Самара. Часть 7: Новый город

May 14, 2018 21:35



Самара - из тех городов, где жизнь и достопримечательности не ограничиваются центром. Районы, о которых пойдёт сегодня, не имеют какого-либо устоявшегося названия - это, в сущности, и есть Самара "по умолчанию", от которой обособлены показанный в прошлых частях Старый город и промышленная Безымянка. Здесь широкие чистые улицы, необычная советская архитектура, всё та же близость Волги и что-нибудь космическое на каждом углу. Но есть и старина - в первую очередь дачи, которые в губернской Самаре были необычайно обширны.

При этом вектор нашего движения не меняется: в прошлой части я показал район площади Куйбышева и площади Славы, а теперь просто продолжим движение вдоль Волги на север.

Одна из самых характерных черт Самары - это её разделённость на узкоспециализированные районы. Если Старая Самара - один из самых целостных исторических городов России (с 1917 года сохранилось 80% капитальных зданий), то примыкающий к ней с севера Новый центр - настоящий даунтаун, достойные азиатских мегаполисов каменные джунгли:

2.


Среди которых, внезапно - Ракета:

3.


За многоэтажками хорошо виден провал - это малоэтажная Старая Самара. Потом будет Самарка и пологий, но высокий левый берег за ней, увенчанный гребнем нефтеперерабатывающих заводов. На позапрошлом кадре видны трубы Куйбышевского НПЗ, пущенного во время войны, на кадре ниже - соответственно, Новокуйбышевского (1951) в одноимённом городе-спутнике. Ещё на позапрошлом кадре был ЖК "Вилоновский" (2014-15, 140 метров), а на этом - башни ЖК "Ладья" (2006-08, 126м), близ которого вторит ракете содержанием и формой новенький храм Серафима Саровского:

4.


Именно под этими районами лежит основная часть Волжской набережной. В прошлой части, спустившись с площади Славы, мы пошли налево - в промзону СамГРЭС и Жигулёвского пивзавода. Теперь же отправимся направо - по Орловской набережной, также известной как Вторая очередь - благоустраивалась она в 1960-х годах, после Старой набережной под Старым городом. И видимо тогда же на ней появилась вот эта скульптура, символизирующая вклад самарских рабочих в покорение Космоса:

5.


Чуть дальше увековечен основатель Самары князь Григорий Засекин (2014), а за хоругвием его - высотка самарской "Роснефти". Как я понимаю (поправьте, если ошибаюсь), это бывший головной офис ЮКОСа - ведь образовался поверженный гигант в 1993 году из месторождений Нефтеюганска и нефтеперерабатывающих заводов Самарской области.

6.


Пара дев в обтягивающих купальниках настраивают на курортный лад:

7.


И хотя по Волге ещё не кончился ледоход (это середина апреля), на трёх аллеях набережной уже полно людей. После недавней реконструкции набережная представляет собой сложную систему из дорожек для пешеходов, велосипедистов и мам с колясками, переходящих друг в друга через множество пандусов, но в итоге проектировщики явно перемудрили - в том, кому где ходить, навскидку не разобраться, и потому ходят все где хотят. Я жалею, что ни разу не гулял по Самаре летом - под набережной отличный песчаный пляж, и наверное в жаркие дни можно подумать, что оказался где-нибудь на черноморском курорте. В апреле же народ лишь собирался у парапетов да глядел, как проплывают последние льдины. Солнце начинало припекать, от ледяной воды расходилась дымка, и мне казалось, что это не весна на Волге, а где-нибудь на Крайнем Севере лето выпало на воскресение:

8.


В конце - странная скульптура "Колыбель Человечества", а затем набережная упирается в "Самаранефтегаз". У его подножья - внушительная зона отдыха "КинАп", где летом есть, кажется, весь ассортимент курорта вплоть до подводных катеров. За Волгой же - пустота, лишь турбазы на островах, заливаемых водой в половодье:

9.


Кварталы над Орловской набережной я проезжал не раз, но так и не погулял по ним. Впрочем, там и осмотреть особо не на что - всякие общественные заведения вроде цирка или дворца спорта типовых проектов, а в архитектурном плане выделяет разве что "Самараэнерго" с характерным набалдашником над крышей:

10. 2008


Да Самарский технический университет с новодельным главным корпусом на углу. Он был основан в 1918 году, но закрылся уже в 1927, второй раз появился в 1968 и вновь исчез недавно... ну как исчез - стал частью единого Самарского университета, объединённого из нескольких вузов.

