Каунас. Часть 1: костёл Воскрешения и виды города

Jun 21, 2013 15:33



Литва - один из редких примеров двуцентрической страны: Каунас, её "вторая столица", с населением 350 тысяч человек уступает Вильнюсу менее чем на треть, а их взамоотношения часто сравнивают с отношениями Москвы и Петербурга. Они совершенно различны даже внешне: в мягком барочном Вильнюсе основная форма - круг, а большинство линий кривые и витые; готический и модернистский Каунас - напротив, город прямых и углов, и даже стоит он на треугольной стрелке Немана и Няриса. Вильнюс - город всех цветов радуги, в Каунасе же господствуют два цвета - серый и красный (как тут не вспомнить два флага Литвы - триколор и Погоню!). Наконец, в отличие от космополитичного Вильнюса, который мне видится достоянием всего Великого княжества Литовского, Каунас - "национальная столица", литовцы здесь составляют 92% населения, и в советское время он имел репутацию города, куда русским лучше не соваться (так по крайней мере предупреждали моего отца, в 1970-е годы сверстники-литовцы в Зарасае). По словам glebo-lj, "Вильнюс - добрый, Каунас - злой", "Вильнюс - город разгильдяев, Каунас - город аскетов". Но в отличие от "доброго и космополитичного" Вильнюса, где нас никто не встретил, Каунас мы осматривали не наугад - с нами, поочерёдно, были один из лучших в ЖЖ знаток литовской истории Витас vyrud и уже упомянутый прожжённый нефер Глеб.

В Каунасе нет такого ощущения перевеса прошлого над настоящим, как в Вильнюсе, поэтому о лицах и деталях я напишу не в последней части, а лишь во второй. Всего о Каунасе будет 8 постов, и для начала как водится полюбуемся городом сверху - с костёла Воскрешения на Зелёной горе и высокого берега Немана, куда ведут старинные фуникулёры.

В панораме Каунаса хорошо заметен белый "небоскрёб" на вершине Зелёный горы (Жаликальнис) - это костёл Воскрешения (именно такой официальный перевод, так-то он Воскресенский), крупнейший на постсоветском пространстве образец церковного модернизма и памятник двум обретениям независимости, "воскрешению" литовского государства. В 1922 году, стоило только закончиться войне, на Зелёной горе появилась Малая Воскресенская церковь, построенная как "времянка" для будущего храма:

2.


Проектирование большого собора началось в 1926 году, когда окончательно улеглась пыль войн, а строительство начато в 1934-м. К 1940-му году храм с 70-метровой башней был почти достроен, став апофеозом " литовского стиля" в архитектуре (к коему принадлежат вот эти дома у подножья).

3.


Однако дальше война, потеря той самой независимости, памятником которой он был, атеистическая новая власть... В 1952 году недостроенный костёл стал цехом радиозавода "Шелялис"  - того самого, выпускавшего впоследствии знаменитые в СССР телевизоры (а по непроверенной информации - ещё и радиоглушилки). В те времена у него появились народные прозвища Радиокостёл, Святой Радиозавод...

4.


И лишь в 1990 году здание вернули верующим, однако на его реставрацию и отделку ушло ещё 14 лет. Малая Воскресенская церковь, построенная как времянка, в итоге заменяла большой собор 82 года, успев стать историческим памятником. Костёл Воскрешения же оказался символом обеих независимостей и ярчайшим образцом межвоенной архитектуры не только в Литве, но и во всех землях, отошедших к СССР во Второй Мировой.

5.


По соседству с мёртвым радиозаводом:

6.


Интерьер бел и минималистичен. Убрать лавки и колонны, добавить обшарпанности - ведь и правда готовый заводской цех. На верхнем ярусе находилась администрация, и "пойти в костёл" между собой рабочие называли визит к начальнику:

7.


7а.


Я очень люблю храмы середины ХХ века - как то, чего у нас нет и быть в принципе не может:

8.


Справа от алтаря - крестильная часовенка с макетом Зелёной горы:

9.


