Мы заканчиваем первый декадный цикл в нашем новом проекте
"20 век в цвете".
Задача проекта - показать, что вся история прошлого столетия была запечатлена на цветную пленку (пластины), вопрос лишь в том, что 99% из этого богатства пока спрятано от нас в архивах и музейных запасниках.
Я решил показывать годы не в хронологической последовательности, а вперемежку, по одному из каждого десятилетия 20 века. Дело в том, что ещё не все из них закрыты материалом (например, пока не нашёл ни одного цветного снимка для 1900-го), да и зрителям будет интереснее видеть разные эпохи. В первом цикле уже были 1952, 1946, 1971, 1963, 1981, 1926, 1913, 1993 годы. Остаётся первое десятилетие 20 века и мы выбрали для начала 1909 год.
Этот год очень ярко иллюстрирует вышеизложенную мысль про ничтожную доступность исторического фотоматериала. Представьте, в 1909-м уже третий в год в свободной продаже находятся люмьеровские пластинки автохром для любительской цветной съемки, сотни энтузиастов делают такие снимки, их количество за год должно было исчисляться уже многими тысячами штук, но в Сети, в свободном доступе, сейчас можно найти лишь единичные экземпляры. Поэтому весь 1909 год "закрывается" преимущественно снимками одного-единственного фотографа - нашего дорогого Прокудина-Горского. Едва ли на его долю приходился хотя бы 1% отснятых в 1909 году цветные фотографий, но его коллекция оцифрована и выложена в Интернет!
Но мы начнём обзор всё же с автохромов.
В 1909 году вся Европа бредит авиацией: первые аэропланы только-только "встали на крыло", а Блерио уже перемахнул через Ла-Манш! "Англия больше не остров!", кричат заголовки газет. Париж спешит отдать дань моде и открывает большую выставку воздухоплавания:
Здесь хорошо видна технологическая ограниченность метода автохрома: небо совсем не получилось.
Выставка воздухоплавания в Grand Palais, Париж, 20 сентября 1909:
Как видим, в 1909 году тон задавали всё же ещё не аэропланы, а летательные аппараты легче воздуха.
Дирижабль Zodiac III Betheny, фотограф Жимпель (Gimpel), 28 августа 1909:
Мой любимый автохромный снимок: Сюзанна и Андре, дочери Луи и Огюста Люмьеров, 1909:
Как видим, в умелых руках автохром давал иногда совсем неплохие результаты!
Синьора Антонио Люмьер с внуками, 1909:
Как видим, опять представлены далеко не случайные снимки,а именно те, которые подверглись оцифровке и стали достоянием общественности (в данном случае это фотоархив Люмьеров).
Единственная цветная фотография английского короля Эдуарда VII, 1909:
Девушка ткёт ковёр в Алжире (Jules Gervais-Courtellemont, Albert Kahn Collection), 1909:
Теперь перенесёмся в Россию, чтобы насладится цифровым качеством снимков Прокудина-Горского. Ниже представлены несколько его работ 1909 года.
В этом году он отправляется в первую "царскую" экспедицию, по Мариинской системе. Большая часть пути пройдена на пароходе МПС "Шексна". Вот его команда:
Высокое разрешение Вот и сам пароход:
Высокое разрешение Дома рабочих на Ковжинском лесопильном заводе:
Нефтеналивная баржа братьев Нобель на реке Вытегра у деревни Анхимово:
Высокое разрешение Камнечерпательная машина Свирская-2 на одном из участков Мариинской системы:
Общий вид города Белозерска с крепостного вала:
Высокое разрешение Шлюз и плотина на реке Шексне:
Монастырский сенокос:
Высокое разрешение Пожарная команда в Вытегре:
Высокое разрешение Вторая прокудинская экспедиция 1909 года была на Урал.
Вид на Екатеринбург от дачи Начальника Горного Округа:
Высокое разрешение Златоуст:
Высокое разрешение Общий вид на г. Пермь с Городских горок:
Высокое разрешение Паровоз Аа 76 у депо Главных мастерских УГЖД в Перми:
Челябинск:
Высокое разрешение Касли. Формовка художественного литья:
Ст. Симская:
Высокое разрешение Да, люмьеровский автохром и рядом не стоял!
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946,
1947/
СССР-1947, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955, 1956, 1957, 1968, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975, 1976, 1977, 1978, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985, 1986, 1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990, 1991, 1992,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995, 1996, 1996, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.