В
прошлой части я рассказывал про общий колорит Саратова, а теперь пройдёмся по его главной улице - Московской, которую некоторые ещё называют по старинке проспектом Ленина. От вокзала к Волге через главную площадь она тянется на 4,5 километра, и нанизывает на себя немало памятников былого величия.
На самом деле наверху Московская доходит даже не до вокзала, а до Лысой горы - примерно полкилометра улицы лежит за железной дорогой, проезда через которую нет. Значит - улица сформировалась до 1871 года, когда саратовские горы впервые огласил паровозный гудок. Стальную магистраль тянули сюда с 1866 года из Рязани через Тамбов, а в 1891 году линия вошла в состав едва ли не крупнейшей в Российской империи частной
Рязано-Уральской железной дороги, по сути дела объединившей всё Павелецкое направление от Москвы до Уральска и Астрахани. Саратов как важнейший узел и крупнейший город на РУЖД стал её "столицей", и видимо тогда же, в 1890-х, был построен роскошный вокзал:
2а.
Увы, двух его башен не увидеть теперь в перспективе Московской - в 1977 году Саратов решил принять участие в социалистическом соревновании на самый унылый вокзал Советского Союза, и пожалуй мог бы даже его выиграть. Нынешний Саратов-1 уныл, как багажное отделение:
2. 2012
В холле - часовенка, впечатляюще вписанная в объём, на площади - памятник Дзержинскому (1939) на постаменте от Александра II:
3.
Да стадион "Локомотив", с которого, слишком рьяно пробив пенальти, можно попасть и по настоящему локомотиву:
4.
К моменту прибытия на вокзал уже успеваешь составить впечатление о том, что за город Саратов - поезд неимоверно долго, как бывает разве что в Москве, петляет по районам между гор, и виды из вагонного окна порой открываются практически как с трамвая. Большая Казачья и Московская (как ни странно, половина топонимики здесь декоммунизирована ещё в начале 1990-х) уходят к Волге от углов привокзальной площади, и стоит отойти на пол-квартала - как из-за вокзала показываются горы. Для главной улицы Московская кажется узкой, но чуть погуляв по Саратову, быстро понимаешь, что она ещё вполне широка - стиснутый горами город в принципе очень тесен, и лишь бедность пока спасает его от пробок "хуже-чем-московского" масштаба.
5.
Первые от вокзала кварталы Московской - это владения Саратовского университета, до основного кампуса "разбавленные" жилыми домами. На кадре выше - факультет и общежитие в Новых казармах (1898), на кадре ниже - конструктивистский жилой дом "Новая Звезда" (1930):
6.
К которому вплотную прилегает какая-то небольшая промзона:
7.
Напротив - ещё одни Губернские казармы (1854-56). Хочется сказать "университет со временем поглотил гарнизон", но нет - взаимоотношения двух альтернатив для выпускника школы тут куда хитрее.
8.
Перпендикулярная улица с кадра выше так и называется - Университетская, и кампус начинается за ней. Саратовский
Императорский Николаевский университет был основан в 1909 году, став последним классическим университетом Российской империи. Первоначально планировалось разместить его в Воронеже, но у Саратова был такой покровитель, как Пётр Столыпин, прежде бывший здесь губернатором. В 1923 году императора Николая в названии вуза заменили Николаем Чернышевским, а в 1931 году самый законченный и хорошо оснащённый медицинским факультет выделили в самостоятельный мединститут. Так что теперь кампус вмещает два вуза да огромную Зональную научную библиотеку (1957) на углу:
9.
У её ротонды я свернул на Университетскую, да и увидев открытые ворота, углубился в кампус. СГУ в отличие от многих других вузов вполне открыт, и прямо сквозь его территорию жители окрестных кварталов ходят к автобусной остановке. Изнанка библиотеки - кажется, сталинскую ротонду лишь пристроили к двум дореволюционным корпусам:
10.
Облик старых корпусов, построенный в 1909-14 годах, очень узнаваем, а судя по обилию труб и вентшахт, торчащих из каждого газона, ещё столько же скрыто под землёй. На Большую Казачью глядит памятник
Василию Разумовскому - первому ректору вуза:
11.
