Связующим звеном между "
городом, которого нет" и "
городом, который есть" в Калининграде я бы назвал площадь Победы. Во-первых, потому что всему городу она известна как просто Площадь; во-вторых, она вплетена во Внутреннее кольцо, отделяющее разрушенный войной центр от сохранившихся предместий. В её окрестностях - Северный вокзал, самые капитальные из уцелевших гражданских зданий и единственный аутентичный довоенный памятник. Ну а центром города бывшая Ганзейская площадь начала становиться в 1920 году, когда в Кёнигсберге открылась Восточная ярмарка.
От Южного вокзала через район бывшего Старого города к Площади ведёт Ленинский проспект, после перекрёстка с улицей Житомирской примерно совпадающий со старинной улицей Штайндамм, показанной в прошлой части. Штайндамм до начала ХХ века упиралась в валы Внутреннего кольца, за которыми уже вырос новый престижный район Хуфен. В 1910-е годы, прямо на месте устаревших укреплений, была устроена новая площадь - Ганзейская, при фашистах ставшая площадью Гитлера, а при советах - площадью Победы. В принципе, самое логичное название для главной площади в городе-трофее. Перед площадью - сквер с памятником "Мать-Россия"
2.
Размеры площади очень внушительны - примерно 300х150 метров, и большинство зданий по её периметру - новые торговые центры. Самый узнаваемый из них - "Калининградский пассаж" с башенкой, прилепившийся к бывшему Северному вокзалу:
3.
Вообще, прямо скажем, красотой главная площадь не отличается. С недавних пор в её центр воткнули стеллу, которая вроде бы ничего и не значит, но хоть как-то организует пейзаж. Стоявшего здесь Ленина же выселили в Хаберберг, на другой конец проспекта.
4.
А вот серое здание мэрии на самом деле интереснее, чем кажется: оно было построено в 1920-23 годах как контора Восточной ярмарки. Немцы быстро смекнули, что превратившаяся в эксклав Восточная Пруссия со всех сторон окружена "развивающимися странами", которые отчаянно нуждались в современной технике, коей у немцев всегда было хоть отбавляй. Так в межвоенное время в Кёнигсберге сложилась Восточная ярмарка, вторая по величине в Германии после Лейпцигской и оказавшая огромное влияние на индустриализацию в СССР. Площадкой ярмарки стала как раз-таки Ганзейская площадь. Большая часть (но не все!) построек ярмарки погибли в войну, контора уцелела, но восстановлена была "без излишеств", а первоначально выглядела так:
5.
Доминанта площади, напротив конторы - местный Храм Христа Спасителя (это посвящение, а не сравнение), построенный в 1996-2006 годах с прицелом на "третий по величине в России" (впрочем, на это замахнулся сразу десяток городов). Освящал его митрополит, впоследствии патриарх Кирилл; высота храма - 73 метра:
6.
Рядом в 2010 построили куда как более необычную "целующуюся церковь" Петра и Февронии Муромских:
7.
Впрочем, и собор не так уж прост. Во-первых, мне понравилось его внутреннее убранство, а точнее - идея купола над иконостасом:
8.
Во-вторых, открытый в 2008 году нижний храм-памятник русским солдатам, погибшим в Семилетнюю войну. О том, что Кёнигсберг тогда 4 года был в составе России и наше подданство успел принять Кант, я уже писал. Главным православным собором стала Штайндаммская кирха, а вообще для этих целей в Восточную Пруссию было доставлено несколько походных иконостасов, после войны возвращённых в Москву. Рассказывая о Штайндаммской кирхе, я упоминал, что её иконостас сейчас снова в Калининграде... но я ошибся - иконостас здесь пусть и почти такой же, но всё же в Семилетнюю войну он стоял в Мемеле (Клайпеда):
9.
