От показанного
в прошлой части "губернского" проспекта Мира спустимся на берег Енисея, к двум городским площадям у главной российской реки.
В прошлых частях на задних планах не раз мелькала вот эта серая башня, которую тут почти официально называют Красноярский биг-бен. Она пристроена в 2001 году к "трилистнику" здания городской администрации, а проектировалась, вроде бы, ещё в 1970-е годы:
2.
Театральная площадь в Красноярске появилась в 1961 году, с открытием Коммунального моста через Енисей, и замышлялась как единый с ним ансамбль (на другом же конце устроили Предмостную площадь), на мой взгляд далеко не худший для своей силикатно-коробочной эпохи. Справа налево Енисейское речное пароходство, администрация города, гостиница "Красноярск"...
3.
...и давшей площади название Красноярский оперный театр (1966-78), зародившийся ещё в 1886 как оркестровая труппа при городском театре (его скромное здание я показывал в прошлой части). На переднем плане памятник Чехову (1995) - если Томск он в своих путевых заметках обругал и обозвал "свиньёй в ермолке", то Красноярск охарактеризовал как "...самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том [берегу] - горы, напоминающие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега".
4.
Такой оптимизм от того, что Чехов стоит спиной к тому скульптурному непотребству, которое украшает площадь. Вот например фонтан "Реки Сибири" (2006), и слава богу, что Енисей слишком могуч и благороден, чтобы выйти из берегов и смыть нафиг эту карикатуру на себя:
5.
Да и девчонки эти ну никак с холодным простором сибирских рек у меня не ассоциируются:
6.
Театр украшают всяческие музы и Аполлон - эти уже получше:
7.
Неотъелмемая часть ансамбля площади - те самые горы за Енисеем. И если справа от моста - сюжеты греческие, то слева - египетские. Самое старое и самое странное здание на площади строилось в 1912-29 годах (с перерывом, то есть, на Гражданскую войну) для краеведческого музея, зародившегося в 1889 году при показанной в прошлой части усадьбе Крутовских. В музей мы не успевали, но хранится в нём почти полмиллиона экспонатов и думаю в следующий приезд я проведу тут свои часы:
8.
Пока же только офигеваю с архитектуры. Затерянный в тайге дворец золотопромышленника Гаврилы Машарова с ананасами в оранжереях; египтяне и нубийцы на фоне ледяной енисейской воды; пальмы в кадках у пимашковских фонтанов... это определённо традиция, вот тянет красноярцев к чему-то южному и в Сибири неуместному.
9.
А египетский стиль в России мягко говоря не особо распространён, я сходу и не вспомню других подобных стилизаций (ночной клуб "Фараон" рубежа 1990-2000-х в каком-нибудь городе Н., само собой, не тот случай):
10.
За музеем вписанное в склон фондохранилище и высотка Пароходства во всей красе. Людей в бассейне великой реки живёт не так уж много, а вот ресурсов залегает немерено от нефти до пушнины, так что пассажирские рейсы в Дудинку пару раз в месяц - даже не вершина айсберга.
11.
Всё вместе смотрится впечатляюще:
12.
Последняя часть площади - сам Коммунальный мост, при всей унылости своего названия на редкость живописный и вдобавок как и часовенка на Караульной горе - Десятирублёвый. Построенный в 1961 году, на тот момент он был длиннейшим автодорожным мостом во всей континентальной Азии... 2300 метров, как бы ни смешно это звучало на фоне гигантских мостов современного Китая. Когда-то по нему трамвай заходил на левый берег, а троллейбус - на правый, но в 1990-х пути и сети разобрали - говорят, из-за постоянно выступавшего на них ледяного налёта (Енисей из-за ГЭС не замерзает и потому парИт), с которым не справлялись городские службы. Кстати говоря, перед нами лишь половина моста (вернее, где-то 2/3) - он пересекает Остров Отдыха со стадионом и дворцом спорта и широкую протоку за ним:
13.
Ну вот и набережная выше моста. Справа можно различить, что подходы к бордюру почти по всей длине заняты кафешками. Но как же чиста в Енисее вода!
14.
У ближнего берега - низкий зелёный Посадный остров и работающий ныне рестораном теплоход "Пересвет" на фоне многоэтажек Афонтовой горы:
15.
Недостигнутое. Над правым берегом скала Такмак - форпост Красноярских Столбов:
16.
Набережной ниже по течению сначала полюбуемся с моста:
17.
На мысу - Речной вокзал, левее красное здание УВД и белый с колоннами офис Центробанка. А красно-коричневый дом в сетке правее - это бывший музей Ленина на площади Мира, куда дойдём в конце поста:
18.
Вдали индустриальный краешек правого берега с ТЭЦ-1 и ЦБК, но в первую очередь - грузовым портом. Там же виден Октябрьский мост (1986, 2650 метров), пересекающий Татышев остров:
19.
