному революционеру
Игнату Фокину:
36.
И ДК Железнодорожников с необычной двухъярусной колоннадой, среди многочисленных брянских Домов культуры, на мой взгляд, самый внушительный:
37.
Ныне культура делит его стены с торговлей:
38.
А на задворках в Парке Железнодорожников - летняя сцена:
39.
На другом конце парка - домик, привлекший меня в первую очередь датой постройки на фасаде - "1944":
40.
Поднимаемся на "перекрестье" - мост Московского проспекта над путями. Впереди город, хорошо видны церкви на холмах - слева направо Троицкий собор с колокольней Пересвет, церкви Воскресенская (1741) и Никольская (1751). Первые два, а также цирк справа - на проспекте Ленина, последняя - ближе к Старому городу на Покровской горе.
Подробнее о Фокинском районе - опять же, читайте у Дарриусса.
41.
А вот, собственно, и Брянск-Льговский - в основном грузовая станция, включающая и всё Малое кольцо. Тем не менее, есть тут и пассажирское движение, в том числе московские поезда на Новозыбков, Гомель и Одессу.
42.
Вокзал, "построенный в год 50-летия Октября" относится к сооружениям настолько унылым, что это даже интересно:
43.
Третий полноценный вокзал в Брянске - Орджоникидзеград в Бежице, на мой взгляд самый красивый в городе:
44.
Всего же в Бежице три остановки - симметрично от вокзала платформы Красный Профинтерн (ближе к городу, у БМЗ) и Фасонолитейная (дальше, у Стальзавода)... но о Бежице позже, это по сути дела самостоятельный город:
45.
Напоследок, в качестве секретной локации для особо въедливых - станция Брянск-Город, действовавшая в 1920-60-е годы у берега Десны напротив Славянского площади - это "самый центр"... но на правом берегу:
46.
В то время как на левом - тот самый лес между Володарским и Фокинским районами:
47.
Раньше ветка длиной в несколько километров вела отсюда к Брянску-Орловскому, откуда паровозы привозили пассажиров прямо к центру города. Но с тех пор основные линии успели электрифицировать, через Десну - построить новый мост прямо у главного вокзала, а главное - шагнул далёко вперёд общественный транспорт. Тем не менее, рельсы пролежали до 1990-х годов, и в лесочке можно увидеть ещё остатки колеи, превратившейся ныне в "дачный тракт" к затерянным в этом лесу садоводствам. А вот фотографий старых зданий брянских вокзалов - Льговского, Полесского, Города, Орджоникидзеграда - кажется, не осталось в природе.
48.
В следующих двух частях - о "малом" Брянске, то есть правобережном Советском районе.
Брянск и окрестности (март-2015)
Брянск. Железнодорожный узел.
Брянск. Проспект Ленина.
Брянск. Старый город.
Брянск. Курганы, Свень, Творишичи.
Бежица. Старая часть у БМЗ.
Бежица. Советские районы.
Дятьково.
Людиново.