За Волгой чуть ниже Саратова и его заречного города-спутника Энгельса между сёл Узморье и Терновка лежит Гагаринское поле. В 10 часов 53 минуты по Москве 12 апреля 1961 года туда спустился с неба человек в оранжевом скафандре, а рядом упала обгоревшая круглая капсула - так началась космическая эра. В
прошлой части я уже показывал чахлый сырой лес близ Киржача, где Юрий Гагарин 27 марта 1968 года отправился в вечный полёт, ну а с визита на Гагаринское поле в День космонавтики началось моё
весеннее путешествие по Волге и Уралу.
Здесь же - другие пункты "гагариниады" по всему бывшему СССР, в том числе колоритный Лётный городок на окраине Энгельса.
Всех героев космического эпоса роднит одно - до знакомства с космосом они успели изрядно поскитаться по Земле. Судьба Циолковского хитро вилась
меж 5 городов, Вернер фон Браун
успел отметиться даже на территории России, Сергея Королёва жизнь и вовсе кидала до самой Колымы. Ну а Гагарин... так сложилось, что наши маршруты совпадали задолго до начала "
моей космической программы". И поскольку "Все мы знаем, каким он парнем был", да и пост
о его малой родине с пересказом биографии я писал недавно, сейчас лишь кратко пройдёмся по вехам.
2.
На кадре выше - изба в деревне Клушино на Смоленщине, где будущий герой родился 9 марта 1934 года, и рядом с ней землянка, в которой семья Гагариных пережила фашистскую оккупацию. Это реплики, но и подлинник избы цел: Алексей Гагарин как трезвый и рукастый плотник после войны подался
в ближайший райцентр Гжатск. В 1968 году городок получил нынешнее название Гагарин, а родители Первокосмонавта жили здесь до 1980-х годов, и вокруг их избы постепенно разросся целый комплекс музеев.
3.
Интерьер в доме детства Гагарина:
4.
Школа, в которую он ходил в 1945-49 годах, занимала бывший дом градоначальника, ныне переданный краеведческом музею. В предыдущую Отечественную войну здесь останавливался Кутузов, и теперь старый полководец и молодой герой глядят друг на друга с двух мемориальных досок:
5.
Но уже в школьные годы мальчику сделалось тесно в райцентре. Кажется, сам этот типаж мне знаком - особое сочетание живости и усердности, ответственности и любознательности, нежелание сидеть на месте да непременно - маленький рост. В мемориальном музее, что рядом с избушкой родителей - дальнейшие ипостаси Гагарина: гимнастёрка люберецкого литейщика, лётный костюм курсанта саратовского ДОСААФ, китель выпускника оренбургского авиационного училища, куртка и сапоги полярного лётчика.
6.
После школы сын плотника решил стать литейщиком, а продолжить обучение - если не в Москве, то хотя бы в Подмосковье. 1949-51 годы Гагарин провёл в индустриальных
Люберцах, в Ремесленной школа №10, и её конструктивистское здание теперь официально называется Гагаринским корпусом Люберецкого техникума. На фасаде - памятник, баннер, две мемориальных доски и вывеска Народного музея:
7.
Закончив ремесленную школу с отличием, Гагарин понимал, что всю жизнь стоять у станка - не его удел, а значит надо учиться далше. Так в 1951-55 годах Юрий Алексеевич попал в Саратов, ставший пожалуй главным городом в его биографии. В самом центре, на улице Сакко и Ванцетти, стоит обложенное силикатным кирпичом, но сохранившее первоначальный вид здание Саратовского индустриального техникума (1871). Во флигеле - ещё один Народный музей, а на фасаде - скромный памятник, вечером 12 апреля обильно усыпанный цветами:
8.