Енисейские острова в Красноярске, как и
днепровские острова в Киеве, служат городу парками, а мост... там ниже ещё пара мостов - и всё, они последние. Мы, меж тем, уже спустились с моста и вновь глядем на остров Отдыха и трубы ТЭЦ-2 на горе за рекой. У берега виден буксир "Красноярский Рабочий" (1930), одно из 5 однотипных судов, построенных по заказу СССР в Германии и бывших, видимо, первыми в России буксирами класса-река море - они работали не где-нибудь, а устьях сибирских рек, по одному на Лене и Оби, а остальные три - на Енисее. Списали их ещё в 1977-м, и этот вроде бы последний уцелевший, пока сохраняется местными ветеранами речного флота с бывшим капитаном во главе; разговоры о его музеефикации идут очень давно, но пока что "воз и ныне там".
Подробнее в деталях о нём рассказывал
bu33er:
20.
Продолжаем путь по набережной. Обратите внимание на барашки у якорной цепи - такая в Енисее скорость течения:
21.
Здание УВД на берегу - между прочим, ещё дореволюционное, настолько, что здесь будущий Ленин получал документы на Шушенскую ссылку (добирался он туда за свой счёт и с комфортом). Рядом часовня Дмитрия Солунского памяти жертв "алюминиевых войн" погибших на службе милиционеров.
22.
Речной вокзал (1948-52) - один из красивейших в своём жанре, но по назначению служить недавно перестал и сейчас подо что-то реконструируется:
23.
Но енисейская навигация ещё жива, и пассажирский теплоход, издали неотличимый от всех этих флотелей и плавкабаков, ещё стоит в ожидании очередного рейса на Край Земли:
24.
Теперь перенесёмся (по показанным в прошлой части местам) на площадь Мира, куда того же самого Мира проспект приводит через Триумфальную арку (2003), которой я закончил прошлую часть. Арки разного размера и формы по всей Сибири ставили к приезду цесаревича Николая, в 1920-30-е последовательно ломали, а сейчас так же последовательно воссоздают - где-то с пртенезией на достоверность (например,
в Улан-Удэ), а где-то и не пытаясь отрицать новодельность, как здесь:
25.
Площадь Мира на острие полуострова в Красноярске самая внушительная - при том, что на ней нет ни одного исторического здания! Справа целый даунтаун - Деловой центр "Метрополь", Китайский торговый дом и бизнес-центр "Панорама":
26.
Слева филармония (1983), выросшая из того же самого оркестра, что и Опера на прошлой площади:
27.
Раньше всё это смотрелось ещё интереснее, являя редкий законченный ансамбль архитектуры 1980-х... последняя в Красноярске вообще интересна и узнаваема, во второй части я показывал впечатляющие здание Академии музыки и театра неподалёку отсюда. "Панорама" - это бывший долгострой (104м, кажется высочайшее советское здание Сибири) КАТЭКНИИугля. Что такое НИИ и уголь, пояснять не надо, а вот КАТЭК - это Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс с исключительно доступным бурым углем, на основе которого следом за крупнейшим в СССР гидроэнергетическим комплексом Ангаро-Енисейского каскада планировалась создавать крупнейший в СССР теплоэнергетический комплекс из 8 ГРЭС по 6400 МВт (это масштаб Саяно-Шушенской ГЭС, а крупнейшая в мире
Тайчжуньская ТЭС на Тайване имеет мощность всего-то 5800 МВт) каждая.
Берёзовская ГРЭС с высочайшей в России и 5-й в мире трубой (370м, но куда ниже, чем в
Экибастузе!) - один из немногих созданных его элементов. То есть, высотке этой отводилась роль штаб-квартиры грандиозного проекта. Сейчас стране и так хватает электричества, сила воды в его выработке экономичнее и экологичнее, и даже сама наша поездка была не куда-нибудь, а на свежепостроенную
Богучанскую ГЭС.
28.
На прошлых кадра мельках памятник человеку в треуголке (2007) - это ни кто иной, как командор
Николай Резанов, более всего известный как герой "Юноны и Авось", руководивший русской колонией в Калифорнии и полюбивший дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту. До этого он успел вместе с Григорием Шелиховым основать Русско-Американскую компанию, вместе с Иваном Крузенштерном совершить первое русское кругостветное плавание, а уже целиком самостоятельно - превое посольство в Японию, принятое на Островах Восходящего Солнца вежливо, но абсолютно безрезультатно. В итоге он поставил на ноги Форт-Росс, обвенчался с Кончитой (причём о страсти речь шла вряд ли - скорее, попытка завладеть испанскими колониями в Калифорнии), поехал в Европу договариваться о таком браке с Папой Римским, да по дороге простудился, вдобавок (из-за слабости) упал с лошади, и достигнув в 1807 году Красноярска, умер. Прямо на площади - его могила с обелиском (1831):
29.
