Таллин. Часть 14: Лётная гавань

Oct 24, 2014 02:29



Среди многочисленных достопримечательностей Каламаи в прошлой части я не показал одну - Лётную гавань, или вернее обосновавшийся в ней Морской музей Эстонии: рассказ о нём выйдет объёмнее, чем о самой Каламае (и я в курсе, что "финно-угорский русский" не допускает склонения этого названия, но ничего не могу с собой поделать).

В Прибалтике три больших Морских музея с доступными для осмотра судами - в Калининграде, Клайпеде и Таллине. Все они довольно молоды (с советских времён существует только литовский, да эстонский с 1935 года имел экспозции в зданиях), все весьма солидны по меркам континентальной Европы (хотя до морских музеев англосаксонского мира им, конечно, далеко). В Калининграде отчётлив научный уклон, ведь его главное судно - легендарный "Витязь"; в Клайпеде - этнографический и природный при редуцировнной "корабельной" части; в Таллине... этот музей я бы назвал шедевром концепции и планировки - он гениально вписан в местность, с музейными судами соседствуют действующие, рядом работает верфь и снуют гигантские паромы, а главное здание музея - крупнейшие в мире гидроангары:

2.


Они были построены аж в 1916-17 годах датской фирмой "Кристиан и Нельсен" как часть Морской крепости Петра Великого, база царских гидросамолётов, которые, сколь мне известно, так и не были туда поставлены. Позже ангары занимали воинские части всех владевших Таллином государств, но уже в 1979 году местные краеведы пришли к пониманию, что это уникальный памятник. В 1990-х за них шла борьба между государством и бизнесменами (да такая, что как-то охранники грубо выставили отсюда самого президента Леннарта Мери), и лишь в 2000-е началось обустройство музея, а открылся он, как я понимаю, буквально в последние годы. Ныне музей включает экспозицию в ангарах (вставки - судя по всему на месте проёмов, через которые выкатывали самолёты) и полтора десятка судов и кораблей на причале, а его основа - ледокол "Большой Тылль" на воде и подводная лодка "Лембит" в ангарах.

3.


Музей состоит из двух объектов (ещё башня Толстая Маргарита в Старом городе) с гибкой тарифкацией и имеет очень симпатичный сайт аж на 7 (!) языках - эстонском, английском, русском, немецком, латышском, финском и шведском. Кассовый зал от экспозиции отделяет стена-аквариум с балтийской фауной - но в отличие от Клайпеды (где это по сути основная часть музея) и Калининграда (где это целый павильон), на этом биологическая часть исчепрывается. Начало осмотра - на втором ярусе, лестница приводит в кафе под впечатляющими бетонными сводами:

4.


И подойдя к краю, на секунду теряешь ориентацию в пространстве. Огромный зал в неестественном свете, то и дело мелькающие по потолку тени (вернее, наоборот, отсветы) самолётов, отдающиеся эхом шумы волн, судовых и авиационных моторов, крики чаек, музыка, перемежающаяся рассказом на разных языках... в общем, это впечатляет.

5.


Два яруса имеют свой концепт - навесы служат как бы мостками, у которых на воображаемой поверхности воды висят разные лодки и бакены; на "дне" - мины (до недавнего времени занимавшие отдельный Музей Мин около Толстой Маргариты). Плюс - берег с артиллерийскими орудиями, где "пришвартована" господствующая в этом ангаре подлодка "Лембит". Теоретически, тут ещё должен быть редкий британский гидроплан-торпедоносец "Шорт-184" времён Первой Мировой, на вооружении Эстонии стоявший до 1933 года, но мне не повезло - его увезли на ремонт, хорошее фото есть здесь.

6.


Вдоль "причала" висят с одной стороны лодки, с другой - парусные яхты. На дне лежит остов парусника 1550-х годов, построенного непосредственно в Ливонии - чуть ли не единственный сохранившийся экземпляр. А висит над ним, если я не ошибаюсь, "Монотип-15" - буер (то есть яхта, скользящая по льду), разработанный в Эстонии, бывшей тогда одним из лидеров Европы по буерному спорту, в 1932 году и до сих пор выпускающийся.

