Всего 29 фото Спасо-Андроников монастырь - рисунок П. Барановского, 1947 год.
В этой четвертой части моего рассказа о Спасо-Андроньевском монастыре мы подробно остановимся на истории многострадального монастырского некрополя. На этом рисунке Петра Барановского мы можем видеть его наброски знаменитого дворянского некрополя Спасо-Андроникова монастыря расположенного около Спасского собора и Церкви Евграфа мученика (семейного склепа Евграфа В. Молчанова). Будет много любопытного и теперь нам под кат.
Некрополь Спасо-Андроникова монастыря
"Андрониково кладбище в Москве считается древнейшим. Начиная с известия о привозе в колодах героев, убитых на Куликовом поле, оно служит местом погребения ряда выдающихся государственных деятелей науки, искусства и литературы. Уже один точно установленный факт погребения на нем Андрея Рублева и Даниила Черного делают его памятником общенародного значения" (Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 35).
О некрополе Андроникова монастыря рассказывать особенно тяжело поскольку он фактически полностью уничтожен в советское время. Стоит упомянуть, что территория обители была гораздо обширней нежели мы сейчас можем видеть. В нынешних границах (на плане ниже) это лишь часть земли монастыря, аристократического некрополя где были захоронены представители многих славных российских фамилий. В нижней левой части плана монастырской территории с метками Барановского (на фото ниже, в верхней правой части плана - заштрихованная область - место чумного захоронения) - Церковь Архангела Михаила с Трапезной палатой смежной с ней, выше над ним - Братский корпус, а в центре Спасский собор. Вокруг него и оформился некрополь; выше над Спасским собором - утраченный небольшой храм-часовня-усыпальница св. мученика Евграфа рода Молчановых (мы её еще увидим на старых фото во всей красе).
02.
На этом почти полном старом плане территории монастыря (на фото ниже) мы видим, что за существующей ныне юго-западной стеной находилось еще одно очень большое старое кладбище (в правой части плана).
03.
Архивный план Спасо-Андроникова монастыря 1903 г. (ВИДА УГК ОИП, Рогожская ч., д. 15. Л. 9). Надпись на плане "кабак" уже поздняя)
04.
Юго-западная стена Андроникова монастыря. Андроньевский проезд. Справа за кадром - территория бывшего обширного монастырского кладбища. Эту монастырскую стену принято считать оргинальной, но построена она в 1962 году: ее возвели, когда территорию некрополя отрезали от монастыря.
Монастырский участок земли в нынешнем виде - лишь третья часть древней обители, а остальную его долю занимал некрополь. Однако и эта треть до сих не передана Церкви, - говорит настоятель Спасского собора Вячеслав Савиных.
05.
Андроньевский проезд. Территория бывшего кладбища Андроньевского монастыря (позже ее занимал ДК "Серп и молот").
В 1930-х, когда стены монастыря, находившегося здесь На фото выше), были разрушены, а сам некрополь - перекопан, буквально из его мраморных надгробий выстроили близлежащий ДК "Серп и молот". На фото ниже он до сих пор в заброшенном аварийном состоянии и находится, как есть "на костях". Здание ДК находится в правой части плана бывшей монастырской территории (фото выше).
06.
ДК "Серп и молот". Июль 2018 г.
Сейчас в нарушение российских федеральных законов на этой территории возводятся капитальные здания частного тира и центра китайской медицины. По данным историков, именно на месте тира с 1919 по 1922 год производились массовые расстрелы граждан. Уже в процессе рытья котлованов массово разорялись старые могилы, а человеческие останки с культурным слоем XV-XIX веков вывозились грузовиками под покровом ночи. "Несколько раз журналисты «МК», активисты и ученые останавливали грузовики, загруженные вырытой бренной землей. Однажды пришлось устроить целую погоню. Водитель машины, которую в итоге остановили на трассе, признался, что рейс - левый. Оно и понятно: санкций на вывоз культурного слоя никто не давал и дать не мог. В общем, грузовик мы развернули, землю он высыпал, а мы потом в ней нашли кости и черепа, которые бережно сложили возле храма неподалеку. После этого больше попыток вывести кости москвичей никто не предпринимал" (MK.RU). Активистами было в результате собрано очень большое количество человеческих костей и 24 черепа для последующего перезахоронения.
07.
Фото: Ева Меркачева.
