Калининград (Кёнигсберг). Часть 7: Внутреннее кольцо от Фридландских ворот до моста

Feb 28, 2013 11:06



В советских хрониках Кёнигсберг называют не иначе как "город-крепость" - и не зря. Основанный как метрополия чужой и враждебной земли, у ворот беспокойного востока, веками разраставшийся вокруг замка, Кёнигсберг не мог не быть крепостью. Старейшие стены 14 века, этакий "нулевой пояс", охватывали Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, и от них к войне уцелели две башни. Первый пояс был построен в 1626-34 годах охватывал уже Росгартен, Трагхайм и Форштадт, а Второй пояс вырос в 1843-62 годах, и в частично совпадал с первым - в совокупности то, что от них осталось известно как Внутреннее кольцо. Наконец, третий пояс (Внешнее кольцо) построен в 1870-90-е годы, проходит примерно вдоль нынешней объездной, и использовался по назначению вплоть до наших дней. Внутреннее кольцо, потерявшее оборонное значение к началу ХХ века - это фактически и есть центр Кёнигсберга, край "дырки от бублика", в который вплетены площадь Победы и два вокзала. Впечатляет и то, что британская авиация, дотла спалив центр города, пощадила транспортные узлы и укрепления - Внутреннее кольцо сохранилось с предвоенной поры почти целиком, основные его утраты связаны с застройкой Кёнигсберга в начале ХХ века.

Поход вдоль кольца (который на практике не был сплошным) я разобью на три части, и в первой осмотрим Южный вокзал, прилегающий старый район Хаберберг и прикрывавшую его часть укреплений. Также оговорюсь заранее, что я теме фортификации я профан, путаюсь даже в терминологии, поэтому рассчитываю на правки и замечания.

На вводном кадре - Фридландские ворота, крайняя точка маршрута. Правее - остров Ломзе, мост на который несколько дальше, и туда я уже не ходил, поэтому пойдём против часовой стрелки. Большинство отмеченных на схеме объектов уцелели, кроме Холлендербаумских ворот, участка от бастиона Краузек до Трагхаймских ворот включительно и отдельных бастионов по всей длине кольца. Южный вокзал находится примерно на месте Бранденбургского бастиона. Зелёные полосочки я нанёс на схему (сфотографированную во Фридландских воротах) сам, и они обозначают "границы" моих постов:

2.


...Начнём поход мы не с Фридландских ворот, а с Южного вокзала, который со времён своего основания в Кёнигсберге и Калининграде главный. Как уже говорилось в посте о немецкой инфраструктуре, железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1857 году, а в 1862 сомкнулась с железными дорогами России. Кёнигсберг представлял собой важный транспортный узел, но при этом не имел ярко выраженного Главного вокзала - лишь несколько небольших станций, с некоторыми из которых, существующими и исчезнувшими, мы ещё встретимся. Условно главным можно было считать комплекс Восточного и Южного вокзалов - старейшие в городе, они находились довольно далеко от нынешнего Южного.

3.


В общем, это уже не орднунг был, а бардак какой-то, поэтому в 1920-е годы Кёнигсбергский транспортный узел прошёл комплексную реконструкцию. Южный вокзал в нынешнем виде открылся в 1929 году, и его устройство хорошо видно на гуглокарте:

4.


Перед вокзалом - огромная (420х160м) и пустая площадь Калинина, и простое, но стильное здание вокзала в стиле "новой вещественности" - самый впечатляющий объект на ней:

5.


На фасаде - герб не Советского Союза, а отдельно взятой РСФСР. По-моему довольно редкий случай?

5а.


Внутри, как мне показалось, вокзал тесноват, но очень цивилен:

6.


Главная же его достопримечательность - огромный (180 на 120 метров) трёхпролётный дебаркадер с надписями "Добро Калининград Пожаловать" на торцах. Подобные дебаркадеры сохранились в бывшем СССР ещё в Москве (Киевский и Казанский вокзалы), Питере (Витебский вокзал), Львове, а уже в наше время дебаркадером обзавёлся ещё и Кишинёв. В Германии же это было обычное дело. И как видите, такая относительно хрупкая штуковина пережила и август 1944-го, и апрель 1945-го:

7.


Вокзал расположен не у середины, а у северной оконечности дебаркадера. Второй вход - по тоннелю с другого конца:

8.


