Клайпеда стоит не только на двух берегах речки Дане, разделяющей
Новый и
Старый город, но и на двух берегах Клайпедского пролива, разделяющего соответственно материк и Куршскую косу, которая для Литвы фактически является островом, ибо к материку прикреплена уже в России. Самое острие косы, напротив Клайпеды - это селения Смилтине и Копгалис, на которых расположен огромный Литовский морской музей. О нём - этот пост: последний из трёх о Клайпеде и первый из трёх о Куршской косе.
Для начала - опять спутниковый снимок, потому что взаимное расположение города и Косы не совсем очевидно. Но тут хорошо заметно, что коса тянется почти параллельно Клайпеде, и потому пролив вблизи выглядит как огромная река. Видно чёрное русло Дане, а красными линиями я пометил две паромные переправы: севернее - "старая" (только пешеходная, ходит кажется раз в час), южнее - "новая" (ходит каждые 10-30 минут допоздна, возит автомобили).
2.
И так как это редкое в моей практике автомобильное путешествие, наш путь лежал через Новую. Там хорошо заметен масштаб - въезд через турникеты, а паромов курсирует даже несколько. Наш - вон тот, слева, подходит с поднятой аппарелью, из-за которой через минуту на пристань выплеснутся машины и люди. Вдалеке виден высокий лесистый берег Косы:
3.
Вид с парома в обратную сторону. Обычно машины забивают всю его палубу, так что между ними едва пройдёшь бочком. Всё же на косе постоянное население около 3 тысяч человек, большой туристический поток от европейцев на трейлерах до местных рыбаков, и наконец через косу кратчайший путь в Калининград - ещё зимой я хорошо запомнил, что на российской половине косы машины с литовскими номерами попадаются едва ли не чаще наших. В общем, чем загрузить эти паромы - находится:
4.
Поехали! Слева натуральный морской вокзал с башенкой - возможно, кстати, что в советское время это он и был (не могло же не ходить чего-нибудь по сёлам Куршского залива!). По центру - "Пилсотас", высочайшее (114м, 34 этажа) здание Клайпеды. В прошлой части я уже писал, что из нестоличных постсоветских городов выше здания есть только в Екатеринбурге, Грозном, Питере, Саратове, Алма-Ате и Днепропетровске, и безусловно Клайпеда - самый маленький город бывшего СССР со зданием выше 100 метров.
5.
Порт тянется далеко-далеко. Его грузооборот сейчас 31 миллион тонн - это примерно как у Одессы, хотя намного меньше, чем у Петербурга, Новороссийска или молодой Усть-Луги. От портов Латвии и Эстонии Клайпеду отличает большой (не менее половины) трафик собственно литовских грузов, российских же относительно немного (8-9%). Зато Клайпеда - главный порт Беларуси (около трети грузооборота).
6.
Переправа длится несколько минут, а дальше можно направо - в Копгалис и Смилтине, можно налево - в Ниду. Мы сначала поехали направо. Смилтине начинается со Старой переправы, ведущей с косы практически к замку:
7.
Деревня Смилтине выросла из постоялого двора, основанного в 1837 году у подножья одноимённой дюны, тогда ещё не засаженной лесом. Владельцу трактира принадлежало монопольное право на паромную переправу в Мемель. В 1870-е дюны засадили лесом и Смилтине начал превращаться в зону отдыха, где был даже собственный курхауз. С тех пор в окрестностях пристани осталось несколько немецких домов, столь характерных для прусских курортов:
8.
9.
Столь популярные в Литве инсталляции из подручных материалов:
10.
До Копгалиса идти минут пятнадцать, так что пока покажу видны на Клайпедский порт, снятые из разных точек. И на саму паромную пристань с рыбаками:
11.
Здесь хорошо видны доминанты Клайпеды - башни "K&D" (76 метров) в самом центре и колокольня костёла Марии Миротворицы (1958-60, и это не опечатка!):
12.
Непосредственно переправа, увы, в контровом свете. Слева дом в стиле "фах-тек", справа ещё немецкие эллинги судозавода, заброшенные уже в независимой Литве.