История с коммерческой деятельностью на этой святой земле так еще и не закончена. Прокуратура РФ определила, что этим занимается Федор Рындин, сын бывшего директора Музея имени Рублева Геннадия Попова. Но никаких практических результатов чтобы остановить стройку до сих пор не достигнуто.
Археологи подсчитали, что в 1400 г., когда у монастыря начали появляться первые захоронения, уровень земли находился примерно на 2,7 м ниже, чем в 2016 году. Выходит, что примерно пятиметровый слой почвы - это могилы, наслаивавшиеся друг на друга на протяжении последних шести столетий. "Сейчас здесь плотные захоронения - до 10 могил на один кв.м, - рассказывает историк, общественный деятель Сергей Карнаухов. - Можно провести эксперимент и копнуть в любом месте. И вот на глубину лопаты можно выкопать останки двух-трех человек. Поэтому все это строительство ведется в прямом смысле на костях".
Однако вернемся к Истории аристократического некрополя Спасо-Андроньевского монастыря.
В XVIII веке монастырь приобретает большую известность благодаря своему некрополю. С давних времен этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати - и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены родители и родственники царицы Евдокии Лопухиной, (которая как уже упоминалось, устроила в монастыре церковь св. Михаила Архангела с трапезной), Барятинские, Трубецкие, Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И. Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.
08.
Памятник кн. И.Д. и Л.Ю. Трубецких. 1833 год.
Кроме этого в монастыре были захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины - цвет российского дворянства. Еще в 1714 году Петр I после битвы при Гангуте отпустил средства на строительство в монастыре именно потому, что на его погосте погребались воины, погибшие в Северной войне. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года. На территории некрополя были похоронены дед "чудо-богатыря" М.А.Милорадовича, П. Демидов - основатель Ярославского лицея, С. Васильев - крупнейший благотворитель Москвы, вложивший в строительство монастыря более 50000 рублей, В.П.Зубов - известный русский ученый-энциклопедист, археолог и нумизмат. В Спасском соборе были захоронены родители Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в тайном постриге монахини Агнии) - выдающейся благотворительницы XIX века. К концу XIX века это кладбище насчитывало около 1000 надгробий московской знати.
09.
Памятник на могиле девицы графини Анны Булгари. 1900 год.
10.
Памятник князю Якову Даниловичу Бибарсову. 1910 год.
11.
Памятник В.Я Жигарева. 1802 год.
12.
Некрополь Спасо-Андроникова монастыря
13.
Некрополь Спасо-Андроникова монастыря
Немного об Андрее Рублеве. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были похоронены, по старым сведениям - в Спасском соборе на том месте, где стояла его колокольня. Есть и другие версии где они были похоронены. В настоящее время их могилы утеряны и существует миф о том, что это произошло после революции. О мифе я рассказывал во второй части.
Церковь Евграфа мученика
На старом кладбище Спасо-Андроникова монастыря над могилами Евграфа Владимировича и его родных по проекту М.Д. Быковского была возведена церковь (усыпальница во имя святого мученика Евграфа, датируемая 1870 или по другому источнику 1874 годом). Евграф В. Молчанов - строитель церкви Троицы на Грязех и церкви Знамения в Ховрине. Церковь стояла на монастырском кладбище, к востоку от ныне существующей ограды монастыря. Храм строился и содержался в дальнейшем на средства Молчановых. Так, в 1909-1914 годах ремонтные работы в нём предпринимал сын Е.В. Молчанова Анатолий Евграфович (1856-1921), видный театральный деятель.
14.
Храм мученика Евграфа
Как свидетельствуют фотографии и архивные документы, храм был выстроен из кирпича и оштукатурен; в его интерьере имелось два яруса: верхний, освященный во имя святого Евграфа, и нижний - склеп-усыпальница. Декор фасадов, изящный и лаконичный, гармонично сочетал в себе элементы разных стилей: древнерусского, византийского, ренессансного, готики. Безусловно, этот нерядовой памятник мемориального церковного зодчества являлся архитектурным центром некрополя и органично входил в живописный ансамбль древнего монастыря. Известно также, что в верхнем и нижнем храмах имелась настенная роспись, иконостасы. Прорубленное в склеп окно украшали цветные стёкла и решетка, гармонировавшие с майоликовой отделкой нижней церкви. Была ли она освящена и как называлась, пока не установлено. В 1930-е годы при уничтожении кладбищ Спасо-Андроникова монастыря Евграфовская церковь единственная из всего некрополя уцелела и почти не пострадала. Её использовали под склад и в спешке разобрали в 1959 или 1960 году при подготовке к открытию музея. Тогда же исчезла с лица земли и могила Е.В. Молчанова.15.