Дебаркадер не очень высок (во Львове ощутимо выше, не говоря уж про Москву-Киевскую), но кажется безмерно широким. Дальних поездов сейчас отсюда ходит что-то около трёх пар (на Москву каждый день, на Питер через день и в Адлер иногда), пригородных - полтора десятка. А ещё тут, пожалуй, самое большое разнообразие путей: мало того, что как дизельные, так и электрифицированные (в Зеленоградск и Светлогорск) - так ещё и имеется путь стефенсонской колеи (раньше ходил поезд Калининград-Гданьск-Берлин).

9.


Вокзал тут чисто пассажирский, грузовые пути на него не заходят (на спутиниковом снимке видна огромная станция Калининград-Сортировочный):

10.


Северный выезд отмечен очень стильный диспетчерским пунктом:

11.


Южный - небольшим железнодорожным музеем, который нависает аккурат над перронами автовокзала. Автовокзал тут типовой, маленький, но оживлённый. Вообще, автобусное сообщение в области организовано очень грамотно.

12.


Завершает ансамбль немецкий виадук, "тоннель" под которым изрисован на удивлением качественными граффити:

13.


Сюжеты очень разные. Приглядитесь - серое существо из своего брюха тянет как раз-таки поезд:

14.


В общем, один из самых впечатляющих вокзалов, что я видел... равно как и Северный. Но этими двумя вокзалами транспортная мозаика Кёнигсберга совсем не исчерпывается...
А от путепровода пойдём сначала по часовой стрелке - к Фридландским воротам. Железная дорога уходит на юг, а наш путь - вдоль проспекта Калинина, по крепостному валу, на котором и под которым в конце 19 века был разбит, извиняюсь за название, Южный Парк:

15.


В котором два равелина. Ближе к вокзалу - Хаберберг:

16.


17.


Дальше - почти такой же Фридланд. Рвы прекрасно вписались в парковый ландшафт:

18.


Между ними - обелиск. При нацистах парк носил имя Хорста Весселя - молодого активиста, автора гимна НСДАП, ещё в 1930 году убитого коммунистами. При советах парк переименовали в 40-летия ВЛКСМ, и на том месте, где стоял памятник Весселю, поставили стелу комсомольцам.

19.


Дальше, через дорогу - немецкие артиллерийские склады, ныне тоже склады, но уже гражданские:

20.


И наконец - Фридландские ворота, самые молодые на Внутреннем кольце (1857-62). Ворота с аналогичным названием были и на первом кольце, но располагались несколько ближе к центру, название же в обоих случаях от городка Фридланда (ныне Правдинск), находившегося в той стороне. У старых Фридландских ворот немцы несколько дней сдерживали армию Наполеона, дав русским время отступить за Неман.

21.


На ворота можно подняться, а вот с внешней стороны пока не подойти:

22.


Две стороны ворот украшены скульптурами тевтонских комтура Фридриха фон Цоллерна (1412-16) и великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена (который перенёс столицу Ордена в Мариенбург), воссозданными в 2005 году.

23.


Дело в том, что с 1990-х годов ворота занимает музей, основанный энтузиастом Александром Новиком, и лишь в 2002 году получивший официальный статус. Для Калининграда это был прорыв - если Музей мирового океана показал себя эффективной организацией, то этот музей - примером для подражания. Это был первый музей, специализировавшийся на довоенном Кёнигсберге. В 2007 году на всероссийском конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире" он занял второе место после Третьяковки.

24.


Мюнхгаузен на стене:

24а.


Мне, впрочем, не повезло - большая (и самая интересная) часть музея сейчас на реконструкции, поэтому я оказался несколько разочарован. Но что музей сделан со вкусом - видно:

25.


Между железной дорогой и улицей Багратиона вдоль вала тянется бывший район Хаберберг ("Овсяная гора"). Как считается, здесь находилось то ли пастбище, то ли посадки овса для тевтонской конницы, а предместье Хаберберг оформилось тогда же, когда Росгартен и Трагхайм - в 17 веке: в 1613 году образовалась община, к 1652 году разросшаяся до полноценного предместья, которое в 1724, как и другие, вошло в состав объединённого города. Насколько я понимаю, вал 17 века Хаберберг не охватывал, что было исправлено при строительстве второго вала.