13.
Какие-то здания в порту, если не немецкие, то точно первой республики:
14.
Пока мы гуляли по Смилтине и Копгалису, мимо не прошло ни единого судна, что конечно было довольно странно - ведь оборот у Клайпеды, как уже говорилось, неплохой. В конце первого часа мы услышали гудок и увидели заходящий контейнеровоз:
15.
А за ним ещё другой - кажется, ролкер. Судя по всему, клайпедский порт, как и питерский, имеет трёхтактовый цикл: час - в порт, час - из порта, час - внутри порта, но
в Питере караван заходивших судов был больше раз в 10.
16.
А вот сидит на бордюре пожилой человек, говоривший без малейшего акцента, и продают очень милые картинки из янтарной крошки, причём очень дёшево. Папа и Елена, озадаченные покупкой сувениров, были довольны!
17.
А дальше начинается собственно Литовский Морской музей, который открывают три рыболовных судна:
18.
Информация о каждом из них. Траулер "Дубингяй" - ещё и местный продукт:
19.
Эти штуковины папа (
морской гидробиолог) классифицировал как рыболовные шхуны:
20.
Интереснее всего тут, конечно, деревянная "Колыма" (1949) финской постройки. Даже в 1980-е годы, когда папа впервые ходил в море, деревянные суда такого размера в советских морях были редкостью, сейчас же и вовсе лишь музейный экспонат. Кладбище деревянных судов я видел в полярной
Териберке - "при жизни" они наверное были примерно такими:
21.
Чуть дальше - всякие винты, перископы и торпеды (куда ж без них?) и куренас - литовская рыбачья лодка, или скорее лодья. Длина 10,5 метров, ширина 3,3 метра, построен в 1935 году, отреставрирован в 1989-90.
22.
Где-то здесь есть обломки лодки Гинтараса Паулёниса, которую он построил в начале 1990-х по древним чертежам Ньюфаундленда и в 1994 году в одиночку отправился на ней в Швецию... а на обратном пути погиб в том же шторме, что потопил паром "Эстония" (на котором утонули около 800 человек). Обломки лодки нашли на берегу и поместили в музей, но я про них узнал лишь по возвращении.
Палуба куренаса:
23.
Куренас служит связующим звеном между "корабельной" и "этнографической" частями музея. Чуть дальше сушатся тралы - это рыбацкий хутор:
24.
Всего 6 построек - однако в огромном
Румшишкесе этой темы нет:
25.
Вообще, на Куршской косе издавна жили не немцы и не литовцы, а курши (или курсениеки), по языку гораздо более близкие к латышам. Собственно, "большой" народ куршей вместе с латгалами и земгалами лёг в основу латышской нации, а курсениеки - это потомки бежавших от крепостного права на косу куршей ещё до консолидации. Они считались более архаичными, чем латыши, но при этом и более онемеченными.... а исчезли с войной, уйдя в Германию и там растворившись.
26.
Куршская хата с характерным коньком - таких ещё много будет в Ниде, только здесь она не крашена:
27.
И её интерьер. Конкретно тут жили успешые рыбаки, поэтому всё очень прилично - дощатый пол, полноценная мебель. большая печь русского типа. Чаще жизнь рыбаков была на грани нищеты.
28.
Вокруг всякие хозпостройки, внутрь которых зайти нельзя. Почти все с характерными коньками. Здесь обратите внимание на ледник (слева) - рыба продукт скоропортящийся:
29.
Другой неотъемлемый атрибут рыбацкого быта - коптильня:
30.
Здесь же тётушки-смотрительницы мастерили сувениры:
31.
Ну а далее рукой подать до самого форта Копгалис, построенного судя по виду батарей (такие у него по всем четырём углам) в середине 19 века. Перед ним - парковка и характерная стела на набережной. Музей в нём создан в 1979 году (хотя подозреваю, суда и хутор появились позже):
32.
Ворота форта-музея. Рядом и касса, стоимость билета не помню, но недёшево - всё ж таки официально главная достопримечательность Клайпеды.