Но хоронить на площадях массово стали лишь при Советах, а Резанов упокоился в ограде несохранившегося Воскресенского собора (1759-73) - главного храма Старого Красноярска, образца "енисейского барокко", снесённого в 1935 году. Площадь Мира сто лет назад была Старо-Базарной, и как Ново-Базарная/Революции (см. первую часть) представляла собой незастроенное торжище на пустыре вокруг собора. Хотя Гостиный двор, показанный в конце прошлой части, совсем рядом с ней был не случайно.
29а.
Ныне площадь напоминает о каких-нибудь курортных городах с бесчисленными киосками и уличными едаленками на все случаи жизни. Неподалёку мостик через Качу, за которой старейший в городе район Покровка, и чуть дальше по улице Белинского воевода
Андрей Дубенский (1997) указывает место для острога... туда я тоже не дошёл. Фотографировал же я здесь в первую очередь вот эту неожиданно интересную многоэтажку:
30.
Пешеходный Виноградовский мост (1979-85) длиной 550 метров (название по инженеру, строившему и другие мосты Красноярска) перекинут уже не через Качу, а через самый что ни на есть Енисей, его протоку, отделяющий Татышев остров:
31.
Вода чиста и холодна:
32.
А место острога отмечает памятник сибирским первопроходцам "Лошадь белая" (2006), в котором несоответствие цвета и названия удивляло не меня одного. Куда интереснее металличесие камыши:
33.
Если же обогнуть Стрелку, то можной выйти к бывшему музею Ленина (1987) - улица Маркса отделяет его от Филармонии и показанного в прошлой части Гостиного двора, а на площадке рядом увековечен главный красноярский писатель Виктор Астафьев. Увы, мне он не близок.
34.
Из музея Ленина ныне пытаются сделать очередной центр современного искусства. За несколько лет такие на мой взгляд глубоко бессмысленные, но всё-таки забавные учреждения стали в России как-то обыденны. Но я помню, как это начиналось в моей родной Перми (правда, когда я в ней уже был гостем) и какую ненависть вплоть до поджогов вызывало (причём не "ваты", прошу заметить, а у самых что ни на есть "сводобомыслящих") - комменты к
моему посту 2010 года весьма наглядны. С тех пор к ним все привыкли.
35.
36.
Здесь же колёсный пароход "Святитель Николай" (1886) - старейшее сохранившееся судно в России:
37.
Причём он не пришвартован, а стоит на берегу, и служит не рестораном, а честным музеем:
38.
"Николай" был построен в Тюмени (кроме шведского двигателя), владел им купец
Александр Сибиряков, и этот пароход тогда считался лучшим судном Сибири. В рассказе о нём обязательно будет сказано, что на нём ходил в 1891 году цесаревич Николай (будущий император) и прибывал в Красноярск, но на самом деле, как я понимаю, всё свелось к прогулке по Енисею из села Берёзовское на том берегу за излучиной, куда цесаревич доехал поездом.
39.
Но вообще, нетрудно догадаться, что сохранён и восстановлен ещё в 1970 году пароход (с 1927 бывший баржей, а в 1960 списанный) был в первую очередь потому, что на нём плавал Ленин! "Святитель Николай" курсировал между Енисейском на севере и Минусинском на юге, и Владимир Ильич ехал на нём в Шушенское (вернее, ближайшую пристань). Именем Ленина вообще много всего хорошего уберегли:
40.
А вот в экспозицию, посвящунню Николаю II я не попал из-за очередного местного вахтёрства - времени было уже в обрез, а как раз в том зале в это время монтировали сигнализацию, и смотрительница музея имела строгий наказ не пущать. Почему это нельзя было сделать в другое время, когда на пароходе нет посетителей - история умалчивает.
41.
Впрочем, я сюда всё равно пошёл в первую очередь ради самого парохода, который оказался, разумеется, гораздо меньше прежде виденных мной судов-музеев - "Авроры" в Питере, "Витязя"
в Калининграде и "Большого Тылля"
в Таллине (а только снаружи - ещё ледоколы "Ангара"
в Иркутске и "Ленин" в Мурманске, крейсер "Кутузов" в Новороссийске, ещё несколько в Питере и... да вроде и всё, страна у нас не морская). Команда тут была всего 12 человек:
42.
Подробнее о пароходе здесь. Та самая шведская паровая машина:
43.
Да сами колёса. Кстати, есть у нас и действующее колёсное судно - ныне прогулочный "
Николай Гоголь" (1911) в Архангельске.
44.
Ниже по Енисею на правом берегу видна Никольская церковь (1995-2000) памяти репрессированных и непонятный деревянный храмик Фёдора Тирона рядом с ней. Оттуда наверное тоже отличные виды на город, но туда я уже не успел. Когда-нибудь и я пройду на пассажирском теплоходе от Красноярска до Дудинки и далее в Норильск,
но в ближайших планах Иртыш и Обь.
45.
В следующей части - то, что не влезло в эти четыре и было осмотрено на обратном пути с Богучанской ГЭС: улица Ленина и район Взлётка.