11.


Границей Старой Самары, примерно как в Москве Садовое кольцо, традиционно считается Полевая улица, за которой кварталы становятся вдвое крупнее, и половина старых улиц обрывается Т-образными перекрёстками, а оставшиеся меняют названия. Самарская (не Садовая!) становится Ново-Садовой, и вот (взгляд в сторону центра) на том перекрёстке поодаль - граница двух сущностей города. Официально этот перекрёсток называется площадью Сельского Хозяйства, которое каким-то образом олицетворяет белая стела слева (по совместительству вентшахта метро), в обиходе он известен как "Макдональдс" (коих в Самаре 13 штук, но "Макдональдс по умолчанию" - только этот), а главной его достопримечательностью много лет была метростроевская яма, в последние годы своего существования создававшая серьёзные пробки.

12.


А первая улица, целиком лежащая вне Старой Самары - Первомайская. На ней обнаружился конструктивизм не очень понятного происхождения - крупных заводов, для которых могли бы быть построены эти кварталы, поблизости нет:

13.


14.


За владениями "КинАпа" и "Роснефти" есть ещё Октябрьская набережная, или Четвёртая очередь - последняя и по созданию (в 1980-е) и по благоустройству, которое и в 2017-м было в самом разгаре, и сейчас, мне говорили, не завершено. Поэтому огромную бетонную "Ладью" (1986), один из символов Самары, я видел только с Волги:

15. 2017


От Октябрьской набережной вверх идёт улица Осипенко, прежде успевшая побыть улицей Рыкова и улицей Ежова. Судьба обоих этих персонажей известна, ну а лётчица Полина Осипенко, в честь которой улицу переименовали 5 мая 1939 года, 11 мая разбилась. Мысль "место проклято" подтверждают странные ворота, одиноко стоящие посреди тротуара:

16.


Это остаток Никольского монастыря, основанного за городом в 1863 году и разрушенного при Советах. Что самое интересное - на кадре выше не выход, а вход: где-то на месте проезжей части высился Никольский собор (весьма интересный, кстати!), а пара корпусов обители сохранилась за теми домами.

16а.


Короткая улица Осипенко - в новом городе едва ли не единственная, которую стоит пройти из конца в конец. Выше монастыря - многоэтажки с мозаиками:

17.


У перекрёстка с проспектом Ленина, на его нижней стороне, раскинулась пологим каскадом площадь 21-й Армии с памятником Детям-труженикам тыла (1996). Попав сюда в 2018 году, я ощутил в первый момент дежа-вю.

18.


Дело в том, что годом ранее, оказавшись в Самаре по дороге домой с Мангышлака, хмурым послепраздничным утром я вышел из гостиницы на Молодогвардеской да спросил прохожих у автобусной остановки, "как доехать до метро?". Из Старой Самары ехать пришлось минут 20-30, и привезла меня маршрутка именно сюда - под площадью с 2015 года действует "Алабинская", самая молодая и ближайшая к центру станция уходящего на Безымянку Самарского метро. Чтобы оно доходило до центра, понадобится ещё 3-5 станций, и когда их построят - знает разве что Господь Бог, да и то в лучшем случае.

18а. 2017


Сам проспект Ленина вполне оправдывает роль главной улицы шириной и трафиком... но непропорционально короткий - здесь в кадре его половина, и с одного конца проспекта за потоками машин несложно разглядеть другой. Обратите внимание и на другую особенность Новой Самары - обилие необычной позднесоветской архитектуры, в которой видится то конструктивизм, то микрорайоны западно-европейских городов. Причём большинство домов куйбышевских окраин - типовые и крупносерийные, да только сами серии "эксклюзивный тираж", то есть не выходят за пределы Самары, а то и вовсе отдельно взятых районов. По проспекту Ленина тянутся характерные длинные многоэтажки с лоджиями на углах и мощными арками подворотен, но господствует над всем районом совсем не типовой Дом-Рашпиль (1988) московского архитектора Александра Белоконя:

19.


Иначе - Кукуруза, Тёрка и ещё не помню что, в общем на мой взгляд - одно из самых впечатляющих позднесоветских зданий:

19а.