И так как был он медиком, самая законченная и красивая часть кампуса - это именно мединститут, занимающий самую его середину от Московской до Большой Казачьей:
12.
Дореволюционных вузов в бывшем СССР в принципе не так уж много, но СГ(М)У явно стал шедевром университетской архитектуры Российской империи:
12а.
Как мы ещё убедимся, одна из главных "фишек" Старого Саратова - обилие барельефов и лепнин. У медиков на фасаде змеи:
13.
Два одинаковых корпуса - один медицинский, а другой основного вуза, - выходят фасадами на Московскую, но интереснее их вид со двора:
14.
Между ними - храм Кирилла и Мефодия:
15.
Больше всего впечатляющий тонким узором карнизов:
16.
В целом, по архитектуре университетского квартала видно, что если бы формула Столыпина про "20 лет покоя внутреннего и внешнего" сработала, Саратов стал бы "городом уровня Львова и Кёнигсберга" (см. прошлую часть) не только по численности населения. Фасады СГУ и СГМУ на Московской:
17.
Десятый корпус (1999) на углу, как и библиотека - позднейшая вставка:
18.
А прямо напротив через Московскую - уже не буржуазный "кампус", а строгий советский "городок" Саратовского военного Краснознаменного института Национальной гвардии, основанного в 1932 году как школа НКВД. Её выпускников, видать, и провожает с вокзала Дзержинский, а за забором, проходные которого стерегут солдаты, видны конструктивистские корпуса:
19.
Солдаты с барельефов напоминают гордых лучников из Старой Англии:
19а.
Но самая впечатляющая постройка городка - клуб:
20.
Дальше первый сегмент Московской отсекает Астраханская улица - пожалуй, самая широкая во всём Саратове за счёт аллеи шириной с хороший дом. Когда-то это действительно был астраханский тракт, и более того, до 1750-х годов из маленького и второстепенного Саратова в Москву ездили именно через Астрахань. На север улица ведёт к храмам торговли - Губернскому рынку в корпусах небольшого завода "Проммаш" (сам завода, кстати, вроде бы жив, но в глубине квартала) и Сенному рынку с крытым корпусом 1960-х годов. Трамвайный путь вдоль Астраханской похож на магистраль, да и кулинарный домик на переднем плане в прошлой жизни был вокзалом:
21.
Пущенный в 1909 году
Саратовский трамвай в чём-то напоминал метро, а в чём-то - железную дорогу. От первого в нём было разделение на именные "линии" вместо номерных маршрутов: Горная, Вторая Горная, Московская, Немецкая и другие, называвшиеся в основном по улицам. В 1910 году появилась ещё и самая необычная Дачная линия, которая прямо с этого перекрёстка вела за город, на лесистые холмы Кумысной поляны к их терренкурам и татарским лавкам, где отдыхающим действительно наливали кумыс. От "вокзала" по однопутной линии без разъездов ходил единственный вагон, который саратовцы называли "туда-сюда", а где-то в горах ещё остались руины бетонных мостов через овраги, но как я понимаю, Дачную линию не стали восстанавливать после Гражданской войны. На другой стороне Московской - домик, занятый ныне кафе, а при Советах служивший общественным туалетом. Он явно дореволюционный, и скорее всего тоже входил в трамвайное хозяйство - на заднем плане видна электростанция (ныне подстанция) трамвайного депо:
22.
Которое раскинулось на целый квартал до Большой Казачьей и общей площадью сравнимо с университетским кампусом. На самом деле за судьбу Саратовского трамвая мне тревожно - система его огромна, и трамвайной романтики тут не меньше,
чем в Донецке, но состояние путей таково, что от приближающейся машины земля дружит за несколько кварталов, а на линиях регулярно возникают заторы из-за поломок. Саратовцы мрачно шутят, что весь их город проще снести и построить на новом месте, чем приводить в порядок, но как бы для трамваев эта шутка не оказалась "только долей шутки".
23.
Фасад депо на Московской:
24.
За которыми в глубине заросшего двора стоит красивейший и полностю заброшенный деревянный дом. Это бывшая контора трамвайного хозяйства и квартира его начальника (1887). Странный возраст пусть не удивляет - с тех лет в Саратове ходила конка, и этот теремок - всё, что теперь от неё осталось:
25.
