Итак, продолжаем поход вдоль Внутреннего кольца укреплений Кёнигсберга. В прошлых частях:
Южный вокзал, Хаберберг и его укрепления.
Фридрихсбургские ворота, мост через Преголю, малые вокзалы, мемориал-1200.
Площадь Победы с Северным вокзалом, устроенная в начале ХХ века прямо на линии бывшего вала.
В заключительной части - самая хорошо сохранившаяся восточная часть кольца: башни Верхнего пруда, трое ворот, старинный Литовский вал. Вокзалов на этом участке не предвидится, поэтому здесь же расскажу о городском транспорте Калининграда.
Итак, как уже говорилось в прошлой части, площадь Победы и территория бывшей Восточной ярмарки устроены прямо на линии вала Внутреннего кольца. Поэтому продолжим прогулку там, где они заканчиваются - этот кадр снят с плотины, примерно от того места, где до 1914 года стояли Трагхаймские ворота, и прямо за спиной у меня - Дом Техники. Впереди - ров, упирающийся в башню Врангеля. Красное здание, похожее на театр вдалеке - бывший Зал искусств (1912-13), то есть художественная выставка, после войны - склад.
2.
Продолжением Замкового пруда на том же самом невидимом ручье ещё в 1270 году стал гораздо более крупный Верхний пруд, или Обертайх, через плотину которого и прошёл крепостной вал. Расположенный существенно выше Преголи, пруд снабжает водой крепостные рвы. Дамбу прикрывали две мощнейшие круглые башни (1852-53) - Врангеля и Дона, названные в честь прусских фельдмаршалов. Врангель - одна из самых известных фамилий немецкой аристократии, вроде бы башня названа в честь
вот этого Врангеля (Фридриха Генриха Эрнста).
3.
С 1904 года и до войны башню украшал Немецкий Микель - это в те времена примерно то же, что Русский Иван:
3а.
Диаметр башни - примерно 35 метров:
4.
А зрелищности добавляют расходящиеся от неё "лучи":
5.
Если зайти под арку - справа будет очень красивая антикварная лавка, а слева - ресторан. У входа меня встретили словами: "Не бойтесь, смотрите, фотографируйте на здоровье!" - никогда ещё такого не видел. Это при том, что я у них даже чаю не заказал. Ещё бы: ресторан сохранил аутентичные интерьеры и даже каминное отопление... жаль только у меня от перепада температуры запотело стекло.
6.
От башни мы вышли к пруду. Здесь начинается район Марауненхоф с очень красивой набережной, который я покажу отдельно. Пока же просто полюбуемся на пруд, плотину и башню Дона за ним:
7.
К которой с недавних пор добавилась шатровая колокольня церкви Святой Татьяны:
8.
На соседней улице - ещё одно впечатляющее здание, кирасирские казармы 1870-х годов, в 1930-е годы переделанные в школу:
9.
Проходим мимо пруда по Новой дамбе, насыпанной в конце 18 века. По обе её стороны - стенки плотины:
10.
Вниз, к Замковому пруду, спускается каскад (1930)... по крайней мере зимой выглядящий довольно запущенно. У плотины - ликероводочный завод, основанный ещё при немцках неким Мидталем. Высокие корпуса из желтоватого кирпича, насколько я понял, изначально были казармами:
11.
На каскаде три года (1930-33) стояла жутковатая скульптура мальчика авторства Германа Брахерта, уничтоженная при фашистах как образец "дегенеративного искусства":
12а.
Внизу очень красивая мозаика. И всё же впечатления от каскада весьма паршивое - грязь и вонь...
12.
Башня Дона сразу за плотиной в общем похожа на башню Врангеля, но чуть более приземистая. В честь какого из представителей славного рода Дона она названа, я опять же не разобрался, а в историю башня вошла в первую очередь тем, что именно на ней 9 апреля 1945 года был поднят красный флаг, ознаменовав взятие Кёнигсберга.
13.
Ныне в башне Музей янтаря, который я уже показывал в
соответствующем посте. Из его холла можно увидеть дворик. По сути обе башни - это небольшие крепости:
14.