Всё шло к тому, что окончив СИТ, Гагарин поедет в Москву поступать в Институт стали и сплавов и когда-нибудь возглавит металлургический комбинат полного цикла, но в Саратове его путь сделал крутой поворот - причём в вертикальной плоскости. Произошло это здесь, в здании на тихой Рабочей улице, построеном 1910 году для консульства Германии, вспомнившей, что в глубине России есть Немецкое Поволжье. В том же 1910 году над Саратовом впервые взвился в небо аэроплан, и любителей авиации в огромном и богатом городе нашлось достаточно, чтобы образовать импровизированный аэроклуб. Вскоре, однако, "Фарманы" и "Блерио" стали нужнее под Львовм и Ригой, а русские немцы предпочли решительно размежеваться с исторической родиной. Как я понимаю, германское консульство в Саратове ненадолго возродилось в 1920-е годы, в Энгельсе же в 1930 году разместилась крупная авиабаза. В 1933 году, видимо в связи с победой Гитлера в Германии, консульство закрыли окончательно и новым хозяином дома на Рабочей сделался аэроклуб Осоавиахима (с 1951 года - ДОСААФ), которому был передан небольшой аэродром Дубки севернее города. Последний раз немцы возвращались сюда в Перестройку, открыв в здании культурный центр, а с 1993 года это и вовсе саратовский офис "Лукойл". Ну а в 1950-х годах чуть ниже по Рабочей улице стояла общага СИТа (она и сейчам там стоит, но куда более поздних лет постройки), и молодой литейщик-технолог Гагарин то и дело видел из её окна весёлых и подтянутых ребят, увлечённых небом. Не знаю точно, как именно он попал в ДОСААФ в 1954 году - может, сам однажды постучался в их дверь, а может его пригласил сюда друг, но именно в Саратове Юрий Алексеевич понял, что больше всего на свете он хочет летать.
9.
И здесь, над Волгой, в 1955-56 годах будущий космонавт совершил 196 полётов общей продолжительностью 42 часа и 23 минуты.
Дубки в 1962-93 годах были учебной базой для вертолётчиков, а ныне действуют как спортивный аэродром. Как я понимаю, со времён Гагарина там ничего не сохранилось, лишь маленький памятник словно выглядывает из земли. Но главную Гагаринскую реликвию Саратова нужно искать и не там, а на третьем этаже краеведческого музея:
10.
Чем ценен этот старенький
Як-18, написано прямо на его борту: машина исправно прослужила ДОСААФ до 1961 года, а почти сразу после 12 апреля отправилась в музей. Под низким потолком самолёт выглядит странно:
11.
Осенью 1956 году Гагарин был призван в Советскую Армию и окончательно попрощался с металлургией. Из Саратова он отправлися в Чкалов (Оренбург), где обрёл "семью и власть над самолётом". То есть поступил в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени Клима Ворошилова, основанное в 1921 году в Москве, вскоре переведённое в Серпухов, а в 1927 году - сюда. Тренировочные аэродромы ВАУЛа располагались в степях под
Соль-Илецком и
Орском, и хотя само училище прекратило своё существование в 1993 году, его здание, построенное в 1883 году для семинарии, я видел ещё в 2009-м году. Теперь в разных корпусах обитают семинария, кадетский корпус и музей космонавтики, а в кустах левее входа можно различить ещё одного "коня героя" - уже не поршневый старенький Як, а реактивный
МиГ-15.
12.
Здесь Юрий сразу стал командиром взвода, и в первый же год же год его чуть не до смерти избили сослуживцы - они привыкли к неуставняку... Гагарин и здесь был отличником, но ему категорически не удавалась посадка, так что командование уже решило, что это не лечится и проще отчислить курсанта. Но кого-то из офицеров вдруг осенило: отличник-то ростом не вышел, а стало быть и землю при заходе на посадку видит под другим углом! Проблему решила банальная подкладка на сидение, и в октябре 1957 года Юрий Алексеевич окончил училище, а считанные дни спустя - женился. С телеграфисткой и студенткой-медиком Валентиной Горячевой он познакомился несколько ранее на танцах в офицерском клубе, и жена героя сама оказалась неординарной личностью, что можно оценить по её мемуарам "108 минут и вся жизнь" и судьбам двух дочерей. Вот в этом старом доме она и жила в коммуналке, а женившись, и лётчик переселился туда - ненадолго:
13.
И прежде космоса герой познал самые суровые места Земли - Крайний Север. В 1957-59 годах Гагарин служил на аэродроме Корзуново (или Луостари) в Мурманской области недалеко от границы с Финляндией, в морской авиации, за неимением у СССР авианосцев базировавшейся на берегу. На Севере у Юрия и Валентины родилась дочка Елена, ныне генеральный директор музея-заповедника Московского кремля. Деревянный дом, где жила семья старлея Гагарина, в 1983 году
стал музеем и был перевезён в Североморск, сам же аэродром Луостари я в 2011 году увидел
из окна поезда вот таким:
14.
