Балтийск (Пиллау). Часть 1: город и укрепления

Mar 12, 2013 19:51



Как уже говорилось, Самбийский полуостров с его Янтарным побережьем продолжают две тонких "косички" - Куршская и Балтийская (при немцах Фришская). Вторая поменьше (длина 65 километров), но точно также принадлежит России лишь наполовину, уходя в Польшу к устью Вислы. И вот в этой косе, аккурат напротив Кёнигсберга, в 1510 году шторм пробил проход у рыбацкой деревушки Пиллау... по другим данным, проход выкопали в 1497 году, но как бы то ни было, около пятисот лет назад на косе возник стратегический порт Восточной Пруссии. В 1626-35 годах Пиллау оккупировали шведы, построившие здесь крепость, которой пользовались после и немцы, и мы, а в 1807 году так и не смогли взять французы.  О важность Пиллау говорит хотя бы, что здесь трижды бывал Пётр I - в 1697, 1711 и 1716 годах. Статус города Пиллау получил лишь в 1725 году, в отдельные периоды развивался и как торговый порт, однако весь ХХ век прошёл для него под флагом военно-морского флота: Кайзерлихмарине, Рейхсмарине, Кригсмарине, и наконец с 1952 года - Балтийский флот. Пиллау был взят Красной Армией 25 апреля 1945 года - менее чем за неделю до падения Берлина, и после войны переименованный Балтийск стал самым западным городом России и Советского Союза.

В Балтийске меня встречал soullaway (далее просто - Соловей), я провёл тут день и две ночи, и Балтийск существенно превзошёл мои ожидания. Да, немецкой архитектуры тут сохранилось относительно немного... и всё же о Западных воротах России я расскажу в 4 частях: город, гавань и поход на Балтийскую косу и обратно. Первая часть - самая сухопутная.

Балтийск отличается чрезвычайно интересным устройством - он стоит на полуострове, продолжением которого до известного шторма и была Балтийская коса. Последняя, как видите, уходит на юго-запад, и её "внешний" берег, достигая польской границы, и образует самую западную точку России. Цифрами я обозначали только те объекты, которые посещал, и потому не снабжена цифрой вторая гавань - в ней стоят крупные корабли Балтийского флота. В первой части совершим как бы две прогулки по городу - начнём от цифры "1", а у цифры "2" их развилка - сначала пройдём к "4" через "3", потом - туда же через "5" и "7". Некоторые фотографии не мои, а Соловья - почему, объясню позже.

2.


...От Калининграда до Балтийска полтора часа пути, но автобусы ходят едва ли не каждые полчаса и допоздна, а больше половины времени продираются через улицы Калининграда. Раньше Балтийск был закрытым городом, потом стали пускать по предъявлении паспорта, а теперь уже и вовсе свободно. По словам Соловья, Балтийск - едва ли не самый запущенный и неблагоустроенный город в области, по крайней мере только здесь на ночь отключают воду. Город рос по полуострову на север, и ближе к калининградскому възеду - многоэтажки:

3.


Напротив многоэтажек - воинская часть в казармах едва ли не Третьего Рейха, за которой находился форт "Штиле" (остались только контуры валов). На проспекте перед казармами впечатляющая водонапорная башня (1927) в стиле "новой вещественности" - самая оригинальная, которую я видел в области:

4.


В этом же районе недавно построили Морской собор, пока ещё без колокольни. Посвящён он Александру Невскому, а изначально должен был быть и вовсе Ушаковским (вот не понимаю, почему адмирала, безусловно героя, канонизировали?). Визуально получился храм "с альтернативной историей": после Семилетней войны образован уездный город Пилов Кёнигсбергской губернии, в конце 18 века деревянный Никольский собор разобран "за ветхостью" и учеником Карла Росси построен новый, в 100-летнюю годовщину присоединения Пруссии переосвящён в честь святого благоверного князя Александра Невского и незначительно перестроен, а 73-метровая колокольня в "адмиралтейском" стиле разрушена большевиками в 1932 году, сам же храм до недавнего времени использовался как склад ГСМ, в 1999 возвращён верующим и недавно отреставрирован... но уездного города Пилова не было.

5.


И в принципе большая часть Балтийска вытянута на без малого 3 километра вдоль проспекта Ленина, по которому будем спускаться в центр. Отдельные домики среди многоэтажек говорят о том, что Пиллау был сильно разрушен войной.

6.. (с) Соловей.


Школа у цифры "2" - запомните её хорошенько, так как у неё находится развилка двух маршрутов этого поста.
Сто лет назад этот вид закрывала бы кирха, от которой в итоге уцлел только домик пастора, занятый ныне католической церковью Девы Марии:

7. (с) Соловей.


