Балтийск (Пиллау). Часть 2: Русская набережная

Mar 13, 2013 15:05



В первой части рассказа о Балтийске, самом западном городе России, я не просто так фантазировал про уездный город Пилов: пожалуй, именно здесь 4 года русского господства в Семилетнюю войну оставили самый заметный след. Порт Пиллау стал основной базой снабжения гарнизонов на новопокорённой территории, для чего в 1759-60 годах его гавань капитально реконструировали. И даже после того, как русские покинули Пруссию, в Пиллау были Русская дамба и Русский остров, со временем сросшиеся в Русскую набережную старой гавань напротив центра.

Во второй части рассказа про самый западный город России: гавань и её посёлок, Русская набережная, малые военные корабли, гополебеди, и - примерно 3/5 поста - экскурсия на стоящее в этой гавани вспомогательное судно МБ-305.

Для начала - вынужден снова выложить схему Балтийска из прошлой части (где были осмотрены точки 1, 2, 3, 4, 5, 7). Оба маршрута прошлой части закончились тем, что мы вышли к городской пристани - точка 9, ну а собственно гавань отмечена точкой 10, и Русская набережная - по её южной стороне. Ещё южнее расположен судоремонтный завод, по другую сторону которого находится военная гавань, в которой и стоит основная часть Балтийского флота России... из 4 наших военно-морских флотов самого маленького, но с героическим прошлым. В той гавани стоит и его флагман - эсминец "Настойчивый" проекта 956 "Сарыч". Но само собой, туда мы с soullaway не ходили.

2.


Сначала осмотрим точку "9" - набережную Балтийского канала, с которой в следующей части ещё отправимся на Балтийскую косу. Собственно, лучший вид на неё - как раз с парома: сталинские здания, Балтийский маяк (33 метра), а вдалеке, где бело-красная посудина - собственно, вход в гавань.

3.


Прямо напротив пристани - внушительный жилой дом. Как уже говорилось в прошлой части, от других городов Восточной Пруссии Балтийск отличает обилие сталинок:

4.


Памятник Петру I (1998) стоит на месте немецкого памятника (1913) курфюрсту Фридриху Вильгельму I, при котором Пруссия объединилась с Бранденбургом. Памятник ещё в 1943 году хотели пустить на переплавку для нужд вермахта, но в итоге он уже после войны "всплыл" в Гамбурге и ныне стоит в городке Эккенфёрд. Балтийский маяк же не только самый западный в России, но и один из самых старых: построен в 1813-16 годах, и уже сто лет работает на электрическом освещении.

5.


На углу, у входа в гавань - гостиница "Золотой Якорь", построенная в 1909 году как "Остзейский отель", под нынешнем названием - с 1941 года. Бродский был не единственным её именитым постояльцем - цитируя официальный сайт: народные артисты Николай Крючков, Михаил Жаров, Людмила Чурсина, Владимир Меньшов, певец и композитор Андрей Макаревич, Юрий Шевчук и группа ДДТ; космонавты: Алексей Леонов, Павел Беляев, композитор Оскар Фельцман, герой социалистического труда главный строитель «Северной верфи» - Цветков Герман Иванович, сдавший более 15 военных заказов. Валун перед фасадом - памятный знак героям штурма Пиллау (1971):

6.


А за гостиницей - вот такая перспектива. Русская набережная - на той стороне. Но тут одним из главных впечатлений Балтийска для меня стали лебеди. В принципе, про них знает вся Калининградская область, и живут они в этой гавани круглый год, но почему-то никогда раньше о них не слышал, и встреча с ними для оказалась полной неожиданностью.

7.


Надо заметить, вид у них совсем не романтический - я их про себя называл не иначе как "гополебеди": наглые, здоровые и ходят флотилией... на фоне военных кораблей.

8.


На той стороне - судозавод, чуть-чуть видна его водонапорная башня. У набережной - малый ракетный корабль, по-буржуйски корвет:

9.


К набережной тут выходит мемориал "Балтийская слава" (1973), представляющий собой парадную площадь размером примерно 200х70 метров:

10.


На фоне бывший кирхи - торпедный катер проекта "Комсомолец" 1940-х годов. Прежде, чем попасть на мемориал, он успел послужить ещё и кораблём-мишенью для всяких учений и испытаний.

11.