И лишь отсюда Гагарин в 1960 году наконец отправился в Москву, в Военно-воздшную академию имени Николая Жуковского, с 1923 года занимавшую одно из красивейших зданий столицы - Петровский путевой дворец (1776-80)
на Ходынском поле.
15.
Надо заметить, песня "Таких не берут в космонавты!" совсем не так смешна, как кажется. Космонавты и в наше время обладают набором качеств без пяти минут сверхчеловека - идеальное здоровье, стойкий и неконфликтный характер, высокая эрудированность и образование по профилю, безупречный моральный облик. Что уж говорить про Первый отряд?! К набору допускались только лётчики-истребители до 35 лет, ростом до 175 сантиметров и весом до 75 килограмм, и документы подал 3461 человек, до первичного собеседования дошли 347, прошли его (а также первичный медосмотр) 206 лётчиков, из которых ещё 105 срезались на дальнейших проверках, а 72 и вовсе поняли, что космос не для них. Позже отсеялись ещё девятеро - в итоге конкурс в Первый отряд космонавтов составил 170 человек на место. Отбором занимался Институт авиационной медицины, с 1940-х годах занимавший на той же Ходынке бывший ресторан "Мавритания" (1912), и близ его проходной - памятник Лайке: до людей здесь снаряжали в космос собак.
16.
Финальная часть обучения проходила
в подмосковном Жуковском - как уже не раз говорилось, космонавтика отпочковывалась от авиации постепенно. Исследовательский центр лётной подготовки, в 1960-61 годах занимавший старую железнодорожную больницу, скрывал под своим обтекаемым названием прототип нынешнего Звёздного городка. Тренировал космонавтов лётчик-испытатель и герой войны
Марк Галлай, и именно ему принадлежит эпохальное "Поехали!", которым открывалась каждая тренировка. Его подопечными были Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андреян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский, и первым космонавтом мог стать любой из них. Лучшими себя показали Титов и Гагарин, но в таком деле, как открытие космической эры, была важна медийность - красивое лицо, ясная улыбка, звучное русское имя...
17.
Здание центра подготовки ныне заброшено, а вот тренажёр космического корабля "Восток" сохранился Музее истории покорения неба
в центре Жуковского:
18.
С зачислением в отряд Гагарин получил квартиру в подмосковном Щёлково,
в посёлке у аэродрома Чкаловский, и здесь родилась его вторая дочь Галина - ныне профессор экономики. В какой из двух пятиэтажек жил герой, думаю, несложно догадаться:
19.
Каким он парнем был? В биографии очень мало сведений о друзьях Гагарина, но не было у него и явных врагов. Мне видится образ даже не карьериста, а просто человека, безмерно преданного тому делу, за которое берётся, потому что его религия - это Ответственность. В конце марта 1961 года Гагарин и Титов прибыли на Тюратам - так, по ближайшей железнодорожной станции, в те времена причастные люди называли космодром Байконур. Вот в этих домиков, от нас дальнем (в ближнем жил Королёв) Первокосмонавт провёл последние дни перед стартом:
20.
Запуск происходил в атмосфере строжайшей секрестности, и все знаменитые кадры - что грузный Королёв за пультом, что улыбчивый Гагарин в шлеме с надписью "СССР", были последующей постановкой, и разве что ракету "на бис" не запускали. И Главный, и Первый (они же "Заря" и "Кедр") понимали, что вместо бессмертной славы космонавта могла ждать страшная смерть и приказ на забвение. Космическая гонка требовала поспешить, поэтому "Восток" не имел систем ни для аварийного спасения, ни для мягкой посадки. Но вот, в 9:07 (
поминунтное описание полёта см. здесь) после недолго обмена сообщениями с "Зарёй" "Кедр" сказал своё "Поехали!", а три минуты спустя командный пункт услышал "Вижу Землю!". Вот он, Гагаринский старт - за вычетом ремонтов, тот же:
21.