33.
В крепостном рву плавают даже не лебеди (кого в Литве лебедями удивишь?), а пеликаны. Впечатляющие существа:
34.
Потом в мутной воде вдруг появляется тюлень, и я понимаю, что мне здесь уже нравится! На заднем плане - дельфинарий, закрытый на реконструкцию едва ли не со сносом:
35.
Взгляд с вала. Жирный тюлень вылез на берег:
36.
В Морском музее немереное количество детей - группами и семьями. Дети в Литве такие же как у нас, да и наверное во всех более-менее развитых странах - те ещё спиногрызы: носятся, орут, резвятся, дерутся, и в общем здорово мешают созерцать. Особенно в аквариумном здании, где их топотня и крики сливаются в единый фон.
37.
Тем не менее, для начала мы пошли именно в аквариум. В центральном бассейне - осетры (можно спуститься в подвал посмотреть на них оттуда), на втором этаже всякие "мёртвые" экспозиции, а на первом - собственно аквариумы:
38.
Обитатели - самые разные от медуз до пингвинов:
39а.
В прусско-литовском контексте актуальнее всего угри. Ну, что угорь - это очень вкусно и недёшево, все и так знают (в эту поздку, кстати, угря мы так и не отведали, а вот в Калининграде мне больше повезло), но это и объективно одно из самых необычных животных. Ну, навскидку: во-первых, он редкая "рыба на суше" - умеет ползать в мокрой траве, таким образом проникая в бессточные озёра. Далее - если все нормальные рыбы класса "река-море" живут в море, а нереститься ходят в реки, то угорь - наоборот, нерестится в Атлантическом океане, а живёт в водоёмах Европы. Более того, после нереста угорь ещё около трёх лет проводит в состоянии
лептоцефала - плоской прозрачной глубокводной личинки, и видимо иногда из него не выходит - известны лептоцефалы длиной почти до 2 метров, живущие парами, то есть видимо способные к размножению. Говорят, он ещё и на ощупь очень необычный, и выражение "скользкий, как угорь" родилось не случайно. В общем, чудное существо... впрочем, я не уверен, какие угри здесь - наши речные или электрические:
39.
Круглое здание аквариума окружает свой ров, где также живут ластоногие. Заснял, как их кормят:
40.
На вал можно подняться - он весь изрыт казематами, в которых также находятся музеи исторической, мореходной и военной тематики:
41.
За акваримом аншлаг - представление морских львов:
42.
Во дворе немало лодок, будь то примитивные долблёнки или ещё один куренас без мачты.
43.
Но в целом, Литовский Морской музей всё-таки заметно меньше и проще, чем
Музей Мирового океана в Калининграде (впрочем, тут всё же больше природный и этнографический, а там больше технический уклон).
44.
За рвом ещё одно интересное здание - лаборатория электролова рыбы (1970), где разрабатывались технологии, как глушить рыб током в промышленных масштабах... впрочем, себя не оправдавшие. Как я понимаю, с закрытием лаборатории и началось создание Морского музея.
45.
А дальше мы пошли по берегу на "острие" косы, чтобы увидеть открытое море:
46.
Тут место явно не туристическое - грязноватое и неуютное. За проливом грузится танкер - вот это точно те самые "8-9% грузооборота"!:
47.
Вот и морские ворота Литвы. Длина мола - без малого полтора километра:
48.
Выходим на мокрый грязноватый пляж:
49.
50.
Берег завален плавником, среди которого мы тщетно искали янтарь, как нам с
soullaway удалось когда-то
в Балтийске. Дымка вдалеке - не пыль, а пар, поднимающийся из песка - ведь прошлый день, как можно видеть по прошлым постам из Клайпеды, был серым и мокрым. Там дальше есть прямая тропа с берега прямо к форту:
51.
Открытая Балтика с лебедями. И хотя впереди ещё Куршская коса - на открытое море в Литве мы смотрим последний раз:
52.
В следующей части - литовская Куршская коса в целом: природа, дюны, Юодкранте с горой Ведьм... а о Ниде будет отдельный пост.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.