На крыше собора - смотровая площадка, куда за небольшую плату можно подняться на лифте. У входа - касса и сувенирная лавка, а в ней задумчивый старик Йонас Коклевичюс - "литовец, ставший сибирской легендой" (как написано в газете, которую он нам демонстрирует). За несколько минут у кассы он успел рассказать нам о том, что 30 лет прожил в Сибири, попав туда конечно же не по своей воле, причём видать не в городе, а где-то в глуши. А Сибирь - дело такое: кого она не сломала - того сделала сильнее, истории ссыльных 19 века от поляков и евреев до декабристов очень наглядно это подтверждают. И этот человек там стал бОльшим сибиряком, чем иные старожилы, и рассказывал нам, как его "ел медведь" (в смысле - задирал), а он сумел одолеть этого медведя с одним ножом: по его словам, в схватке с медведем можно выиграть несколько секунд, схватив его за язык - и нанести удар ножом в сердце. В Литву Коклевичюс вернулся в 1981 году. На крыше собора стоят его сибирские лыжи - широкие и отороченные мехом, благодаря которому они не съезжали назад:

10.


Крыша напоминает палубу корабля. На колокольню лифт пока не ездит:

11.


Но может это не насовсем? Например, в постах darriuss, бывшего здесь в 2009 году, упоминается, что часовня Святого Казимира, покровителя Литвы, закрыта (и закрывает вид на Старый город), однако сейчас она действующая и сквозь неё можно пройти на "балкон". На крыше вместе с нами - группа русскоязычных туристов, возможно откуда-то из другой части Прибалтики:

12.


Далее пойдём по кругу, по моей привычке, против часовой стрелки (каждый вид левее предыдущего), начав от колокольни. Северная часть Каунаса выглядит так - бесконечные коттеджи, которые пересекает капитальная застройка проспекта Саванорио (Добровольцев) - самой длинной улицы едва ли не во всей Литве (7км), по прямой соединяющей Старый город с автострадой.

13.


Среди коттеджей виден жёлтый купол старообрядческой Никольской церкви (1906) - староверов в Литве не так много, как в Латвии, но их присутствие заметно. Вдалеке - Национальный госпиталь, завершённый лишь в 1940-м году, крупнейший по размеру образец литовской межвоенной архитектуры, в отличие от костёла и органов власти, послуживший литовцам и при Советах.

14.


В одном из таких коттеджей - отеле "Аланта" - мы и жили. Тихий район, большой уютный номер под скошенной крышей, почти полное отсутствие других постольяцев - что ещё надо? А вдалеке, за глубокой долиной Няриса - обычнейшие серые микрорайоны, которыми застроена прилегающая к автостраде часть Каунаса.

15.


Сам Нярис отсюда не виден, а вот уходящий вдаль Неман просматривается. В Каунасе его ширина около 250 метров. Обратите внимание и на трубу - Каунасс не слишком индустриален, и всё же промышленность тут куда заметнее, чем в Вильнюсе:

16.


Между прошлыми кадрами - ещё и сам радиозавод:

17.


Тут хорошо видно устройство Каунаса - треугольник между двух рек, а вернее даже два треугольника один в другом - собственно берег и Зелёная гора. Рельеф в Каунасе сложный, планировка соответствующая - на машине мы тут регулярно плутали.

18.


Из крон на переднем плане выглядывает башенка заброшенной кальвинистской церкви, представляющей собой уменьшенную копию этого собора тех же лет (она видна, кстати, и на вводном кадре), за ней по прямой - труба дореволюционного пивзавода. А вдалеке Старый город, слева направо основные вертикали: Фара Витовта (Вознесенский костёл, рубеж 14-15 веков), барочный иезуитский костёл Франциска Ксаверия (1666-1720) и уже за краем горы накладывающиеся друг на друга башни Петропавловского костёла (1413-1624) и ратуши "Белый Лебедь" (1771-80). Но в целом Старый город отсюда почти не виден:

19.


Чуть ближе купол синагоги (1871-72). Ковно хотя и не был Северным Иерусалимом, а синагог сохранил побольше:

20.


Понемногу переводим взгляд на Новый город - основной вид с костёла. Вдали просматривается "самый длинный в мире" мост Витовта (почему, объясню позже), над которым вторая смотровая площадка этого поста. Купол справа принадлежит бывшему Сейму (1925-28, ныне филармония), а вот высокое белое здание слева - это на самом деле советский горком (вероятно, сильно перестроенный из довоенного литовского здания), с фасада столь унылый, что я его даже не снял. Ещё левее виден шпиль, кажется, бывшего губернского правления, до которого мы умудрились не дойти. А опять же левее купола Сейма чёрным треугольником виднеется шпиль костёла Гертруды (1502) - у Старого и Нового городов на несколько кварталов зона взаимопроникновения.