В 9:18 "Восток-1" вышел на орбиту... хочется сказать "на заданную", но нет - орбита на высотах 180-330 километров оказалась несколько выше предполагаемой, и это было чревато бедой: запас автономности "шарика" был рассчитан на 10 суток, а здесь для неуправляемого схода понадобилось бы от 20 до 50 дней. Но видимо, это не дошло до ТАСС, в 9:57 выдавшего в эфир: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается». Гагарин любовался планетой и пробовал привычные действия в невесомости (то есть - ел, пил, делал записи), а "Восток-1" летел в полностью автоматическом режиме, где активировать ручное управление можно было, только достав из неочевидного места конверт, аккуратно его распечатав и решив простую задачу, ответ которой и будет кодом. Полёт вокруг Земли продлился заданные 89 минут (108 - это с взлётом и посадкой) и закончился почти штатно, а его реликвии ныне разобраны по ведомственным музеям причастных предприятий - вот например сам "шарик"
в РКК "Энергия" в Королёве (сейчас он, кстати, в павильне "Космос" на ВДНХ, но это ненадолго) и скафандр СК-1 в НПП "Звезда"
в Люберцах.
22.
У "Востока" не было мягкой посадки, парашют позволял лишь снизить скорость до разумных пределов, и потому на высоте 7 километров космонавт катапультировался. Приземление планировалось "под Сталинградом" (то есть, видимо, на полигоне Капустин Яр), но пейзаж, открывшийся внизу, Гагарин узнал с первого взгляда, ибо прежде не раз видел его из кабины Як-18. Последней опасностью было сгинуть в ледяной воде Волги, но опытный пилот умел рулить стропами парашюта. Космонавта уже ждали и военные, и жители, и когда в небе раздался хлопок, колхозный люд побросал все дела да кинулся встречать героя. Но первыми Гагарина увидели татарка Анихайят Тахтарова и её внучка Румия, которые с утра пасли телят и сводок ТАСС не слышали. «Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой и стоявшего возле пятнистого теленка, с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. «Свои, товарищи, свои»,- ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой - первые люди, которых я встретил на Земле после полета. Затем подбежали механизаторы, работавшие неподалеку. Вскоре прибыла группа солдат с офицером, проезжавших на грузовиках по шоссе. Они обнимали меня, жали руки. Кто-то из них назвал меня майором». С места посадки Гагарина доставили в Энгельс на авиабазу, оттуда - в Куйбышев (Самару) на партийную дачу, и лишь на третий день - в Москву.
"Я вновь увидела его 14 апреля. Да, тот день был ослепительным, радостным: встреча во Внуково, Красная площадь, Кремль. Промелькнул он как одно мгновение. Вечером, когда мы наконец остались вдвоём, Юра, помню, подошёл к зеркалу, окинул себя быстрым взглядом, дотронулся пальцем до Золотой Звёздочки и смущённо сказал:
-Понимаешь, Валюша, я даже не думал, что будет такая встреча. Ну слетаю, ну вернусь... А чтобы вот так... Не думал...".
22а.
От Энгельса до Гагаринского поля - километров 20 по хорошей дороге, что весьма нетипично в Саратовской области. Но День космонавтики - пожалуй, главный местный праздник, а стало быть негоже высоких гостей да губернатора по колдобинам возить. К центральной площади в Энгельсе примыкает Ярмарка - рынок и пригородный автовокзал, с которого несколько раз в день отправляются по расписанию маршрутки в Терновку и Узморье, проезжающие мимо поворота на Гагаринское поле. 12 апреля был обещан прямой транспорт по заполнению, оказавшийся такой же точно маршруткой с табличкой "МП Гагарина" под стеклом. Цена тоже оказалось вполне рейсовой - 65 рублей от Ярмарки, 50 - от "Мясокомбината", то есть района на окраине. Путь до цели - минут сорок, по правую руку за плавнями Волги тянется Саратов, и Гагарин явно видел его ещё не таким:
23.
С юга - нефтеперерабатывающий завод, для саратовцев просто Крекинг:
24.
И гора Увек, сам абрис которой так и вопиет ни то Золотой Орде, ни то о волжской вольнице:
25.
Ближе к цели у дороги появляется милиция, которую не интересуют ни ремни, ни скорость - их задача обеспечить проезд кортежа, ведь личности в нём бывают такие, каких и губернатор боится.
26.
В итоге маршрутка себе не оправдала - доехав за селом Узморье до поворота, на поляне у которого стояли сотни блестящих на солнце машин, "газель" высадила пассажиров в придорожную пыль и принялась набирать новых. 12 апреля проехать к Гагаринскому полю ещё сложнее, чем в обычный день: на уходящей вбок дороге одна полоса для пешеходов, другая - для проезда обслуживающего персонала и начальства. Здесь тоже стояли милиционеры с пылью на лицах и скукой в глазах, а на входе у рамки металлоискателя мне грубо крикнули: "Мужчина! Рюкзак открываем, не поняли?!".
27.
От такого эталонного "в этой стране..." я помрачнел и откровенно нехотя побрёл в плотной толпе, между каких-то матерящихся подростков и лихих кавказцев. Настроение не улучшали даже сновавшие мимо автораритеты:.
28.
Под стеклом которых красовались пропуска. Ездили здесь явно не только шишки, но и музыканты, и волонтёры, и музейщики, какие-нибудь приглашённые гости от культурных учреждений или заводов, да и оборудование сцены или экспонаты выставок явно не вручную несли. Но местные не видели всего этого в упор: раз дали им отдельную полосу - значит, випы, "а випами у нас только известно кого называют".
28а.
Основная площадка Дня космонавтики - на полдороги до Гагаринского поля, у оснащённого мощной трибуной автодрома. И продравшись через унизительные подходы, я обнаружил здесь вполне милый и душевный, по-хорошему провинциальный праздник. Военные, видимо в свете сирийских новостей, пригнали несколько машин ПВО, устроив импровизированный музейчик, напротив них гремела сцена, а по краю поляны протянулся ряд ларьков в лучших традициях многонационального Поволжья - за каждый отвечал свой народ от мордвы до немцев. Цены оказались гуманными, и я перекусил немецкими колбасками с горчицей и татарскими сладостями, слушая со сцены то какой-то посредственный рок, то советские шлягеры про космос.
Бабы в сарафанах на фоне грозного оружия - такая вот развесистая клюква наяву:
29.
Первыми, кого я увидел, были авиамоделисты. На открытии, к которому я опоздал, даже запускали модель ракеты "Восток" с тремя ступенями, но меня утешили, что я ничего не потерял - в том году ракета вообще не взлетела, а в этом после отработки первой ступени её сдуло ветром.
30.
Со сцены неслось "Все мы знаем, каким он парнем был...". Ратник-реконструктор стоял по соседству с продавщицей космопита:
31.
В павильонах из армейских палаток крутили познавательные фильмы и читали лекции, и такой кадр я смог сделать лишь на обратном пути - ближе к утру там стояла плотная толпа:
32.
Со сцены неслось "И снится нам не рокот космодрома...", а на боковй аллее собрались инопланетные делегации:
33.
34.
Не подвели и парашютисты из того самого аэроклуба, рассыпавшись над праздником с еле слышно стрекотавшего высоко в небесах вертолёта:
34а.
К собственно Гагаринскому полю идти ещё полтора километра. Там тоже было людно, но всё же несравнимо тише - ни музыки, ни торговли. Как такового поля давно уже нет - на нём подросли деревья, обрамляющие теперь небольшую асфальтовую площадь. Аллея космонавтов и Циолковский с Королёвым появились на ней в 2011 году:
35.
Скульптуру Гагарина установили в 1981-м, а стела высотой 27 метров, уменьшенная копия
мемориала на ВДНХ появилась здесь в 1965-м, годом позже, чем оригинал. Мамы и бабушки, подводя детей к серебристому шарику, неизменно говорили им, что этот "тот самый" космический корабль, хотя даже табличка рядом гласит, что это "Фотон" (см.
здесь), созданный в 1983-85 годах на основе "Востока" спутник для биологических экспериментов. Конкретно здесь "Фотон-12", летавший в 1999 году с биоматериалами, растениями, микроорганизмами и минералами на борту.
36.
В павильоне за стелой была развёрнута небольшая выставка, некоторые экспонаты которой уже на следующий день вновь попались мне в краеведческом музее Саратова:
37.
В основном - стандартные модели ракет, все эти "Союзы","Протоны" и "Энергия" с "Бураном", который посетители неизменно принимали за "Шаттл". Но было и кое-что сугубо местное - например, космические приборы от саратовских заводов. В СССР Саратов был важным центром электронной промышленности, частично или полностью работавшей на космос: "Алмаз" производит излучатели (в том числе "лампы бегущей волны" для спутников), "Контакт" - системы связи, а "Корпус" с 1951 года выпускает гироскопы для ракет, стоявшие в том числе на гагаринском "Востоке". Все эти заводы исправно работают и ныне, но как нетрудно догадаться - сугубо на Минобороны и Роскосмос.