Дом напротив него через улицу Осипенко - вполне типовой, только очень уж длинный (700 метров, из них 430 по главному фасаду), и в его 20 подъездах было, кого собирать - огромный стенд на уровне земли сообщает, что жил здесь цвет куйбышевского ракетостроения, а многие патриархи отрасли живут до сих пор. Впрочем, по словам Михаила drunkdick, догадаться об этом трудно: внутри там самые обычные обшарпанные подъезды, и стены их исписаны вовсе не формулами топлив и чертежами ракет....

20.


Выше из-за домов вновь проглядывает религия - крупнейшая в Поволжье Самарская духовная семинария с храмом Кирилла и Мария Радонежских (1908-10):

21.


А в конце улицы - площадь Памяти с неожиданно скромным для миллионной Самары монументом "афганцам":

22.


В окрестностях - пара советских мозаик, а в общем с этой площади рукой подать до Самарских Крестов у границы Старого города. Но нам в другую сторону. Если в Старой Самаре самые красивые улицы тянутся параллельно Волге, а на перпендикулярных лучшие здания как правило стоят на углах, то в Новой Самаре всё строго наоборот. Параллельно Волге, сближаясь друг с другом и вновь отдаляясь уходят мощные Ново-Садовая улица и Московское шоссе, благодаря огромному трафику и выделенным линиям трамвая выполняющие роль линий метро. Они - как два рельса, у которых вместо шпал - небольшие районы, главные улицы которых как правило вытянуты перпендикулярно реке. Стандартный способ перемещений по Новой Самаре - это сначала проехать несколько остановок большой улицей вдоль Волги, а потом идти пешком вниз или вверх.

23.


От Дома-рашпиля дальше по проспекту Ленина уже видна замыкающая его перспективу Ракета - пожалуй, самая известная достопримечательность неСтарой Самары:

24. 2017


И это не банальная реплика "Востока", а настоящий "Союз", рабочая лошадка "Роскосмоса", самая массовая ракета-носитель в истории - с 1966 года в разных модификациях "Союзы" запускались без малого тысячу (!) раз. Все они без исключения были построены в Куйбышеве-Самаре на заводе "Прогресс", конкретна эта ракета - в 1984 году. В космос она, ясное дело, не летала, но использовалась на космодроме "Плесецк" для тренировок и учений. Здесь она стоит с 2001 года, и видна издалека - со всеми конструкциями высота Ракеты 68 метров. Но и саму ракету, и музей у её подножья я оставлю для поста о районе завода, на котором её сделали, а пока лишь несколько фотографий из скверика, судьбе которого я бы совсем не позавидовал, если бы ракета вдруг решила взлететь. В сквере - заезженная надпись, флороиды на биомеханической летающей тарелке и (это официальное название скульптуры) Космопупс, видимо символизирующей ребёнка, мечтающего стать космонавтом:

25. 2017


Одно из прозвищ Ракеты - Конец Ленина: удивительно, но при всей судьбоносности Самары для становления Вождя, в её топонимике Ильич представлен очень скромно - второстепенная улица Старого города да широкий, но странно короткий проспект. За Космопупсом он круто поворачивает, вливаясь в Ново-Садовую улицу, которая остаётся главной осью Новой Самары. За углом встречает обелиск Борцам Революции (1953):

26.


И, чуть дальше, боль всего самарского краеведения - Фабрика-кухня (1932) архитектора Екатерины Максимовой, знаменитая тем, что в плане представляет собой Серп-и-Молот. В последние годы только план и выдавал в ней конструктивистскую сущность - в 1944 году фабрика-кухня была перестроена, в 1990-2000-х ещё и закатана в сайдинг, на её территорию не раз покушались застройщики (задний план весьма красноречив), а общественность боролась за её спасение. В 2015 году вроде бы наступил хэппи-энд - научная реконструкция под Центр современного искусства, но что-то, кажется, "пошло не так" - мы с Валерием v_doljenko увидели лишь обглоданный скелет здания с болтающимися на ветру клочьями монтажной сетки. Не знаю точно, что тут случилось и когда, но кажется, судьба памятника вновь висит на волоске - как бы совсем не снесли с глаз долой к Мундиалю...

27.


Фабрика-кухня - один из остатков бывшего Завода имени Масленникова, с 1909 года выпускавшего детали пушек и снарядов (в том числе для "Катюш"), к которым с советских времён добавились ручные часы и военную электроника. В постсоветское время завод умер, как и многие предприятия, в два этапа: при Ельцине встал, обанкротился, растерял кадры, влез в долги, а при Путине был распродан и окончательно закрыт. Территорию отдали под застройку ещё в 2007 году, и хотя на площадке ещё осталось немало руин, даже за год новостроек на ней стало будто бы больше.