А чередование серых и солнечных кадров пусть не удивляет - в музей янтаря я ходил в другой день отдельно, но ещё раз гулять по тем же местам, дублируя кадры, счёл нецелесообразным. Жалко - почти багровый немецкий кирпич на солнце делается почти золотистым, но всего не задублируешь. Рядом с башней - Росгартенские ворота (1852) с портретами генералов Шарнхорста и Гнейзенау. Внутри сейчас обитает ресторан "Солнечный камень":
15.
Вид на участок вала и рва с обратной стороны - мостик ведёт как раз к воротам:
16.
Церковь Святой Татьяны в Калининграде выглядит необычно. Да, храмы в русском стиле тут были и раньше, но только здесь русский шатёр перекликается с шпилями кирх. Скорее всего, такой была бы православная церковь в губернском городе Кёнигсберге, если бы он остался после Семилетней войны в составе Россиии.
17.
Что символизирует подкова на валу - увы, не знаю. Здесь начинается треугольный бастион Обертайх, один из самых хорошо сохранившихся на Внутреннем кольце:
18.
Редюит бастиона ныне занят мото-магазином:
19.
Пороховые погреба?
20.
21.
Здесь начинается тянувшийся до самой Преголи Литовский вал. Название это появилось ещё веке в 15, и это было что-то вроде
Татарского вала в России: ударной силой литовцев служила конница, для которой непреодолимой преградой становился вал такой крутизны, чтобы на него не смогла взойти поперёк лошадь, сверху усиленный стеной и стрелковыми башнями. Литовский вал был частью и укреплений 17 века, и укреплений 19 века. Участок до Королевских ворот - самый хорошо сохранившийся фрагмент Внутреннего кольца.
Высокий вал, на котором устроена аллея:
22.
Справа - оживлённая улица Литовский вал, слева - ров с многочисленными плотинами:
23.
Делающий крутые повороты у бастионов, каковых тут два - уже знакомый Обертайх и Грольманн:
24.
Вот рядышком редюит бастиона Грольман и укреплённая казарма Кронпринц:
25.
Кронпринц (1843-48) - сама себе небольшая крепость, судя по датам постройки располагавшаяся изначально вне вала. Занимает её всякая всячина от вуза до ресторана. А мы как-то забыли подойти к казарме с обратной стороны, где она усилена мощной башней.
Больше её фотографий - здесь (вообще, очень полезный путеводитель по уцелевшим осколкам Кёнигсберга).
26.
Редюит бастиона Грольманн запоминается своей U-образной формой:
27.
Идём дальше по валу. Грольман и Обертайх на взгляд неспециалиста отличаются только формой редюитов и современным состоянием. Здесь такие же точно погреба - но заброшенные:
28.
А тажке две потерны (подземных прохода). Одна наглухо закрыта:
29.
Другая занята очередным филиалом Музея Мирового океана:
30.
Как и Королевские ворота, к которым мы вышли - самые большие и пышные в Кёнигсберге. Они уже четвёртые на этом месте - ещё в 17 веке здесь через Литовский вал вели Кальтхофские ворота, разобранные в 1717 году; в Семилетнюю войну в губернском городе Кёнигсберге были построены новые Гумбинненские ворота (Гумбинен - ныне Гусев), своего рода русская триумфальная арка, к которой 1811 году к ним подошла улица Кёнигштрассе (Королевская), что и определило их новое название. Нынешние ворота возведены в 1843-50 годах, и служили парадным выездом из Кёнигсберга на восток. Улица за ними ведёт к аэродрому Девау:
31.
Королевские ворота украшают фигуры монархов - чешского короля-крестоносца Оттокара I (основатель Кёнигсберга), первого прусского короля Фридриха I и герцога Альбрехта, основателя лютеранского Прусского герцогства. В советское время все они были обезглавлены, и ворота были известны как Ворота Безголовых Королей:
32.