Следующий участок проспекта мы осмотреть как-то забыли, и проезжая мимо на маршрутке, я кусал себе локти. Через несколько дней после моего отъезда здесь прошёлся со своей зеркалкой Соловей и прислал фотографии мне... ну а предыдущие два кадра ставлю его потому, что у него ракурсы оказались более ёмкими. Этот район же интересен перемешанным архитектурным наследием двух режимов, которые постоянно кому-то очень хочется уравнять - бюджетные малоэтажки времён Третьего Рейха и совершенно нетипичные для Калининградской области сталинки:

8.


Город остаётся крупной военной базой, военные объекты тут на каждом шагу, а людей в форме видишь на улицах постоянно:

9.


Типовой ДК конца 1950-х - здесь редкое явление:

10.


11.


Дома для расы господ, превратившиеся в дома для рабочего класса:

12.


Сталинки в общем-то не ахти какие, в другом городе вряд ли бы стал их в фотографировать... но припомните хоть одну сталинку в 15 моих постах из Калининграда!

13.


Дальше и до конца поста фотографии снова мои.
Начало центра отмечает вокзал, конечно же самый западный в России. Вроде бы пассажирские поезда с него не ходят, путепровода с видами на гавань (от которой и отделяет центр железная дорога) тоже нет. А с площади отправляются автобусы в Калининград, Зеленоградск (4 раза в день через весь Янтарный берег) и ещё по мелочи.

14.


Ну а чуть дальше улица  упирается в местного Ленина (1961). Постамент ещё немецкий, по непроверенным данным на нём стоял Фридрих Эберт, первый президент Германии (1919-25). Местный шутят, что Ленин весьма недвусмысленно указывает на вокзал и вообще на выезд из города.

15.


От вокзала до крепости тянутся владения военных, бывшие и настоящие. Один из корпусов пехотных казарм, которые отличает вот такое вот оформление "под фахверк":

16.


Главный корпус ныне занят штабом Балтийского флота, вернее конкретно базы в Балтийске - основной штаб я уже показывал в Калининграде.

17.


Немецкая военная база тут тоже была огромной - даже со своей водонапорной башней:

18.


Через скверик - ещё один штаб, теперь Бригады охраны водного района, чьи небольшие корабли и занимают гавань, о которой я расскаж в следующей части:

19.


Вплотную к штабу подходит затон (бывший Крепостной канал), хорошо заметный на схеме. В принципе в Балтийске есть и эсминцы, и сторожевики, и большие десантные корабли, но мне довелось увидеть только боевые катера:

20.


Тут улица Красной Армии, ведущая на пристань, проходит между затоном и крепость Пиллау, чей ров в виде звезды хорошо виден на схеме. На перешейке - мемориал погибшим при штурме Пиллау, основанный в 1949 году, а в нынешнем виде построенный в 1995.

21.


Поперечник крепости - примерно 560 метров, и как уже говорилось, её основали шведы: в Тридцатилетнюю войну "снежный король" Густав Адольф 9 лет, до 1535 года, удерживал побережье от Эльблонга до Мемеля (Клайпеды), и крепость в Пиллау была нужна шведам, чтобы "запереть" Пруссию. Впрочем, прусакам она досталась ещё не достроенной после заключения мира, а в нынешнем виде её укрепления относятся к 1870-м годам... но звёздчатый план 17 века не спутать ни с чем.

22.


Крепость всё ещё занимают военные, поэтому снаружи можно полюбоваться лишь её воротами и рвами. И сейчас мы к ней подходим не в последний раз:

23.


Ещё пара зданий, доминирующих над центром Балтийска - музей Балтфлота (1903, бывший суд) и Матросский клуб (1906, бывшая гимназия):

24.


К которым примыкает небольшая кирха (1866), ныне Казанская церковь:

25.


В сам музей мы не пошли, но запомнился один только дворик:

26.


Особенно вот эта посудина... это ни что иное, как лодка сомалийский пиратов! Как она сюда попала? Не секрет, что наши военные корабли вернулись в Мировой океан не так давно, и африканские пираты дали им прекрасную возможность быть использованными по назначению после долгого простоя. Побед над пиратами (кстати, куда они делись после "арабской весны" и распада Судана?) было много, о самых ярких мы знаем из новостей. Ну а эта лодка - трофей сторожевика "Неустрешимый", держурившего у Африканского Рога с 24 сентября по 8 февраля 2008 года.

27.


Ещё немного центра. Этот двор, кажется, принадлежит домам с вводного кадра. Обратите внимание на сарай в виде ангара - такие я уже видел в районе Девау.

28.