28.


Непосредственно перед заводом тянется очередной неимоверно длинный дом, а перпендикулярно Ново-Садовой вверх уходят две улицы - от фабрики-кухни проспект Масленникова с послевоенной застройкой:

29.


29а.


Успевающий зацепить городок Красных казарм (1913-14), где когда-то стояла внушительных размеров церковь:

30.


С другой стороны - улица Панова, хотя в основном заводской жилгородок 1920-30-х годов тянется вдоль Ново-Садовой:

31.


32.


Чуть дальше, на небольшой армянской церкви и Самарском зоопарке, заканчивается многоэтажный "даунтаун". Его границу подводит Постников овраг, который половина Самары по-старинке зовёт Оврагом Подпольщиков. Нестор Постников - это врач, открывший в 1858 году в этом овраге кумысолечебницу, а подпольщики - на самом деле не борцы с проклятым царизмом, а нелегалы-самостройщики, селившиеся в овраге в начале ХХ века. К 1925 году название прижилось настолько, что стало официальным, а вновь Постниковым овраг стал в 2007 году. Но "подпольщики" крепко пустили корни: панорамы Самары, которые я показывал в начале поста, выглядят на самом деле так:

33.


От города, словно хвост за кометой, вверх по Волге уже в начале ХХ века тянулась на десяток (!) километров полоса дач. Бурную дачную жизнь Самары описывал ещё Алексей Толстой в своём "Хождении по мукам", и я рискну предположить, что значительная часть дачек была фактически теми же доходниками для сезонных работяг в бешено растущем городе - в отличие от настоящего доходного дома, дачку под силу построить одной семье любого достатка. Иные дачи - напротив, были достойны старорусских усадеб или дворцов Южного берега Крыма, и многие из них при Советах стали основой санаториев:

33а.


Сразу за Постниковым оврагом лежит местные ЦПКиО, или просто Загородный парк (1932) со скульптурой аммонита у входа. Он в Самаре основной: если местные говорят "пойдём в парк" - это значит не "в Струкачи" и не "на Металлург", а сюда.

34.


К ЦПКиО вплотную примыкает другой парк - Обкомовская дача. Его главную достопримечательность можно увидеть с теплоходов, курсирующих летом от городских причалов в Ширяево, но поскольку в 2017 в Ширяево мы ехали по буеракам Жигулёвских гор, а в 2018-м навигация открылась слишком поздно, мне этого сделать не удалось. Партийная дача видимо довоенной постройки с 1961 года более известна как Дом Космонавтов - именно сюда, подобрав в Саратовской области и свозив в Энгельс доложиться по штабному телефону, привезли что Юрий Гагарина, что Германа Титова -  на пару дней заслуженного отдыха перед торжественной встречей в Москве.

34а. фото Валерия Долженко


Спускавшиеся к Волге улицы дачных массивов в Самаре до сих пор называются "просеки" и известны по номерам. Дом Космонавтов стоит между 2-й и 3-й, а вот 4-я просека стала частью улицы Советской Армии, которая тянется перпендикулярно Волге на 8 километров до самых промзон Безымянки. По разные её стороны ниже перекрёстка с Ново-Садовой - ДК "Современник" 1960-х годов и какой-то объект городского водозабора, отмеченный насосом у проходной:

35.


У перекрёстка - ещё одна группка "человейников", в одном из которых я и гостил. И за два с половиной дня успел выучить, что в межпиковое время лучше ездить на маршрутке, а в час-пик - на трамвае, ведь последний из-за ужасного состояния путей медлителен, но зато не боится пробок.

36.


Но одна из достопримечательностей "первого ряда" отсюда в пешей досягаемости - минут 20 пешком вниз по Советской Армии. Причём - хорошо под уклон, и ниже человейники сменяются рабочими посёлками да частным сектором на месте дач.

37.


Над крутым обрывом к Волге улица Советской Армии упирается в промзону городского водозабора, и рядом с ней за забором виднеется дом явно не советских времён. Это дача Константина Головкина, самарского купца, а по совместительству мецената и краеведа, основанный которым художественный музей я уже показывал в Старой Самаре. Дачу над Волгой он построил в 1908-09 годах по собственному проекту:

38.


