Глава XXXVI. Музей кружева. Начало экскурсии.
В конце концов, административные проблемы разрешились, и нас зачислили в группу экскурсантов. К нам подошла экскурсовод, представилась и начала экскурсию.
Люди добрые, бывают же специалисты на свете! Дама рассказывала так, что у меня, по-моему, уши удлинились до размера ослиных - настолько интересно рассказывала дама. И это у меня - человека в кружевоплетении совершенно девственного. А среди экскурсантов были, судя по вопросам, люди разбирающиеся. Думаю, им было интересно вдвойне. Но большинство просто изображало скрепер - скребло ковшом челюстью по полу. Ну а дамы и вовсе находились в состоянии близком к трансу. Я их теперь понимаю.
Итак, что вынес ваш покорный слуга из экскурсии. Считается, что кружево в Россию попало с лёгкой руки Петра Великого, вывезшего из Брабанта и кружево и кружевниц, а последние передали своё умение русским мастерицам. В результате этого образовалось две основные школы русского кружева: вологодская и елецкая.
01. Вологодское кружево.
02. Елецкое кружево.
На самом деле, это не так. Точнее, не совсем так. Пётр познакомил Россию с европейскими техниками кружева, но не с ним самим. Кружевоплетение в России известно века, эдак, с XIV, если не раньше, но использовалось оно при оформлении церковных и царских облачений. Для его плетения использовалась тяжёлая золотая и серебряная нить, из-за чего и само кружево выходило тяжёлым. Об этом «высоком стиле» допетровского русского кружевоплетения рассказывается в первом зале.
03. Общий вид первого зала. В центре - кружевница за работой.
04. Кружево допетровского образца из серебряной и льняной нити.
05. Украшенное такими кружевами облачение.
06. Кружевные ленты - мерное кружево. Его продавали аршинами, а ниже - парчовый, украшенный кружевом покровец на потир (чашу для причастия) и митра - головной убор архиерея.
07. Ещё один покровец. Тоже парча и злотое и серебряное кружево.
08. Ещё один покровец.
09. Покровцы и церковные облачения.
Кроме того, в зале рассказывается о труде кружевниц. Та ещё, доложу я вам работёнка. Да ещё основоположница - местная помещица и её отношение к крепостным кружевницам... Нет, не буду я пересказывать эту историю - кара забвением. Но после таких рассказов то, как резали бар во времена Пугачёвщины и Гражданской войны, вопросов больше не вызывает. Если к людям относиться хуже, чем к скоту, они рано или поздно ответят, и ответ будет страшным. К сожалению, главный урок истории в том, что из неё не извлекают уроков...
Но вернёмся к кружевам. Тем более, что в том же зале рассказывается и о зарождении вологодской школе кружевоплетения и его предпосылках.
10. Стенд с валиками коклюшками и образцами мерного кружева.
12. Образцы основных узоров кружевным центров Европы: Испании, Польше, Германии, Франции и Словакии.
13. Ещё
14. И ещё.
15. И ещё.
А предпосылок было три:
- Церковное, назовём его так, кружево;
- Народное кружево, о котором рассказывают в соседнем зале;
- Кружево европейское, завезённое Петром Великим.
Вологодское кружево много взяло и от брабантского, и от французского, и от австрийского и ещё бог знает от какого. Взяло, рассмотрело со всех сторон и переварило.
16. А это вологодское кружево.
17. Репродукция картины Вандермеера "Кружевница".
Подозреваю, что мы должны были сначала осмотреть церковное кружево, потом народное, а потом европейское, чтобы ознакомиться с тремя китами, на которых стоит вологодское кружевоплетение, но произошла накладка, и чтобы не толкаться задами с другой группой, наша экскурсовод изменила маршрут. Так что будем следовать нашему маршруту и посмотрим на народное кружево.
Оно произошло из вышивки. Ну, по крайней мере, использовало те же сакральные народные узоры-обереги. Видимо, когда-то кому-то пришла в голову мысль, о том, что то, что можно вышить, можно и свзязать, а что можно связать, можно и сплести. И началось...
Народное кружево сплетали из самой тонкой и максимально отбеленной льняной нити. Иногда его окрашивали, иногда нет. На фотографиях ниже можно проследить, как развивалось народное кружевоплетение.
18. Наиболее архаичные образцы.
19. Более сложные и изящные.
20. Архаичное мерное кружево.
21. Мерное кружево, на котором уже появилась основная отличительная особенность вологодского кружева, о которой я расскажу ниже.
22.Цветное кружево.
23. Ещё архаичные образцы.
24. А здесь на рубахе уже вполне классический образец высокого стиля кружева, но в народном исполнении.
25. Мерное кружево, уже испытавшее на себе западное влияние. Это кружево сплели в XIX в. в Кадниковском уезде.
26. А это комментировать - только портить.
27. И это.
28.
Очень интересно наблюдать, как западные идеи проникали в народную среду, адаптировались и видоизменялись, порой, до неузнаваемости. Так оно и бывает - взаимопроникновение культур.
Ну, а теперь пора рассказать о различии вологодской и елецкой школ кружевоплетения, а то уже несколько раз обещал. Обе они покоятся на тех трёх китах, о которых я рассказывал выше, но елецкое кружево изначально базируется на европейских образцах, а народные мотивы пришли в него позже - по мере развития. В Ельце не было традиций кружевоплетения. На Севере же, и, в частности, в Вологде - наоборот. Западное влияние накладывалось на существующие традиции народного и церковного кружевоплетения.
Основным отличительным элементом вологодского стиля может считается «вилюшка» - кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). В елецкой и иных русских круживных школах вилюшка выполняется гладкой.
Ну, а теперь немного о том, как плетут кружево. Для этого используют следующие инструменты:
Коклюшки - деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру - это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
29. Коклюшки в работе.
30. Коклюшки.
Валик - специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.
31. Валик.
Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик»- специальную подставку, на которую ставится валик.
32. Козлик.
Сколок - что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок - это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.
33. Сколок.
Булавки - ставятся в узлах рисунка. Опорные точки. Собственно вокруг них и плетут нить.
Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево - это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.
Этапы процесса:
- Создание схемы или сколка, это очень непростое занятие, поэтому в основном им занимаются художники
- Следующий этап - это наматывание нитей плетения на коклюшки, которые при этом соединяются парами
- Далее на сколке размещаются булавки, чтобы на них потом можно было наматывать нити
- Когда нити и булавки подготовлены, ориентируясь по сколку, кружевница создает необходимый узор.
Словом, как я говорил выше - та ещё работёнка. Но, скажите мне когда искусство было простым?
И на этом на сегодня всё. Продолжение следует.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;