Как и в любом городе с богатым прошлым, в Вильнюсе много интересного и по окраинам - от костёлов и усадеб до шедевров советской архитектуры. За пределами центра мы осмотрели, прямо скажем, немного:
парк Бельмонтас с остатками средневековых мануфактур, чёрный
Панеряйский лес - местный Бабий Яр, и Виленскую кальварию - ещё один парк на северной окраине Вильнюса, где находится один из интереснейших в этом городе памятник Речи Посполитой.
От центра города Кальвария довольно далеко, а многие интересности, расположенные примерно по дороге, в своё время показал
darriuss: район
Жирмунай с усадьбой Тускуланум губернатора Римского-Корсакова и
Северный городок (синтез "царских" казарм и стильного литовского хай-тека), мы же ехали более короткой дорогой через
Шнипишкес по Кальварийской улице. Кальвария расположена почти что на выезде из города (вернее, из его многоэтажной части), и вот пара кадров виленских спальных районов:
2.
Окраины в литовской столице выглядят более ухоженным и уютным, чем исторический центр, на уровне лучших районов Москвы. Вообще, парадокс - за время своих путешествий я впервые попал в страну, где уровень жизни выше, чем в России, и в Вильнюсе это хорошо заметно (забегая вперёд, в крупным литовских городах - менее, а в малых - ещё более).
3.
Вдоль Няриса в этой части города тянутся парки - севернее (то есть дальше от центра)
усадьба Варкяй, первый в Литве образец классицизма (1781), а южнее - собственно, наша цель. Но тут, вероятно, стоит объяснить, что это такое-то - Кальвария? Ведь это не имя собственное, и помимо Виленской кальварии есть например Жемайтская Кальвария (которую я посетил) и десятки других, безымянных. Кальварии - это один из феноменов католического мира, по сути дела "наглядное пособие" по Евангелие для народных масс, "макет" Крестного пути Иисуса, по которому совершались крёстные ходы и который обходили простые богомольцы. Вроде бы этот обычай зародился в 15 веке в Испании, где католики своей неистовостью здорово напоминалии нынешних ваххабитов, и распространился на всю Европу: я видел небольшие кальварии - в пределах костёльного двора! - даже в Западной Украине (
Ровно,
Белз и другие). Но из постсоветских стран только в Литве есть "настоящие", большие кальварии: длина Виленской - около 7 километров, и она включает два крупных костёла, 22 часовни и 7 деревянных ворот, рассказывающих в 35 сценах историю пути Христа.
4. Расшифровка на английском
с официального сайта Кальварии.
Виленская кальвария была основана в 1662 году епископом Ежи Биллозором как памятник избавлению Литвы от русских войск (удерживавших Вильно в 1656-61 годах, и сдавшихся лишь после полуторагодичной осады замка польским войском), и находилась в ведении доминиканцев. В камне часовни и костёл Воздвижения Креста отстроились в 1750-е годы, а чуть ранее в Кальварию "вплёлся" монастырь Тринополь. Ныне, как видно из схемы, Кальвария состоит из двух кругов, замкнутых на два костёла. В 1963 году все часовни, кроме примыкавших к костёлу, были разрушены, а на их воссоздание (начавшееся почти сразу после обретения независимости) ушло 12 лет. У начала Кальварии, куда мы подъехали по улице Пушино (на схеме внизу слева) какой-то санаторий невзрачного вида, и первые часовни находятся непосредственно на его территории.
5.
В часовне №1 заседает Тайная Вечерия:
6.
От неё за дорожкой хорошо видна часовня, на схеме отмеченная буковкой "М" - и это отнюдь не римское №1000, а намёк на Деву Марию - отсюда начиналась ещё одна Кальвария Девы Марии из 12 остановок, но вроде бы она пока не воссоздана (поправьте, если ошибаюсь).
7.
При ближайшем рассмотрении это едва ли не самая большая часовня Кальварии:
8.
Указатели и пояснительные таблички тут довольно стильные и встречаются в разных местах маршрута:
9.
Следующая на нашем пути часовня выпадается из общей последовательности, так как объединяет три сюжета - 9 и 11 (две встречи с первосвященником Каифой) на фасаде:
10.
А 10-й ("Христос в темнице") - внутри:
11.
Дальше очень крутой спуск к Нярису, где находится самая доходчивая схема Кальварии (она как раз на кадре № 4) и Тринополь - основанный в 1695 году монастырь ордена тринитариев, в 1832 году отобранный у католиков и ставший летней резиденцией православного виленского епископа (инициатива принадлежала митрополиту Иосифу Семашко - он же вошёл в историю как ликвидатор Брестской унии на территории Российской империи в 1830 году). В 1917 году отсюда попросили уже православных, однако назначение монастыря в столь красивом месте не изменилось - с 1925 года здесь была летняя резиденция уже католического архиепископа. При советах же рассудили, что для "летней резиденции" наличие епископа вовсе не обязательно, и в 1959 году устроили в обители турбазу.
12.
Ныне это не слишком большой католический монастырь с Троицкиим собором (1710-22). Ворота оказались заперты, поэтому мы полюбовались им только снаружи, с проходящей по берегу Няриса Варкяйской улицы:
13.
Вдоль неё несколько сотен метров на юг до трёх часовен. Здесь Кальвария ближе всего подходит к реальному миру - левее кадра из-за леса торчат многоэтажки, но на поляне - открыточный вид. Спереди часовня №2 ("Путь на Масличную гору"), слева №3 ("Гефсимания"), справа №4 ("Арест Иисуса"):
14.
Что часовни - реплики, лучше всего видно по картинам внутри них:
15.
Вторая и четвёртая часовни с обратной стороны, за деревьями - Нярис:
16.
Снова углубляемся в лес. От, видимо, слишком наглых автомобилистов въезды защищены такими вот стильными колышками:
17.
Однако ещё до очередной часовни мы увидели вот что:
18.
Приглядитесь - под деревом иконы! А камни и цветы так напоминают какой-нибудь языческий алтарь... причём не из реальных культов, а скорее из фэнтези про эльфов. Судя по всему, это именно какое-то порождение "народной религии", католико-языческий синтез, столь логичный в Литве.
19.
Маршрут проложен так, чтобы паломники могли как следует ощутить страдания первохристиан! За узким ручьём - местная гора Сион, и подъём туда по пугающе крутому песчаному склону весьма утомителен. Прямо на мостике - простенькая деревянная часовня №5:
20.
Здесь нет сюжета, но на самом деле овраг олицетворяет Кедронскую долину:
21.
Так и представляю, как карабкалась по этому склону шумной толпой процессия крестьян и мещан с ксендзом во главе, и каждый, проклиная следующий шаг, подбадривал себя "А каково Христу было за нас, дураков, нести крест?!"
22.
Здесь, кстати, ещё один тип сооружения кальварии - однотипные деревянные ворота, различающиеся иногда лишь формой креста. Я был удивлён, узнав постфактум, что их всего 7 - казалось, что их больше, чем каменных часовен... а нумерация у них наравне с часовнями, на Виленском Сионе соответственно Шестая ("У ворот Города ученики покидают Иисуса") и Седьмая ("Первые врата Сиона"):
23.
Восьмая часовня ("Христос у первосвященника Анны") стоит в перспективе дорожки. Обратите, кстати, внимание на чистоту: если по чистоте улиц многие города России сейчас вполне догнали, а то и перегнали Литву, то сопоставимых по чистоте парков и придорожных лесов я у нас пока что не припомню (но может, просто не приглядывался?).
24.
В часовне ещё один сюжет в столь любимой литовскими художниками "чюрлёнисовой" стилистике:
25.
Итого, первый круг замкнулся - отсюда рукой подать до 9-10-11й часовни, а стало быть и до припаркованной машины. Два "круга" Кальварии соединяет дорожка длиной около километра, на которой всего одна остановка №12, да и та - ворота (вторые Сиона). В общем, мы предпочли проехать ко второму кругу на машине, а вместо часовни по дороге увидели огрмоное современное здание католической семинарии:
26.