Ворота дворика не заперты, и когда я отворил дверь - по осуждающим взглядам прохожих понял, что ходят сюда строго с одной, не самой эстетичной, целью.
25а.
Дальше на пару кварталов тянутся многоэтажки и торговые центры, во дворах которых то и дело попадаются деревянные дома. Университет, вокзал и депо на рубеже 19-20 веков строились на глухой окраине, за массивом частного сектора, обновить который у советской власти руки дошли лишь в 1980-х годах.
26.
Здесь же - ещё один бульвар улицы Рахова, а собственно Старый Саратов начинается за улицей Чапаева, по которой два квартала до площади Кирова и Крытого рынка - нынешнего сердца города в главном узле автобусных маршрутов. На улицу Чапаева обращены и фасады домов на Московской - доходника Подклетновых (1908) и огромного Почтамта (1912-14):
27.
За ними - не самый роскошный, но самый неординарный памятник саратовского модерна: гараж Соколовых (1913-14), или попросту Автодепо - место "стоянки, продажи, полного ремонта и проката автомобилей". Ещё одно свидетельство дореволюционной мощи Саратова:
28.
Автомобильный барельеф я вынес на заглавный кадр, а здесь ещё и карапузики на башенках фасада, детского кресла на них нет!
28а.
Дальше - просто виды Московской и дома вдоль неё, за которыми по левую руку, если идти со стороны вокзала, всё ближе подходит бездонный Глебучев овраг:
29.
Вот например дом Смирновых (1914). Обратите внимание, что все саратовские шедевры построены накануне Первой Мировой, и если бы город состоял в основном из таких домов - его можно было бы поставить в один ряд с
сецессионным Львовом,
модерновым Харьковом,
имперской Ригой,
химерическим Киевом... Но это были лишь ростки, словно местные предприниматели только-только начали осознавать свою силу.
30.
В основном же Саратов даже вдоль главной улицы выглядит просто крепким губернским городом:
31.
Хотя застройка Московской довольно целостна, и даже вот эта сталинка Института аграрных проблем (1957) вполне сойдёт за какой-нибудь банк начала ХХ века:
32.
На улице Горького - гостиница "Москва" (1901):
33.
И спускающиеся лесенкой корпуса Верхнего Базара (1874-76), напоминающие о том, что в 19 веке (известна с 1811 года) здесь лежала Торговая площадь:
34.
Теперь эти корпуса - флигеля высотки правительства Саратовской области (1975-80), хотя куда больше на Дом Советов похож Нижне-Волжский НИИ геологии и геофизики (1956-60), может быть первоначально им и являвшийся. Московская пришла на огромную (300 на 150 метров без прилегающих зданий) Театральную площадь, официально центральную в городе:
35. 2012
На другой стороне, по улице Радищева - ещё один НИИ измерительной аппаратуры и бывший Окружной суд (1879), Г-образное здание которого ныне занимают учебные заведения - в длинном корпусе по Московской лицей №4, в коротком по Радищева - Татарская гимназия, ибо какое же Поволжье без татар?
