Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Nov 24, 2024 07:17

Глава XXXVI. Музей кружева. Начало экскурсии.

В конце концов, административные проблемы разрешились, и нас зачислили в группу экскурсантов. К нам подошла экскурсовод, представилась и начала экскурсию.

Люди добрые, бывают же специалисты на свете! Дама рассказывала так, что у меня, по-моему, уши удлинились до размера ослиных - настолько интересно рассказывала дама. И это у меня - человека в кружевоплетении совершенно девственного. А среди экскурсантов были, судя по вопросам, люди разбирающиеся. Думаю, им было интересно вдвойне. Но большинство просто изображало скрепер - скребло ковшом челюстью по полу. Ну а дамы и вовсе находились в состоянии близком к трансу. Я их теперь понимаю.

Итак, что вынес ваш покорный слуга из экскурсии. Считается, что кружево в Россию попало с лёгкой руки Петра Великого, вывезшего из Брабанта и кружево и кружевниц, а последние передали своё умение русским мастерицам. В результате этого образовалось две основные школы русского кружева: вологодская и елецкая.



01. Вологодское кружево.





02. Елецкое кружево.

На самом деле, это не так. Точнее, не совсем так. Пётр познакомил Россию с европейскими техниками кружева, но не с ним самим. Кружевоплетение в России известно века, эдак, с XIV, если не раньше, но использовалось оно при оформлении церковных и царских облачений. Для его плетения использовалась тяжёлая золотая и серебряная нить, из-за чего и само кружево выходило тяжёлым. Об этом «высоком стиле» допетровского русского кружевоплетения рассказывается в первом зале.



03. Общий вид первого зала. В центре - кружевница за работой.



04. Кружево допетровского образца из серебряной и льняной нити.



05. Украшенное такими кружевами облачение.



06. Кружевные ленты - мерное кружево. Его продавали аршинами, а ниже - парчовый, украшенный кружевом покровец на потир (чашу для причастия) и митра - головной убор архиерея.



07. Ещё один покровец. Тоже парча и злотое и серебряное кружево.



08. Ещё один покровец.



09. Покровцы и церковные облачения.

Кроме того, в зале рассказывается о труде кружевниц. Та ещё, доложу я вам работёнка. Да ещё основоположница - местная помещица и её отношение к крепостным кружевницам... Нет, не буду я пересказывать эту историю - кара забвением. Но после таких рассказов то, как резали бар во времена Пугачёвщины и Гражданской войны, вопросов больше не вызывает. Если к людям относиться хуже, чем к скоту, они рано или поздно ответят, и ответ будет страшным. К сожалению, главный урок истории в том, что из неё не извлекают уроков...

Но вернёмся к кружевам. Тем более, что в том же зале рассказывается и о зарождении вологодской школе кружевоплетения и его предпосылках.



10. Стенд с валиками коклюшками и образцами мерного кружева.



12. Образцы основных узоров кружевным центров Европы: Испании, Польше, Германии, Франции и Словакии.



13. Ещё



14. И ещё.



15. И ещё.

А предпосылок было три:

  1. Церковное, назовём его так, кружево;
  2. Народное кружево, о котором рассказывают в соседнем зале;
  3. Кружево европейское, завезённое Петром Великим.

Вологодское кружево много взяло и от брабантского, и от французского, и от австрийского и ещё бог знает от какого. Взяло, рассмотрело со всех сторон и переварило.



16. А это вологодское кружево.



17. Репродукция картины Вандермеера "Кружевница".

Подозреваю, что мы должны были сначала осмотреть церковное кружево, потом народное, а потом европейское, чтобы ознакомиться с тремя китами, на которых стоит вологодское кружевоплетение, но произошла накладка, и чтобы не толкаться задами с другой группой, наша экскурсовод изменила маршрут. Так что будем следовать нашему маршруту и посмотрим на народное кружево.

Оно произошло из вышивки. Ну, по крайней мере, использовало те же сакральные народные узоры-обереги. Видимо, когда-то кому-то пришла в голову мысль, о том, что то, что можно вышить, можно и свзязать, а что можно связать, можно и сплести. И началось...

Народное кружево сплетали из самой тонкой и максимально отбеленной льняной нити. Иногда его окрашивали, иногда нет. На фотографиях ниже можно проследить, как развивалось народное кружевоплетение.



18. Наиболее архаичные образцы.



19. Более сложные и изящные.



20. Архаичное мерное кружево.



21. Мерное кружево, на котором уже появилась основная отличительная особенность вологодского кружева, о которой я расскажу ниже.



22.Цветное кружево.



23. Ещё архаичные образцы.



24. А здесь на рубахе уже вполне классический образец высокого стиля кружева, но в народном исполнении.



25. Мерное кружево, уже испытавшее на себе западное влияние. Это кружево сплели в XIX в. в Кадниковском уезде.



26. А это комментировать - только портить.



27. И это.



28.

Очень интересно наблюдать, как западные идеи проникали в народную среду, адаптировались и видоизменялись, порой, до неузнаваемости. Так оно и бывает - взаимопроникновение культур.

Ну, а теперь пора рассказать о различии вологодской и елецкой школ кружевоплетения, а то уже несколько раз обещал. Обе они покоятся на тех трёх китах, о которых я рассказывал выше, но елецкое кружево изначально базируется на европейских образцах, а народные мотивы пришли в него позже - по мере развития. В Ельце не было традиций кружевоплетения. На Севере же, и, в частности, в Вологде - наоборот. Западное влияние накладывалось на существующие традиции народного и церковного кружевоплетения.

Основным отличительным элементом вологодского стиля может считается «вилюшка» - кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). В елецкой и иных русских круживных школах вилюшка выполняется гладкой.

Ну, а теперь немного о том, как плетут кружево. Для этого используют следующие инструменты:

Коклюшки - деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру - это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.



29. Коклюшки в работе.



30. Коклюшки.

Валик - специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.



31. Валик.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик»- специальную подставку, на которую ставится валик.



32. Козлик.

Сколок - что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок - это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.



33. Сколок.

Булавки - ставятся в узлах рисунка. Опорные точки. Собственно вокруг них и плетут нить.

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево - это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Этапы процесса:

  • Создание схемы или сколка, это очень непростое занятие, поэтому в основном им занимаются художники
  • Следующий этап - это наматывание нитей плетения на коклюшки, которые при этом соединяются парами
  • Далее на сколке размещаются булавки, чтобы на них потом можно было наматывать нити
  • Когда нити и булавки подготовлены, ориентируясь по сколку, кружевница создает необходимый узор.

Словом, как я говорил выше - та ещё работёнка. Но, скажите мне когда искусство было простым?

И на этом на сегодня всё. Продолжение следует.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV;

Вологда, Музеи, Чужие картинки, Искусство, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up