38.
Свой стенд представил в Энгельс, тем более к "гагариниаде" он имеет самое прямое отношение:
39.
А вот из музея в городке
Красный Кут - парашют Германа Титова. Дублёр Гагарина стал вторым человеком в космосе, в августе 1961 года на "
Востоке-2" совершив первый в истории суточный полёт, и первым прочувствовал вред невесомости. Сюда же, в Саратовскую область, он приземлился просто потому, что для его полёта использовали уже проверенную траекторию Гагарина.
39а.
На День космонавтики в Саратов привозят выставки и из Москвы, и в этом году столица прислала экспозицию о животных в космосе. Вот например капсула для мыши, костюм для обезьяны и герметичная кабина для
то ли Ветерка, то ли Уголька - двух последних (1966) космических собак. Правда, не полётная (та, вместе со спускаемым аппаратом, осела в РКК "Энергия"), а тренировочная на Земле:
40.
Отличный пост о "непраздничном" Гагаринском поле со множеством исторических фотографий есть у
aglomerat. Среди саратовцев же бытует мнение о "настоящем Гагаринском поле", которым традиционно считается просторанство у Волги севернее Узморья, прекрасно видимое с трассы. Но скорее всего тут нет противоречия - капсулу, крышку от неё, катапультное кресло и самого космонавта разбросало примерно на 8 километров, так что вопрос скорее в том, где коснулся земли "Восток-1", а где - его пилот .
41.
Выйдя с Гагаринского поля к трассе, я понял, что все мои претензии ко входу на праздник - это ещё пол-беды по сравнению с отъездом с него. Маршрутки отправлялись из Энгельса по заполнению, несколько не смущаясь тем, что под вечер одно и то же число пассажиров в городе будет набираться час, а здесь - несколько минут, поэтому на обочине росла толпа, а никаких намёков на транспорт не было. Иногда подворачивались водители, готовые взять несколько человек, но это была капля в море, и я пошёл подальше от толпы, чтобы уехать автостопом. Вскоре подобрал меня солный седеющий дядька с испорченным на корню настроением - тот факт, что он ходит с палочкой, для полицейских не был основанием дать ему проехать к полю на машине. За окном через полчаса езды вновь потянулись окраины Энгельса:
41а.
Город напротив Саратова начинался со ставки калмыцкого хана Аюки, на месте которой в 1747 году была основана Покровская слобода. Первыми её жителями были украинские чумаки, испокон веков ходившие через степи за самоосадочной солью на причерноморские лиманы, и теперь этот опыт пригодился на Эльтоне и Баскунчаке. К началу ХХ века слобода разрослась до 25 тыс. жителей и в 1914 году стала городом Покровск. В 1918 году, с созданием АССР Немцев Поволжья, он оказался крупнейшим её поселением, и потому стал центром этой пожалуй самой необычной национальной автономии СССР, в 1931 году и название получив немецкое - Энгельс. Населён он был при этом всегда в основном славянами, даже кирхи здесь вроде бы никогда не было, так что теперь о немецком прошлом напоминает лишь нетривиальная архитектура 1920-30-х годов. В войну республику разогнали, но город продолжил расти, а из эвакуированных предприятий после войны образовалась "Троллза" - крупнейший в мире троллейбусный завод. Нынешний Энгельс огромен (220 тыс. жителей), и включает маленький-маленький исторический центр у Волги и бескрайние массивы микрорайонов и частного сектора. В посоедние годы он ещё и застраивается как бы не активнее Саратова, да и во всей России в своей весовой категории уступает разве что городам Подмосковья и каким-нибудь курортам.
Центр Энгельса и одинокий тихий вокзал я показывал в 2012-м, ну а в этот раз я решил увидеть логическое продолжение Гагаринского поля - затерянный на краю микрорайонов Лётный городок. Путь к нему из центра отмечают памятники: Бык-солевоз (2003) напоминает о чумацком прошлом...
42.
...а смысл ракеты ПВО С-75, поставленной в 2014-м, ясен без пояснений:
43.