36. 2012
Ряд корпусов Верхнего Базара за Московской продолжает Народная аудитория (1895), вместившая и городскую библиотеку, с 1831 года скитавшуюся между гимназией, думой и музеем. Со временем библиотека разрослась на всё здание, и последним её соседом вплоть до 1990-х оставался кинотеатр, где ещё до революции крутили "Хижину дядюшки Тома":
37. 2012
Симметрично ей, но на другой стороне площади - Биржа (1890), и разбирая фотографии 2012 года перед поездкой, я даже было думал, что это одно здание с разных торцов. В 2012-м биржу занимал вуз, а ныне она передана Радищевскому музею. На заднем плане, дальше по Московской - местный Пассаж купца Лаптева (1881):
38. 2012
Но прежде, чем идти дальше по Московской, пройдём вглубь Театральной площади. Между Народной аудиторией и Биржей, напротив НИИ геологии - зелень Радищевского сквера, разбитого в 1960-х годах после почти сотни (!) лет неудачных попыток. А прежде с 1810-х годов тут стояли недолговечные деревянные театры, впервые обзаведшиеся капитальным зданием в 1875 году. Тогда же и сквер впервые пытались благоустроить, ну а нынешнее здание небольшой Саратовской Оперы - видимо тех же 1960-х годов:
39. 2012
За театром, фасад которого обращён к улице Горького - вечный огонь у памятника Борцам Революции (1967), в городе, от Гражданской войны пострадавшем от Гражданской куда сильнее, чем от Великой Отечественной бывший при Советах постом №1. А сквер и улица Радищева восходят к Радищевскому музею, название которого в Саратове столь же однозначно, как Пушкинский музей в Москве. Александр Радищев, как и положено бунтарю в 18 веке, родом был из Поволжья, из Саратовской губернии, а внуком ему приходился художник-маринист
Алексей Боголюбов. Он и основал в 1885 году на дедовской родине первый в России общедоступный художественный музей, уже тогда названный именем смутьяна:
40. 2012
Ныне Радищевский - один из крупнейших художественных музеев России. Ещё одно здание в бывшей гимназии Кауфельд (1914) в прямой видимости, ну а третьим зданием музея сделалась бывшая Биржа.
41.
Между трёх зданий музея - ещё одна небольшая площадь Столыпина вокруг памятника (2002) Петра Аркадьевичу. Прежде, чем возглавить МВД, в 1903-06 годах он успел поруководить Саратовской областью, и за три года сделал для неё немало, а позже из Петербурга ещё и университет сюда прислал. Памятник же из-за характерной композиции в народе называют Пятый элемент:
42.
На этой же площади - мэрия Саратова, занимающая огромный торговый дом купца Андрея (не Остапа!) Бендера, одного из крупнейших в России производителей ткани-сарпинки, с 18 века бывшей одно из специализаций Немецкого Поволжья. В основе здания - более скромный дом купца Кузнецова 1860-х годах, но Бендер перестроил его в столь привычных для саратовских шедевров 1913-15 годах.
43.
Более зрелищен другой его фасад рядом с Биржей, за которой пристроилась маленькая часовенка "Живоносный источник", заложенная в 1869 году в честь спасения Александра II от покушения Каракозова и строившаяся целых 6 лет, в которые поводов возблагодарить Бога за спасение своего помазанника изрядно прибавилось. При Советах часовню, конечно, снесли, но реплику в 1998 году построили куда быстрее оригинала:
44. 2012
У дома Бендера же самое впечатляющее - лев. Ещё один, куда более экзотический
Дом со львом, на Саратовщине есть и в сельской староверческой глубинке.
45. 2012
Большую же часть Театральной площади в начале ХХ века занимал Новый Гостиный двор (1895), сгоревший в 1918 году и уже не восстановленный:
45а.
За Театральной площадью, что хорошо заметно, кончается "самый центр". Здесь уклон к Волге и запущенность фасадов нарастает, в то время как этажность - падает. Из коммерческого гиганта мы попадает в волжский городок эпохи Чернышевского:
46. 2012
На кадре выше справа выглядывает Дом учёных, устроенный в 1925 году, третьим в СССР после Москвы и Ленинграда, в старом особняке Ниссельроде (1828). Чуть поодаль, в развилке Московской и Соляной улиц - треугольный сквер Первой Учительницы. Памятник ей интереснее, чем кажется - это одна из скульптур от того самого привокзального Александра II, место которого занял Дзержинский. Ну а фонтан видимо олицетворяет саратовский герб из трёх рыбин:
47. 2012 2018
Прежде на их месте стояла Спасо-Преображенская церковь (1747), снесённая кстати уже после войны,
когда иные храмы строились:
47а.
Ну а дальше начинается тот Саратов, каким его увидел бы Александр Андреевич Чацкий, если бы действительно сел от большого ума в поданную карету. Один из этого ряда двухэтажных домов (на фото не просматривается) принадлежал немецким колонистам Шехтелям, из которых был и законодатель русского модерна Фёдор Шехтель.
48.