21.


Чуть-чуть левее - на переднем плане под флагом Военный музей (1936) со Стелой Свободы и корпусом Музея Чюрлёниса, один из композиционный центров Нового города. Рядом коричневый Нацбанк (1925-28), а слева хорошо виден Городской театр (1890-91, перестроен в 1922-25, ныне музыкальный):

21.


Вид строго на юг. Здесь в пейзаже господствуют две недостроенные гостиницы - "Турист" и "Республика", советские долгострои, которым в независимой Литве не нашлось ни инвестора, ни денег на снос. По словам Витаса, турбизнес в них инвестировать не будет - в "Туристе", например, большинство номеро без удобство. Но в этой части города они остаются доминантами, добавляя той самой атмосферы злого аскетизма, о котором говорил Глеб.

22.


Архитектура первой республики - прекрасная геометрия, я считаю! Это улица Мицкевича:

23.


Двор где-то в Новом городе:

24.


По мере удаления: Лайсвис-аллея (местная пешеходная улица и "витрина" города) со зданиями Первой республики; сталинская башня на проспекте Миндовга - 8-полосной (!) улицы вдоль набережной; пешеходный мост на Остров у берега Немана с отдыхающими людьми, на нём же из-за края кадра выглядывает Жальгирис-Арена, построенная к чемпионату Европы по баскетболу 2011 года. Что Литва - страна баскетбольная, а "Жальгирис" (литовское название Грюнвальда)  - команда из Каунаса, думаю, напоминать не надо. Совсе уж за Неманом - элеватор 1920-х годов:

25.


Ещё левее. У подножья костёла, видимо, бывшая промлощадка и не слишком заметная станция фуникулёра (второй дом слева). На горе видны вышки телерадиоцентра, основанного ещё в 1910 году как радиостанция Ковенской крепости. Хорошо виден склон Зелёной горы, отделяющий нас от ровного прямоугольного Нового города.

26.


Заброшенная гостиница, за ней мехмат Каунасского технического университета (основан в 1947-м, здание видимо старше), на заднем плане рядышком костёл Креста (1695-1700) бывшего монастыря кармелитов и пока что неопознанный завод времён Первой республики (вернее, мне о нём рассказывали, а я всё забыл!), за которым ещё один "самый длинный в мире" железнодорожный мост:

27.


Доминаната Нового города - Михайловский костёл, переделанный из православного гарнизонного собора Ковенской крепости (1890-91), такая вот специфика Литвы:

28.


Ещё левее, у подножья горы. Серое здание слева - бывший департамент госбезопасности (1932-34), а дальше... это действительно минарет. Татарская мечеть, по одним данным, построена в 1930 году президентом Антанасом Сметоной в благодарность татарам за верную службу, а по другим - в 1906. Обе версии по-своему логичны: до революции даже в глубокой России каждый губернский город комплектовался мечетью (скажем, Тверь или Архангельск), а в Ковно татары составляли 2% населения; в 1920-30-е годы литовские татары вновь напомнили, зачем их сюда позвал когда-то Витовт - из числа были многие офицеры литовской армии. Как бы то ни было, ныне основные прихожане этой мечети - чеченские эмигранты.

29.


Ну вот круг и замкнулся на Зелёной горе - ещё одна гимназия межвоенной эпохи и образец уже современной литовской архитектуры "Аушрос намай" (Дом Рассвета). В общем, если делать по новой моде "7 чудес Литвы", костёл Воскрешения войдёт в их число безусловно:

30.


А совсем рядом к костёлом, как уже говорилось, верхняя станция фуникулёра. Каунас - один из немногих постсоветских городов, где есть этот экзотический транспорт (я на фуникулёре катался только в Киеве), причём в отличие от Вильнюса, он здесь во-первых старый (1931), а во-вторых связует две городские улицы, а не две части музея-замка. Жаликальнис в межвоенное время активно застраивался особняками и виллами разбогатевших жителей новой столицы, ну а кроме того фуникулёр должен был максимально облегчить "дорогу к храму" из центра города.

31.


Внутри всё без внешних изменений со времён постройки, ощущение "привета из прошлого", причём даже не из советского. Проезд - то ли 1 лит, то ли пол-лита. К слову, мы сюда попали почти случайно - дождь настиг нас и Глеба уже внизу, и ближайшим местом, где его можно переждать, оказалась нижняя станция... однако пережидали мы в основном уже на верхней.