7.


Лодки очень эффектно смотрятся на вису. Здесь - две осинки, то есть долблёнки. Удивительно, но этот древнейший тип лодок, изобретённый ешё первобытными людьми, до сих пор живёт на небольших озёрах, я их видел и в Архангельской области. Слева - более архаичная осинка из Соомаа (это под Вильянди, в переводе - Болотный край), вернее её современная реплика на фоне бакенов. Справа - более продвинутая казаринская осинка (1979, название от реки Казари), на которой можно было ходить и в тихих бухтах... в данном случае бухта конкретно заминирована.

8.


Среди бакенов на переднем плане эйстук (правда почему-то без самого характерного элемента - полозьев под дном), чуть дальше - рухнусская ладья. Так как Рухну - крошечный островок в сотне километрах от берега, она рассчитана на неспокойный Рижский залив. Обе лодки - современные реплики.

9.


Все они, кроме осинки Соомаа - наследство "береговых шведов", эстляндского народа, сложившегося из шведских крестьян и рыбаков, перебиравшихся в 16-17 веках через море. В основном они жили на островах и в окрестностях Хаасалу, где есть даже их музей, и было их до войны несколько тысяч, сейчас же осталось дай бог если несколько сот - почти все они в войну, кто от фашистской мобилизации, кто от наступления Красной амрии, бежали в нейтральную и к тому же родную Швецию. Причём - так же, как и пришли, то есть на лодках через море. Вот "Гётеборгская лодка беженцев" (1939) - характерный для межвоенной Эстонии типа рыбацких моторок, в 1943 году она увезла своих хозяев через Финляндию в Гётеборг, там каким-то чудом прожила больше полувека и в 2007 была возвращена в Эстонию.

10.


Похожая история у куда более маленькой "Готландской лодки беженцев", на которой в 1944 году люди бежали с острова Сааремаа на Готланд, а в Эстонию она вернулась в 1991-м. О всех прочих штуковинах, висящих на заднем плане этих двух двух кадров ничего конкретного сказать не могу - бакены (причём, видимо, один ещё и с маячком), мины, торпеда...

11.


С другой стороны - парусные яхты. Слева ещё один буер, информацию о котором я забыл переснять. Правее - детская спортивная яхта "Оптимист" (1964) и ешё какая-то, опять же не опознанная мной. Крайняя правая - раритетная "Акула"  (класс спортивных яхт, разработанных в 1920-е годы), их последний уцелевший представитель (1939), называвшийся в разные времена "Хайли", "Кадри" и "Лийна" и ходивший по Чудскому озеру. Ну а вторая справа, с "акульим" килем - это, кажется, "Финн", разработанная в 1949 к Олимпиаде-1952 в Хельсинки спортивная яхта, выпускающаяся теперь по всему миру, скажем конкретно вот эта сделана в 1991-м году в США.

12.


Деревянная "дачная" моторная лодка 1930-х годов из Билленеса (Финляндия) - сама конструкция очень знакома по всяким "Казанкам" и "Прогрессам", но только все они металлические. Ниже - шведский глиссер-амфибия "Скат-2", закупленный в 1997 году эстонским МЧС как пробный экземпляр, оказавшийся к местным условиям непригодным и сосланный в музей..

13.


Следующий мостик вывел меня к "балкону" с военной техникой, из которой больше всего запомнилась вот эта самоходная зенитка ЗСУ-57-2 1950-х годов:

14.


И антивоенные граффити:

15.