Что касается второго круга, то здесь порядок уже безнадёжно сбился - мы припарковались близ часовня №28 в прямой видимости от костёла (она на вводном кадре), но к костёлу (где последние часовни) подошли в самом конце, а сначала направились против направления кальварии до самого поворота к первому кругу. Но как красив парк! Мачтовые сосны на песке - в этом вся Прибалтика.
27.
Однако маршрут покажу всё-таки в правильно порядке. Дорожка от часовни №12 выводит в распадок, разделяющий Голгофу и Антониеву башню. Направо уходит Крёстный путь, который открывает №23 "Первое падение Иисуса":
28.
Но нам сейчас в другую сторону, опять же без остановок мимо №22 "Иисус берёт свой крест" (на переднем плане):
29.
А вот большая часовня выше по склону как бы открывает "судбеный" цикл, за ней маршрут делает небольшое кольцо, и фактически это две часовни одна над другой: по дороге "туда" открыта №13 ("Христос предстал перед Пилатом"), по дороге назад - №21 ("Христа приговорили к распятию"), занимающие разные этажи:
30.
31.
А несколько дальше по дороге тупик - единственные каменные (по сюжету Железные) ворота №14, за которыми в часовне №15 ждёт Ирод:
32.
Путь здесь делает круг, на котором стоят ещё несколько ворот №№17-20, олицетворяющих мучения арестованного Богочеловека - и через них надо возвращаться к часовне 13-21, к приговору распятия:
33.
И вновь пройдя мимо 13-21, 22 и 23 - таки начинаем восхождение на Голгофу... которая, кстати, совсем не так крута и неудобна для подъёма, как Сион.
34.
Вид от 24-й остановки на 23-ю:
35.
25-я:
36.
Среди часовен вдруг обнаружилась могила польских солдат Второй Мировой:
37.
26-я:
38.
В часовне №27 интересна деревянная скульптура "Второе падение Иисуса":
39.
Ну а 28-я часовня ("Иисус встречает плачущих женщин") - на вводном кадре, напротив парковки и на финишной прямой к костёлу. Рядом ещё и огромное поле для уличных богослужений. Пойдём в Крестовоздвиженский костёл (1755) - центр Виленской кальварии.
40.
На лестнице 29-я и 30-я часовни - "Третье падение Иисуса" и "Срывание одежд". Чернь под предводительством ксендза уже не может сдерживать слёз, женщины рыдают в голос, кто-то падает наземь хватает трясущимися руками песок, воздевая горящие глаза к небу.
41.
Дальше надо обойти вокруг костёла... но часовни 31 ("Христа пригвождают к кресту") и 32 ("Христос умирает на кресте"), то есть кульминацию Страстей, я досадным образом упустил, побежав фотографировать костёл с открытой площадки - неплохой образец виленского барокко, более напоминающий строгие и чистые храмы Беларуси, чем роскошные храмы Вильно.
42.
Убитая горем процессия наблюдает последние сцены Христовых Страстей на краю Варкяйского кладбища - "Снятие с креста", "Положение во гроб":
43.
И наконец "Воздвижение креста", которому и посвящён костёл... хотя оно ведь произошло в 329 году, когда Христово учение принимали монархи. А толпа, слушая ксендза о Воскресении и Вознесении, утирает слёзы и вскоре разражается ликованием, идёт на службу в костёл, а вечером - по корчмам.
44.
Напоследок - вид с шоссе обратно в центр: отсюда мы ехали прямой наводкой в Жверинас, то есть по другой дороге. Непривычный ракурс на Деловой квартал и Старый Вильнюс с дуэтом православного Духова монастыря и иезуитского костёла Святого Казимира - огромные и стоящие наверху, они остаются доминантами этого неповторимого города.
45.
И в Вильнюсе ещё очень много всего - как по окраинам, так и в центре, по прошлым постам обильно разбросаны "узелки на память" к следующему приезду. Но у нас было-то два с половиной дня, и я ожидал, что мы успеем раза в два поменьше. Так что с историческим Вильно на этом всё - но дальше расскажу про современный, повседневный Вильнюс, каким его увидел я.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Природа и этнография.
Литовское искусство.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.