Русская набережная на самом деле практически в центре - только перебраться через гавань. В советское время, говорят, ходил паромчик, да и сейчас летом курсирует моторная лодка по заполнению. Но нам, чтобы из центра попасть на Русскую набережную, надо было вернуться к точке "1". К гавани ведёт улица Серебровской, памятник которой установлен у её начала. Шура Серебровская, дочь известного учёного (одного из основателей советской генетики) и выпускница биофака МГУ, на войну она пошла добровольно - в медсанчасть, и погибла при штурме Пиллау, за две недели до Победы.

12. точно не знаю, на той ли улице вот этот дом - следующие несколько фото авторства soullaway, я же этот район видел лишь с маршрутки


Параллельно улице Серебровской проходит улица Гагарина, а на ней... на ней обыкновенный сталинский рабочий посёлок. В Пруссии реально успеваешь соскучиться по такой архитектуре.

13.


Всё же в большинстве её городов, оставленных немцами, для жилья вновь прибывших советских людей хватало и сохранившихся зданий. Балтийск стал исключением, видимо, потому, что разрушен был очень сильно, а народу сюда как в стратегический военный порт сразу приехало много.

14.


Даже типовой ДК имеется!

15.


А этот кадр здорово роднит Дальний Восток и Дальний Запад. Я бы, увидев его, подумал бы, что это снято на Сахалине или Камчатке. Последняя в этом посте фотка Соловья, дальше опять мои:

16.


Вот мы и на Русской набережной - в основном тут мрачная и запущенная промзона и невзрачные дома у проходной судоремонтного завода. На той стороне были рано утром, здесь - вечером.

17.


Собственно, набережная, вид в сторону центра. Флотилия лебедей передислоцировалась вглубь гавани. На той стороне, если я не ошибаюсь, малые противолодочные корабли, они же просматривались вдалеке на кадре №7:

18.


В дальней части гавани, на фоне собора Александра Невского - катера береговой охраны:

19.


В основном тут стоит вспомогательный флот. Крупнейшее судно в гавани - плавучая мастерская, построенная на Щецинских верфях (Польша):

20.


И основной причал вспомфлота - как раз на этой стороне:

21.


Вот и наша цель - морской буксир МБ-305, бывший "Илга". Как и многие другие суда этой гавани, он был построен в Щецине по заказу СССР - в 1983 году. "МБ" - так и расшифровывается, "морской буксир". У этого причала он самый крупный - длина 81 метр, то есть всего на четверть поменьше "Витязя".

22.


Исходя из того, что я нарыл по нему в интернете, изначально он строился для советского Мингазпрома, работы в Арктике, но в итоге достался вспомогательному флоту Минобороны, работал сначала в северных морях, а затем на Балтфлоте. Он уже 4 года в состоянии вялотекущего ремонта, но выглядит вполне прилично - по крайней мере дилентант вроде меня ни за что бы не догадался, что в море МБ-305 не был уже несколько лет. И экскурсия на буксир стала прекрасным продолжением Музея Мирового океана, который я посетил ровно сутками ранее.

23.


Нас тут уже ждал друг Соловья (имени его, по понятным причинам, указывать не буду), встретивший меня словами "Хорошо живёшь, путешественник! А мы тут сидим, мира не видим, ну так только в Кейптаун иногда, в Монтевидео..." - само собой, на каком-то другом судне. В общем, колоритный дядька:

24.


В коридорах МБ-305 сразу наваливается тот едкий, металлический запах, который сопровождает действующие суда. Почти так же пахло на "Космонавте Пацаеве", а вот на "Витязе" или музейном траулере - нет. Указатели в коридорах кажут на спасительную шлюпку - их тут две, висят по обоим бортам:

25.


Мы первым делом взобрались на мостик... Да, говорю ещё раз - я дилетант (при том, что у меня и отец моряк-гидробиолог, и в детстве на морских судах хаживал между Камчаткой и Командорскими островами - но дальше, чем "не корабль отплывает, а судно отходит" мои познания в морской терминологии не продвинулись), и могу ошибаться во многих абсолютно очевидных любому разбирающемуся человеку деталях.

26.


Мостик оказался прекрасной смотровой площадкой. С одной стороны - суда размагничивания. Дело в том, что от трения о солёную воду металлический корпус судна постепенно намагничивается, что во-первых науршает работу компаса, а во-вторых притягивает всякую гадость вплоть до морских мин, поэтому раз в определённый промежуток суда проходят процедуру размагничвания.