Наконец, северная часть площади - строгие немецкие здания Северного вокзала (1929-30) и Калининградского технического университета (1927-31)... вернее, университет рыбной промышленности был основан в 1930 году в Москве, а сюда переехал лишь в 1958, и занял большую часть зданий бывшего суда, к которому относился и этот корпус. Между зданиями выглядывает красное Полицейское управление, ныне ФСБ.
10.
Северный вокзал же был создан на месте небольшого Кранцевского вокзала (в Германии "вокзалами" называли и небольшие станции) для обслуживания Восточной ярмарки (а также прямой её связи с курортным побережьем), и здание у него едва ли не крупнее, чем у основного Южного вокзала. Тут вполне закономерен вопрос - а где же пути?!
11.
Действительно, после войны и до 1998 года вокзал использовался как Межрейсовый дом моряков, а сейчас служит бизнес-центром... но станция существует до сих пор. Железная дорога с Южного вокзала проходит прямо под Площадью, образуя 130-метровый тоннель:
12.
И выходит с обратной стороны:
13.
Новый Северный вокзал был открыт в 1964 году во дворе старого, и так как Восточной ярмарки давно уже нет, а ходят тут лишь электрички, его здание гораздо скромнее:
14.
А станция "двухэтажная" - внизу транзитный путь с Южного вокзала, вверху - собственные тупиковые пути:
15.
Там же в качестве памятника стоит немецкий паровоз ТЭ-858, доставшийся СССР в 1946 году по репарациям. В оригинале такие машины назывались BR-52, строились с 1942 года как "военные паровозы" - дешёвые и надёжные, но недолговечные. Всего немцы их наклепали более 6000 штук, и примерно треть из них после войны ушла в СССР (ТЭ - значит "Трофейный аналог паровоза Э"), сохранилось их около 300... ну а некачественную технику немцы делать не умели, и прослужили "Тэшки" и "Фрау" ещё лет 30, до конца паровозной эпохи.
16.
Теперь пройдёмся по окрестностям Площади, которые едва ли не интереснее её самой. За Храмом Христа Спасителя, по улице Баранова, находятся уцелевшие постройки Восточной ярмарки - например, её Центральный ресторан:
17.
Лучший вид на который (а также перспективу храм-обелиск-мэрия) открывается с верхних этажей ТЦ "Акрополь":
18.
Напротив акрополя - едва ли не самое крупное уцелевшее в Кёнигсберге гражданское здание, Высшая реальная школа Гинденбурга (1914-17), ныне факультеты КГТУ.
19.
Сам же "Акрополь" - очень неплохой образец современной архитектуры в "берлинском" духе:
20.
А за ним, вход напротив входа, главный объект Восточной ярмарки - Дом Техники (1924-25), ныне ТЦ "Эпицентр":
21.
Оно и ясно - как уже говорилось, техника для СССР и лимитрофов была важнейшим товаром Восточной ярмарки. Сам же Дом техники - шедевр стиля "новой вещественности":
22.
Особенно вплетённые в его боковые фасады скульптуры в характерном депрессивно-фаталистском стиле:
23.
23а.
Задний фасад глядит прямо на крепостной ров, ведущий к башне Врангеля - мэрия, храм, "Акрополь" и "Эпицентр" повторяют линию бывшего вала, при их устройстве в 1910-14 годах были снесены Штайндаммские и Трагхаймские ворота.
24.
С другой стороны, напротив "Эпицентра" - Центральный рынок, опять же в немецких корпусах:
25.
Туда стоит зайти ради рыбного ряда, где продают вполне себе свежую рыбу, в том числе копчёного угря:
26.
С другой стороны от Северного вокзала уходит Советский проспект, и на остановке по соседству у меня почти ежедневно заканчивалась культурная программа - я садился на троллейбус и ехал к дому, где жил. Как часто бывает, по этой причине толком не сфотографировал Полицайпрезидиум (1912-24) - единственный кадр сделал вечером первого дня:
27.