И если не с ворот смотреть, а пройти вдоль забора, покажется её главная "фишка" - СЛОНЫ:

39.


"Дача Головкина" - термин из списков памятников архитектуры, а всей Самаре этот особняк известен как Дом со слонами из-за пары скульптур у фасада. Слоны здесь вполне африканские, то есть свирепые, но всё же это, видимо, какой-то архаичный кайнозойский вид - потому что размером они чуть крупнее лошади. Менее известна скульптура - Девушка с пустым вёдрами, что бы она ни значила на самом деле (по слухам - то ли дочь, то ли возлюбленная, покончившая жизнь самоубийством):

40.


Ныне дача "на балансе горводонкала", проще говоря - висит на нём мёртвым грузом, для которого нет ни использования, ни денег на ремонт. Иногда сюда водят экскурсии, и хотя интерьеры почти не сохранились, с башни открываются виды на Волгу, и слегка едет крыша от фигуры слона за окном. Придя сюда в одиночку, не проблема договориться с ушлым охранником... да только вот стали охранники слишком ушлые, разжирели в основном на свадьбах, приезжающих сюда за фотосессиями, и меньше чем за 1000 рублей внутрь теперь не пускают. Фотографы и краеведы не остались в долгу да натоптали тропу-"галерею" между забором и обрывом, с которой по крайней без листвы дача просматривается отлично. Но лучший вид на неё - в любом случае с Волги.

41.


Здесь я поймал маршрутку и поехал ещё дальше на север. Одна из последних дач вдоль Ново-Садовой - Архиерейский скит, о котором напоминает маленький храм Иоанна Предтечи (1867) на углу Солнечной улицы с Ново-Вокзальной. Ново-Вокзальная - это ещё одна "хорда" (возвращаясь к образу "если из Москвы вырезать сектор - получится Самара"), и несостоявшийся "новый вокзал" - это станция Безымянка на другом её конце.

42.


У следующей "хорды" проспекта Кирова, который пронзает город за Безымянку до самой Самарки с новым вантовым мостом, находится едва ли не самое бойкое место самарских окраин - Поляна. Вернее, в полном виде, Барбошина поляна, где стоял когда-то стан лихого волжского атамана Богдана Барбоши, бившего ногайцев в 1586 году. У Волги ниже поляны лежат очередные санатории, а перекрёсток Кирова и Ново-Садовой отмечает самый крупный в Самаре храм, или вернее целый церковный комплекс. Вообще, типовых белых церквей с золотыми куполами по Новой Самаре разбросано множество, причём так было уже в 2008 года, когда патриарх ещё не провозгласил свою программу "храма в шаговой доступности". Но собор Кирилла и Мефодия (2001-04) 73-метровой высоты да прилагающийся к нему центр "Кириллица" с длинной колоннадой выделяются размером:

43.


В основном эти районы выглядят как-то так:

44. 2008


И если Ново-Садовая проходит по старому "шлейфу" города, то Московское шоссе пролегает целиком по советским районам без каких-либо признаков прошлого. Кроме разве что Завода имени Тарасова, но ЗиТ повторил судьбу ЗиМа и уже практически снесён, оставшись лишь отголосками народной топонимики, звучащими в маршрутке на протяжении нескольких остановок. Но кое-какие достопримечательности есть и здесь - например, Самарский аэрокосмический университет имени Сергея Королёва:

45.


Собственно, именно Аэрокос и является главным вузом Самары, что оценили и в 2016 году - не СГАУ присоединили к СГУ, а наоборот, другие вузы перешли под его титановое крыло. Куйбышевский авиационный институт появился во время войны, в 1942 году в Запасной столице, и его первое здание я уже показывал в прошлой части. Но в конце 1950-х Сергей Королёв в Подмосковье создал свой шедевр - ракету Р-7, модификациями которой был и гагаринский "Восток", и современные "Союзы". Поняв, что ракета зажила своей жизнью, Сергей Палыч решил идти дальше, а производство "семёрок" отдал заводу "Прогресс" в Куйбышеве. Кузницей кадров для него в 1957 году и стал КуАИ, но в силу советской привычки к конспирации, лишь в 1990 году в названии вуза появился "космос". Та в общем-то небольшая часть космической промышленности СССР, что располагалась за пределами Москвы и её городов-спутников, держалась в первую очередь на столпах Днепропетровска и Куйбышева, и Аэрокос для космической отрасли - наверное, №2 после Бауманки. Он входит в десятку лучших вузов России по трудоустройству выпускников, и Михаил рассказывал мне о каком-то знакомом, который, окончив СГАУ, теперь летает готовить пуски "Союзов" в Гвиану... Кампус Аэрокоса при этом по-хрущёвски невзрачен, внутри него есть ведомственный (то есть не очень-то доступный) Музей авиации и космонавтики, а снаружи запоминаются уменьшенный макет "Бурана-Энергии" да мозаика с имперским штурмовиком.