Ниже сердце Саратова эпохи классицизма - перекрёсток с улицей Чернышевского, чрезвычайно бойкий, так как здесь от Московской улицы отходит дорога к мосту через Волгу в заречный
Энгельс. Один из самых запоминающихся в Старом Саратове - дом Корнилова с ротондой (1830-е) на углу:
49.
А вот дом Горбуновых 1770-х годов постройки на Чернышевского, 221, прямо напротив самой бойкой остановки автобусов в Энгельс (так-то они в основном от вокзала курсируют) считается старейшим жилым зданием в Саратове (поправочка - за оврагом есть
ещё один дом времён на полсотни лет старше):
50.
Первым же гражданским каменным зданием города было Соляное правление (1747), рисунок которого я показывал в прошлой части. Его воздвигли на территории бывшей крепости, "прописавшейся" на этом месте в 1676 году после двух разрушений и переносов. Очертания деревянных стен примерно повторяет нынешняя Музейная площадь неправильной треугольной формы - вместе с Московской улицей головка стрелки, кажущей на Волгу.
51.
От крепости остался Троицкий собор, в 1695-1723 годах отстроенный в камне. Причём стройку его несколько раз посещал бывавший в Саратове проездом Пётр I, и неизменно лупил тут кого-нибудь тростью за лень. Нынешний храм с ощутимо наклонной колокольней, эффектно вписанный в склон - старейшее здание города, ещё одна его константа, но уже не пейзажа, а времени:
52. 2012
Выше собора стоял Старый Гостиный двор (1817-19), от которого открывалась отличная перспектива Московской. Церковь Рождества Богородицы на переднем плане была построена на рубеже 17-18 веков, чуть ли не раньше собора, но к ХХ веку в её облике об этом не напоминало ничего. Вознесенский храм (1848) поодаль стоял на месте той сталинки близ сквера Первой Учительницы.
53а.
Храмы снесли при Советах, а вот Гостиному двору, равно как и Соляной конторе, не повезло ещё раньше - теперь на их месте огромное здание (1907-14) Рязано-Уральской, или в наши дни Приволжской железной дороги - не около вокзала, но на одной улице с ним:
53. 2012
Отсюда обойдём собор по часовой стрелке. Сбоку на храм смотрит Русская классическая гимназия, в которой легко распознать торговый ряд с купеческим особняком - чаще такие строились в последние десятилетия Российской империи, но Саратов был "волжским торговым королём" уже в начале 19 века, и этот комплекс в 1810 году построил местный купец Фёдор Котенев. Спустя десятилетие разросшийся базар и "обжорный ряд" разогнал губернатор, и купец продал здание Синоду, в 1829-31 годах перестроившему его под семинарию. Ну а семинария в свою очередь прославилась тем, что в 1842-46 годах в ней учился герой школьной программы "по лит-ре" Николай Чернышевский.
54.
На углу площади - странное здание, похожее на угловую башню снесённого монастыря. Почти так и есть - это дом причта (1866) Казанской церкви:
55.
Сама Казанская церковь 1720-х годов в облике 19 века красиво стояла над Волгой. А что за храм на заднем плане - я так и не смог разобраться, ближайшая в той стороне вообще Старая мечеть в устье Глебучева оврага, но это вроде бы не она.
55а.
На нижнем углу площади с Московской улицей, первым домом на ней, в прямой видимости с другой стороны от Речного вокзала на Волге - и сам краеведческий музей. Его история та же, что и Русской гимназии: особняк купца Устинова с торговым рядом 1810-х годов, отошедший в 1829 году семинарии в качестве общежития. Музей, основанный в 1886 году, там с 1930 года. По духу от интерьеров до интонаций смотрительниц он безмерно советский, а самые интересные экспонаты я уже показывал - в прошлой части находки ордынского Укека, а
в позапрошлой - тренировочный Як-18, на котором учился летать Юрий Гагарин. Да, ведь именно космическая тема привела меня в Саратов, но в его истории она - лишь эпизод, и в этих 7 постах о космосе не будет почти ничего.
56. 2012
Но главной улицей Саратова была не Московская, а куда более короткая Немецкая, ныне известная саратовцам как просто Проспект. По ней прогуляемся в следующей части.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Челябинская область.
Пензенская область.