32.


Вагончик тут по сути лифт, даже без водителя, но с очень колоритным интерьером и плакатами об истории фуникулёра на окнах. Ходит он раз в 5 минут при наличии пассажиров... которых, сказать прямо, очень немного.

33.


Вид снизу вверх. Ещё на постсоветском пространстве фуникулёры водятся в Сочи, Владивостоке, Киеве, Одессе, Баку и Тбилиси, а старейший был в 1896-1920 годах в Нижнем Новгороде:

34.


Нижняя станция:

35.


А можно и по лестнице, их много и они очень живописны:

36.


Теперь перенесёмся ко второй смотровой площадке на занеманских холмах предместья Алексотас. Туда ведёт уже упомянутый мост Витовта (1914, пролёты восстановлены после войны), на момент постройки самый длинный в мире. Что за чушь - спросите вы? Даже без всяких Бруклинов и Ньюкаслов были к тому времени уже многокилометровые мосты через Волгу, Енисей, Амур... Но здесь был самый что ни на есть пространственно-временной континуум: дело в том, что на той стороне начиналась Сувалкия, административно часть Царства Польского, где на момент присоединения к России (жившей по Юлианскому календарю) действовал Григоринаский календарь, те самые "старый" и "новый" стиль. То есть, разница между двумя берегами составляла 13 суток, а путь по мосту формально - без малого две недели, причём и в будущее, и в прошлое!

37.


Потеряв Вильну, литовцы тем не менее смогли удержать половину Сувалкийской губернии, ту самую литовскую Сувалкию, и вскоре (да в общем-то уже в 1915 году, когда Ковно заняли немцы) с небывалой длиной моста было покончено, поэтому такое прозвище скорее за его деревянными предшественниками. На той стороне же район Алексотас, где у какого-то учебного заведения находится ещё одна смотровая площадка. Склон под ней отмечен гигантской "бабочкой" (кстати, заметьте сохранившиеся на мосту советские звёзды):

38.


Рядом второй фуникулёр (1935) - как я понял, Каунас единственный постсоветский город, где их два:

39.


Тут, правда, дела печальны: фуникулёр работает лишь в будние дни с 7:00 до 10:00 и с 13:00 до 18:00, мы же его увидели спящим:

40.


Верхняя станция:

41.


42.


Тут не так высоко, но зато прекрасно виден Старый город. Пойдём опять слева направо:

43.


Монастырь бернардинцев с Георгиевским костёлом (1471-1502) и католическая семинария (1863), крупнейшая в Литве и единственная действовавшая в СССР, занимающая бывший монастырь цистерцианцев.

44.


Почти крупным планом уже знакомые Фара Витовта (за ней крыша готического Дома Пяркунаса), иезуитский костёл с монастырскими корпусами и между его башен - башня Ратуши. Белые барочные башни в каунасской геометрии чуждо. За ними слева воссозданная круглая башня Ковенского замка и Троицкий костёл (1634, при семинарии), а справа - заброшенная Еврейская больница:

45.


Огромный Петропавловский собор - его длина порядка 80 метров, вполне возможно, что это крупнейший храм Литвы. На переднем плане - немецкая кирха (1683, башня 19 века) и солнечные часы-"смайлик" - квартал занят Каунасским факультетом (!) Виленского университета:

46.


Красные крыши, готические фронтоны Старого города - в нём есть Немецкий и Ганзейский кварталы соответственно. Чуть дальше башня бенедиктинского Никольского костёла (1495-1503) и его же барочные корпуса:

47.


А вот новый город отсюда виден куда как хуже. Крайний правый вид с костёлом Воскрешения я поставил на заглавный кадр:

48.


Следующая часть - о каунасском колорите, про людей и про чертей.

P.S.
Друзья-литовцы, да и все прочие тоже - просьба не кидать в комментарии большие фотоподборки, лучше давайте только ссылки на фото. Пост и так вышел огромный (в отличие от "Деревянного Идишланда", где я был только за), мне часто жалуются, что мои посты медленно грузятся - и поэтому не стоит его утяжелять. Но любые уточнения мне очень понадобятся для последующих постов об отдельных достопримечтальностях Каунаса.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Верхний город..
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

фуникулёры, дорожное, "Черта оседлости", Литва, ВКЛ, "Балтийские ветры", транспорт, Каунас

Previous post Next post
Up