46.


Чуть дальше на проспекте в 2008 году началось моё знакомство с Самарой - там стоит автовокзал, на который я приехал из Тольятти. Тогда Самара мне понравилась с первого взгляда, и среди других городов она ещё держала марку "лучшей в Поволжье", возникшую на рубеже 1990-2000-х. Впрочем, тогда и знакомство моё с городом началось в Новой Самаре, и солнечное впечатление успело сложиться раньше, чем я увидел старосамарские трущобы. Рядом с автовокзалом - парк Гагарина, а за парком я почему-то очень долго искал в тот приезд здоровенную Соборную мечеть:

47. 2008


Здесь татары сполна отыгрались за миниатюрность Исторической мечети в Старом городе, и высокий минарет её не зря увенчан типично татарским, готически острым шатром:

48. 2008


Ещё дальше, у проспекта Кирова (то есть на одной линии с Барбошиной поляной) - другой знаковый для Самары технический памятник: штурмовик Ил-2. Именно эти "летающие танки" стали главным вкладом в Победу эвакуированных в Запасную столицу заводов, именно с них началось становление куйбышевского авиапрома, перешедшего постепенно в ракетостроение. "Бетонных самолётов", как называли Ил-2 немцы, завод №18 (ныне умирающий "Авиакор") за время войны наклепал 15 000, и хотя был это самый массовый военный самолёт в истории (более 36 тысяч машин), частью "штурмовики" погибли в боях, частью устарели с появлением реактивных самолётов, и к 1970 году, когда руководство завода решило увековечить своё главное изделие монументом, вдруг оказалось, что подлинных Ил-2 уже и нет. В итоге специальная команда нашла относительно целый экземпляр в болотах Мурманской области близ Алакуртти, чуть ли не по наводки пилота Котляревского, которому удалось тогда выжить. Для реставрации машины пригласили старых рабочих, восстановивших её "памятью руки", и в 1975 году Ил-2 был поставлен на тогдашнем въезде в город.

49.


Позже, в 2008-09 и 2015-17 годах самолёт возили на новые реставрации, после которых он слегка менял местоположение, и теперь сверкает новизной. Кольцо, на котором он стоит, нельзя пересечь легально - переходов через окружающие улицы тут нет, и может быть именно поэтому между двумя реставрациями достопримечательностью кольца стал бомж, свивший себе гнездо прямо в кабине самолёта. Бомж этот был склонен к перфомансам, то танцы устраивал на своём островке, то какие-нибудь инсталляции из подручного хлама выкладывал, а потом их поджигал, а особенно зол на реставраторов был за то, что его вещи из кабины они выкинули уже на заводе и неизвестно куда. Вскоре после того, как самолёт уехал, исчез и сам бомж, и больше никто его в Самаре не видел. В общем, тут даже на окраинах - не соскучишься....

50.


За границей плотной застройки, но ещё в черте Самары Московское шоссе соединяет с Демократической улицей (продолжение Ново-Садовой) в Волжское шоссе. С него в сторону центра хорошо видна "Самара-Арена" - не ракета уже и не самолёт, а огромный сверкающий НЛО. Её в апреле спешно доделывали, над Самарой вплотную нависла угроза сорвать сроки и потерять Мундиаль, но в итоге как раз пока я писал эти посты, стадион таки сдали.

51.


Новая Самара в целом приятнее Старой (если оставить за скобками архитектуру) - чище, спокойнее, продуманнее. Но Старую Самару я показывал в 6 постах, а тут хватит одного. В следующей части отправимся в третий "субгород" - суровую промышленную Безымянку.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Новый город.
Самара. Безымянка.
Самара космическая. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Город.
Миасс и Златоуст. Машгородок и Машзавод.
Сатка. Промзона и Старая Сатка.
Сатка. Посёлок и Западный район.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав
Пензенская область.

Поволжье, Космос, Самарская область, дорожное, Самара

Previous post Next post
Up