27.


Вроде бы гирокомпас:

28.


С обратной стороны - ещё одна достопримечательность, трофейный немецкий портовый кран 1930-х годов:

29.


А больше всего меня озадачили вот эти штуковины в дальней части гавани. Соловей об их назначении спросил знакомых с судоремонтного завода, и мнения разделились - то ли это плавучие ёмкости для топлива, то ли "поплавки" для поднятия затонувших кораблей. Как бы то ни было, они даже не огорожены, то есть вряд ли являются чем-то стратегическим:

30.


Капитанский мостик и пульт управления. "Классического" штурвала тут нет - обычный руль, почти как у машины:

31.


Ещё один пульт (только почему-то без штурвала) с обратной стороны:

32.


Затем мы отправились в радиорубку. Тут в кадре судовая кошка Маша, которая то бегала за нами (в том числе в машинном отделении), то гуляла сама по себе, разок даже на наших глаза перепрыгнув на соседнее судно:

33.


Наш "экскурсовод" демонстрирует работу радиорубки, выстукивая азбуку Морзе:

34.


Хотя сама эта система - реликт. Комментарий bu33er: Сейчас вся аппаратура радиосвязи стала компактной и с простым интерфейсом. Не надо ничего крутить, настраивать, вслушиваться. Не нужно знать азбуку морзе и работать ключем, и принимать на слух. Спутниковая связь - и телефонная и телеграфная - заменила "дальнюю" коротковолновую. Чаще всего теперь и отдельной радиорубки на судах нет. Всё монтируется в ходовой рубке; и переговоры, и, например, получение метеоинформации - всё осуществляет сам вахтенный начальник. На реке это уже давно так. В море всё же несколько серьёзней - и там, как видишь, ещё остались "антикварные" радиорубки. Но увы, романтическая профессия радиста - вымирающая.

34а.


Идём дальше:

35.


Здесь всё просто и незатейливо по сравнению с "Витязем", но очень даже основательно по сравнению с траулером. Но только не музей. Столовая... торчащий из-за стены диван и телевизор моряки купили сами:

36.


Камбуз:

37.


Кают-компания. Простенько и душевно:

38.


Каюта - три койки, шкафы и стол со стареньким компом (отсюда не виден):

39.


Душевая (или как это называется?). А вот в гальюн зайти не сподобились:

40.


Вот так живут наши моряки - ещё раз повторюсь, что это не музей, а рабочее судно, и тут нет ничего непоказ. Не отель, конечно - но всё вполне себе прилично.

Ну а настоящий эксклюзив - дальше. Спускаемся в машинное отделение:

41.


Справа центральный пункт управления: один пульт, положение штурвала, рубильников и кнопок на котором синхронно их положению на пульте мостика, и слева распределительный щит, электрическое гудение которого стоит тут непрерывно.

42.


В самом машинном отделении наш проводник рассказывал очень много, но признаюсь честно, половины я не понял, оставшееся - забыл. Так что вот просто впечатляющие кадры из корабельных кишок:

43.


44.


45.


46.


С особым восхищением наш проводник говорил о валолинии. Дело в том, что силовая установка как самый тяжёлый элемент находится в центре судна - ну а винт-то за кормой! Поэтому через пол-корпуса проходит валолиния, и по словам нашего проводника, она должна быть идеально отцентрована, отклонения даже в доли миллиметра недопустимы. Вот как раз с ней-то и связан основной ремонт:

47.


Так и не запомнил, для чего баки - топливо или вода?

48.


У самой кормы наш проводник рулевую машину, приводящую в движение и стабилизрующий перо руля:

49.


Он вообще много нам показал, но я боюсь ошибиться, поэтому ничего не поясняю. Отдельное впечатление - твиндек, то есть двойное дно, пустое пространство где-то полуметровой ширины между внешним и внутренним корпусом.

Ну и самое главное для буксира - стальной трос длиной без малого километр, на котором можно буксировать крейсер, ледокол или лайнер:

50.


В следующих двух частях - о Западных воротах России. Поход на Балтийскую косу и обратно.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный.
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
.

немецкое, Пруссия, дорожное, Балтийск, животные, "Балтийские ветры", транспорт, суда и корабли, Калининградская область

Previous post Next post
Up