А вот и гордость музея. У I Эстонии было две подводные лодки - минные заградители "Калев" и "Лембит", первая называлась в честь героя эпоса, вторая - в честь вождя, предводителя эстов в борьбе с нашествием "железных людей", погибшего в бою в 1217 году. Обе были построены в Англии по заказу министра оборону Лайдонера и спущены на воду в один день в 1936 году. Эстонии послужить, они, впрочем, толком не успели и в войну принадлежали советскому Балтфлоту, перебазировавшись в Лиепаю. "Калев" погиб осенью 1941-го, скорее всего подорвался на мине, и его обломки до сих пор не найдены. А вот "Лембит" прошёл войну и накануне своего списания в 2011-м году был старейший в мире действующей подводной лодкой.

16.


Несколько кадров изнутри, хотя от полноты, конечно, этот портрет далёк. В подводную лодку я залезал, кажется, второй раз в жизни (причём первый был напрочь не помню где), и оба раза поражался тесноте и особенно - размеру люков между отсеками.

17.


18.


19.


На "дне" ангара - мины разных эпох и стран:

20.


И всякие интерактивные штуковины - хочешь кораблик в корыте погоняй:

21.


Хочешь - полетай в легкомоторном самолёте:

22.


Постреляй из зенитки:

23.


А на крайний случай есть ещё и Yellow Submarine:

24.


Теперь пойдём к причалу. Детская площадка с рыболовным мотоботом - я помню такие в своём камчатском детстве:

25.


И третья подводная лодка - разумеется, реплика, причём я так и не понял, был ли разработанный проект осуществлён в принципе. Вообще, первые прототипы подводных лодок известны чуть ли не с 15-го века, американская "Черепаха" (1775) вполне реально участвовала в войне за Независимость, и в этом ряду первая русская подводная лодка, экстренно разработанная в 1854 году в Ревеле 27-летним военным инженером Отто Герном при поддержке Крузенштерна, чем-то фантастическим не выглядит. Это был "подводный брандер" - она должна была подходить к вражескому кораблю, "откладывать" на него мину замедленного действия и отходить, но как и большинство подводных лодок, воплощённых и не воплощённых до рубежа 19-20 веков, она так и осталась экспериментом.

26.


Военны катера, списанные из флота II республики до его недавнего обновления, самый известный - . За ними - Таллинская верфь, грохот которой тут служит естественным фоном. Первый по счёту - патрульный "Гриф", с которым была связана интерсная история про рьяных националистов в 1992 году:

27.


И среди них шхуна "Хелен фон Маасхольм" (1932), как я понимаю, иногда действующая (есть ещё в Таллине парусник " Кайсамоор", который я видел на ходу, и вполне возможно, что его постоянное место здесь же).

28.


Но главный здесь, безусловно, "Большой Тылль" - аутентичный столетний ледокол и первое в Таллине судно-музей. Он был построен в 1914 году в Штеттине по заказу царского правительства и поступил в Ревель накануне Первой Мировой как "Царь Михаил Фёдорович", причём капитаном его с самого начала был эстонец. После февральской революции восставшие матросы переименовали его в "Волынец" в честь восставшего Волынского полка (базировался в Варшаве), а после Октября он участвовал в Ледовом походе, проводя русские корабли из буржуазного Хельсинки в красный Кронштадт, но сам в итоге достался финнам, переименовавшим его в "Вяйнямёйнен" - это главный герой "Калевалы". В 1922-м финны вернули его братскому народу уже не в Ревель, а в Таллин. Большой Тылль - это мифический великан с острова Сааремаа, добродушный, но вспыльчивый и в гневе становящийся очень жестокими, и по легенде, он часто во время штормов вытаскивал из моря суда и лодки. В общем, идеальное название для ледокола, и для II республики он был незаменим - ведь Финский залив замерзает, и заходившие в Таллин иностранные суда даже платили специальный "ледокольный сбор".. В 1941-92 он вновь назывался "Волынец", последнюю проводку совершал в 1986 году, а в 1994 стал музеем. Мне сильно повезло - он уходил на ремонт и вернулся буквально в день моего приезда в Таллин:

29.


