Ив Тернон: "Размышления о геноциде" (часть 2)

Feb 28, 2020 21:29

(Продолжение статьи
Ив Тернон: "Размышления о геноциде")

Часть 1 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/5223.html
Часть 2 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/5544.html
Часть 3 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/5674.html
Часть 4 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/6056.html
Часть 5 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/6369.html
...
Геноцид вчера и сегодня

В течение десяти лет я занимался изучением геноцида армян младотурками. Это историческое событие является классическим примером геноцида, но до сих пор обвинительному акту, предъявляемому армянским народом, противостоит упорный отказ турецких властей, пытающихся отречься от груза преступления, не признать случившееся. Однако, за исключением геноцида евреев и цыган, это наиболее несомненный случай геноцида в истории.

Бессмысленно было бы пытаться составить список преступлений геноцида. Как и война, геноцид является для властей одним из средств решения политических проблем вне зависимости от того, действительно ли то или иное меньшинство является препятствием для достижения каких-либо целей правительства либо просто избрано им в качестве козла отпущения, для отвлечения недовольства масс. Определенные сообщества намеренно уничтожались, потому что они противостояли установлению нового порядка - именовался ли он “прогрессом” или “революцией”. Представляется более важным рассмотреть обстоятельства, приводящие к геноциду, нежели само его осуществление; список фактов геноцида прошлого был бы важен, если только он мог бы предотвратить их в будущем. Так как нам так и не удалось дать точное определение существительному, приходится обращаться к прилагательным и говорить об геноцидных обстоятельствах, геноцидных убийствах - эти обороты речи как бы приглушают настороженность, звучат как бы менее обвиняюще, чем существительное.

На протяжении пяти веков вплоть до недавнего прошлого главным “поставщиком” геноцида был колониализм. Он изгонял народы с их территорий, переселял их. Колонизатор, будь он завоевателем или переселенцем, относился к аборигенам как к дикарям, неспособным воспринять цивилизацию. Это оправдывало завоевание, заселение лучших земель и любое поведение в отношении аборигенов - без всяких ссылок на мораль. Политика полного истребления чаще считалась бесполезной и бессмысленной. Уничтожая источник рабского труда, колонизатор подрывал собственную экономику. “Миротворцы” прибегали к кровопролитию, разорению, изгнанию аборигенов на другие территории, вселяли страх, чтобы ускорить порабощение. Аморальная политика насаждения рабства, однако, спасала людей от геноцида. Так в целом происходило в Африке и Азии.

Открытие Америки и Океании, напротив, привело к искоренению туземцев и их культур. Европеец был настолько уверен в своем превосходстве, что даже не воспринимал туземцев как представителей одного с ним биологического вида. Эпоха Просвещения коварно отняла у европейца его “чистую совесть”, раскрыв перед ним непоследовательность его собственного поведения: возможно ли провозглашать себя поборником христианской цивилизации, основанной на любви и братстве, и в то же время разделять идеологию, оправдывающую расовое неравенство?

В Океании европеец просто не задавался вопросом о человеческой природе туземцев. Аборигены Австралии и Тасмании, маори Новой Зеландии были искоренены, чему способствовал характер освоения территорий. В Южной Америке конкистадоры начали с разрушения местных политических систем, физически уничтожив индейских вождей, население было истреблено частично - в количествах, которые можно характеризовать как геноцид, остальные были порабощены. Эта политика проводилась на протяжении трех столетий. Население Южной Америки, по оценкам насчитывавшее в 1492 г. 40 млн. человек, к 1800 г. сократилось до 18 млн. Население Мексики уменьшилось с 25 млн. до 7 млн., это более гигантская потеря, чем вызванная самой страшной эпидемией в истории человечества - чумой XIV века. В странах Карибского бассейна рабовладельческий строй истребил чудовищное количество индейцев. На Кубе, где ежегодные потери населения составляли около 10%, труд рабов поддерживался только жесточайшим кровопролитным угнетением.

Надо, однако, отметить, что основные потери не были напрямую связаны с сознательными акциями. В большей степени колонизаторы неосознанно ускорили вымирание индейцев завозом болезнетворных микроорганизмов в популяцию, не имеющую к ним иммунитета. Сильнейшие эпидемии кори, гриппа, тифа, оспы привели к большим людским потерям, чем жестокость колонизаторов. Невежество колонизаторов привело к тому, что опустошались территории, которые они же могли использовать с большей выгодой - и с меньшими экономическими затратами, и меньшим применением насилия.

В своем страстном обличении Бартоломео де Лас Касас говорил о христианском милосердии, но в действительности предлагал более рациональную колониальную политику. Вместо того, чтобы обращаться с индейцами, как со скотом, и сокращать период их трудоспособности всего до года-четырех, гораздо эффективнее создать для них специальные поселения, где они могут поддерживать свои обычаи и в результате дольше и эффективнее работать. Индейцам в новом многочисленном и смешанном обществе удалось выжить только в качестве рабов. Иначе они были бы просто стерты с лица земли. В связи с нехваткой местной рабочей силы испанские и португальские колонизаторы ввозили ее в огромных количествах из Африки, вербовали, а то и просто захватывали и похищали европейцев.

Постепенно на южноамериканском континенте смешались эти три источника рабочей силы: индейцы, которые как популяция оказались малоустойчивыми, белые, почти столь же легко растворившиеся в общей массе, и чернокожие, которые наиболее прочно укоренились и сохранились, несмотря на огромные потери, которые к 1810 г. составили около 10 млн. человек.

В Северной Америке переселенцы вели себя иначе: прежде, чем завоевывать внутреннюю часть материка, они сформировали новую нацию в прибрежных регионах. Безусловно, вашингтонские власти не ставили целью истребление индейцев Северной Америки, но оно явилось следствием политики насилия, экспроприаций, изгнаний с территорий, депортаций, переселений в резервации. Из четырехсот заключенных к 1868 г. договоров с индейцами ни один по-настоящему не соблюдался.

Общая особенность четырех веков колониализма - порочная ментальность “цивилизатора”. Король, его владыка, предоставлял ему полную свободу действий, и он мог без угрызений совести распорядиться судьбой “антропоидного сброда”. Чтобы завуалировать это и не компрометировать стройную историю цивилизованной Европы, нередко прибегают к семантическим уловкам; так, геноцид эпохи колониализма называют этноцидом, и тем самым делается упор на разрушение культуры, а не на уничтожение людей. Пропасть между угнетателями и угнетаемыми и сознательное усугубление различий между ними - биологических, языковых, религиозных, культурных и общественно-экономических - снимали моральные запреты: убийство становилось доблестью. Жертвы геноцида имели слишком мало общего с преступником, чтобы у него могли появиться сомнения в своем праве убивать. Расизм, являющийся первоосновой этих преступлений геноцида, нес в себе больше равнодушия и презрения, нежели ненависти. Обратив “чистую совесть” европейцев в чувство вины, провозвестники Просвещения вынудили убийц менять ментальность и язык. Признание за всеми представителями рода человеческого равных прав на жизнь, и свободу, рождение понятия общечеловеческого братства несколько пошатнули, но не прекратили практику геноцида.

(продолжение следует)

Часть 3 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/5674.html
Часть 4 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/6056.html
Часть 5 - https://veniamin-zorin2.livejournal.com/6369.html

ив тернон, геноцид

Previous post Next post
Up