На главном въезде в Лётный городок стоит ещё и
самолёт-памятник Ту-16К, но я покинул машину с другой стороны района, и не поняв этого, предположил, что самолёт куда-то увезли. К самолёту примыкает так называемый Первый Лётный городок - небольшой квартал, который я задел краешком на обратном пути:
44.
А там, где вышел я - лишь водонапорная башня 1930-х годов за массивом частного сектора:
45.
И симпатичные многоэтажки с аистами на торцах, построенные может быть в 1990-х для офицеров из украинских
Прилук:
46.
Нравится ли им здесь? Сомневаюсь - даже на фоне остального Саратова (ладно, ладно, Энгельс - не Саратов) Лётный городок поражает своей разрухой и запустением. Мне говорили, что дело даже не в бедности - просто он до недавнего времени оставался на балансе Минобороны, а благоустройство для вояк было не в приоритете. Лишь недавно Лётку передали на баланс города, и город пока с ужасом думает, как разгребать эти авгиевы конюшни.
47.
Из названия "Лётный городок" в общем понятно, что это - район при авиабазе, созданной, как уже говорилось, в 1930 году. После распада СССР
Энгельс-1 - едва ли не главное "гнездо" стратегеческой авиации, где обитают 16 "Белых лебедей" Ту-160 и 18 "Медведей" Ту-95, что по общей смертоносности достойно какого-нибудь военного порта с подводными лодками. Гагарин и Титов бывали здесь дважды: в 1960 году - обучались катапультированию, а в 1961-м - докладывали в Москву о завершении своих полётов. В огромный, явно довоенный и ныне полностью заброшенный Дом офицеров у них вряд ли было время зайти:
48.
Парки и дворы в середине апреля были залиты водой, и глубина этих луж местами казалась почти по колено. На стихийно возникшем причале памятник Марине Расковой - военной лётчице 1930-х годов, под руководством которой формировались женские авиаполки, в том числе знаменитые "
Ночные ведьмы". А было ей всего-то 30 лет, и погибла она в 1943 году - в авиактастрофе, отправляясь на фронт из Саратова.
49.
Для многих путь на авиабазу пролегал через аэроклуб, поэтому 26 его выпускников (включая Гагарина) стали Героями Советского Союза. Напротив Расковой - памятник лётчикам, погибшим в мирное время, и Ильинская церковь (2007):
50.
Центр Лётного городка - Аллея Героев, уютная даже несмотря на разруху:
51.
Вдоль неё дома торцами к улице, в том числе честный конструктивизм:
52.
А во дворах всё те же топи Окованго, и ладно хоть прямо к подъездам вода не подходит:
53.
Аллея Героев выводит к проходной авиабазы, уходящей куда-то за горизонт. Руины столовой:
54.
Поликлиника и, левее, штаб - самое невзрачное здание Лётки. Но именно оттуда, из кабинета генерала Ивана Бровко взвинченный Гагарин, не успевший даже снять скафандр, докладывал Хрущёву и Брежневу по спецтелефону. Среди прохожих Лётного городка немалую часть составляют офицеры, своими безупречной выправкой и опрятностью кителей так контрастирующие с окрестной разрухой.
55.
В глубине авиабазы есть отличный Музей дальней авиации, где стоят, например, последний уцелевший стратоанкер ЗМС-2 (1957) или Ил-62, на котором до 1980 года летал глава социалистической Польши, а до 1988 - командующий Дальней авиацией СССР. Там же и "кукурузник", с которого прыгали на парашютах космонавты Первого отряда. Режим попадания туда довольно специфический - приехав в Энгельс, нужно лично прийти в штаб (само собой, с паспортом) и после которого собеседования получить разрешения на посещение, с высокой, но не 100%-й вероятностью - сразу же. Я же здесь был под вечер, и уставший от ведомственных музеев как явления, этой возможностью пренебрёг. Написано о музее, к счастью, довольно много, например здесь (
с огоньком, но и с рекламой) или
здесь (качественнее, но проще). Собственно аэродром просматривает с холмов в дальней от Энгельса части Саратова, и даже музейные машины можно различить левее водонапорки:
56.
Да и в принципе видно, что база живёт:
57.
В следующих частях расскажу про Саратов.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Челябинская область.
Пензенская область.