Хотя в целом среди малых городов области Балтийск - один из самых плохо сохранившихся, и немецких зданий в нём ныне всего пара десятков. Ну а мы уже практически вышли к пристани, которую оставим на следующую часть.

29.


Поэтому вернёмся к точке "2".
По карте хорошо видно, что западню половину города занимает обширный парк имени Адмирала Головко. История у него довольно интересная - в сущности, это Куршская коса в миниатюре: в 1657 году комендант Пиллау велел свести лес на полуострове, чтобы к крепости не подкрался кто вражеский. Ну а так как это всё же часть песчаной косы, вскоре рядом с крепостью образовалась пустыня, и песок начал заносить рвы и забивать амбразуры. В 1793-1813 годах пустыню таки засадили лесом, который позже и превратился в городской парк. Но смею заверить, чудес на единицу площади он скрывает не меньше, чем Куршская коса! Только чудеса эти сплошь с местной спецификой...

30.


Снала мы с Соловьём набрели на бетонные ДОТы - скорее всего, фашистские:

31.


Затем - на местную Поляну Сказок... очень страшных сказок:

32.


Почти в центре города - свалка оружия! Причём судя по всему давно уже не охраняемая (хотя дураков влезть не находится):

33.


34.


Созданная вместе с парком авандюна усилена артбатареей, возраст которой определить затрудняюсь:

35.


Ещё в парке спрятался Восточный форт Пилаусской крепости - это уже 1870-е годы, и форты тут поменьше кёнигсбергских, но в целом узнаются. Логичнее этот форт было бы назвать Северным - ведь Западный находится на той стороне пролива, от этого почти строго на юг... но как я понял, у Балткосы как у Транссиба есть только запад и восток. Ныне форт в частном владении:

36.


А завершает парк Немецкое мемориальное кладбище, открытое в 2000 году. Тут покоятся как солдаты, так и мирные жители, и гражданские моряки, погибшие при штурме Пиллау.

37.


Триптих крестов впечатляет:

38.


Само кладбище, не считая гнутых балтийским ветрами сосен, очень напоминает аналогичные на Печенге (Мурманская область) и в Спасске (Казахстан). Видимо, это почти типовая форма для заграничных немецких захоронений.

39.


На этих плитах - имена погибших, кресты над могилами же символические:

40.


От кладбища мы вышли к памятнику Елизавете Петровне (2007), но о нём я расскажу существенно позже. Сейчас же пойдём по набережной назад в центр. Вид на запад:

41.


Одна из двх доминант берега - спортивно-оздоровительный комплекс "Прибой", он же крупнейшая новостройка Балтийска. За ним -  парк и ещё одна башенка, которую я долго пытался опознать, и по подсказке Соловья в комментах узнал, что это недостроенная гостиница: за парком ещё и отличный пляж. Здесь же - волноломы набросаны, как галька:

42.


Дальше снова крепость. Её форму я бы описал как "звезда, отбрасывающая тень на рассвете" (т.е. на северо-запад). На самом деле всё чуть сложнее: между пятью бастионами находятся ещё и шесть равелинов, но лишь три из них, обращённых к морю, имеют собственный ров, который и выглядить "тенью звезды". Вот к "тени"-то мы и вышли:

43.


Укрепления избиты пулями и осколками - неужели ещё времён войны?

44.


Запертые ворота с обезглавленными прусскими орлами:

45.


Со стороны берега при фашистах крепость ощетинилась ДОТами:

46.


Над которыми вроде как уже после войны построили башню командно-дальномерного пункта:

47.


Но военные давно ушли, и все эти постройки заброшены. В рощице очень странные могилки... Сильвер Кот - еврей, что ли, убитый нацистами? Но даты жизни странные какие-то! Лишь с подсказки с Соловья я узнал, что это кладбище домашних животных. Скорее всего такие есть и в других городах, но своими глазами ввпервые такое увидел в Балтийске:

48.


Старый равелин увенчан скульптурой, провожающей моряков в дальние плавания. Прямо под ней - опять ДОТы:

49.


Немецкие дома и башня управления движения судов на Балтийской косе:

50.


Вот мы и у пристани:

51.


В следующей части - гавань и прилегающие районы, а также экскурсия на действующее судно.

P.S.
Кстати, Балтийск, вместе с Янтарным - ещё один город, названный не в честь героя, но при этом не вызывающий мыслей о переименовании обратно. Во-первых, безусловная привязка к месту. Во-вторых, явная отсылка к Балтийскому Порту (ныне Палдиски в Эстонии), одному из важнейших военно-морских центров Российской империи и СССР. В-третьих - просто хорошо звчит.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный.
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
.

немецкое, замки-крепости, Пруссия, дорожное, Балтийск, Калининградская область, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up