Вообще, местная власть при Советах неоднократно пыталась снести ворота, но в Москве их инициативы заворачивали. Восстановили ворота к 2005 году, 750-летию Кёнигсберга, и говорят, курировавший это дело Герман Греф пригрозил, что если реставрацию не завершат в срок - на площади устроят Королевскую виселицу для виновных в затягивании чиновников. Подействовало - и ныне в воротах филиал Музея Мирового океана, посвящённый Великому посольству и вообще международным связям старого Кёнигсберга.
33.
Тут у нас с
taiohara возник выбор - идти дальше вдоль Литовского вала или поехать в Девау. Светлого времени оставалось около часа, то есть успеть мы могли бы что-то одно. Решили идти дальше вдоль вала. За воротами собственно вал не сохранился, от бастиона Купертайх остался лишь редюит, занятый ныне рестораном:
34.
Зато "неоганзейская" застройка улицы Литовский вал сохранилась прекрасно:
35.
Последний ворота - Закхаймские (1850-52), отличающиеся суровым "рыцарским" обликом. Мимо них проходит Московский проспект:
36.
Вид назад - башни ворот неплохо перекликаются с высоткой:
37.
Рядышком - старейшее уцелевшее в Кёнигсберге гражданское здание, бывший Королевский сиротский дом, основанный в день коронации Фридриха I (1701) и построенный к 1703 году. Автором его был тот же самый Унфрид, что построил королевский дворец в Кёнигсбергском замке, и это единственное уцелевшее его творение:
38.
Впрочем, с почти плоской крышей да без башни - не то:
39.
Куда интереснее вид со двора:
40.
Вдоль Литовского вала (последний участок которого называется почему-то Лесопильной улицей) к Преголе спускается ряд доходных домов, или даже скорее казарм - но не военных, а рабочих. Интересно, что это было на самом деле?
41.
Конечная точка нашего похода - бастион "Литва" у берега Преголи. Дальше - вал на острове Ломзе, опять Преголя с одноимённым бастионом и - Фридландские ворота.
42.
В сторону центра рукой подать до Лёбенихсткого госпиталя. Но в завершение - вид вверх по течению: яхт-клуб "Галеон" с ветряком, а вдали - заброшенные цеха и чёрная труба электростанции и газового завода Коссе (при СССР - ТЭЦ-1 и ЦБК-1).
43.
И пожалуй, я всё-таки погорячился, сказав, что масштаб туда куда больше, чем у
Киевской крепости - но подобные системы сохранились в бывшем СССР только здесь, в Киеве да во Владивостоке. Это гораздо более редкий объект, чем кремли и замки.
Напоследок - как и обещал, про общественный транспорт, который в Калининграде представлен автобусами, троллейбусами и трамваями. Что интересно - маршруток здесь относительно немного, на многих маршрутах их нет вообще. Самый интересный транспорт Калининграда - безусловно, трамвай. Во-первых, старейший на территории России (1895, правда в Киеве электрический трамвай был с 1892 года), во-вторых один из двух, наряду с Пятигорским, колеи 1000мм (в основном у российских трамваев стандартная железнодорожная колея). Ещё такие трамваи есть во Львове, Виннице, Житомире и Евпатории, и если не приглядываться - разница в общем-то не слишком заметна:
44.
Трамвайные вагоны в прошлых постах мелькали на многих архивных и даже на некоторых современных фото. Но в целом, вид его довольно печален - примерно таким я застал в 2007 году трамввай Воронежа, и как известно, сейчас трамвая в Воронеже нет. Осталось всего два маршрута, вагончики ходят раз в 20-30 минут... и тем не менее меня ввёл заблуждение новый польский трамвай. На глаза мне он попадался неоднократно, и я думал, что тут таких много - но как оказалось, такой трамвай здесь ровно один. В общем, если к потере ворожнеского, ивановского или астраханского трамвваев я отношусь спокойно, Калининградский трамвай будет действительно серьёзной потерей. Хотя бы один его маршрут, хотя бы как дань Истории, должен быть сохранён!
45.
А вот троллейбус в Калининграде открылся в 1975 году, и до сих пор себя чувствует неплохо.
46.
В следующей части - про Внешнее кольцо укреплений и (дань транспорту) аэродром Девау.
ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.