Очень красивое здание, рядом с которым висит табличка о запрете фотографировать. Тем не менее, хотя в шутку это здание и называют "гестапо", к фотосъёмке Калининград всё же очень толерантен:
28.
28а.
В принципе раньше расположение было логичнее - по соседству с центральным судом. Сейчас между ФСБ и КГТУ уходит улица Генделя - одна из трёх, сохранивших аутентичные названия (ещё Шиллера и Вагнера). При этом улицы Бетховена, Моцарта, Гайдена и Глюка были переименованы, а Бесселя и Брамса меняли название на некоторое время, и ещё несколько названий (Каштановая аллея, Еловая аллея, Литовский вал, Зелёная) дословно переведены с немецкого.
29.
Тем не менее, улица Генделя - одна из самых целостных... впрочем, она и находилась вне Внутреннего кольца:
30.
Здание на углу с Ушакова - я не настолько разбираюсь в немецкой архитектуре, чтобы на глаз отличить неоклассицизм начала ХХ века, неоклассицизм Третьего Рейха и всё ж таки "ободранную сталинку":
31.
С другой стороны - такая же коротенькая улица Ушакова. Часть зданий суда по сей день занимают прокуратура и СИЗО:
32.
На площадь выходило лишь вспомогательное здание "судейского квартала", фасад (1913-17) же глядит на Театральную улицу:
33.
33а.
У подножья которого один из символов города - "Борющиеся зубры" (1912), в народе - "Адвокат и Прокурор" и просто "Быки". Как пояснил в комментах
Антон Уманский, яйца им покрасили на пасху - это традиция студентов КГТУ, другая традиция - празднование "экватора" (т.е. окончания зимней сессии третьего курса):
34.
Это уже Театральная улица, по сути продолжение Площади за мэрией. Здание по соседству - штаб Балтийского флота с новым памятником Петру I, изначально Верховная дирекция почт (1916):
35.
Напротив - бывший архив Восточной Пруссии, ныне областная техническая библиотека, лучший в Кёнигсберге образец архитектуры баухауса (1929-31):
36.
Рядышком - преисполненный вдохновения Шиллер (1910):
37.
Между прочим, в отличие от Канта у университета и Альбрехта у собора, памятник аутентичен. По известной легенде, спас его некий безымянный солдат (или офицер), написавший на нём что-то вроде "не ломайте - это наш!". Но ведь другие памятники были уничтожены не в первые дни после штурма, а в 1950-60-е годы, так что скорее это какое-то стечение обстоятельств.
38.
Шиллер глядит на драмтеатр:
39.
Это бывший Луизентеатр (т.е. Театр имени королевы Луизы), отколовшийся от Городского театра на Парадеплатц (см. прошлую часть) и в 1911 году получивший собственное здание в новомодном Хуфене, близ стадиона и зоопарка. В 1923 году перестроен в оперный, в 1927 - опять в драматический, при этом сильно изменившись внешне в духе "новой вещественности":
40.
А нынешний облик "высокого сталианса" здание обрело уже в 1956 году:
41.
Напротив - бывшее Земельное управление, ныне администрация Калининградской области (1928):
42.
И стадион "Балтика", основанный в 1892 году предпринимателем Вальтером Симонсом и названный в его честь. При фашистах - стадион Эриха Коха (управлявшего до войны Восточной Прусси), и вроде бы с тех же времён сохранились его ворота. Пока это крупнейший стадион Калининграда, но для предстоящего Чемпионата мира-2018 явно мелковат. Новый стадион на 45 тысяч мест будет построен в другой части города - например, на пустырях Октябрьского острова (он же Ломзе).
43.
Совсем рядом уже и зоопарк... но это другая история. О Хуфене я расскажу позже, а в следующих трёх частях пройдёмся по вально-вокзальному периметру старого Кёнигсберга. Начнём с Южного вокзала и прилегающих укреплений.
ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. Южный вокзал, Хаберберг и Форштадт.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.