26.


В Хаберберг из перенаселённого центра "выселили" кладбища, поэтому небольшой район на окраине имел целых три кирхи. Троицкая Хабербергская кирха известна с 1652 года, в ней крестили Канта... и когда церковь сгорела и была отстроена в 1748-52 годах, по легенде именно Кант предложил оснастить её громоотводом. Она стояла недалеко от нынешней площади Калинина:

27.


Кирха Лютера с 67-метровой башней построена в 1907-10 годах, и находилась близ показанных выше казарм. В кирхе был железобетонный купол, орган и стальные колокола с очень необычным "тяжёлым" звоном. Это последняя кирха Кёнигсберга, целенаправленно снесённая при Советах - в 1976 году. Возможно, и вообще последний храм, разрушенный советской властью...

28.


Наконец, католическая кирха Святого Семейства (1904-07) расположена на одной линии с уже упомянутым обелиском ВЛКСМ. С 1980 года в ней обитает филармония и органный зал.

29.


Архитектурно же это - пожалуй, лучшая стилизация под "ганзейскую готику" среди уцелевших калининградских кирх:

30.


В этом районе я гулял вечером первого дня - поезд прибыл на Южный вокзал примерно в пол-пятого, и у меня было полтора часа. Следующие кадры - уже не Хаберберг, а Форштадт, частично показанный в посте о первых кёнигсбергских предместьях. Форштадт выделяется среди других районов мрачноватой архитектурой, обшарпанностью и неизменным красным цветом.

31.


31а.


32.


33.


34.


Особенно хорошо вот этот дом в Малом переулке - бывшая телеграфная контора:

35.


А вернее его ворота в стиле "новой вещественности" - одно из моих любимых произведений Старого Кёнигсберга:

36.


И целый квартал Калининградского Морского Рыбопромышленного колледжа:

37.


Во дворе - какие-то наглядные пособия:

38.


А рогатый главный корпус - бывший Госпиталь Святого Георга (1894-97), основанный аж в 1329 году как лепрозорий, а в последующие века многократно разрушавшийся и возрождавшийся:

39.


Забыл я сфотографировать одно знаковое здание на Ленинском проспекте (который связует Южный и Северный вокзалы) - Дирекцию железных дорог в Кёнигсберге, с 1895 года занимавшую доходный дом, построенный, к слову, на месте школы, где в 1730-е учился Кант. Снимок из википедии, 2002 года:

40.


А это уже снова Хаберберг, конец проспекта Ленина:

41.


Возвращаемся к вокзалу. Вплотную к нему примыкает чрезвычайно (как и весь комплекс) стильный железнодорожный почтамт (обратите внимание на портал):

42.


Вид в те же ворота. Кадр снял на виду у сотрудников - никто слова не сказал. Наверное, решили, что немец...

43.


Привокзальные постройки тянутся ещё на пару сотен метров:

44.


Напротив - кирпичная ограда Альтштадского и Кнайпхофского кладбищ, как уже говорилось, "выселенных" сюда в 18 веке:

45.


Кроме стены от них ничего и не осталось:

45а.


Рядом - Бранденбургские ворота (прямо как в Берлине!) над улицей Багратиона. Бранденбург (ныне Ушаково) - замок у залива, по дороге в Бальгу... и далее как раз-таки в тот Барнденбург, где Потсдам и Берлин. Эти ворота - единственные во Внутреннем кольце проезжие, даже с трамвайными путями.

46.


Однако мы идём не под ворота, а параллельно им - дорога поднимается на эстакаду, параллельно которой проходит и железнодорожный мост. Внизу - пути грузовой станции, где-то в её правой части стоял Восточный вокзал:

47.


Часть складов тут ещё немецкие, а многоэтажки уже за Преголей:

48.


Дальше - шумная дорога и унылая промзона. У железнодорожной насыпи, так похожей на крепостной вал, ещё одна потрясающе стильная башня, на викимапии отмеченная как "пункт механической централизации Южного вокзала".

49.


А за ней виднеется железнодорожный мост (1915-27)... о котором в следующей части.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

немецкое, замки-крепости, Пруссия, железнодорожное, дорожное, "Балтийские ветры", транспорт, Калининград (Кёнигсберг), Калининградская область

Previous post Next post
Up