Часто пишут, что это старейший в мире сохранившийся ледокол, но это точно не так - финский "Тармо" в Котке был построен в 1906-м, иркутская "Ангара" - в 1899-м, а шведский "Боря" (Bore) из Мальмё и вовсе в 1894-м, но почему-то в этой компании самый малоизвестный. Ледокол - судно в принципе весьма экзотическое, а уж столетней давности...

30.


"Тылль" в общем-то не особо большой - всего 72 метра в длину, но облазать его можно практически целиком. На нём был снят и вводный кадр. Штурвал на капитанском мостике:

30а.


И характерные смотровые площадки на его крыльях. На музейном причале, как видите, многочисленные частные яхты:

31.


Буксир, а за ним два списанных военных корабля - минные тральщики "Вамбола" (ближе) и "Сулев" (дальше), бывшие немецкие "Куксхафен" и "Линдау" (1957-59). И далёкий паром на фоне острова Аэгна - часть музейного пейзажа:

32.


Вид на запад, в сторону полуострова Копли. Опять же какие-то немузейные катера - честно говоря, не знаю, по какому принципу определяется, каким судам стоять в этой гавани:

33.


А вдалеке - Минна гавань, где стоит эстонский военный флот из 4 кораблей (не считая катеров береговой охраны), то есть в кадре его 3/4 - английские минные тральщики "Сакала" (бывший "Инвернесс") и "Уганди" (бывший "Бридпорт") проекта "Сэндаун" (1988, здесь с 2008-го) и шведский корабль управления "Тасуя" (бывший "Линдормен"). За ними - рыбный порт (не путать с исторической Рыбной гаванью между Каламая и центром), белое здание - бывшая гостиница "Океан", и по словам Каца, условия и контингент в советские время там были таковы, что в командировку сюда рыбное министерство посылало чем-то провинившихся сотрудников.

34.


Спустимся внутрь ладокола - здесь я также даю лишь несколько кадров для общего впечатления, что где - думаю понятно и так. Но в принципе, такого количества открытых для осмотра помещений я не видел ещё ни одном судне... кроме нетуристического тяжёлого буксира в Балтийске, куда экскурсию мне провели неформально.

35.


36.


37.


38.


39.


Не "Витязь", конечно, но чувствуется, что своего "Большого Тылля" эстонцы любили:

40.


Мастерская:

41.


И даже кубрик, где можно перекусить блинчиками да солянкой:

42.


Покинув "Большого Тылля", я вышел на причал. "Сулев" ныне тоже музей:

43.


Корма минного тральщика на фоне гидроангаров и Батарейной тюрьмы (см. прошлую часть):

44.


Внутри "Сулев" оказался неожиданно маленьким.

45.


Больше всего впечатлила компановка кают:

46.


Дальше у причала - наверное, буксир вспомогательного флота:

47.


Взгляд назад. Слева видна труба старой электростанции, Горхолл и небоскрёбы Кесклинна:

48.


Далёкие телебашня (314м) и огромный яхт-клуб, построенные к Олимпиаде:

49.


Причал загибается буквой "Г". Над судами (включая далёкие паромы в пассажирском порту) виден воздушный шар - ещё одна смотровая площадка в центре Таллина:

50.


Вид на порт с конца причала. Таллинский порт в Прибалтике четвёртый по грузообороту (после Клайпеды, Риги и Вентспилса), но состоит из нескольких небольших портов на приличном расстроянии друг от друга (крупнейший - Мууга в городе-спутнике Маарду), поэтому выглядит совсем маленьким.

51.


А напоследок мимо судов на берегу:

52.


Можно выйти к Таллинской судоверфи, осколку завода Ноблесснера, и полюбоваться ей через забор:

53.


По сути дела это тоже часть Морского музея...

54.


Но о верфях (в том числе и Ноблесснеровской) - в следующей части про полуостров Копли - самый суровый район Таллина.

Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Кесклинн. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне, Пельгулинн и Копли-Товарная.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.

Другие посты об Эстонии.

Эстония, дорожное, шведы, "Балтийские ветры", транспорт, Таллин, суда и корабли, эстонцы, этнография

Previous post Next post
Up