Само место захоронения Молчановых, однако, не затерялось, ибо сохранился фундамент церкви. Он виден и в наши дни засыпанным землей среди берез при повороте прогулочной дорожки к северной стене монастыря (березы в левой части кадра)
16.
Вот здесь на фото ниже можно даже лучше представить для себя эту часовню-усыпальницу - храм мученика Евграфа (с левой стороны от группы берез)
17.
Так что все что мы сейчас видим в виде зеленых лужаек на территории было когда-то местом аристократического монастырского некрополя уровня Донского монастыря.
18.
19.
Общественности известны скандалы и с появлением в этой юго-восточной части территории монастыря ресторана с претенцизиозным названием "Галерея-трапезная "Хлебный домъ в андрониках". Письмом от 10.12.2013 г. Министерство культуры РФ во главе с Мединским согласовало размещение этого "кабака" на территории объекта культурного наследия федерального значения - "Ансамбль Андроникова монастыря". Обескуражтвает и то, что трапезная расположена непосредственно на месте давнего чумного кладбища конца XVIII в., заложенного по именному указу Императрицы Екатерины II на территории Спасо-Андроникова монастыря в связи с чумой 1771 г. Месторасположение этого коммерческого объекта можно определить на плане на фото № 22 (заштрихованная область старого чумного кладбища).
20.
У северо-восточной стены находится скромный деревянный навес-экспозиция над некоторыми находками во время археологических раскопок и прокладки инженерных коммуникаций на территории монастыря в советское время.
21.
22.
Находок не так много и они часто лишь фрагментарные.
23.
Некоторые лежат просто на земле у стены.
24.
25.
26.
Гранитная плита на месте захоронения Федора Волкова основателя Русского театра. Тут следует отметить следующее. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря (монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось.
27.
Надгробный камень монахини Вознесенского монастыря Митрофании. 1804 год. Находится недалеко от Спаского собора.
28.
"Музей имени Щусева на территории Донского монастыря хранит у себя 11 древних надгробий, которые были перенесены с этого кладбища, - рассказывает Сергей Карнаухов. Мы получили от них согласие передать нам эти надгробия для установки над теми могилами, где они и стояли. Это очень известные люди, цвет московской знати".
В будущем православные активисты надеются возродить в обители монашескую жизнь. По их мнению, Спасо-Андроников монастырь способен стать одной из главных православных обителей России. А если удастся остановить кощунственную стойку коммерческих сооружений вокруг, то будет спасен и культурно-исторический облик центра Москвы.
29.
Спасо-Андроников монастырь. 2012 год.
Источники:
Вагнер Г.К. Спасо-Андроников монастырь // Спасо-Андроников монастырь. М. С. 25.
Грабарь И.Э. Зарудный и московская архитектура первой четверти XVII века // Русская архитектура первой половины XVIII в. М., 1954. С. 69.
Дмитриевский А. Архиепископ Еласонский и мемуары его по русской истории по рукописям трапезундского сумелийского монастыря. Киев. 1899. С. 208.
Игорь Святославович Красовский (1936-2009). expertmus. Живой Журнал. 2009-11-20.
Именитым москвичам разрешили упокоиться: восстановлено разграбленное кладбище Андрониковского монастыря. 03.02.2017. MK.RU.
Историческое описание Спасо-Андроникова монастыря / Составил архимандрит Сергий. М., 1865. С. 52.
Кириченко Е.И. Михаил Быковский. М., 1988. С. 182, 188-189 (церковь Евграфа).
Летописи последней четверти XVII в. ПСРЛ. Т. XXXI, М., 1968. С. 204.
Материалы Музея древнерусской культуры имени Рублева.
Остановить застройку кладбища, где захоронен великий Андрей Рублев! expertmus. Живой Журнал. 2016-08-01.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 327-328.
Материал опубликован по благословению настоятеля Спасского собора Свято-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1. Спасо-Андроников монастырь. История обители. Часть 2. Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор. Часть 3. Спасо-Андроников монастырь. Трапезная палата, Церковь Архангела Михаила. Часть 5. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре.